SVA-5 Savoya-Verduzio-Ansaldo

AirMax

Привет, коллеги!
Огромное спасибо за поддержку! Продолжаем постройку. Но сперва немного аллегорий что пришли мне в голову.

Всем доводилось видеть такую картину: знакомый дворовый пёсик, давно уже “хозяин”, лежа под солнцем в пыли изредка полаивает то на непонравившуюся проезжающую машину, то на детишек, то на мужчину из соседнего подъезда которого невзлюбил (за что не знает) еще щенком. Что то не нравится ему, да и просто надо себя обозначить. Так в томлении он проводит день, и под вечер, со скуки, каждый раз оббегает свой двор и соседние не забывает. Где то гавкнет, где то тявкнет, а где и косточку перехватит. Но нет ничего лучше чем услыхать как за углом его товарищи, такие же дворовые, затеяли брехню. Вот тут наш герой бежит со всех ног! Приосанившись, не разбирая причины, ввязывается он в дружный хор. Повезет - прогонит кого, не повезет - морду расцарапают. А какая разница ему? Все хорошо, а вечер этот просто замечательно удался! Он привык к этому и по другому не мыслит, не представляет. Да и зачем?! Он давно уже герой двора и ничего его не страшит!
Кто ругаться станет и прогонит его сердито, кто окно закроет что бы не слышать, добрая душа пожалеет и прикормит чтоб не лаял.
И тот сделает правильно, кто пожалеет! Ведь все равно будет бегать и будет лаять… Так оно устроено бедное, и не переделать, и не избавиться. Да и свой он, этот пёсик, дворовый!!!

Продолжаю подготовку к сборке крыла. Уже есть с чего начать и руки чешутся. Но все же заставляю себя подготовиться основательно, полностью сделав комплектующие. Делаю сразу два комплекта на обе консоли.
Это мало интересно, но обещал подробно - значит подробно! Это корневые нервюры. Склеены из двух. Одна с окнами облегчения.

Это усиливающие вставки.

Так они устанавливаются в некоторые нервюры.

А это оправка для изгибания фанеры на лобик крыла. Кстати, удивительным образом, и к моему огорчению, только на этом экземпляре самолета лобик крыла зашит фанерой. Нигде в описании этого типа самолета ни в чертежах такое не встречается. Все его собратья, включая тот что я видел в Турине имеют тканевую переднюю часть крыла и по две полунервюры между основными. Мой же самолет отличается не только наличием фанеры, но и только одной полунервюрой между основными нервюрами. Вот как важно, если затевается хорошая копия, заранее выбрать конкретный и “живой” прототип. Если бы я лично не видел настоящий самолет, не сфотографировал, и не нашел бы этой особенности, я бы сделал не правильно.

А это фанера на оправке. Смочена, зажата, примотана. Сушится. Привыкает.

Элемент образующий смотровой вырез в крыле ближе к фюзеляжу. Тоже на оправке сделан.

Ну и прочие глупости о которые я даже не фотографировал.
Остается только законцовка крыла. Но ее нужно делать по месту. Я все таки нашел для нее тонкостенную трубку из нержавейки. Но это чуть позже.

А дальше самое интересное! Сборка крыла. Эта работа не должна вызвать трудностей так как я все четко рассчитал и продумал. По моему плану должна быть именно сборка. Без всякой подгонки на месте. Такую задачу я перед собой поставил. Вот и посмотрим, выйдет у меня это или нет! Мне жутко интересно!

И, возвращаясь к плохому, прошу МОДЕРАТОРА раздела внимательно почистить всё не относящееся к делу! Оставить моделизм, добрые отношения, приятных и заинтересованных людей. Больше спасибо!

Виталий75

Максим, тема очень хорошая. У Вас есть чему поучиться, таким начинающим как я.))))))) Жду продолжения.

AirMax

Привет всем!
Сборка началась! Изготовлен стапель из 12 мм фанеры и алюминиевой трубы-квадрат 25х50 мм. Уложен чертеж. Хоть нервюры и оснащены полками, но являют из себя довольно гибкое изделие. Что бы их урезонить, требуется закрепить с двух сторон. Думал как это сделать, и на глаза попались мебельные уголки. Деревянные были бы более кстати, но эти стальные оказались хорошей находкой - более практичные и универсальные. А потом, их можно использовать и в следующий раз и в домашнем хозяйстве. Стоит такой уголок 10 рублей за штуку, так что не накладней чем фанера, да и надежней.

В качестве лонжеронов приняты карбоновые трубки. Передняя кромка так же из тонкостенной карбоновой трубки. Толщина стенки 0,5 мм.

Кто-то скажет что мол не вяжется старинная конструкция и новейшими материалами. А я скажу что задача стоит сделать не только копию самолета, но и спортивный снаряд. И такой прочности и легкости при подобных сечениях добиться традиционными материалами невозможно. А еще, процесс сборки упрощается многократно так как позиционирование не затруднительно.

Установлены раскосы. Сборка ведется на циакрине по двум причинам. Карбон приклеить надежно другим клеем невозможно и циакрин позволяет наиболее надежно скрепить плотно притертые друг к другу детали не сдвигая их. Кроме того, все крыло собирается на “сухую”, выверяется, устраняются все места где детали могут чрезмерно тереться или возникает напряжение. Одним словом, все элементы установлены плотно, но без каких либо усилий. И только потом прокапываю все соединения клеем. Такой подход дает гарантию что вынув крыло из стапеля я не получу сюрприз в виде перекрученного изделия.

Установлен вот этот элемент. Не знаю есть ли у него собственное название. Но вы его видели раньше.

Кстати, моя затея со сборкой пока получается. Пока все сходится без дополнительной доработки.

majoro

Мечтал подобный подход реализовать на Ан-2. Но, уж очень много их (Ан-2) уже летает. Максим, молодец!

ДедЮз
majoro:

Мечтал подобный подход реализовать на Ан-2. Но, уж очень много их (Ан-2) уже летает. Максим, молодец!

Интересно очень, за истекшие 40 лет, хоть одна модель Ан-2 приблизилась по стенду к модели Чаевского?

Horizont

Крастоень то ! А самолетик то не маленький получается !

А почему уголки покупал, сам согнуть не мог ? Сталь 6-ка осталась поди от кондуктора ? Не порядок, что люди скажут ?😃

Щорс

Классная работа, Максим, слежу с интересом.

[QUOTE=AirMax;6906460]
Карбон приклеить надежно другим клеем невозможно и циакрин позволяет наиболее надежно скрепить плотно притертые друг к другу детали не сдвигая их.
QUOTE]

А смолой будет не надежно? Я как-то циакрину не доверяю - так, прихватить на скорую только.
И еще одно сомнение - профиль крыла. Лично на таких не летал,… как то стремно для моторной модели - профиль с большой подъемной силой. Мне кажется, модель будет очень сильно реагировать на “газ”, стремиться задрать нос. И в ветреную погоду будут вопросы.
Да, копийно, но все-таки рабочие качества модели должны быть на высоте.
Хотел-бы ошибаться в данном случае.

AirMax

Спасибо, Валентин!

Иосиф, я не знаю как там с Ан-2! Может быть я и сделал бы копию этого самолета. Удивительный он! На земле он мне видится ужасным уродцем, а в воздухе очень грациозен. Редкое сочетание. Но не стану делать никогда по тем же причинам что описал Валентин. А приблизился ли кто к Чаевскому, надо спросить в соответствующей ветке. Их тут на форуме несколько. Вот вам бы и провести там ЛикБез с описанием модели и поближе познакомить с личностью Чаевского. Или открыть свою тему с описанием знаменитых моделей - копий и их создателей. Описать конструктивные особенности, истории и байки прошлых лет. Случаи на соревнованиях смешные и не очень. Почти мемуары. Это всегда почетно и вызывает живой интерес. Вам наверняка будет что рассказать. У вас огромный жизненный запас! Всем будет интересно и полезно. И я с удовольствием почитаю.

Саша! Так как самодельные уголки мне делать не хочется, я как человек честный, укажу в декларации перед стартами что использовал покупные серийно изготовленные детали для стапеля. А там что будет, то будет! Баллы конечно потеряю…

Сергей, прежде чем применить циакрин, не смотря на то что я его свойства знаю на отлично и применяю его часто, я еще раз проверил. Приклеил трубки что применяю к фанере что использую. В результате, я фанеру обламывал вокруг трубки. Смолу даже не собираюсь пробовать, так как знаю, что смола будет скалываться с карбона даже если его предварительно прошкурить. Потом, при том способе что я выбрал, смола даже если и смачивала хорошо поверхности являясь надежной, ничего хорошего не получилось бы. Следите дальше за темой и вы увидите что одним циакрином не обойдется. Все сомневающиеся будут удовлетворены.
В части профиля. Профиль крыла ужасен по своей сути, не говоря уже про аэродинамические характеристики. И если бы я строил полукопию, обязательно заменил бы его на что то более подходящее. Но в данном случае строится копия. И профиль построен в масштабе с оригинального чертежа 1918 года. Сто лет! При применении другого профиля расхождение с прототипом будет явно заметно. По этой причине выбора у меня нет. Модель моя очень большая и рассчитываю что летать будет очень похоже на настоящий самолет. Профиль крыла не станет причиной плохого поведения модели.

Denis_71

И трубки небось правильные , не экструзия, судя по толщине стенки. Такой лонжерон и не отремонтируешь малой кровью. Может для снаряда это не всегда плюс?

Рискнул написать в АПРЕЛЕ😍

AirMax

Абсолютно верно! Трубки правильные! Денис, при постройке я всегда думаю о дальнейшей эксплуатации и ремонтнопригодности. К примеру, я всегда делаю съемным хвостовое оперение. Даже на АРФ предусматривающих клеевое соединение. Это усложняет работу но, при необходимости, сильно помогает сберечь силы. В данном случае твои опасения напрасны. Что бы хоть как то повредить такой лонжерон, модель надо влепить в стену или землю. При этом общие разрушения будут такими, что лонжерон уже не имеет смысл даже рассматривать как предмет починки. Основные параметры по которым я прибег к этому решению все таки технологичность, вес, прочность при заданном сечении.

P.S. Про Апрель не понял! В чем решительность? Приметы… Верования… Обеты… Самодисциплина… Что апрель-то?

Vertolet4ik

Максим! Начитавшись Ваших тем, может и решусь когда-нибудь построить симпатичный мне Airco D.H.2, после завершения спитфайра, ибо тоже испытываю интерес к самолетам первой мировой. И вопрос по #256: раскосы тоже есть на прототипе или Вы это из соображения жесткости конструкции сделали?

Дим_Димыч

Странные мысли приходят ночью. Макс, а обшивка на просвет достаточно плотная, не будет чернота карбона светить из под нее?

VN_59

Максим! Посмотрел фото сборки крыла- возбудился)) Cнова стал поглядывать на свой временно брошенный DR)) Отличная работа!

AirMax

Сергей, ваш Airco DH2 отличный прототип и живые самолеты есть с отличной видеосьемкой полета, и в статике фото хорошие. Но вот что вы станете делать с открытым ротативным мотором да еще и с толкающим винтом? Только электровариант! Тогда куда спрятать батареи? Где взять звук? При желании можно все, конечно, сделать. Но прежде надо хорошо подумать как…

Я смотрю, что не только мне не спится. Что поделать, ночью мне работается продуктивней. Вот и тебя, Дима, посещают правильные мысли!
Вот фотографии из интернета сделаные в солнечную погоду. Обратите внимание на четкую видимость всего внутреннего устройства крыла.

Вот еще.

Мои фото пришлись на пасмурный день. И внутренности не так заметны, хотя тоже, кому надо увидит легко. Эксперименты показали что от цвета раскоса интенсивность на просвечиваемость не меняется. Или меняется не значительно. Большее влияние имеет внешняя освещенность.
Конечно, при таком раскладе приходится учитывать расположение раскосов и их толщину. Под таким девизом прошло воспроизведение законцовки крыла. Сделана она из нагартованой нержавеющей трубки. В места изгиба вставлена алюминиевая проволока. Пропаивается на месте. Для этого вставлены временные стальные раскосы. Паяю серебром. На месте.

Затем снимаю и немного шкурю для придания товарного вида.

И окончательно устанавливаю на свое место. Уже с карбоновыми трубками. Для справки: при габаритной длине в 560 мм, вес изделия составил 8 граммов.

MIM

Красивая работа. Как здорово, что пред глазами фото с оригинала. И работать приятно и тупиковых вопросов в изготовлении гораздо меньше. Наверное…

yablokov
ДедЮз:

Интересно очень, за истекшие 40 лет, хоть одна модель Ан-2 приблизилась по стенду к модели Чаевского?

Думаю нет…

Horizont

Максим, а как будет крепится трос ( задняя кромка ) к нервюре ?

AirMax

Саша, ты конечно забегаешь чуть вперед. Устройство задней кромки я оставлю на момент перед самой обтяжкой. Как показала практика, за время хранения можно помять проволоку и прочее. Потом ее муторно выравнивать. Я не стану применять тросик или другие мягкие материалы. Очень тяжело сохранять форму при обтяжке. Пока не решил, но сейчас делаю ставку на 1 мм алюминиевую проволоку. Крепится проволока стандартно на настоящих самолетах. При помощи стальной скобы и прибивается к нервюре двумя гвоздиками. Так мне сделать не удастся, и я применю отработанную технологию. Скобка будет сделана из бумаги и на месте приклеена на жидкий ЦА. Пропитана ЦА. Держит хорошо. К сожалению, у меня нет фоток этого узла SVA-5. Но есть Aviatik D1. Узлы очень похожи. Обратить внимание надо на самый кончик нервюры.

А я немного продвинулся. Натянул тросики. Натяжку производил без тендеров. В ручную. Тут не столько важно как сильно они натянуты. Важнее что бы они были натянуты одинаково. Ориентироваться тут следует на звучание. Я настроил на ноту “МИ”. Кстати, эти тросики вовсе не являются бутафорскими и несут реальную нагрузку.

Davron
AirMax:

Я настроил на ноту “МИ”

Какой октавы?

Vertolet4ik
AirMax:

Натянул тросики. Натяжку производил без тендеров.

Максим, а можно узел крепления покрупнее показать, интересует проушина на карбоне и сам коуш…