Соревнования начального уровня по моделям копиям

Таролог

Питер следит за темой. Готовлю молодёжь на следующие соревнования. Удачи всем!!!

fed

По судейству F4H

Судейство соревнований будем проводить полностью по правилам F4H, действующим в РФ на 2017г.
Правила есть в профильном комитете по копиям, ФАСР РФ.

Судейская документация подготовлена в соответствии с этими правилами.

Просьба к участникам продумать заранее свою летную программу (взлет + 8 демонстраций + посадка) и записать ее отдельным списком, для подачи в судейскую коллегию для оперативного заполнения полетного листа.
Как правило на эту процедуру уходит дополнительное время перед стартом. Поэтому лучше это продумать заранее.
Этот же список будет служить помощнику для объявления фигур.

По документации на стенд

Минимально необходимым будет:

  • схема (чертеж) прототипа в трех проекциях, на любом формате, (можно распечатка из интернет источников)
  • 1 фотография (или репродукция) прототипа с той окраской, что и модель 
    -
    2-3 фотографии прототипа в разных ракурсах

Обращаю внимание, что в этом классе могут участвовать абсолютно любые модели (не обязательно копийные)
Но для моделей, которые не копийные, или на них нет документации, стенд будет очень усеченным, оцениваться будет только мастерство изготовления, если модель самодельная или глубокая переделка АРФа.
Но летная программа на этих моделях будет такая же, как и для полукопий/копий.

То есть такой подход, в принципе позволит любому участнику, с любой моделью участвовать в этих соревнованиях и получить опыт участия в соревнованиях копий.
Да, будут потеряны баллы за стенд, но великолепная летная программа может дать возможность конкурировать с остальными.

  • Полетные туры F4H будут чередоваться c F3A

  • Стенд будет проводится между полетными турами в виде перерыва между полетами для отдыха участников и подзарядки аккумуляторов.

  • Для размещения моделей будет выделенная, огороженная зона на первой ВПП. Это позволит видеть всю летную линейку техники, что очень интересно для зрителей, это будет безопасно для полетов и достаточно близко к основной ВПП для выхода на старт.

Wild_Falcon

А асфальта там никакого не предусматривается (для моделей с ОЧЕНЬ маленькими колесами) ?
Интересуюсь чисто теоретически, хотя я бы с удовольствием выбрался на такое соревнование или фестиваль по полукопиям. (собирался в этом году на Гусей, но не сложилось). Если конечно иностранцы предполагаются по регламенту.

fed
Wild_Falcon:

Если конечно иностранцы предполагаются по регламенту

Милости просим! Какие иностранцы? Ведь одна страна была! Не будем о грустном…
В этом сезоне сделали огромный скачок по созданию двух ВПП… Что дальше? Что загадывать?
Посмотрим… Планы очень большие… идем по тернистому и непростому пути вперед…

------------------------------------------------------------

Некоторые размышления по поводу соревнований и моделизма в целом.

Занимаясь более 45 лет моделизмом, попробую сформулировать некоторые моменты увлечения этим интереснейшим делом.

В далекие годы моей юности (конец 70-х) моделизм развивался в основном в спортивном направлении. Юноша, приходя в кружок, попадал в компанию спортсменов, занимающихся конкретным спортивным классом. Какое-то время он приобретал самые первичные навыки, строя простейшие модели, например “схемки” или “фанероиды” для корда, это определяла общая направленность кружка - свободные или кордовые. Но даже эти простейшие модели уже могли дать ему возможность поучаствовать в соревнованиях свободников по схемкам или кордовиков, например в классе скоростных для общего командного зачета. Т.е. ребенок 4-5 класса уже с головой погружался в мир спорта и на областных соревнованиях мог лететь в команде!
Это давало огромный импульс к развитию и совершенствованию. Он видел старших ребят, например 8-го - 9-го класса, которые уже строят чемпионатные резинки, планера, таймерки, и весь сезон ездят и соревнуются. Или нередко пилотажники, бойцы, гонщики уже в 10-м классе выполняют разрядные нормы первого разряда а то и КМСа, сами строят моторы и осваивают композиты. Это все было! Везде! Это не переоценить! К моменту поступления в ВУЗ формируются “законченные” моделисты, которые в ВУЗе совершенствуются дальше или уходят в мир большой авиации и инжениринга, становясь профессионалами своего дела.
У моделиста должна быть цель, рубеж, уровень, который он может видеть и стремиться достичь.

Что происходит в последние десятилетия?
Рынок наводнен китайскими моделями. Китайцев нам не победить! У них классные инженеры! Уже не у нас! Даже с учетом того, что как правило все китайские АРФы являются антиподами правильной строительной механики самолета. Но все равно здорово и оперативно они производят свои модели. Хоть и ферма из фанеры на лазере, которому все равно что резать. Кружева каркаса наборных АРФ-ов производят неизгладимое впечатление на неискушенных “хоббитов” желающих войти в мир моделизма, мол как все круто наворочено, но с другой стороны вызывают умиление инженеров, хоть немного знакомых со строительной механикой авиационной конструкции. Убивается желание самому разрабатывать правильную конструкцию, человек становится заложником стереотипов промышленного производства моделей, где все подчиненно технологичности, конъюктуре рынка и изначальной “убиенности” конструкции, которая просто обязана разрушится и рассыпаться по всем авиационным законам при малейшем ударе, а значит клиент придет за новой моделью. Рынок диктует конструкцию расписных кружев каркаса из апельсиновой фанеры, зачастую непроклеенную!

К чему я веду?
А происходит вот что. Человек покупает модель, начинает летать. Тут варианты. Либо он разбивает пару моделей и забрасывает это все. Либо продолжает расти финансово в закупках, покупая все дороже начинку, большую модель, круче мотор и так до бесконечности. Вернее до определенного предела. Вот есть крутая пилотажка 2.5м с бензиновым мотором, с “Футабой”. Модель хрупкая, нежная, боится грубых посадок…
“Хоббит” летает на ней, иногда в окружении таких же “моделистов”. Но это начинает наскучивать. Что дальше? В чем цель? Можно еще круче снарядить модель, но безцельное блуждание по небу рано или поздно надоедает… Можно поехать на какой нибудь фестиваль таких же “хоббитов”, померятся размером и мотором… Но опять таки это быстро надоедает. Фестивали становятся все более изысканными и простые пролеты и беспорядочные кувыркания, якобы 3d фигур никому не интересны. Оказывается нужно очень усиленно тренироваться, чтобы сделать интересную летную программу.
Есть профессиональные крупные соревнования пилотажников, копиистов, бойцов, гонщиков, т.е. людей спорта. Но там все абсолютно непонятно вначале, и как туда попасть и в чем смысл этих соревнований тоже непонятно и лень разбираться. В спорт идут единицы из “хоббитов”. Остальные продолжают тихо летать “по кустам” либо просто бросают наскучившее занятие…
Нет системы. Нет целей, нет интереса!
Соревнований начального уровня, где как раз и можно разбудить интерес, увидеть цель, практически нет. Не все готовы ехать на чемпионат России, не имея ни малейшего представления вообще, что такое соревнования, что такое летные зоны, культура безопасности полетов…

Вот для этого и хочется возродить систему соревнований первичного уровня, простейших, но проводимых по всем правилам, чтобы можно было куда поехать с любой моделью, попробовать ощутить непередаваемый и заражающий дух спортивной борьбы, понять к чему можно стремиться…

VTR
fed:

Вот для этого и хочется возродить систему соревнований первичного уровня, простейших, но проводимых по всем правилам, чтобы можно было куда поехать с любой моделью, попробовать ощутить непередаваемый и заражающий дух спортивной борьбы, понять к чему можно стремиться…

Это очень хорошее начинание, абсолютно правильное направление - в 2000-2001 году “Столица Хобби” и Сергей Филлипенков лично проводили соревнования в простейших хоббийных классах на Ходынке - это было очень увлекательно и появилась какая-то идея и какое-то направление движения по полетам…
я имею ввиду в плане осмысленности полетов на радиомоделях…не просто же бороздить небо вперед-назад
Сразу вспомнился спортивный азарт в кружке со времен школы - все что написал Андрей выше, так все и было - и Чемпионаты Крымской области, Чемпионаты Украины и Северо-Западной зоны РСФСР…
Успехов в этом замечательном начинании!

Таролог

Андрей, вы читаете мысли многих пилотов! Если у вас хватит сил и возможностей, это будет просто прорыв в авиамоделизме в нашей стране. Действительно у нас пока нет промежуточного этапа между авиа секцией и ЧР. После проведения ваших соревнований хотелось бы услышать от вас какие то выводы. Что получилось, а на что обратить внимание. Ещё раз удачи вам и хорошей погоды. А, да и хороших посадок.

Larsik

Доброго всем времени суток!!!

К сожалению снимаюсь с текущих соревнований в связи с затянувшейся командировкой в замечательный г. Омск, из которой и к текущим выходным я так и не вернусь…

С нетерпением буду ждать отчетов о проведенных соревнованиях.

Wild_Falcon
fed:

Милости просим! Какие иностранцы? Ведь одна страна была! Не будем о грустном… В этом сезоне сделали огромный скачок по созданию двух ВПП… Что дальше? Что загадывать? Посмотрим… Планы очень большие… идем по тернистому и непростому пути вперед…

Спасибо, буду строить планы по выбраться, только уже не в этом году (что-то пропустил, что тут соревнование буквально через пару дней), так что за асфальт вот-вот можно не переживать 😃 . Но с удовольствием буду следить за развитием направления!
А по поводу иностранцев/одной страны - я в общем спросил, а не в приложении к конкретным странам. А вдруг я бы из какой-то Бразилии был 😃

Дим_Димыч
fed:

Просьба к участникам продумать заранее свою летную программу (взлет + 8 демонстраций + посадка)

Как предложение, уж если мы говорим о копийных правилах то давайте придерживаться и копийной полетной программы. В список фигур должны быть включены"Взлет", “горизонтальная восьмерка”, “снижение по кругу на 360 град” шесть произвольных демонстраций характерных для вашего прототипа и “Заход на посадку и приземление”.

fed
Дим_Димыч:

если мы говорим о копийных правилах

Абсолютно согласен!
ДА! Об этом и речь! Летная программа выполняется в полном соответствии с F4C, с обязательными гор.восьмеркой и снижением по кругу, и конечно взлет/посадка с оценками.
Так мы делали и на предыдущих соревнованиях. Единственное послабление - это если участник не готов сделать восьмерку и снижение , то количество демонстраций снижается до 6-ти, с потерей очков.
Для некопийных моделей не будет оцениваться реализм полета и звук двигателя, что логично.
Плавность полета оценивается.

vlad_den

Здорово! Очень нравится:)! Сам бы приехал с Яком, да далековато…😦
Жаль, что тут ничего похожего нет и не предвидится…
Успехов соревнованиям и участникам!

JohnRender

Андрей, спасибо за инициативу и Ваш подход! Именно соревновательный процесс делает авиамоделизм настоящим спортом!
Постараюсь присоединиться и поддержать.

fed
SAMODELKIN1:

вот такие проводятся

Отлично! Очень плотный график стольких классов в один день. Очень интересно посмотреть будет фотоматериалы, как все прошло.
Ценен Ваш опыт! Любопытное обсуждение по поводу формата соревнований полукопий. Действительно, вопрос не простой и подходы могут быть разные.
Успеха в проведении!

JohnRender:

Постараюсь присоединиться и поддержать.

Конечно приезжайте! Будем рады всем участникам!

__________________________________________________
Еще по поводу полетной программы F4H

Рекомендуется продумать последовательность демонстраций с учетом высот, чтобы полет смотрелся гармонично и плавно. Все демонстрации выполняются по центру летной зоны. Но пролеты для выхода на исполнительный курс также важны для общего впечатления от полета, это влияет на оценку плавности полета.

Для примера привожу наши полетные программы для разных прототипов непилотажный / пилотажный
От участника потребуется следующая информация для занесения в полетный лист:

Полетная программа модели класса F4H
прототип “Pilatus Turbo Porter PC-6 B2H4”
масштаб 1/9
скорость максимальная км/ч 230

  1. Взлет
  2. Поворот на горке
  3. Полный разворот
  4. Горизонтальная восьмерка
  5. Боевой разворот
  6. Снижение по кругу 360град
  7. Полет по треугольному маршруту
  8. Полет по прямой на высоте 6 метров
  9. Перелет при посадке
  10. Заход на посадку и приземление.

    Полетная программа модели класса F4H

    прототип “Ла-5ФН”
    масштаб 1/8
    скорость максимальная км/ч 580
  11. Взлет
  12. Боевой разворот
  13. Снижение по кругу 360град
  14. Горизонтальная восьмерка
  15. Поворот на горке
  16. Одна Петля
  17. Бочка
  18. Иммельман
  19. Штопор
  20. Заход на посадку и приземление.
kazakov_98

Андрей, боевой разворот для Ла-5 не подходит: по правилам, эта фигура для непилотажных самолетов. Спрашивал судей, сказали - нельзя!

vlad_den

Вообще-то странно, “Боевой разворот” - для истребителя, мягко говоря, характерная фигура. Думаю, что для модели Як-50 действительно не подойдет, а для модели истребителя Великой Отечественной Войны ?!!!

kazakov_98

Вот выдержка из правил F4C 2017 года:

А. Боевой разворот:

В прямолинейном горизонтальном полёте модель приближается к расположению судей, затем делает разворот на 180° с набором высоты в направлении от линии судей и переходит в прямой горизонтальный полёт в направлении противоположном первоначальному. Скорость набора высоты у модели должна соответствовать скорости набора высоты у прототипа. Эта демонстрация приемлема только для моделей не пилотажных самолётов.

Так что судьи правы!

fed
kazakov_98:

боевой разворот для Ла-5 не подходит: по правилам

На мой взгляд, вопрос все-же спорный именно в применении к истребителям второй мировой. Тут я больше согласен с Владимиром.
В любом случае - правы будут конкретные судьи на конкретных соревнованиях.

Можно будет заменить боевой разворот иммельманом для набора высоты перед снижением по кругу. Вместо иммельмана можно поставить перевернутый полет и после пролета на боку пилотажной зоны боевым разворотом (который там не оценивается) набрать необходимую высоту для штопора. Это будет плавно и логично для истребителя. В общем еще подумаю и потренирую оптимальную последовательность.

Александр, спасибо за своевременное замечание!

________________________________________________________
Для информации участников:

РЕГЛАМЕНТ
проведения соревнований в классах F3A и F4H.

(примерный из расчета 15 участников)

16 сентября 2017г.

7:00 - 9:55 Тренировочные полеты
9:00 - 10:00 Регистрация участников
10:00 - 10:10 Открытие соревнований, жеребьевка участников.
10:10 - 10:20 Брифинг для пилотов и судей по требованиям безопасности полетов, летным зонам и процедуре полетов.
10:25 - 10:45 Пристрелочные полеты по комплексу С-11 и летной программе F4Н для судей и пилотов
11:00 Начало первого тура F3A
11:30 Начало первого тура F4H
12:30 - 13:30 Перерыв. Тренировочные полеты, обед, отдых, зарядка аккумуляторов
12:30 Начало стендовой оценки F4H
13:30 Начало второго тура F3A (по готовности)
14:00 Начало второго тура F4H (по готовности)
15:00 Начало третьего тура F3A (по готовности)
15:30 Начало третьего тура F4H (по готовности)
17:00 Подведение итогов
17:30 Награждение и закрытие соревнований

Программа очень плотная, но реальная, исходя из опыта предыдущих соревнований в июле.
Просьба рассчитывать свое время, чтобы прибыть к началу и успеть подготовиться к полетам!

Для опоздавших к началу:
Возможно будет сделать полеты пропущенного тура в следующем туре по договоренности с организаторами и судейством. На стенд очень желательно на опаздывать!

Дим_Димыч
fed:

На мой взгляд, вопрос все-же спорный именно в применении к истребителям второй мировой

С правилами бесполезно спорить, правила надо выполнять, это я на основе своего скромного опыта говорю.)))

fed
Дим_Димыч:

С правилами бесполезно спорить

В правилах нет четкого определения, что относить к пилотажным самолетам. Истребитель второй мировой все же не чистая пилотажка.
Но я согласен, что лучше избегать таких спорных моментов.

На данных соревнованиях - твое мнение будет неоспоримым, как судьи, до момента окончания соревнований. А потом можно будет подискутировать:P

kazakov_98

Андрей, в правилах четко указано, что в декларации участник отмечает, может ли данный прототип выполнять фигуры высшего пилотажа. Если да, то самолет считается пилотажным. Тоже самое есть и в полетном листе. Декларация и полетный лист есть в приложении 6Е кодекса FAI за 2017 год.