Нельзя летать в небе, так, может, полетаем по снегу?
Наткнулся на своё старое видео, аж с 2011 года:
И подумал: а что если к такому аэроботу прицепить ленту, да на замёрзшее озеро (на Финский залив), да штуки четыре в кучу, а?
Летать-то нельзя, так, может, попробуем по снежку погонять?! Для поддержания Бойцовских навыков, так сказать.
Скорости у него до дури, маневренность не хуже, чем у бойцовки, так почему нет?
Вон, детишки под руководством Бояринцева (аэробот - это его придумка) в Невском районе вовсю соревнуются:
pddtspb.ru/sportivnoe-aviamodelirovanie/
правда, они трассу проходят на скорость. Но ведь это уже не просто покатушки, а СОРЕВНОВАНИЯ!
А мы чего ждём? Дорогу осилит идущий!
П.С. выберу время, схожу в гараж, да выстрогаю чего-нибудь похожее из пенопласта, да по первому снежку спытаем.
Великолепная идея. Сам думаю сделать пару снегоаэрботов,благо огромный пруд рядом с домом в Москве.
Идея хорошая. Вопрос реализации? Денис, зная вас как человека дела, жду освещения этой темы.
Смежная тема про Аэросани как способ борьбы с морозом #589
Хочу, но запалу не хватает…
На самом деле всё идёт по плану. Как только выпал снег, так сразу всё и завертелось. Аэробот был сделан заранее. Спасибо Андрею Пушкову, руководителю авиамодельного кружка. Мы с Володей Громоздовым нанесли ему визит вежливости, и он с нами поделился техническими подробностями: что-как-куда-сколько-и зачем.
В первый же выезд выявилась первая проблема: несмотря на применение пропсейва на резинке винт ломается практически при любом перевёртывании аэробота. Причина проста: переворачивается он настолько быстро, что даже если ты успеешь скинуть газ на ноль, то винт всё равно продолжает крутиться по инерции. Со всей дури молотя по поверхности, плюс мороз… На самолёте пропсейв спасает винт потому, что посадка производится на холостых оборотах винта. Если на самолёте на полном газу ткнуться мордой об землю, пропсейв винт тоже не спасёт.
Эта проблема лечится просто: поменял мотор на более высокооборотистый (вместо кв1300 поставил 1900) и винт поменьше (не 8, а 6 дюймов). Да нарастил борта аэробота – теперь при опрокидывании винт не цепляет землю.
Проблема №2: самонамоты ленты. На самолёте проще – он почти всё время летит вперёд, и лента по умолчанию тащится за ним хвостом. На аэросанях иначе – при сбросе газа и крутом развороте лента может легко оказаться и перед носом.
Проблема №3. Пожалуй, самая важная. Земная твердь – совершенно иная среда, в корне отличающаяся от неба. Это ТАМ ты кувыркаешься, аки голубь. А здесь… ямы, колдоёбины, канавы.
Какие канавы и ямы на снегу? А вот такие! Перевернулся твой аэробот, ты потопал за ним – цепочка следов-ям. Ещё раз перевернулся – ещё ямы… через полчаса чистая, ровная снежная поверхность превращается в лунный пейзаж. И прыгает по этим колдоёбинам твой аэробот, аки сайгак. И ещё чаще начинает переворачиваться от этого.
Уже дважды были «в полях». Решения проблем №2 и №3, похоже, нашлись. В ближайшие выходные будем проверять, как получилось.
а размерность “бойцового бота”? аккум “союзовский”?
ещё люди рекомендуют на аэросанки ставить трёхлопастные коптерные пропеллеры малого диаметра.
А ленточку какую используете?
лента - вхс, акб- союзовский, 50х25см. именно такой винт сейчас и стоит, 5 дюймов.
Летать-то нельзя, так, может, попробуем по снежку погонять?! Д
Только под мост не заезжайте.
Ещё пару раз были «в полях».
Проблема №2 (самонамоты ленты), похоже, решена. Для исключения самонамота, по моему мнению, точка привязки ленточки должна быть вынесена от винта максимально назад.
Хотя бы вот так:
Простейшая палочка, закреплённая на киле под углом около 30…40 градусов вверх. Для этого дела неплохо подходит стеклопластиковый хлыстик (кончик) от удочки. Также на фото видно, что борта аэробота значительно уширены за счёт дополнительных надставок. Эксперимент, про него я писал в прошлый раз: увеличил кв движка, поставил 6-дюймовый винтик, + широкие борта. При опрокидывании винт теперь не ломается.
Изначально аэробот выглядел так:
В дополнение к аэроботу сваял некий эрзац из бутылок, гофропластика, и прочего мусора:
На фото он уже удлинённый, по 2 бутылки на борт. Изначально был короче, всего из двух бутылок. Оказалось – коротковато, легко утыкается в любую ямку.
Плюс ещё один эксперимент: из 20-мм экструды на коленке слепил по-быстрому этакий снегоход (снегогон?) –перевёртыш:
Суть задумки проста: сделать его полностью симметричным, не боящимся переворота на спину. Погонял, да, действительно, не боится – перевернулся, мчится дальше.
Но проявились несколько НО.
Первое «НО» ожидаемое – после переворота управление инвертируется.
Второе «НО» - значительная боковая поверхность, да ещё и в носовой части, делает такую конструкцию очень чувствительной к боковому ветру. При ходе против ветра его нос буквально воротит то туда, то сюда. Это хорошо видно на киношке.
И да, Ветер! Это проблема №4! Оказывается, ветер для аэросаней гораздо более губителен, чем для самолёта! Самолёту-то что? Ну, сносит, ну, против ветра трудно выгребать…
У аэросаней тоже самое, но ещё прибавляется и взаимодействие с земной поверхностью! Отсюда вывод: если для самолёта 10м/с - уже много (но летать можно), то для аэросаней 10м/с это уже почти швах!
А мы в этот раз пошли катать аэросанки в ветер 12-14м/с (порывы до 18). Ужас! Их просто уносило на хрен, даже стоячие! Переворачивало и несло!
Коротенькое видео:
Из-за сильнейшего ветра ленточку даже не стал привязывать. Видео с лентой – в следующем видосе, завтра. Там же в кадре будет и бутылочный катамаран.
Пятый выход «на снег». В этот раз погода по ветру была гораздо комфортнее. Вот киношка:
На видео видно, что оба изделия обладают схожей маневренностью, с той лишь разницей, что бутылочный катамаран разворачивается исключительно «блинчиком», а аэробот, обладая килеватостью по днищу, активно входит в крен.
Палка с ленточкой, вынесенная на полметра назад, реально работает – был только один самонамот, и то, при супер-активном развороте, он показан на видео замедленно.
Двухсторонний (симметричный) снегогон при безветрии показал себя неплохо, но, зараза, он таки на боку может застрять! Здесь тоже, конечно, есть вариант модернизации – сделать основное днище с килеватостью, а верхнюю лыжу – поуже, раза в 2-3. Лишь бы только на ней доехать к своим ногам. Чтобы перевернуть изделие в «нормал» - т.к. гонять на большой скорости на инвертированном управлении трудновато.
Также на киношке видно, что 5-метровая лента на полном ходу свободно развевается, а не тащится по снегу, что даёт возможность её рубить. Какой можно сделать вывод? Лучше всего для боя приспособлен аэробот, по маневренным характеристикам. Но он обязательно должен быть непереворачиваемым, то есть, должен быть реализован принцип «Ванька-встанька».
Как это сделать? Решение есть, и тут мне даже не надо изобретать велосипед. Автор самой идеи (аэробота) Сергей Бояринцев уже давно всё придумал. Мне эту идею осталось только реализовать.
Бутылочный катамаран технологически проще, его можно сделать буквально на коленке. И принцип «Ванька-встанька» на нём тоже можно реализовать.
П.С. в конце киношки Володя Громоздов гоняет свой ДВС-трактор. Он как бы немножко не в тему, т.к. это всё ж не аэросани (пропеллера нет), но однозначно снегоход. Самое слабое звено у него - гусеницы. Постоянно приходится латать, может, у кого есть запасные?
Работа по аэросаням продолжается…
С Новым Годом, Мужики!
видео с летающей ёлочкой, которое снимал много-много лет назад:
Шестой выход «на снег».
Аэробот «ванька-встанька» был успешно сделан, вот он:
Но нормально испытать его не получилось: был настолько рыхлый, только что выпавший снег, что система «самопереворачивания» не работала. Плюс он ещё был и глубокий – сантиметров 15 (а под ним ещё и слой уже слежавшегося снега). Нет, гонять-то по нему хорошо, а вот переворачиваться на таком снегу категорически не рекомендуется – аппарат сразу же зарывается на полкорпуса в эту «вату». И будь он хоть трижды «ванька-встанька», ему из этого «пухового» плена самому не выбраться. Отсюда делаем два вывода:
- Проявилась ещё одна проблема, №5 – свежевыпавший, рыхлый и глубокий снег. И это в довесок к уже имеющимся четырём (смотри посты выше).
- Необходимо надёжное средство для извлечения перевернувшегося аэробота с игрового поля. И это не человек, просто протопать по снегу до аппарата нельзя: раз протопал тропинку, два протопал, три… и всё, приехали – вся поверхность в лунках, и количество переворотов будет расти в геометрической прогрессии.
Первое, что пришло в голову, это специальный транспортёр-эвакуатор. Сваял его буквально «на коленке», из того, что было. Получилось вот так:
Попробовали в работе:
Выявилась куча проблем:
- Проблема управляемости самого эвакуатора – для упрощения, чтобы не городить аэродинамические рули, замиксовал два движка на руль поворота. Работает, но при активном маневрировании при сбросе газа винты (за счёт инерции) имеют значительный холостой выбег, т.е. создают тягу. Что даёт избыточную «вертлявость». Прицелиться очень трудно.
- Проблема времени – при воздушном радиобое (на самолётах) упавший метрах в 10-15 от пилота самолёт, подбирается им где-то секунд за 10-15-20. Про снегу так не побегаешь, тут будет где-то вдвое дольше, т.е полминуты-минута. Транспортёр-эвакуатор, даже под управлением надрючившегося оператора – это минута-полторы, а то и две. Долго. Когда воевать-то?
Отсюда вывод: необходимо быстродействующее приспособление, способное за 15-20 секунд вытащить опрокинувшийся бойцовый аэробот из зоны боя в зону пилотов. И при этом эта приспособа должна быть простой и дешёвой. И не требовать особой квалификации. И вот здесь приходит на выручку МЫСЛЬ (это мы вдвоём с Вовкой Громоздовым в эти выходные на снего-покатушках дотумкали).
Об этом – в следующий раз.
Пробывали в начале 90х чтото подобное делать,только на двс. Хороший результат по управляемости и стабитьности дает дополнительный полоз на руле. Причем как на воде так и на сегу.
Как бы то ни было, но при всей любви к бойцовкам, на тапках ИМХО правильнее всего просто устраивать гонки. Адреналину там тоже хватит хоть отбавляй, да и сезон будет не только зимний.
А может стоит про шняги вспомнить?
Их особо летающими не назовёшь, вряд ли к ним Росгвардия домогаться станет.
Я тут сунулся - ни в наших уцелевших модельных магазинах, ни на Али ничего хорошего не нашёл. Максимум двухмоторки с управлением разнотягом.
Если кто увидит что-то похожее на шняги, которые лет 10(?) назад строили маякните, плз.
Если кто увидит что-то похожее на шняги, которые лет 10(?) назад строили маякните, плз.
а самим собрать? чертежи же есть в сети.
Посмотрел на выкройки “шняги” уж больно она на atlas van lines blue blaster похожа.
а самим собрать? чертежи же есть в сети.
Из потолочки не хочется - хрупкая очень, а шняге придётся много ударов\столкновений выдерживать. ЕРР пдходящую толщину ещё поискать\подобрать надо - мягковат он в тонких листах. А вот пластик плотноспрессованные гранулы, дост жесткий ЕРО(?), из него Мультиплексовые модели были. Такой я только в наборах видел и там все детали уже в пресформах отформованы
Но да может из ЕРР придётся клеить
Посмотрел на выкройки “шняги” уж больно она на atlas van lines blue blaster похожа.
А что это?
Товарищ когда то давно купил китайскую шнягу. В полёте она конечно нестойчива, нопо снегу погонять с подпрыжками - самоё то