правильная посадка самолета

Thermal
horse427:

Нынче погОды стоялиии!😛

Ух-ты уже снег 😒 у нас в Риге еще нету на удивление… ОСенний сезон в разгаре 😎 хорошо, руки не мерзнут, обещают +5 на неделе воть…летаю на поле рядом с морем, сажаю планер на пятачок 2 на 2. приходится игратся с закрылками, посадка в порывистый ветер добавляет адреналинчика. Порой приходится несколько раз корректировать положение закрылков. Вообще очень индивидуально по каждомуЛА и в зависимости от ветра.

Скажу из своих наблюдений, что при сильном ветре, заход на посадку нужно делать без запаса удаления…заходить с виража, и одновременным выпуском закрылков, таким образом планер будет парашютировать, и на первый взгляд кажется что он перелетит место посадки (2 на 2 метра), с другой стороны нужно хлоднокровие и спокойствие…и планер четко садится к ногам. Тут очень обманчивая ситуация складывается нужно судить по предыдущим наблюдениям и опыту. Так что опыт и эксперименты- залог успешных посадок в любую погоду! 😃

nedz
Thermal:

Так что опыт и эксперименты- залог успешных посадок в любую погоду!

Thermal:

Скажу из своих наблюдений, что при сильном ветре, заход на посадку нужно делать без запаса удаления…

Очень распространенная у меня ошибка… Обычно захожу на полукопиях из далека. А если ветер, то часто приходится газом доводить самолет до точки приземления, как на пилотаге… А это не есть красиво! у гопии глиссада должна быть равномерной и красивой! Согласен с Максимом, только опыт и эксперименты!

Wladimir_Th

Коллеги. Давно наблюдаю за темой. Все интересно, поучительно. Вот только не нашел ответа на вопрос, как гасить посадочную скорость и как выполнять скольжение. На многих видео, хоть там и говорят про правильную и хорошую посадку, модели садятся на большой скорости. Если есть асфальт или бетон, то это допустимо, хотя все равно нежелательно, а если грунт? Просто надоест шасси вклеивать. Про закрылки знаю. Кто нибудь может дать совет и консультацию.

vlad_den
Wladimir_Th:

как выполнять скольжение.

Что Вы понимаете под скольжением?

Wladimir_Th:

как гасить посадочную скорость

Никаких специальных приемов для этого нет. Самолет на стадии “выдерживание” сам тормозится сопротивлением воздуха. При этом лучше, чтобы в моторе не был включен тормоз - электро, или ДВС работал на самых малых оборотах. Вращающийся медленно винт тормозит лучше, чем стоящий. Надо следить, чтобы снижение на глиссаде проходило не слишком круто - самолет не должен разгоняться. Хорошо, если есть длинная полоса на которой можно практиковаться в долгом выдерживании перед касанием. Самолет без газа надо держать строго горизонтально на высоте 10-20 см над полосой. Конечно все самолеты на выдерживании ведут себя по разному. И скорость, на которой самолет начнет терять высоту, оставаясь в горизонтальном положении, у всех тоже разная. Тренировки, тренировки. Полезно на высоте проверить, на какой скорости самолет срывается и падает на крыло. Скорость выравнивания должно быть на 15-20% выше. При этом недолет - слишком раннюю потерю скорости можно исправить подтягиванием газом, перелет - только уходом на второй круг. Все теоретически выучено на материалах данной темы;), проверено собственным, иногда горьким,:( опытом.

Thermal
Wladimir_Th:

Если есть асфальт или бетон, то это допустимо, хотя все равно нежелательно, а если грунт? Просто надоест шасси вклеивать. Про закрылки знаю. Кто нибудь может дать совет и консультацию.

Сажал на грунт с камнями паркфлаер, тут возникает пробема- капотирование, или поломка шасси. Я делаю так: на стадии выдерживания чуток прибираю ручку на себя, гашу скорость до самой минимальной и самолет плюхается если можно так сказать на шасси, без пробега по грунтовке. Не копийно, но спасает шасси. Правда такая тактика применима к более легким моделям. Если же модель тяжелая, то нужно все же немного притереть к земле и перед самым касанием вздернуть рулем высоты чтобы смягчить касание. Опять таки для каждой модели индивдуально. Просто постарайтесь за 0,05 секунд до касания поддернуть самолет. Должно получится. 😉

Wladimir_Th
vlad_den:

Самолет на стадии “выдерживание” сам тормозится сопротивлением воздуха.

Я так и сажаю(точнее стараюсь сажать).Не подумайте, что я ас-пилот и все посадки у меня на пятерку. Увы.Статистика на настоящий момент из 10 посадок 5 получаются остальные … Не очень. Это я к тому что на большинстве видео стадии выдерживания нет. Как посадки на 3 точки. А на нашем поле только такая посадка дает максимум гарантий от капотирования. Для меня главную сложность вызывает именно выдерживание. То, блин скорость высока, то недолет с большой скоростью снижения, то наоборот, вроде выровнял, скорость падает, а до земли еще больше полметра. И выеживаешься как можешь. Хорошо что хоть без дров обходится(в основном).
Про скольжение. Как бы это правильно написать? Примерно так. Самолет идет со снижением( к примеру на посадку) и разворачивается под некоторым углом к полосе( к примеру вправо) но вектор движения продолжает быть направленным на полосу. Т.е. самолет идет боком с небольшим креном. Это я видел воочию (правда это был Як-52 настоящий), и скорость гасил он очень ощутимо.

Thermal:

на стадии выдерживания чуток прибираю ручку на себя, гашу скорость до самой минимальной и самолет плюхается

Это парашютирование, и на 2-3х килограммовых самолетах я применяю этот прием только в крайнем случае. А на паркфлаерах я не летаю.

DUO

Вот только не нашел ответа на вопрос, как гасить посадочную скорость и как выполнять скольжение.

наставник с меня ни какой но попробую обьяснить как я это вижу себе и делаю
действительно самая большая проблема это снижение скорости до приемлемого уровня и комфортной посадки особенно в безветренную погоду
в ветер все понятно , а вот в безветрие …
как садиться большинство , и так садился тоже , ?
вираж , глиссада , летим на газу , скидываем газ и самолет как летел так и летит теряя скорость очень медленно
хорошо если полоса в несколько сотен метров , а если надо попасть на ограниченный участок тяжелым самолетом
погасить скорость можно и нужно на вираже перед выходом на глиссаду
заходим в разворот и сбрасываем газ до холостых , именно до холостых и заходим в вираж со снижением ,т.е самолет в вираже не держим в горизонте а даем ему выполнить разворот со снижением
в результате этого скорость падает практически до 0 и модель заканчивает вираж на грани срыва
в этот момент на выходе из виража на глиссаду подхватываем его чуть газком и летим на оборотах чуть выше холостых , уже над полосой скидываем газ и самолет садиться практически с нулевой скоростью
попробуйте и вы будете удивленны на сколько комфортнее станет садиться
что до скольжения то я это рассматриваю как вариант аварийной посадки с достаточной высоты , например с заглохшим двигателем и необходимостью есть на ограниченное пространство
прием эффективен только для тяжелых самолетов
выглядит примерно так=же как и вариант выше , но самолет направляем к земле более агресивно разгоняя его , опять вираж со снижением но на вираже елероны не выравниваем а придерживаем самолет РН компенсируя элероны
в результате самолет начинает движение по прямой но при этом он летит с легким креном и боком , появляется сильно сопротивление потоку в виде раком стоящих фюзеляжа и крыльев , некий тормозной парашют получается , уже когда понимаем что скорость падает ниже плинтуса выводим самолет в нормальный полет и даем ему сеть практически пешком
посадка выглядит очень эффектно , когда модель с высоты 15-20 метров садиться практически у ног
проделывал такое не однократно но только в аварийных ситуациях , на работающем двигателе использую посадку по первому варианту
все это можно делать только на снижении используя массу и инерцию модели , ни в коем случае не в горизонтальном полете , кувырок с неработающим двигателем будет гарантирован , скорость падает очень сильно
хотя канечно бывало и не попадал на полосу , бывал чуть не долет и погнутые стойки . но это лучше чем потерять контроль над самолетом когда он пролетает мимо тебя в даль на огромной скорости и контролировать его горизонтальную скорость смотря ему в зад просто не возможно

Thermal
Wladimir_Th:

Это парашютирование, и на 2-3х килограммовых самолетах я применяю этот прием только в крайнем случае. А на паркфлаерах я не летаю

Хмм 2-3 киллограмовые модели требуют более менее ровное ВПП бетонка, асфальт. тут без вариантов. менять место полетов или 50 на 50 капотирование или поломка шасси. Летая на различных моделях выбираю разные места. на планере поле, на самолетах теперь только бетонка или взлетка. Опыт показывает что при посадке самолета с шасси на траву или грунт, в большинстве случаев или 50% капотиование или поломка шасси, конечно трава и покрытие быват разное…ругое дело если нет рядом нормального покрытия, тогда приходится вот так сажать на что есть…нужно иметь достаточно большую модель чтобы нормально приземлятся на грунт или траву, ибо у нас редко где найдешь идеально ровный газон, где нибудь на отшибе вдали от деревьев, стрений людей.

У нас в Риге те у кого самолеты более 1 кг летают только на старой рулежке аэродрома. На вопрос почему летают именно здесь, отвечают - без вариантов.

По поводу заход со скольжением, часто использую прием на ограниченных площадках, очень хорошо гасится высота и скорость! более предсказуема посадка в заданную точку ВПП.

DUO

У нас в Риге те у кого самолеты более 1 кг летают только на старой рулежке аэродрома. На вопрос почему летают именно здесь, отвечают - без вариантов.

жируете блин 😁 , а у нас без вариантов собственно ручно выкошеная площадка на грунте размером 20х50 метров а вокруг сплошной бурьян и все перерыто кротами и сусликами
и другой ВПП я никогда не видел за все занятия моделизмом , летают все , от пенолетов и заканчивая бензинычами 2,4 размахом и F3A ашниками у которых модели стоят не одну штуку $
а вы говорите

Опыт показывает что при посадке самолета с шасси на траву или грунт, в большинстве случаев или 50% капотиование или поломка шасси,

у нас опыт показывает обратное
поэтому как погасить скорость и зайти со скольжением в такой пятак "пешком " я хорошо знаю

Wladimir_Th
Thermal:

Хмм 2-3 киллограмовые модели требуют более менее ровное ВПП бетонка, асфальт

А нэту.
Приходится летать где есть. А “делить” с машинами какой нибудь дальний асфальт не по мне. Я уже видел как товарищ бил самолет об обочину уходя от невесть откуда взявшегося авто.
Давайте поговорим о центровке. До последнего времени я не уделял этому особого внимания, пока не угораздило сделать , на мой первый взгляд, неудачную пилотажку. Я уже писал о ней rcopen.com/forum/f82/topic254338/41 . Пост 61 Самолет вместо отвратительнейших взлетно-посадочных характеристик выдал такое. что я был просто ошарашен. С заглохшим мотором самолет сел “пешком”. И это почти в штиль. А вес и нагрузка на крыло немалые.

Thermal
Wladimir_Th:

. Я уже видел как товарищ бил самолет об обочину уходя от невесть откуда взявшегося авто.
Давайте поговорим о центровке. До последнего времени я не уделял этому особого внимания, пока не угораздило сделать , на мой первый взгляд, неудачную пилотажку. С заглохшим мотором самолет сел “пешком”. И это почти в штиль. А вес и нагрузка на крыло немалые.

Помню как то летом летал на заброшенной рулежке аэродрома спилве на имеллерной модели спортивного планера, летаю, нарезаю круги делаю Тач энд Го, и тут едет ученик на авто неспеша, едет, разворачивается. Частенько эту рулежку посещают те кто учится ездить или подрифтовать. А у меня как раз батарея уже на исходе еле продержался, сразу после того как машина уехала благополучно посадил…фух…вот видео

По поводу центровки важно! но главное не переборщить с весом когда правите цетровку, т.к модель будет просто кирпичом тогда. Гуру подскажут сколько от САХ на пилотагах. Могу сказать одно я в ветер от 8 м.с значительно догружаю свинца в нос планера/самолета. День и ночь! даже в сильный поывистый ветер 10 м.с планер летит четко пробивая ветер! в ветренную погоду лучше больше чем меньше. Если в штиль еще более менее спокойно можно посадить модель с задневатой центровкой, то в ветер 100% дрова, поскольку давить ручку от себя не очень удобно, в результате замешкаетесь перестрессуете и грохнитесь. проверенно

Peleng:

Я согласен с Nedz, что использования РН приминима на пилотажках( точнее даже на плоско летах ). Копию, РН быстрей чем элеронами не развернешь, только в скольжение введешь.

+1 Согласен! при посадке особо не до РН 😄 пользуюсь элеронами. очень редко когда корректирую РН, разве только когда самолет коснулся земли, и требуется корректировка траектории. С планером на посадке аналогично, в полете 90 % поворотов корректировок осуществляю РН.

DUO

то в ветер 100% дрова, поскольку давить ручку от себя не очень удобно, в результате замешкаетесь перестрессуете и грохнитесь. проверенно

не надо столь категорично
не удобно давить от себя на посадке из-за близости земли если самолет с задней центровкой ?
сделайте посадочный микс РВ чтоб он был чуть в низ , тогда модель сама стремиться к земле а придерживать ее надо столь удобным привычным для многих способом - на себя 😉
так-же с задней центровкой модель уверенно садиться если флапы чуть вверх на посадке
получаем отрицательную подьемныю силу , и модель уверенно идет к земле в горизонте
при этом опять же ее нужно придерживать РВ на себя
оба способа более чем действенны , можно подобрать что удобнее и под модель и под пилота
причем во втором случае модель как магнитом тянет к земле , медленно и уверенно
главное с углом отклонения не перестараться , иначе будет падение плашмя практически вертикально
все настройки делать повыше от земли

Thermal
DUO:

не надо столь категорично
не удобно давить от себя на посадке из-за близости земли если самолет с задней центровкой ?
сделайте посадочный микс РВ чтоб он был чуть в низ , тогда модель сама стремиться к земле а придерживать ее надо столь удобным привычным для многих способом - на себя 😉

Я не заморачиваюсь по поводу миксов, я свои модели в свое время отстроил, и только корректирую триммером иногда 😉 Микс у меня задействован закрылки-РВ. при выпуске закрылков РВ опускается вниз на несколько мм.
А задняя центровка возникала у меня при испытании новых моделей планеров, тогда не до микса, когда модель в небе. сразу после посадки испрвляю центровку. Эх помню запускал свой 2,3 метровый планер, Фулл хаус, со всеми миксами…вот это был адреналинчик. На первых испытаниях модель взлетала, потом задирала нос, приходилось давить от себя, еле посадил тогда…, да еще при и элеронов планер не слушался…спустя некторое время планер долгострой полетел аки…😈 этакий Икарус в небе…проблема была в центровки, из за геометрической формы крыла немного неверно рассчитал требуемую центровку. Но счастье было не долгим на закрытии сезона спалил двигатель 😦 новых двигателей подходящего размера/мощности незавезли…вот скучаю…летаю на своих проверенных моделях…в апреле расчехлю и в небо! там и первые термики пойдут как снег сойдет…😃

DUO

посадка не настроенного планера не имеет никакого отношения к посадке модели самолета весом в 3-8 кило “пешком”

Микс у меня задействован закрылки-РВ

тормоза которые часто советуют везде подряд не для всех моделей одинаково полезны
только на малой части моделей они выполняют свою функцию правильно там где РВ не попадает в тень выпущенных флаперонов
в других случаях они ухудшают маневреность да еще и заставляют отвлекаться во время посадки или уходе на второй круг на клацание тумблерами
самое действенное торможение в штатной ситуации и на любой модели это выход на глиссаду который я описал выше
тем более что тема тормозов ни как не решает нормальную адекватную посадку с задней центровкой

Wladimir_Th

Ну преимущества задней центровки на посадке я испытал самолично. Каких-то 3% между 30% и 33% а разница огромна(правда и полет с непривычки довольно напряженный). Возвращаясь к теме скольжения обращаюсь к Игорю (DUO). Не сочтите за наглость, но нельзя ли поподробней описать очередность работы рулями с указанием на что надо акцентировать внимание. А если еще и можно будет посмотреть видеозапись, то моя благодарность не будет иметь границ, в разумных пределах.😃

DUO

блин , вот щас случайно зашел в тему
rcopen.com/forum/f86/topic176711/201
и почитал ее
ознакомьтесь с постами Загитова , особенно с этого места
rcopen.com/forum/f86/topic176711/217

В “Модельном” пилотаже я использую такой же прием, т.е. создание скольжения, для торможения самолета на короткой глиссаде. при этом значительно отклоняется руль направления, а для того чтобы самолет не сносило с курса, создается крен в противоположную даче РН сторону.

вот ей богу , я прочел это у него только сейчас
думаю авторитет этого человека ни у кого не вызывает сомнения
попробуйте проанализировать дальнейший диалог , там буквально две страницы
думаю это принесет больше пользы чем мое видео такой посадки

Wladimir_Th

Спасибо. Почитал. Вроде все не так и сложно. Остается мелочь-попробовать и остаться целым.

5 months later
Дан_Тосс
SAN:

Не очень понятно на КАКОГО новичка это расчитано.
Если человек первый раз летит, да ещё ОДИН, у него к моменту посадки глаза не то что квадратные - треугольные! Какие там пять стадий!
и симуляторы не помогут.
Тем более большинство наших пилотов начинают летать без взлётных полос, в чистом поле. А если и есть полоса в виде грунтовки, так лучше б её не было!
Всё одно не попадёт, в первом-то полёте

Да ладно… Десятикратное спасибо заморскому коллеге!😁
Подробно, “разжёванно”, понятно… 😃

[quote=giantflier_2;154667]

Val,Jun 23 2005, 00:53

Привет forehead…

я не совсем понял, при чем тут forehead, наверное, я не очень силен в языках. ну да ладно, расскажу пр посадку.

  1. заход на посадку.
    в просторечье называется “заход по коробочке” или просто “коробочка”. начинается с того, что вы проходите над посадочной полосой против ветра. выйдя за пределы полосы, делаете поворот от себя на 90 градусов, летите пару секунд горизонтально и ровно, затем еще один поворот на 90 радусов. таким образом самолет начинает лететь в обратном направлении - по ветру.
    чтобы выполнять этот маневр красиво, держите постоянную высоту, повороты выполняйте с постоянным креном и с постоянным радиусом.
    выровняйте самолет против ветра, когда самолет оказывается за пределами взлетной полосы, делаете следующий поворот на 90 градусов по направлению к себе.
    наконец, последние 90 градусов, выравнивайте самолет против ветра и начинайте постепенное (градусов 3-5) снижение.
    в этот момент модель должна быть точно на оси посадочной полосы, на расстоянии примерно 50-100 метров от ее начала. расстояние зависит от размера самолета, веса и т.д. определяется опытным путем.
    заход на посадку заврешен.

  2. снижение
    сбросьте газ до “чуть больше холостого хода” и продолжайте снижение. на этой стадии посадки важно держать крыло строго горизонтально а угол тангажа постоянным. другими словами самолет должен пикировать с постоянным небольшим отрицательным углом тангажа.
    если ветра нет или он очень слабый как правило газ должен быть в районе холостого хода. если есть ветер, холостого хода может не хватить. вам нужна тяга для того, чтобы не остановить самолет против ветра и не свалить его в штопор.
    если ветер дует не прямо вдоль полосы а с небольшим углом, продолжайте держать самолет вдоль оси полосы, подправляя модель рулем поворота. самолет будет лететь со скольжением, т.е. ось фюзеляжа будет расположена спод углом по отношению к оси посадочной полосы.
    это широко распространенная ошибка - взлетать и садиться не вдоль полосы, а вдоль втера. впрочем поговорим об этом позднее. это уже нюансы.
    мы рассматриваем идеальный случай, когда ветер дует точно вдоль полосы.
    продолжайте пикировать до высоты примерно 1 метр. самолет должен достигнуть этой высоты примерно там где начинается полоса. в этот момент, прекратите пикирование, подав ручку высоты легким движением на себя. газ сбросьте до холостого. стадия снижения закончена.

  3. выравнивание
    выровняйте самолет по тангажу, добившись ровного горизонтального полета.
    важно не перебрать ручку на себя. при слишком большом рывке рулем высоты, самолет может резко задраться, потерять скорость, как результат потерять управляемость и свалиться. это и называется срывная скорость.
    помните, для того чтобы аэродинамические рули продолжали действовать - нужна скорость руля относительно воздуха. чем меньше нагрузка на крыло, тем ниже срывная скорость, как правило.
    при достаточно сильном ветре самолет может быть неподвижен относительно земли, но по прежнему управляться.
    очень-очень плавным и нежным движением ручки добейтесь того, чтобы самолет принял горизонтальное положение, но не задирал нос.
    начадась стадия выдерживания.

  4. выдерживание
    ваша задача - выдержать самолет в горизонтальном положении некоторое время, не давая ему пикировать и не давая задирать нос.
    поскольку тяга винта почти равна нулю, самолет движется по инерции, модель за счет собственного сопротивления автоматически начнет терять скорость и снижаться. перед самым касанием земли, немного подеберите ручку на себя, следя за тем, чтобы самолет сел на “три точки”, если это заднеколесная схема шасси. если у вас передняя стойка, самолет должен коснуться земли сначала задними колесами, и только потом плавно опустить нос.
    если посадочная скорость будет слишком велика, ожидайте “козления” - самолет отскочит от земли и затем снова приземлится и т.д. тут все определяет только опыт. если модель летит горизонтально и не снижается, значит либо тяга винта все еще велика, либо ветер слишком силен. надо слегка подзадрать нос или сбросить до упора газ. если вы чувствуете, что полосы вам не хватает, чтобы закончить маневр, лучше плавно добавьте газ и зайдите на посадку снова. лучше зайти на посадку десять раз, чем один раз грохнуть модель.
    как правило эта стадия, самая важная, отсутствует при посадке у большинства чайников. и наоброт, обратите внимание, как садятся чемпионы. весь посадочный маневр четко разделен на эти пять стадий.

  5. посадка
    как только самолет коснется земли, считайте все самое страшное позади.
    если конечно на полосе не окажется ям или коровьих какашек.

вот такие дела

Ultimate:

Думаю со мной согласятся 90% моделистов, а то и больше. Красиво - это когда по самолетному.

Согласен.