И снова о ФОРЕ 21...

starmeh

Приветствую уважаемое сообщество!
О двигателе “FORA 21 ACES” было написано не мало , прошёл целый год с момента последних сообщений и даже тему “В свободное от работы время” закрыли…
Но этот сезон мы не сидели на месте и пришли к некоторым интересным результатам.
Во-первых мы-это Сергей Сытников (довольно успешный пилот в классе ACES,обладатель 6-ти (пока) моторов и основной заказчик тюнинга для них ) ,Алексей Хаткевич (официальный дилер фирмы"FORA" в России, создатель тюнингового ателье “ALEX” и основной исполнитель доработок), Макаркин Андрей (механик, испытатель и изготовитель части доработок по двигателям).

Итак в сезон 2016 мы вошли с двигателями с минимальными изменениями. По мере освоения техники пилотирования , появилось желание реализовать максимально мощность мотора. К соревнованиям в Гатчине появился первый вариант мотора версии ALEX. Двигатель получил очень много доработок: изменены фазы газораспределения, заменен шатун, доработаны ,коленвал, поршень, гильза, глушитель, заменена камера сгорания, на двигатель установлена свеча NELSON . Мотор мы получили непосредственно перед стартами, изучить его “характер” толком не успели… На стартах в Гатчине реализовать его в полной мере не получилось…По приезду со стартов мотор был отдан в доработку с учётом первичной эксплуатации.
Уже на следующей тренировке моторчик, что называется, “проявился” в полной мере : винт APC 9х4 16200-16500об/мин (!), винт APC 9х5 15600-15800 об/мин, винт APC 10Х4 14800-15000 об/мин.
Этот мотор был основным у Сергея практически весь сезон и многие отмечали его явное превосходство над стандартным исполнением. Правда и с планерами моделей пришлось поработать : во-первых возрос расход топлива приблизительно на 30%, во-вторых с новой мощностью самолётики стали разваливаться в воздухе один Хейнкель “сложился” в полёте(!).
Особенно не понравилась новая мощь нашим коллегам из дальнего зарубежья.
На ЧЕ модели Сергея были под особенно пристальным контролем. Особенно порадовало что буржуи чтобы повысить мощь своих OS-ликов рассверливали выходные сечения глушаков, а на ФОРЕ чтобы мотор хорошо работал тоже самое приходится уменьшать.
По глушителям тоже было проведено много экспериментов, в частности я перепробовал множество выходных сечений глушителя и с десяток вариантов “флейт”. Результаты следующие оптимальным выходным сечением для НЕДОРАБОТАННОГО двигателя является диаметр 5,2-5,3 мм. Работа стандартного глушителя с флейтами оказалась всегда хуже чем с футорками.
Не знаю почему , но фирма “ФОРА” продает моторы с четыремя(!) разными по объему глушителями, причём не к каждому мотору свой, а просто какой попадётся… Пока заметной разницы между большим и маленьким объёмом глушителя в работе мотора я не заметил. Из наблюдений конический (самый первый вариант) самый громкий по звуку .Увеличение выходного сечения лишает бак необходимого подпора давления ( при заборе давления из глушителя), а так же делает работу двигателя менее стабильной, потеря оборотов составляет 300-500. На этом эксперименты по подгонке двигателя под класс ACES были закончены.
В конце сезона появилось желание попробовать моторчик в другой ипостаси ,так сказать снять все ограничения.
На форсированной версии мотора был установлен диффузор и жиклёр для работы с резиновым баком “соской”. Мотор установили на модель класса OPEN.
Глушитель установили с базовым проходным сечением порядка 8,5мм. Винт стеклопластиковый разработки Бардакова-Хаткевича (на сегодня основной винт в этом классе) массово выпускается Сергеем Дороховым , легко приобрести . В базовом размере диаметр 212мм оказался немного тяжеловат, мотор выдал 20500 об/мин. Винт укоротили до 200мм по диаметру и немного разгрузили заузив концы лопастей. В результате мотор выдал 22300-22500 оборотов на земле, а в воздухе ещё появился момент “включения” с переходом на более высокие тона. Крайним экспериментом была проверка недоработанного мотора с этим же винтом. На стандартный мотор переставил тот же диффузор, жиклёр и глушитель. В результате получили 20500 об/мин. ,что тоже весьма неплохой результат.

Уф сколько букв получилось;)!!!

starmeh

О ресурсе сложно говорить , с одной стороны за год эксплуатации не выработал ресурс ни один двигатель, с другой стороны эксплуатировались 6 моторов (у Сергея), все неравномерно. Плюс к этому суммарный налёт в часах, если сравнивать ,например, с кордовым боем небольшой. Я думаю не более 10 часов максимум. Из “морковок” движки не запускались, без винтов не крутились.
Из наблюдений могу сказать поршня всё ещё растут. Моторы версии ALEX делались из разных состояний. Первый переделывался из нового не юзанного, второй и третий из уже работавших. Одна из модернизаций касалась некоторого подъёма фаз. Соотвественно натяг пары искусственным образом уменьшался. У третьего мотора пара после этого настолько ослабла , что после переделки он рукой уже не запускался(!).Но проработав 2 бака компрессия восстановилась и мотор крутит те же обороты что и предыдущие два, запускается кстати рукой. Это я всё росте поршней (для тех кто не курсе).😉.
По тепловому режиму форсированные моторы немного странные получились, с одной стороны в моторе всё горит,что в жару ,что в холод (при откровенных минусах не летали) .Температурный диапазон эксплуатации от +3 до +35. Картина образования нагара и интенсивность образования практически не меняется. Страдает запуск в холодную погоду, ну и “мёрзнет” моторчик. Увеличение степени сжатия приводит лишь к деформации спирали. В форсированных моторах температура в камере заметно повыше. Стандартный
мотор до появления нагара требующего удаления налётывает до 20 и более полётов по 7-8 минут. В форсированном это происходит за 3-5 полётов.
Топливо-самомес :метанол 70% нитрометан 15% масло синтетическое EDL(Англия)10% масло касторовое(Англия)5%. Данный состав топлива использую уже более 8 лет. На аналогичном только нитрометана 10% , а метанола 75% пускаю моторы 2,5 ссм в F2D и OPEN уже более 12лет(!). 10% топливо - пробовали на стандартных 21 моторах по замерам результат был хуже, на форсированных 10% -топливо не пробовали. На моторах для F2D это топливо нагар практически не образует легкое потемнение легко стираемое тряпкой после 15-20 полётов, при работе движок практически не дымит.😃

Надеюсь дал максимально исчерпывающий ответ.😉
P.S. блин опять много букв получилось… Не умею я кратко излагать , по-ходу рук и мата не хватает?)))

8 days later
Дрон

Уважаемый Андрей Макаркин!
Когда Вы сделаете и отдадите электро бойцовки оплаченые больше года назад?
С Уважением Бойцы из Ясенево.