Как жене начать летать F4H/C/G

dima043

А может жена хочет таким образом постепенно избавить Вас от всех ваших самолетов как от прямых конкурентов в провождении времени…

fed

…самое главное в обучении - не дать погаснуть первому порыву. Для этого должна быть значимая, но достижимая цель и пусть небольшие, но реальные успехи во время обучения, которые очень стимулируют к дальнейшему освоению. Это я знаю по своему опыту.
И для меня это тоже был определенный вызов - научить взрослую, состоявшуюся женщину:P тому, чему мальчишки учатся очень быстро.

Главная цель - копийные полеты по комплексу F4H/C/G
А промежуточные успехи должны достигаться правильно подобранной летной техникой…

_______
Лодка свое полетала - практически два сезона полноценной эксплуатации. Мне очень нравился ее характер и я ее очень часто брал в поле. С руки она стартовала великолепно, а высокорасположенный винт абсолютно исключал любые поломки на любой ВПП. Летала, как по мне, весьма копийно. Можно было делать исключительно ровные и медленные проходы вдоль полосы, на минимальной высоте. Никаких предпосылок к сваливанию, ни на каких режимах. Делала все базовые фигуры копийного комплекса весьма достойно. При размахе 1300мм и весе около 1100гр., на моторчике типа 28-30, и с 2200мА летала до 10 - 15 мин.
В общем - идеальный тренер и самолет для релакса.
И ее можно было бы легко восстановить - разбит нос и хвост отломался . Ремонта, по большому счету - ну на час. (потолочка).
Но мне она уже поднадоела, да и ремонтировать не очень люблю.

После реальных полетов и шока от разбитой лодки (Как с небольшой высоты столько разрушений!! И вообще куча соплей!😁) у жены кардинально меняется отношение к симулятору! Все в нем надо делать как в реале, в плане ответственности.
Предельно четко ставится полетное задание : взлет, ровный пролет по коробочке, посадка к ногам. И так 20 раз, без поломок. Самолет выбрали САР-232 (3м) с сильно зажатыми расходами.

Появляется идея - построить некоторый этапный процесс вхождения в тему копий.

Думаю, что нужно немедленно делать полу-----полу-копию для реальных тренировочных полетов. Лучше две!😎😍

Беглый обмер оставшихся целых консолей показал, что они могут стать донорами для полу-полу—полу–копии самолета BD-4 - одного из самых любимейших моих прототипов из семейства “летающих чемоданов”. Размах будет в пределах 1300мм - очень транспортабельно без разборки для минимальной предполетной подготовки. Быстрая постройка из потолочки. Геометрия прототипа с некоторой коррекцией в сторону тренера. (этап 1 летного обучения)

Вторая полу—полукопия будет Pilatus Porter PC-6 B2-H4 . Также он в числе моих “любимчиков” Ну обожаю я его! Летает он просто сказочно. По крайней мере, так летал мой 1.5метровый бальзовый Pilatus 10 лет назад. Летал на нем чемпионате по копиям 2006. Сейчас он будет побольше - в районе 1700мм. Тоже пенопласт, но чуть больше копийности. Геометрия - практически копийная. Добавляются действующие закрылки. (этап 2 летного обучения) В принципе, эта модель уже сможет слетать в классе F4H, для получения первого опыта.

Дим_Димыч

Подход весьма правильный, только не забудьте сразу приучать ученицу работать газом, рулем направления и летать как левым так и правым кругом. А то часто встречаю левокругих и безрудерных)))) А в копийном полете без рудера и работы газом никуда.

ANT53
fed:

Вторая полу—полукопия будет Pilatus Porter PC-6 B2-H4

Балуешь ты свою жену),но видно она этого достойна.

Щорс

сразу на копиях? (пусть и полу-полу-)… я сильно сомневаюсь.
Может для начала простенький тренерок? (типа кальмато) что-б за неделю времени и три копейки.
А АИРы как-же?

Санек301
Щорс:

сразу на копиях? (пусть и полу-полу-)… я сильно сомневаюсь.
Может для начала простенький тренерок? (типа кальмато) что-б за неделю времени и три копейки.
А АИРы как-же?

Да , уж точно ! Или это пиар , или научите и мою жену летать на джет - копии (Желание есть ) , или это очередная тупиковая тема от fed-а … Лично я сам научился рулить RC за одно лето и без всяких симуляторов в свое время . Симулятор мучил только для полетов на вертолете - там без сима никуда.
Тема топикстартера весьма странная и вряд-ли она соответствует этому разделу .ИМХО.

Щорс

Лично мне тема нравится. Просто, по моему опыту, начинать нужно с простого, летучего, недорогого (для жены важно) самолета. Моя супруга боялась летать именно потому, что жалела мои труды.

3DSMax
Санек301:

Или это пиар

Александр, вы считаете, что fed-у с его давно заслуженным авторитетом нужен пиар???!

Санек301
Щорс:

Лично мне тема нравится. Просто, по моему опыту, начинать нужно с простого, летучего, недорогого (для жены важно) самолета. Моя супруга боялась летать именно потому, что жалела мои труды.

Так это естественно ! Смысл этой темы здесь абсолютно не понятен .

3DSMax:

Александр, вы считаете, что fed-у с его давно заслуженным авторитетом нужен пиар???!

Если не пиар , то напомнить о себе .😃 Простые самолеты-тренеры “авторитетов” уже не канают ?

fed

… пользуясь возможностью сделать полетный тренер для жены , я в том числе, удовлетворяю и свои меркантильные интересы:
Ну очень мне нравится BD-4 . Причем с июня 1979 года. Именно тогда, впервые я увидел на страницах чешского Modelara резиномоторные копии самолетов Jima Bede BD-1 и BD-4 1/20 от Антонина Алфери - одного из мировых гуру по миниатюрным копиям. Это была любовь на всю жизнь. Много раз BD-4 делался в резиномоторном варианте в разных масштабах. Была и радиоуправляемая полукопия с возможностью сброса “Бурана” с борта. Очень летучий самолетик. Несмотря на брутальность квадратного фюзеляжа и относительно маленькие крылышки.
Джиму Беде удалось каким-то удивительным образом, из плоских панелей создать очень гармоничный облик BD-4 . Кит - наборы этого самолета воплощены в летающие 2-х и 4-х местные самолеты минимальной размерности. Размах 4-х местного самолета составляет всего 7.8 метра!
Не менее мне нравится и BD-1. Он не имел столь громкого успеха, как BD-4 и Джиму Беде не удалось наладить его выпуск, но зато этот проект был продан фирме Груманн и на его основе появился легкий двухместный низкоплан АА-1, выпущенный потом большой серией.

Развивая идею летного парка копий на следующий сезон, было решено также сделать бальзовые полукопии BD-4 и BD-1 по классической технологии, причем каждый в двух экземплярах для совместных синхронных полетов.

Итак планируемый летный парк полукопий :

  1. полу…полу-копия BD-4 - тренер (пенопласт) Первый этап обучения
  2. полу… полу…полу…контурная копия Як-18ПМ (пенопласт) Второй этап обучения
  3. полу … полу-копия Pilatus Porter PC-6 B2-H4 (пенопласт) Третий этап обучения по летной программе F4H
  4. полукопия BD-4 (бальза) 2шт. Тренировочные полеты F4H (неманевренные самолеты) Синхронный пилотаж
  5. полукопия BD-1 (бальза) 2шт. Тренировочные полеты F4H (пилотажные самолеты) Синхронный пилотаж
ANT53
Санек301:

. Лично я сам научился рулить RC за одно лето и без всяких симуляторов в свое время .

Санёк тристаодин,тут похоже ты сам себя пиаришь!

fed

Итак, Тренер - полу------полу-копия BD-4

Возможно информацию о нем надо бы давать в другом разделе, но здесь мне показалось это будет уместней, тем более что к копиям будем дальше приближаться семимильными шагами (я надеюсь)😛

Постройку практически не фотографировал, пенопласт давно освоен всеми, все отработано и проверено на десятках моделей.
Собственно и строился фюзеляж с оперением только. Консоли то у нас трофейные от лодки.😁

Все это заняло чуть больше недели , и … три копейки… 😛

Консоли, естественно на моих любимых деревянных штырях, которые сберегли уже не счесть, сколько консолей от разрушения при ударах😒

противоштопорные стабилизаторные форкили (форстабилизаторы):

Профиль стабилизатора толстый - самолет летает гораздо приятней - давно проверенно.

Ну а консоли от безвременно усопшей лодки, правда еще не обрезанные по типу BD-4. Классический Clark-Y 14%

“ВD-4 тренер” был успешно облетан на “День Авиации” на ВПП Спас-Загорье.

Получился очень комфортный, я бы даже сказал “релаксный самолет”
От лодки перешла великолепная летучесть, от BD-4 узнаваемый облик и некоторая “брутальность” фюзеляжа.
К слову, сказать уменьшен мидель фюзеляжа по ширине, по сравнению с прототипом. Чуть увеличено ГО и ВО по удлинению. Консоли крыла также имеют несколько большее удлинение к прототипу. Также добавлено немного поперечное V крыла.
Также добавил подкосы, которых нет на прототипе, но были на лодке. Для тренера они очень не помешают!

И сделано гораздо более мощное шасси с увеличенным диаметром колес от прототипа. Для нашей травянной взлетки, это крайне важно при освоении взлетов-посадок

Ну а дальше будет интересней…😁😛

Санек301
ANT53:

Санёк тристаодин,тут похоже ты сам себя пиаришь!

Аэнтэ пятьдесяттри , это чтиво как раз для тебя ! Читай внимательно и не отвлекайся !

fed

Спасибо всем за высказанные мнения по поводу того, каким должен быть тренер для полетов.

Немного моих размышлений по поводу тренера для полетов.

Покупные АРФ однозначно не для нас:P. Глупо тратить деньги на то, что можно сделать самим, при этом получая удовольствие.
Проектирование и постройка всегда для меня были наиболее интересной частью всего процесса.

ПЛАНЕР неплох для обучения, но он слишком инертен, на нем надо правильно лететь, чтобы это было удовольствием. Как-то давал жене рулить мотопланером, она вообще не почувствовала связи пульта с реакцией планера.
Второй момент - он хорошо виден над головой, а на удалении, на малой высоте тонкая селедка фюзеляжа вообще не видна нетренированному пилоту.

ПИЛОТАЖКИ. Да, возможно, но есть несколько но… Они тоже тонкие и тощие и плохо идентифицируемы по геометрии в полете(верх\низ). Несколько другая реакция от руля направления, по сравнению с высокопланом и бипланом, где руль направления является одним из главных рулей.
В чем абсолютно солидарен с ДимДимычем, что надо изначально на копии летать с рулем направления.

Пилотажка должна быть в тренерском летном парке, но чуть позже и как дополнительный инструмент летного обучения после получения базовых навыков.

КЛАССИЧЕСКИЕ ТРЕНЕРЫ как правило, все худосочные и некрасивые, а мы все же получаем эстетическое наслаждение, поэтому лететь должно то, что приятно глазу и это очень важно психологически.

ЛЕТАЮЩИЕ КРЫЛЬЯ также отбрасываются на первом этапе, как абсолютно не идентифицируемые по геометрии , не похожие на классический самолет и не обладающие, как правило РН.

Итак каким же должен быть тренер по моему скромному мнению?

РАЗМЕР имеет значение. Он не должен быть маленьким. Ну как минмимум 1200 - 1300мм. Этот габарит позволяет транспортировку без разборки, что крайне важно, так как времени на предполетную подготовку не хочется тратить вечером после работы, когда светлого времени и так в обрез.
Динамика такого размера вполне уже удовлетворительная для первоначальных полетов. Видимость модели также.

ФЮЗЕЛЯЖ должен быть большим, брутальным, жирным, характерным, легко идентифицируемым в любом ракурсе. Должен быть высокий киль, большой различаемый фонарь и характерное шасси с большими колесами, также помогающие правильной геометрической идентификации в любом ракурсе.

ВЫСОКОПЛАН все же считаю более предпочтительным вариантом на первичном этапе. У него особая реакция на РН и надо учится пользоваться РН с первых минут обучения. Поперечное V может быть несколько избыточным вначале, но затем уменьшаемое, вплоть до 0.
Высокоплан уже по сути своей летит важно, копийно и вальяжно, великолепно идентифицируем по верху\низу геометрически, так как окраска в пасмурное и вечернее время помогает мало.

ОКРАСКА должна быть очень простой, но очень хорошо различающая верх/низ. Лучше снизу что-то ярко-оранжево-флюресцентное (такое будет и на нашем тренере)

Есть ПРОТОТИПЫ, которые на мой взгляд, ну просто идеально подходят на роль такого тренера, практически в исходной геометрии.
Это, конечно же PILATUS PORTER PC-6. У него идеальные соотношения аэродинамических площадей и плеч для надежного и комфортного полета.
Таких прототипов много, и в том числе мой любимый BD-4, который имееет ну просто шикарный, брутальный, толстый фюзеляж!

МАТЕРИАЛ тренера. Наверно оптимальным вариантом будет потолочка или подложка под ламинат в плане быстроты постройки и ремонтопригодности.
Но только не нужно на тренере ничего зверски усиливать! Он должен иметь логичную силовую схему - прочное, надежное, простое шасси, но имеющее возможность легко выломаться при грубой посадке без разрушения планера. Ломаться должны те места, которые мы сами считаем что их легко склеить назад. При ударе ничего не выдержит. Хоть обтянутое бумагой, скотчем, стеклотканью. Но голая, покрашенная потолочка при трещине восстанавливается в момент, а вот обтянутый фюз уже получит внутренние деформации под обшивкой, гораздо труднее восстанавливаемые.
А вот лонжерон должен быть прочным - на нем вся жизнь.
А вот штыри крыльев - деревянные - великолепно держат летные нагрузки, но легко ломаются при ударе, спасая консоли от разрушения. Восстановить их - минутное дело.
Хвост - максимально легкий, облегченный, невесомый. Это залог того что фюзеляж не сломается при ударе!

Главный залог безопасности тренера при ударах - это малый вес (как следствие малые моменты инерции компонентов, не дающие сами себя сломать), маленькая удельная нагрузка (в районе 30г/дм2), (как следствие малая скорость полета) дающая время на реакцию и снижающая усилия при ударе.
А вот двигатель должен быть сравнительно мощным, дающим возможность противостоять ветру и вырулить из критической ситуации.

PS/ Именно таким и получился наш BD-4 Тренер для начального этапа обучения копийным полетам…😁

Terranozavr
Orel:

Заинтриговал , что же ты предложишь для становления на крыло женщинам?

тему надо было начинать после 23 февраля, в предверии 8 марта 😃 глядишь, летающих семей прибавилось бы 😃

EVIL
fed:

ФЮЗЕЛЯЖ должен быть большим, брутальным, жирным, характерным, легко идентифицируемым в любом ракурсе. Должен быть высокий киль, большой различаемый фонарь и характерное шасси с большими колесами, также помогающие правильной геометрической идентификации в любом ракурсе.

Вот вы сами подвели к тому, что учиться надо на жабах, т.е. транспортниках.

fed

Костя, я обожаю толстопузые транспортники, можно даже меня не уговаривать.😁 Всю жизнь мечтаю сделать Ан-10. Красивей машины просто нет! Но надо к этому еще созреть. Маленького не хочу.😁

fed

Ну что ж тренер есть, можно начинать тренировочные полеты.
К этому времени уже есть налет на симуляторе …
Первые полеты на тренере делаем в следующем режиме :
Взлет мой, набор высоты, полет по большому левому кругу, передача передатчика в момент, когда самолет летит от себя .
Самостоятельный полет левым или правым виражом перед собой. Стараемся не залетать за голову.
В критической ситуации (уход самолета на значительное расстояние , явный блуд, маленькая / большая высота) тут же корректирую полет, не забирая передатчика.
Передача передатчика и моя посадка.
Так отлетали несколько полетов.
… и опять моя ошибка. Немного расслабился, видя что все идет успешно. недопустимо малая потеря высоты, разворот на себя правым виражом и легкий блуд… высоты крайне мало, не успеваю перехватить, кричу что делать, но это только усугубляет ситуацию. Газ вроде успели сбросить, самолет вошел в дерево…
Практически все цело - чуть подломилась обшивка консоли без разрушения лонжерона. Армированный скотч … и можно лететь . Полетел, проверил, все нормально, но настрой для обучения потерян.

Мандраж, боязнь зарулиться… В общем, сворачиваем полеты.
Но, главное, процесс пошел…

Это уже после первых полетов. Обрезано крыло. Под крылом на левом борту - отметина от ветки 😎

Опять симулятор, выезды на реальные полеты…
Очередной раз влетели в землю, оторвало стойку шасси - не нашли в густой траве…
Клеим скотчем фюз и консоли, летим с руки.
Тренер оказался весьма живуч, ну и трава высокая.
Через некоторое время очередной раз треснул пенопласт средней части фюзеляжа.
Решили сделать новый средний отсек фюзеляжа уже из 5мм подложки под ламинат.
Жена самостоятельно собрала весь отсек и вместе вживили его в фюзеляж. Установил новые стойки шасси (потерянную так и не можем найти)

Это уже с новой средней секцией фюзеляжа.

Долго ли, коротко ли, но прогресс небольшой начался.😁


Хороший заход на посадку и перед самым касанием - порыв ветра - поднимаемся, зависаем , теряемся, … падаем. Обидно до слез!!! Уже почти все получается!

Несколько раз ремонтировал только обшивку консолей. …деревянные штыри исправно служат и спасают от разрушения лонжерон. усилил площадку шасси, поставил колеса еще большего диаметра, так как постепенно уже перешли к взлетам - посадкам…


И вот он - долгожданный момент : С полетов возвращаемся с целым самолетом!

Санек301

Андрей , извини что язвлю , но не жалко вам бить самолеты , сделанные своими руками ? Все же тут хором говорят - ЕПП-шный пенолет до метра . Сам дочку ( 10 лет ) учу на Як-54 900 мм. с китая . Меняю только винты . Или это у вас блажь такая или времени много ? Да пусть уж сначала научится уверенно держаться в воздухе . И почему это так , что не все равно на чем ? Эстетика понятна , сам люблю , но контрастные полосы снизу крыла , и высокий хвост и надпись хоть “АНТ 25” не помогут ? Поверьте , сам удивился , что широкий плоский фюзеляж отлично читается в воздухе !

ANT53

Класс! Уже можно выдавать свидетельство пилота!