swist f5d
Решил поделиться опытом сборки популярной гоночной модели F5D Swist, как и Avionik, производящейся в России.
Самолет использует Российская сборная, и целый ряд зарубежных спортсменов, как в Европе, так и в США.
Модель планирую использовать как платформу для отработки винто-моторной группы и техники пилотирования.
Качество, с которым сделано крыло, очень высокое. Крыло имеет большее, чем у Avionik, удлинение, что хорошо видно на фото:
Для руля высоты решил применить распространенную машинку Hyperion DS-09,
Для элеронов - машинки KST, уже опробованные мной на Avionik, и показавшие свою надежность.
Фото машинок, подготовленных для вклейки в крыло:
данная версия машинки- высоковольтная.
Бортовое питание раздельное- использован аккумулятор LiFe, что позволяет обойтись без регулятора напряжения.
Приемник- Futaba R6106HFC, немного смущает, что он рассчитан на средние дальности, но с другой стороны, гонка не улетает от пилота дальше чем на 200 метров, и судя по зарубежным форумам, с этим приемником вполне успешно эксплуатируют даже более серьезные модели.
Приемник освобожден от корпуса за ненадобностью.
Традиционно для своих сборок, решил сделать карту под аппаратуру съемной, возможно, многим это покажется мазохизмом, но для меня очень важно, чтобы все было инсталированно максимально аккуратно, с возможностью замены, при необходимости любой детали.
Карточка устанавливается в фюзеляж на на липовые грибки.
Модель требует достаточно много времени для сборки.
После подготовки фюзеляжа, обрезки облоя, вклейки мото-шпангоута,
Прикручиваем крыло, и устанавливаем модель на импровизированный стапель для вклейки оперения
тем временем, изготавливаем кабанчики. Материал- стекло-текстолит. Эксплуатация подобных кабанчиков на Avionik, в паре со стальными тягами, не выявила проблем, после примерно 130 полетов люфтов не наблюдается. На электричке, в отличии от ДВС самолетов практически нет вибрации, оказывающей разрушающее действие на все компоненты модели.
Вклеиваем кабанчики, и устанавливаем машинки в крыло.
Машинка закрывается крышкой из тонкого ламината- в моем случае это угле-пластиковый ламинат
Машинка "капотируется, при этом сама является, можно сказать, частью капота
Распаиваются контакты, и карта с аппаратурой подготавливается для установки в фюзеляж
вот так это выглядит установленным в фюзеляж
Выключатель питания- магнитный, контроль включения- по светодиоду
Наконечники для тяги, выполненной c помощью боудена, использованы съемные- MP-Jet
Самолет практически собран, надеюсь облетать в ближайшее время с мото-установкой Leomotion 3038- 2600kv винт APC 4,75X4,75.
P.S. Всех, кому интересна электро-гонка, приглашаю к себе на совместные тренировки в Ейск. В свое время нам удалось поднять общий уровень в F3A, используя совместные тренировки в формате спортивных сборов.
Бортовое питание раздельное- использован аккумулятор LiFe, что позволяет обойтись без регулятора напряжения.
Распаиваются контакты, и карта с аппаратурой подготавливается для установки в фюзеляж
Если можно здесь поподробнее, так-же вопрос по мотору, какой? Соответственно к нему пропеллер. Мы начинающие.
Всех, кому интересна электро-гонка, приглашаю к себе на совместные тренировки в Ейск.
Дима, привет! А как же F3A? 😃
Кстати, в гонке без напарника реально тренироваться?
Если можно здесь поподробнее, так-же вопрос по мотору, какой? Соответственно к нему пропеллер. Мы начинающие.
Я тоже начинающий 😃
Мотор на данный момент Leomotion 3038, c kv 2600 оборотов на вольт. Пропеллер на него - либо graupner 4,7X4,7 , либо, слегка обрезанный по диаметру APC 4,75X4,75. Первый в моих условиях дает примерно 66-68 секунд рабочего времени до достижения лимита в 1000 вт/мин. Второй- 64-66 секунд. На данном этапе тренировок мне этого хватает почти на 10,5 кругов с первым пропеллером и на 10 с небольшим хвостиком либо ровно на 10 со вторым.
Что касается бортового аккумулятора- использован 2-баночный LiFe, вот такой: espritmodel.com/life-receiver-battery-pack-200mah-…
напряжение 6,6 вольта позволяет обходится без преобразователя напряжения.
Что касается распайки контактов, то все сводится к перепаиванию стандартных разьемов для рулевых машинок на Multiplex, для удобства соединения, это хорошо видно на фото. Также в цепь включается магнитный выключатель и разьем для зарядки борта.
Дима, привет! А как же F3A?
Кстати, в гонке без напарника реально тренироваться?
На данный момент F3A остается в жизни в качестве хобби. Возможно, я буду принимать участие в Российских стартах второго уровня- этапах кубка России например, а также “домашних” этапах кубка мира, если такие будут проводится. От участия в Сборной команде, и, соответственно, Чемпионате Мира следующего года я отказался.
Тренироваться в одиночку проблематично, надо так-же как и в пилотаже, работать над траекторией, пилоны в полете я, например, не вижу. Думать некогда, одна единственная ошибка по крену зачатую приводит к фатальному изменению траектории, и требует значительной потери времени на корректировку. Возможно, это придет с опытом. Для отработки пилонов использую помощника с рацией. Дальний пилон и ближние приходится отрабатывать поочередно. В идеале надо иметь механика-штурмана, так как лететь на счет легче, но, когда его нет, я приспособился считать себе сам. При отсутствии помощника выставляю себе ближние пилоны, кидаю модель левой рукой, и лечу на счет. Для “налета” этого достаточно, для соревновательной подготовки- нет.
Однако, как и в любом другом виде спорта, под воздействием тренировочных нагрузок уровень медленно подрастает.
После подготовки фюзеляжа, обрезки облоя, вклейки мото-шпангоута,
Мотошпангоут из какого материала? И какой толщины? Есть ли выкосы на моторе? Вниз или вправо?
Мотошпангоут из какого материала? И какой толщины? Есть ли выкосы на моторе? Вниз или вправо?
Мото-шпангоут из Стекло-текстолита. 3 или 3,5 мм, я не мерил перед вклейкой, лучше спросить у производителя, эта деталь входит в набор.
Что касается выкоса, мне не известно, закладывал ли производитель выкос оси мотора при проектировании, мото-шпангоут вклеен по переднему срезу фюзеляжа. Визуально - все установлено строго по оси, но я могу ошибаться. Я не делал выкос при вклейке.
Самолет облетан. Триммировать по рулю высоты не пришлось вообще. Ровно держит горизонт в очень широком скоростном диапазоне. Разворот на дальнем пилоне выполнить легче чем на Avionik, прощает небольшие ошибки на входе в разворот. Avionik гораздо строже в пилотировании, но, чисто по ощущениям, меньше теряет скорость в развороте, однако, Swist набирает ее после разворота быстрее. Все субъективно, конечно. Пилотируется самолет очень комфортно, на посадке не доставляет проблем, и не имеет склонности к неожиданному сваливанию. Старт легкий, самолет устойчив с малых скоростей, видимо, сказываются планерные корни.
Изменений во времени работы мото-устанвки не произошло. С перечисленными выше винтами время сохранилось прежним.
Решил поделиться опытом сборки популярной гоночной модели F5D Swist, как и Avionik, производящейся в России.
Дмитрий, спасибо за открытие интересной ветки, а где мнение и советы наших ведущих спортсменов? Вдовенкова.В. Самохвалова Д. Колосова,А.?
Установил трубку Пито
Даже всего несколько полетов дают пищу для аналитической работы.
Скорость на базе с винтом Граупнер 285-290 км/ч С Винтом APC - 4,75x4,75 - около 300-302. Я ожидал несколько меньших скоростей.
Направление работы с техникой теперь понятно. Очень интересная статистика по разгонам.
Добрый день) В качестве мотоустановки идеальной по соотношению цена качество является связка из мотора Red Leopard LBP2860 2550Kv и регулятора YEP 100 A с винтом 4"75x4"75 хватает на 60-62 сек, все зависит от условий. Ресурс мотоустановки получается несколько часов, температурный режим в пределах нормы. В идеале сервы нужно было вклеить на жесткий силикон вплотную к лонжерону, тогда серва почти не выступает из крыла, а в фюзеляж сделать жесткую тягу из угле трубки.
Red Leopard LBP2860 2550Kv и регулятора YEP 100 A это “оптимальный” можно сказать “народный” комплект, который отлично подходит как для тренировок, так и для соревнований. При цене комплекта чуть более 100 долларов это просто отличный выбор.
Вообще, при использовании не-дорогих моторов и батарей полететь F5D оказывается не дороже чем тот же Q500. При этом скорость будет позволять при соответствующем умении лететь в районе 63-65 секунд.
Я взял себе такой мотор для тренировок, обязательно отпишусь по скоростям и рабочему времени. Расчетная скорость с таким комплектом получается меньше чем с Leo-Motion 3038 2600, с аналогичными винтами. Практика покажет на сколько и вообще так ли это.
Облетал комплект с Red Leopard LBP 2860 2550 kv. Теоретические расчеты оказались верны. Со всеми испытанными винтами мото-сет уступает по скорости LeoMotion 3038-2600. С винтом Graupner 4,7X4,7 скорость на базе не выше 265-270 с рабочим временем 70 секунд, с APC 4,75X4,75- порядка 280-285 с рабочим временем около 62 секунды. Для тренировок мотор отличный, для движения вперед к хорошим и стабильным sub 60 секунд- посредственный. Но тренироваться на нем буду.
Приглашаю желающих обменяться опытом в формате сборов к себе в ейск на тренировки в начале апреля. Судя по всему, весна предвидится ранняя, я сезон уже открыл. Пилотажники знают, что у нас есть хорошая площадка. Для F5D очень удобно, что можно сохранять винты, сажая в высокую траву рядом со штатной травяной полосой. Есть возможность устанавливать базу. Жильё в это время года не дорогое. Если появятся желающие, буду рад всех видеть.
В личку мне задают вопросы об оснащении моделей и о том, где найти комплектующие.
Чтобы не отвечать каждый раз, решил опубликовать несколько ссылок.
Двигатели:
Доступный вариант оснащения, как уже писалось, двигатель Leopard 2860 кв 2550.
Брать тут: www.offshoreelectrics.com/products.php?cat=Leopard…
Есть более дорогой вариант оснащения-
двигатели Leomotion.
www.leomotion.com/pi.php/L3038-2600.html
к сожалению, курс Швейцарского франка делает эти движки чрезвычайно дорогими.
Так же можно использовать двигатели NEU - будет интересовать кв 2600
есть здесь : espritmodel.com/neu-1115-air-series-motors.aspx
Машинки могу порекомендовать высоковольтные KST 245 S либо KST 245 X08
заказываем тут:
www.hobbyclub.com/product_info.php?cPath=24_234&pr…
и тут:
www.hyperflight.co.uk/products.asp?code=KST-X08
Можно так же использовать хорошо проверенные Hyperion DS 09 AMD
они мощнее по усилию, однако, придется использовать преобразователь напряжения в цепи питания приемника.
Можно купить тут: espritmodel.com/hyperion-atlas-ds09-amd-mg-digital…
Регуляторы берем вот эти:
hobbyking.com/…/__20695__Hobbyking_YEP_100A_2_6S_S…
Работает отлично, иногда глючит, впрочем как и оригинал от YGE
Логгеры и шунты можно купить тут:
www.sm-modellbau.de/shop/product_info.php?products…
www.sm-modellbau.de/shop/product_info.php?products…
Внимательно смотрим при заказе, как у вас распаяны разьемы! Я использую 6-мм LMT, но знаю, что многие летают и на 4-х мм коннекторах, не испытывая проблем. По токам их должно хватать.
также очень неплохо иметь карточку для программирования и просмотра данных логгера www.sm-modellbau.de/shop/product_info.php?products…
Дорговато, но надо понимать, что эта электроника может переставлятся с модели на модель.
Пропеллеры будут нужны:
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LXERFD&P…
и вот эти:
www3.towerhobbies.com/cgi-bin/wti0001p?&I=LX1680&P…
Силовые аккумуляторы для тренировок-
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
За качество акков не отвечаю, сам только заказал. Как придут, отчитаюсь.
На хобби кинге можно посмотреть и бортовые аккумуляторы. 150-200 mah вполне достаточно для 6 полетов. У меня за 7 полетов расходуется примерно 70 mah.
Перечисленные комплектующие многократно проверены, позволят лететь 62-66 секунд при соответствующем пилотировании, конечно.
Можно так же использовать хорошо проверенные Hyperion DS 09 AMD
Эти серво можно подешевле заказать с японского склада Хиперион. Доставка дешевая и быстрая - aircraft-world.com/en/p1004995-hp-ds09#/pkl-compl
Там сейчас много чего интересного есть - стОит полазить по сайту
Дешевый вариант лимитера neumotors.cartloom.com/shop/item/24376
Но у него нет функции логгера, не записывает никакую информацию.
Дмитрий, как организовано питание приемника и серв? Отдельный акк только на приемник? или питание приемника и серв от акка малой мощности?
Дмитрий, как организовано питание приемника и серв
На данной конкретной модели используется отдельный бортовой аккумулятор LiFe, от которого напрямую запитан приемник, и, сответственно, машинки. На одном из свеже-собранных Авиоников я поставил прямое питание от 2s LiPo и все высоковольтные машинки KST-245S.
В прошлом году использовал так же питание от 2S Lipo через регулятор напряжения. Во всех случаях питание организовано отдельным аккумулятором.
На данной конкретной модели используется отдельный бортовой аккумулятор LiFe, от которого напрямую запитан приемник, и, сответственно, машинки. На одном из свеже-собранных Авиоников я поставил прямое питание от 2s LiPo и все высоковольтные машинки KST-245S.
В прошлом году использовал так же питание от 2S Lipo через регулятор напряжения. Во всех случаях питание организовано отдельным аккумулятором.
а куда девать бек с регулятора? убирается плюс?