Чемпионат России по р/у моделям-копиям! Большой Вьяс 18-21 июля 2019г.
При таком ветре… надо на запасной аэродром уходить;)
Пролететь на лайнере копийно очень сложно. Очень далеко нужно отлетать, чтобы крен не закладывать. А как судьям судить? Поэтому пилоты и летают как на истребителях. Нужно думать о будущих системах контроля траектории моделей. А не полагаться на визуальные ощущения судей. Поднять БЛА в нужные точки. Определить камерами траектории для каждого полётного элемента и пусть компьютер оценивает правильность выполнения “восьмёрки” и т.д. А судьи пусть оценивают реализм полёта, взлёта и посадки. Ну и стенд за ними. Во, нарисовал картинку будущего 😃
А полёт Ту-154, хотя и красивый, но реалистичностью точно не отличался. Развороты с креном в 45 градусов, косые восьмёрки, посадки по диагонали и махание крыльями реалистичности никак не добавляли. Да и окна просто обозначенные краской, и отсутствие обязательного пилота или хотя бы “теннисного мячика” вместо него, портили ощущения.
Это же “фигурное катание”. Оценки очень субъективны. Мне тоже в первый год с Трансалом с наклеенными окнами поставили за стенд на 400 баллов больше чем на следующий, когда отделка уже была… А насчет летания… В одном чемпионате “не надо кренов…” и восьмерка в виде песочных часов нормально смотрится. А по другому ее просто не слетать. Особенно при переломе на заходе в первый круг. В другом чемпионате “это должна быть восьмерка, а не песочные часы”… Да…
Определить камерами траектории для каждого полётного элемента и пусть компьютер оценивает правильность выполнения “восьмёрки”
Да просто лог с ЖПС поставить как в F5J…
А насчет летания…
Это же “фигурное катание”. Оценки очень субъективны.
Не согласен абсолютно!
Есть правила. Их каждый год дорабатывают и публикуют. В том числе и здесь. Там подробно описана каждая фигура. И делать нужно как написано, а не “как нравится”. Иначе теряется смысл соревнования. И если написано что восьмёрка делается так, то и делать её нужно именно так. Если написано, что пилот должен быть виден в окне, значит должен быть виден. Иначе получается что все кто делал пилотов, шил им костюмы и шлемофоны, делал лётные очки - трудились зря. Значит Олег Захаров выполняя фигуры с поразительной точностью старался зря. Мог ведь отлетать как получится. А тот кто на это “положил” - молодец. Тогда это не ЧР. Тогда это неправильные пчёлы и они делают неправильный мёд!
Что бы судить полеты моделей копий нужно как минимум видеть хоть раз в жизни как летает копируемый прототип.Оценка полета судьями всегда являлась субъективной и будет так всегда.Однако ни одна модель не способна со стопроцентной точностью повторить полет копируемого прототипа и это то же нужно учитывать)Поэтому судейство моделей копий,а особенно полетной части соревнований,это еще та тема…
Значит Олег Захаров выполняя фигуры с поразительной точностью старался зря.
Вот любитель поспорить! Сергей , Вы опять сравниваете круглое с зеленым… Для Элки Олега крен в 70-80 град это нормально! А для Туполя Дениса - очень некопийно. А если Денис будет плавно заходить в восьмерку, затем также плавно переваливать самолет из правого виража в левый, то точно попадет (если судьи захотят) под п.10 про очень далеко, очень близко и т.д. Или все же ему придется резать углы и выписывать “песочные часы”, что опять же на усмотрение судей может быть принято, а может и нет. Постараюсь об этом не забыть и на следующем чемпионате задать эти вопросы на брифинге, что будет самым правильным. И всем спортсменам, уверен, надо готовить вопросы и задавать их перед началом зачетных полетов…
А судейство как таковое, особенно стенда, вызывает с каждым годом все больше вопросов. Это так. С такими подходами скоро ни в одном классе, кроме полукопий, не будет кворума. В этом году уже в двух классах не было кворума. В юношах его не было де-факто. В гигантах он был искусственно создан. При всем моем огромном уважении к Володе, его модель не гигант, да и не копия. Я вот не успел с новым Трансалом- гигантом к чемпионату, а теперь, поучаствовав в стенде копий (да, с моделью, которая изначально делалась как полукопия), задаю себе много вопросов. Основным является : а надо ли еще целую зиму тратить на доводку самолета, если места тебе изначально не видать? Может открасить его поярче, зарядить конфетти и пиротехникой и ездить по фестивалям в свое удовольствие?
Иначе получается что все кто делал пилотов, шил им костюмы и шлемофоны, делал лётные очки - трудились зря.
Ыменно так!!!
По поводу полета Ту-154. Действительно невозможно выполнить копийно восьмерку с одновременно и с копийными радиусами и с копийными кренами если модель находится в конфигурации крейсерского полета. Будет “очень далеко”. А вот интересно, не будет ли криминала с точки зрения буквы правил, если снизить скорость полета модели, выпустив в посадочное положение механизацию крыла и шасси? Тогда и крены будут не такие большие. Ведь прототип в таком виде выполняет виражи при заходе на посадку и скорость его визуально не такая уж и высокая.
После каждых соревнований приходится напоминать, что судейство статики очень сильно зависит от документации и субъективное восприятие тут играет маленькую роль. Самолёт может выглядеть на 200 процентов круто, но документов или нет или они показывают, что самолёт очень кривой и сделан от вольного…
К сожалению, у нас пилоты первым делом строят самолёт, а потом думают, что вставить в документацию.
Одним из основных правил при судействе является оценка только того, что информативно представлено, если неинформативно или информация совсем отсутствует, то мы считаем это ложным. Отсюда и появляются вопросы. Очень часто более слабый самолёт грамотной документацией имеет существенно выше результат чем сложный и качественный самолёт, документация которого состои из пары черно-белых фоток.
Про полет Ту154.
Вопрос выбора прототипа - самый важный, как при статике, так и при выполнении полёта. Полеты оцениваются не с точки зрения шоу, а с точки зрения соответствия правилам и общего реализма. К сожалению, упомянутая модель слишком быстра, крены и плавность тоже далеко не соответствуют. Но смелость, опыт и задор дают определенный результат.
По поводу полета Ту-154. Действительно невозможно выполнить копийно восьмерку с одновременно и с копийными радиусами и с копийными кренами если модель находится в конфигурации крейсерского полета. Будет “очень далеко”. А вот интересно, не будет ли криминала с точки зрения буквы правил, если снизить скорость полета модели, выпустив в посадочное положение механизацию крыла и шасси? Тогда и крены будут не такие большие. Ведь прототип в таком виде выполняет виражи при заходе на посадку и скорость его визуально не такая уж и высокая.
Интересно! А действительно, если во взлетной конфигурации? Это ж не криминал… В посадочной завалится можно, а вот во взлетной вполне. На ближайших полетах попробую…
Олег, ежегодно напоминаем, что судейство статики очень сильно зависит от документации и субъективное восприятие тут играет маленькую роль. Самолёт может выглядеть на 200 процентов круто, но документов или нет или они показывают, что самолёт очень кривой и сделан от вольного…
Согласен, согласен. Я про 6.1.13 и тумбочку в гигантах…
Я в свое время часто летал на Ту-154, заметил несколько режимов работы механизации. Я не сильно знаю этот самолет, но точно помню, что есть минимум два режима выпуска на предпосадочных маневрах. Самолет выпускает шасси, и механизацию (закрылки, предкрылки)- достаточно сильно ( сильнее, чем на взлетном) , в таком виде летает на “полке” - до входа на глиссаду. На глиссаде закрылки совсем “падают” вниз, и в таком виде уже виражей не выполняется. Не надо забывать, что “Туполе” еще есть и предкрылки и интерцепторы. Причем оба интерцептора работают синхронно в режиме гашения подьемной силы, и независимо, “помогая” элеронам.
Как посмотреть…
6С.3.6.11. Реализм полёта
Примечания:
- Если модель, выполняет демонстрацию, с двумя, или больше выпущенными колёсами, тогда как прототип имеет в действительности убирающееся шасси, оценка должна быть уменьшена на два очка за эту демонстрацию. Если выпущено одно колесо, оценка должна быть уменьшена на одно очко. Если одно или более колес только провисают во время демонстрации, оценка должна быть уменьшена на полтора или одно очко, в зависимости от величины провисания.
Это про шасси, по поводу остальной механизации прямых запретов нет.
если места тебе изначально не видать?
Олег, никто не знает что будет завтра, а ты на год вперед задаёшь себе такие вопросы 😃
Да, соглашусь, что за последние два года в гигантах нет кворума. Но если так все будут думать, как ты, то класс нужно закрыть и не проводить первенство. В 2017 году мне четко пояснили, что для достижения результата на стенде нужен живой прототип, много фотографий, как с общими видами, так и подробные по каждой детали самолета. Плюс к этому подбор краски исключительно по веерам, приложенным к деталям. Именно с этого и начали работу: прототип - фото - постройка модели. И не смотря на это куча замечаний по стенду. Порядка двух листов формата А4 мелким почерком. Хотя до стенда никто эти недочёты даже не замечал. Судьи указали на них и если честно, то дело доходило до элементарного чувства стыда- как можно было не заметить расхождения модели относительно фотографии… Но это всё опыт.
Реализм полёта и фигуры комплекса. Тут на мой взгляд всё очень просто. В воскресенье разбираю свою модель и краем уха слышу диалог Олега Захарова с взрослым мужчиной (к сожалению я с ним не знаком и не знаю его ФИО). В диалоге обсуждали пилотов, самолёты и в одном месте я услышал, как Олег говорит следующее: “…а помнишь в 1996 году на соревновании…”. Не сложная математика подсказывает, что за спиной больше 20 лет. Вот поэтому и реализм, и фигуры и комплекс и много всего. Это просто большой опыт и конечно же талант. А Ту-154 летал красиво. Это факт. Лайнеры по другому не умеют 😃
Был рад всех увидеть! Спасибо за общение и соревновательный процесс!
Вот любитель поспорить! Сергей
Олег, вы спорите не со мной. Вы спорите с правилами.
Хотя я не понимаю зачем и почему. Вы же не спорите с ПДД. Нарушите, проедите на красный, развернётесь через сплошную и будет вам письмо счастья или просто права отберут.
А тут правила есть, но мы их начинаем трактовать под себя. Почему? Да наверное потому, что судья поступают также и не достаточно строго следят за их соблюдением.
Не может модель сделать эту фигуру как положено - претензии к владельцу. Или как говорил Павел на одном из ЧР - а кто вас заставлял выбирать этот прототип?
А судейство как таковое, особенно стенда, вызывает с каждым годом все больше вопросов. Это так.
Полностью согласен, но если вы даёте судьям право на свой вкус судить фигуры, то тогда такой же подход будет и к стенду. А как по другому? Фигурное же катание? Хотя и там сейчас есть видеофиксация. И даже вроде бы в футболе к этому пришли.
А в результате свободного подхода и получается -
Но смелость, опыт и задор дают определенный результат.
И не всегда он нам нравится.
Плюс к этому подбор краски исключительно по веерам, приложенным к деталям.
А что за веера? Стандартных красок какого-либо производителя?
Использовали веера RAL и PANTONE. В любом случае потом все краски мешают в соответствии с таблицами производителя красок. Найти веер красок с необходимым количеством оттенков мы не смогли.
ИМХО не место лайнерам в копиях: заведомо проигрышные масштабы и полётная программа.
Для такого класса моделей уместней создать отдельный класс и свои соревнования проводить (понятное дело, что неофициальные), если это вообще кому то интересно. На всю страну всего три лайнера: Регель, Кодачигов и Богаутов 😦
И два гиганта 😃
Завязался спор ни о чем…
Вопрос о выборе прототипа поднимался много раз. Много было высказано хороших и правильных мыслей. И главная идея заключается в том, что если модель строится для того что бы побеждать в соревнованиях, прежде всего, при выборе прототипа, необходимо исходить из правил. Заранее следует учитывать как преимущества на стенде, так и особенности поведения модели в полете. Как бы нам не хотелось, при прочих равных, побеждать будет тот спортсмен, который наилучшим образом выбрал объект копирования и пилотирует модель наивыгоднейшим способом согласно полету прототипа.
Если же спортсмен отвергает прагматичный подход, то должен понимать что его ждет более сложная дорога. Но это уже скорее про любовь…
Так что сетовать не имеет смысла.
Да, если говорить о спорте, то там все мелочи важны. Первые бегуны-спринтеры, кто смог приобрести правильную обувь, тот и выигрывал. Можно брать много примеров из видов спорта, где экипировка и техника играют важную роль. Мы же ещё ставим параллели между авиамоделизмом как хобби и спортом. Типа, “была душевная компания”, “мне бы только поучаствовать и пообщаться”…Всё это есть, но есть тренировки перед соревнованиями и жёсткие правила, да и финансовые затраты. Другое дело, что это один из немногочисленных видов спорта, где сохраняется особая дружеская атмосфера. По поводу лайнеров и первых самолётов (которые еле летали). На мой взгляд, либо они постепенно уйдут из F-4C (H), так как шансов у них там нет. Либо мы их сохраним, но, как писали выше, для участия в отдельных соревнованиях, где под них будут написаны свои правила (например повысить коэффициент для взлёта-посадки). И для шоу программ. Может после каких то изменений конструкторов таких авиамоделей станет больше? Нужно учитывать, что авиамоделизм, как спорт,…не хочется говорить, что умирает, но еле дышит, поэтому нужны какие то изменения…Вот одна из явных причин, отсутствие региональных соревнований. Если они есть, то проводятся в большинстве энтузиастами. Будет решена эта проблема-повысится и интерес к более крупным соревнованиям.
Что бы решить проблему региональных соревнований нужно как минимум повысить благосостояние народа…Оно сейчас не в лучшей форме.Многие моделисты думают не о соревнованиях и моделях ,а о том как прокормить семью свою.Спад в развитии авиамоделизма да и всей авиации процветает повсеместно к сожалению.
С Максимом соглашусь на счет выбора прототипа.Если задаваться целью попасть в призеры,нужно вопреки любви к самолету той или иной модели,выбирать аппарат выигрышный на стэнде и в полете.Это было всегда.Опять же при выборе прототипа стоит вопрос…В наших музеях нет нормальных самолетов для копирования к сожалению.Ехать заграницу у многих не позволяет доход…
По нашим временам самое лучшее устраивать фестивали.Каждый участник будет и с кубком и с грамотой.Может быть спустя некоторое время подтянется больше народу.А на данный момент все не очень радужно…
Не хочу заранее обнадеживать народ,но есть некоторые сдвиги и может быть в скором будущем будет еще одна авиамодельная площадка в Московской области,с возможностью проводить соревнования и радистов и кордовых моделей.Но об этом чуть позже)
Когда я был еще мальчишкой и участвовал в областных соревнованиях, вечером наши руководители выпивали на дружеских посиделках “за наше безнадежное дело”. С тех пор я часто слышал и слышу этот тост, и жалобы, и про умирание дела и прочее… С тех пор прошло 35 лет а дело живет!
Это значит что настроение делает климат. Здорово сидеть и праздно рассуждать о том как можно сделать хорошо и еще лучше и о том как не справедливы требования, как они влияют на массовость и о своем месте в этом процессе. Беда в том, что таких людей в самом процессе и нет! Делайте самолеты! Приезжайте на соревнования! Постигайте и выигрывайте! Может быть выветрится из головы пустословие. И массовость, о которой так много говориться, повысится.
Пожалуйста, приезжайте! Не надо ждать когда правила будут соответствовать вашим ожиданиям!
Леша, пока я писал свой пост, твой уже отобразился. Хочу заметить, на этих соревнованиях каждый участник получил памятные подарки. Майки, наклейки, вымпелы, кружки для чая, календари… Были и грамоты и медали и кубки. Есть что домой привезти на память. Так чем это не то о чем ты говоришь? Спасибо большое спонсорам!
А благосостояние народа в рамках нашего дела повысить маловероятно. И затевать этот разговор не стоит, мы не на совещании правительства.
Просто благосостояние во многом определяет количество участников,вот о чем я имел ввиду.Кто хочет естественно выпрыгнет из последних штанов и сделает модель и приедет.Но таких к сожалению становится все меньше и меньше…