Научите садиться блин

wihrlwind

И еще, попробуете “притирать” самолет на основные стойки, а потом опускать хвост. Например, Мустанг именно так и сажают, хотя там немного другая ситуация (сильно вынесена вперед задняя опора). Может быть этот метод посадки поможет избавиться от прыжков.

Wladimir_Th

Сегодня после обеда появилось свободное время. Не удержался, побежал пробовать перенастроенный самолет. Штиль, -10, лед пруда, снега нет. Сделал один полет 15минут. За это время 3 раза сел по конвееру и один раз с уже заглохшим мотором. Не скачет! Вот уж воистину. Век живи, век учись.Но все равно стойки надо удлинять.

ДАВ
Wladimir_Th:

Александр, Вы правы. Правда с некоторыми дополнениями.Сегодня “на огонек” зашел ко мне без 5 минут кандидат наук из МАИ. Выслушал мои сетования и вот его вердикт: “Это ни что иное как экранный эффект”.

Что-то кандидат перемудрил. Даже в дурацкой Википедии написано: “Традиционно на скоростях полётов самолетов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла” А у Вас какая высота? У Вашего самолета крыло уже установлено ВЫШЕ высоты экранного эффекта. Так откуда там взяться заметному экранному эффекту? Вот если бы Ваш самолет был низкоплан и садился без шасси - вот тогда бы эффект проявлялся во всей своей красе (на высоте от 10 см и ниже).
Ваш случай - самый обычный “бесскоростной козел” на посадке - довольно поганый вид “козла”. А “козел” на посадке - всегда ошибка пилота. Всегда.
Хоть и не люблю Википедию, но написано про “козел”, его причины и исправление там правильно: ru.wikipedia.org/wiki/Козление_(авиация) Обратите внимание на фразу: Главная причина — неправильно выбранная скорость захода на посадку.

spyder3

Владимир,
Трудно что либо посоветовать не испытав и даже не видя самому. Меня то удивляет, что самолёт то у вас мелкий. Ведь чем больше размах/вес тем легче летать, но тяжелее посадить особенно на бетон/асфальт и как козлят > 5кг (как их тут зовут кирпичи) надо видеть. И не смотря на мнение тех людей (“как он только держится”) попробуйте ешё снизить скорость.

Кстати я бы “3 точки посадка” исключил на вашем масштабе а сажал бы не на 3 точки (пока) а на 2. При этих 3х точках может и красиво но вы сами не замечаете как поднимаете РВ вверх дабы опустить зад вниз этим увеличивая атаку крыла и вот вам и козлик. Потом эти 3 точки пошли как раз из авиации перейдя к нам. “Кирпичи” при этом смотрятся хорошо, а вот те мелколёты в 1-2.5кг выглядят плохо - получится как как с хариера сажать те никак не сажать а плюхнуть - тк выбега не будет. Он у вас просто спарашютирует и остановится через 2-3 метра. Вот когда на > 5кг полетите там и тренеруйтесь на 3 точки с 25м пробега (или выбега?? что вернее? - пробег взлёт - выбег посадка).

Кстати согласен с Андреем Даванковым. Просто не хотел писать - может кандидат из МАИ маштаб модели не учёл

PS
Да и на мелколётах в авиации эти 3 точки не всегда используют. Вот вам реальные самолёты с отличной посадкой. Конечно эти пируэты с одним колесом при посадке то на публику, но я бы сам хотел так сделать но не могу. Как видете во всех случаях крыло паралельно земле.

ДАВ

Влад, на мой взгляд, скорость надо не уменьшить, а увеличить. Вот тогда можно будет сажать на 2 точки.
Следует глиссаду сделать ниже, тогда подход к земле вынужденно будет “на оборотах” и на скорости, выравнивание производить с ПЛАВНОЙ уборкой оборотов до МГ, выдерживание на высоте 20-30 см и потом снижение до земли с плавным добором ручки.
А что мы видим на видео? Самолет с малой скоростью на больших углах атаки практически парашютирует на полосу, потом в момент выравнивания, при доборе “на себя”, углы атаки увеличиваются, самолет еще больше теряет скорость и безжизненно плюхается на полосу. Он и в самом деле, как только держится? Как же его удастся мягко посадить, не имея подъемной силы?
Когда-то мой первый инструктор шутил: земля имеет форму шара, поэтому самолет к земле надо подводить по касательной. 😃

Wladimir_Th
spyder3:

Кстати согласен с Андреем Даванковым. Просто не хотел писать - может кандидат из МАИ маштаб модели не учёл

Вообще то его сразу после выпуска пригласили во французский “Супер Джет”. Простите, но дураков, сразу после ВУЗа, туда не пригласят. Туда вообще х… устроишься. Он держал самолет в руках и СРАЗУ спросил:" Самолет когда касался снега лыжами проваливался?"
Влад дело в том, что я СПЕЦИАЛЬНО старался сажать его на 3 точки. Был очень рыхлый снег и когда я выравнивал самолет и сажал (после серии прыжков)он по кабину уходил носом в снег. Я знал что самолет провалится при посадке по крыло(он вообще то и так проваливался по крыло), и старался поаккуратней приземлить его. А то ведь туда(на верхнюю часть крыла и фюза) попадают частицы выхлопа и пока принесешь самолет к месту старта, там уже все обледенело. А так только низ бы пришлось оттирать от льда. Это я еще по прошлому году уяснил. Вот и хотелось поменьше бензина на самолет лить.

ДАВ:

А у Вас какая высота? У Вашего самолета крыло уже установлено ВЫШЕ высоты экранного эффекта. Так откуда там взяться заметному экранному эффекту? Вот если бы Ваш самолет был низкоплан и садился без шасси - вот тогда бы эффект проявлялся во всей своей красе (на высоте от 10 см и ниже).

Неужели Вы думаете что он это не знает!!!
Расстояние от земли до крыла 12см в передней части и 7см. в задней.Хорда в середине крыла 29см. Провал в снег при касаниях был не менее 5 см. Он там чуть ли не брюхом чертил.
И вообще, советы Константина сработали. Я уже писал, про сегодняшний полет. И про шасси написал, потому что в данной конфигурации самолет очень чувствителен к посадочной скорости. Кстати сегодня попробовал что такое экспонента. выставил 20%. Мне не понравилось.

spyder3:

Трудно что либо посоветовать не испытав и даже не видя самому.

Тут я Вами полностью согласен. Потому и извинился за беспокойство. Я дал сразу очень сжатую информацию и дать верный совет было очень, очень сложно.

nedz

не видя посадки трудно советовать!

Wladimir_Th:

Вообще то его сразу после выпуска пригласили во французский “Супер Джет”. Простите, но дураков, сразу после ВУЗа, туда не пригласят.

простите дилетанта, но мне кажется(вернее уверен), на моделях об экранном эффекте вообще речи быть не может.
Снег и вода очень похожи, вот на гидро подскок произошел, но это из за избыточной скорости снижения, но ни как не экран…

просто притирать к полосе надо более полого, а значит на чуть большей горизонтальной скорости и меньше вертикальной

а скачут самолеты по многим причинам…

а можно вообще без посадки обойтись:D:D:D

Wladimir_Th
ДАВ:

“Традиционно на скоростях полётов самолетов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла”

Дмитрий. Вот тут Андрей все четко расписал. Возьмите и подсчитайте это для своих самолетов.

Алеша_Татаров
nedz:

на моделях об экранном эффекте вообще речи быть не может.

-еще как может. Вот только зависит это от площади плоскостей, от веса модели и от скорости посадки. Ну и от высоты при посадке. Хотя все это в прямой зависимости от мастерства ПИЛОТА.

nedz
Алеша_Татаров:

Сообщение от nedz
на моделях об экранном эффекте вообще речи быть не может.
-еще как может. Вот только зависит это от площади плоскостей, от веса модели и от скорости посадки.

я имел ввиду, что действием экрана можно пренебречь при наших скоростях и моделях… Ну а уж прыгать от снега, воды и т.д. из за экрана ну ни как…
вот тут например, только бы экрану и проявиться, поднять модель, но нет, экран молчит…(хотя он есть конечно)

Алеша_Татаров

Экран присутствует даже при полете листа бумаги над столом : классический пример этого показан в фильме про наши экранопланы! В этой теме промелькнул отрывок из этого фильма. А вообще выскажусь про посадку : на каждую модель свой пилот… Только опыт и чуть чуть теории.anovichkov.msk.ru/?p=1744

nedz:

а можно вообще без посадки обойтись

  • это в раздел курьезы или повезло , что не в руках бабахнуло !
nedz
Алеша_Татаров:
  • это в раздел курьезы или повезло , что не в руках бабахнуло !

Да нет, именно СЮДА.

Vorona_z_Handicraft:

Эту проблему когда-то изучали с женой, снимали на видео, просматривали. Прошли годы, а палец так и тянет ручку на себя перед касанием… Ы.

товарищ несколько лет за рулем(штурвалом) а просит помочь с посадкой!
Вывод- сам не хочет…

Алеша_Татаров:

А вообще выскажусь про посадку : на каждую модель свой пилот… Только опыт и чуть чуть теории

правильно Алексей сказал, добавить можно, что еще желание надо научиться!

Wladimir_Th:

Вы что меня за идиота держите?
Я худо-бедно 4 года летаю. и поверьте, знаю как сажать самолет.

Ну естественно, ЭКРАН ВИНОВАТ… не все про него знают…
А делов то, недельку другую тренировок (это при условии нескольких лет полетов). Сам занимался такими тренировками. Взлет, круг-посадка. Самолетов 5 разбил точно. Но сейчас хотя бы нет страха. Хотя красиво садиться через раз выходит.

wihrlwind
Алеша_Татаров:

на каждую модель свой пилот…

С Вашего позволения я бы немного уточнил, каждая модель требует своего подхода и не бывает двух одинаковых моделей, пусть даже и однотипных.

spyder3
wihrlwind:

каждая модель требует своего подхода и не бывает двух одинаковых моделей, пусть даже и однотипных.

Точно так
Андрей (ДАВ)
Он спрашивал на 3 точки как садить А если не на 3, а если как все делают на 2 то вы правы.
А откуда эти тут на форуме 3 точки то взялись и не раз? Я их и вкино редко видел. Может кажется Ли-2 так садились или АН-2?? А так все на 2 точки исадят. Вот (извините за ешё один фильм) но уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки

Вот (извините за ешё один фильм) но уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки
Сместите на 3:21 !!! что бы всё не смотреть

Wladimir_Th

Отвечу про три точки. И откуда они взялись. Если внимательно посмотреть видео то легко заметить, что мы летаем с грунта и далеко не лучшего. Так вот. Если там сажать самолет с хвостовым колесом горизонтально и на основные стойки, то ремонт я вам гарантирую на 100%. У Дмитрия есть видео посадки Мессера, где он долго бежит по бетонке на основных стойках и потом плавно опускает хвост. У нас бы он так и с такой скоростью недолго бежал. Как минимум киль в щепки, а то и ретракты бы вырвало. Покажите мне видео посадки 2-х килограмовой модели с размахом 1400(желательно полукопии) на грунт с таким пробегом на основных стойках и без капотирования. Я с великим удовольствием посмотрю эту посадку экстра класса. Оговорюсь сразу пилотажки и большие самолеты не в счет.Я потому и сделал такую пилотажку. Именно из за малой посадочной скорости таких самолетов. Грунтовые полосы в степень более придирчивы к посадочной скорости и вообще к посадке. Это вам не асфальтобетон. И не зря у довоенных пилотов (а летали они как раз на самолетах с хвостовым колесом) правильной считалась посадка на три точки. Иначе (посмотрите старые фотографии) самолет легко клевал носом.
По поводу экранного эффекта у “Кути” и “Айка”(извините не могу различить). Ну Вы и сравнили! Я видел в деле “Кутю”. Простите, но это по сравнению с моей пилотажкой это летающий кирпич. У меня был самолет тренер-низкоплан без шасси. Скоростная, динамичная бойцовка - швейцарец. Так у него тоже ни разу не наблюдал экранного эффекта. Хотя он был легче пилотажки и с такой же нагрузкой на крыло. Это в подтверждение слов Александра Голубкова, что не бывает двух одинаковых самолетов.

spyder3

Ребята, интересный какой раздел - спасибо Рашиду. Я ему кстати сказал и про эти 3 точки не к месту на ассфальте.
А то топики либо про Крил композит за > $1000, либо ПеноДракон или музейный экспонат с 5 годами постройки. А тут большинству полезно. Спасибо и Диме из Нижнего - всегда классные, не дорогие и доступные самолёты в его роликах. Будем знать что нам брать.

Владимир у всех и модели разные и условия. Так что про грунт не знаю - не пробовал. У нас асфальт и сбоку скошення трава. Большинство, и я в том числе, взлетают с асфальта и садят на траву и на 2 точки. Газ сбрасываетя, модель подравнивается, при касании колёса подвязают в траве и скорость резко теряется но не до капитирования. Козление редко из за резкой потери гор. скоррости. Черз несколко метров вот они три точки и остановка. А вот на асфальте может прыгать аккурат так как Андрей Даванков описал с заменой обтекателей колёс а то и с вырывом шасси. У мня как раз так и прыгали 3.7кг вдоль всей 25м полосы. А вот про неровный грунт послушать мне интересно но помочь не могу.

Palar
Wladimir_Th:

Отвечу про три точки. И откуда они взялись.

На три точки надо сажать, чтобы не было случайного взмывания. Иначе при опускании хвоста и соответственно увеличения угла атаки, от порыва встречного ветра самолёт может подбросить вверх с потерей скорости. Если впереди километр бетона, как на видео, то можно и на две точки, но это не комильфо, т.е. плохо ещё и из-за увеличения дистанции пробега. Это азбука посадки с хвостовой опорой. По этой же причине стояночный угол должен примерно соответствовать углу атаки для Су макс.

У меня очень давно был почти такой же самодельный ДВС самолёт, как у вас. Высокоплан без шасси, размах 1200 мм, нагрузка 57 г/дм2. На минимальных оборотах снижался до выравнивания, а потом мог лететь кося траву метров 100 до остановки двигателя. Метод лечения тот , что уже посоветовали вам. Либо глушить мотор после выравнивания. Экранный эффект в чистом виде над низкой травой, причём чаше проявляется на моделях без шасси. На “Ультрастике” я тоже с таким эффектом сталкивался. Снижается до высоты примерно 30-25 см, кажется вот-вот коснётся земли, а он всё летит пока мотор работает. При экранном эффекте качество сильно увеличивается за счёт снижения индуктивного сопротивления из-за влияния поверхности, скорость полёта низкая, поэтому тяги и оборотов надо совсем мало. При этом самолёт имеет тенденцию опустить нос и при несоразмерных отклонениях РВ могут возникнуть продольные колебания, что у вас и происходило. И в теории и на практике всё так и есть. Учитесь сажать на 3 точки, самолёт целее будет.

spyder3

Павел ,
То что вы описали подходит только для супер ассов - и у нас проводят соревнования - назывваются Стол Компетишен (стол - срыв) на наименее короткий взлёт/посадку. Конечно не на РС а настояших машинах. Такие посадки при укороченной дистанции для самых самых супер пилотов. Извините за ешё один ролик, но это стоит посмотреть, может и в России со временем пилоты смогут такое

lexa_kz
spyder3:

и у нас проводят соревнования - назывваются Стол Компетишен (стол - срыв) на наименее короткий взлёт/посадку.

С интересом пролистываю тему, прошу разрешения вставить и свои 5 копеек: насколько я знаю, когда идет речь о коротком пробеге/выбеге, то это ни коим образом не связано со stall (сваливание), а в буржуинской авиации есть для этого специальная аббревиатура STOL (S hort T ake O ff & L anding) - звучит так же, но это именно про короткий взлет и посадку. И даже есть целый тип самолетов STOL aircrafts - поименно назвать уже не помню 😒, лениво искать, но как правило это примерно то самое, что на видео: огромные колеса и гипертрофированная механизация крыла. Там у них даже есть какой-то критерий, что, типа, такой-то максимальный разбег для огибания препятствия такой-то высоты и наоборот, максимальный выбег при посадке после огибания препятствия какой-то там высоты… Вполне возможно, что и наш Ан-2 укладывается в тот норматив. Надо глянуть в ненавистную Андреем Даванковым википедию 😃

ДАВ
spyder3:

Т уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки

Влад, дело в том, что у И-16 компоновка такова, что огромный капот и сдвинутая назад относительно крыла кабина перекрывают пилоту обзор земли. Взгляд пилота на посадке направлен на 10-15 градусов влево и на примерно 50-100 метров вперед. Зачем и почему - это другой вопрос. Так вот, посадка на 2 точки Ослика - вынужденная мера, чтобы пилот видел землю. Разумеется, посадка при этом происходит на несколько повышенной скорости, поэтому требуется спецподготовка ВПП.
Если будет возможность - попробуйте забраться в кабину Ослика. У Вас сразу возникнет вопрос: “А как на нем рулить-то? Ведь вперед не видно же ни фига!” 😃

Wladimir_Th:

Отвечу про три точки. И откуда они взялись.

На самом деле, посадка на 3 точки считалась особым “шиком”. Это означало, что пилот полностью выбрал весь допустимый диапазон посадочного угла атаки и приземлился на минимально возможной скорости. Конечно, 90% посадок не получаются на 3 точки. И не только потому, что пилот неумелый, на такую посадку может влиять, например, наличие бокового ветра, что вызывает необходимость приземления на несколько повышенной скорости.

Wladimir_Th:

Вообще то его сразу после выпуска пригласили во французский “Супер Джет”. Простите, но дураков, сразу после ВУЗа, туда не пригласят. Туда вообще х… устроишься. Он держал самолет в руках и СРАЗУ спросил:" Самолет когда касался снега лыжами проваливался?"

Владимир, да я и в мыслях не имел принизить достоинство и компетентность человека. Только ведь и он - человек, имеет право на ошибку. Кроме того, в МАИ готовят разных спецов. Там есть факультеты летательных аппаратов, двигателей, систем управления, ракетчиков… а есть вообще - экономический факультет. И всем им аэродинамику преподают в разном объеме. Я же не знаю, какой именно он специалист и в какой области без 5 минут кандидат.
Просто тема “козла” - настолько специфичная, что не все специалисты, прошедшие ознакомительный курс аэродинамики, знают ее в подробностях. А тема экрана - да, это настолько прикольная штука, что о ней помнят все, хоть раз о ней слыхавшие. Вот и приходит эта тема в голову первой, ибо помнится.
Но, если честно, так и не уловил логической связки между проваливанием самолета в снег и влиянием экрана. Если провалился в снег, то крыло оказывается ближе к земле и экран выталкивает самолет вверх? Нет, правда, не понял. 😦
Мне почему-то кажется, что если уж лыжи увязли в снегу, то самолет мгновенно теряет скорость. А без скорости нет и экрана. Тут уж впору проверять, не оторвались ли шасси?

lexa_kz:

Надо глянуть в ненавистную Андреем Даванковым википедию 😃

😃 Да, не люблю ее. Потому, что не понимаю, кто ее написал и кто проверил на правильность? Редколлегия неизвестна. Предпочитаю более академические источники. Но, это моя личная позиция, не претендующая на правильность 😃