Научите садиться блин

wihrlwind
Алеша_Татаров:

на каждую модель свой пилот…

С Вашего позволения я бы немного уточнил, каждая модель требует своего подхода и не бывает двух одинаковых моделей, пусть даже и однотипных.

spyder3
wihrlwind:

каждая модель требует своего подхода и не бывает двух одинаковых моделей, пусть даже и однотипных.

Точно так
Андрей (ДАВ)
Он спрашивал на 3 точки как садить А если не на 3, а если как все делают на 2 то вы правы.
А откуда эти тут на форуме 3 точки то взялись и не раз? Я их и вкино редко видел. Может кажется Ли-2 так садились или АН-2?? А так все на 2 точки исадят. Вот (извините за ешё один фильм) но уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки

Вот (извините за ешё один фильм) но уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки
Сместите на 3:21 !!! что бы всё не смотреть

Wladimir_Th

Отвечу про три точки. И откуда они взялись. Если внимательно посмотреть видео то легко заметить, что мы летаем с грунта и далеко не лучшего. Так вот. Если там сажать самолет с хвостовым колесом горизонтально и на основные стойки, то ремонт я вам гарантирую на 100%. У Дмитрия есть видео посадки Мессера, где он долго бежит по бетонке на основных стойках и потом плавно опускает хвост. У нас бы он так и с такой скоростью недолго бежал. Как минимум киль в щепки, а то и ретракты бы вырвало. Покажите мне видео посадки 2-х килограмовой модели с размахом 1400(желательно полукопии) на грунт с таким пробегом на основных стойках и без капотирования. Я с великим удовольствием посмотрю эту посадку экстра класса. Оговорюсь сразу пилотажки и большие самолеты не в счет.Я потому и сделал такую пилотажку. Именно из за малой посадочной скорости таких самолетов. Грунтовые полосы в степень более придирчивы к посадочной скорости и вообще к посадке. Это вам не асфальтобетон. И не зря у довоенных пилотов (а летали они как раз на самолетах с хвостовым колесом) правильной считалась посадка на три точки. Иначе (посмотрите старые фотографии) самолет легко клевал носом.
По поводу экранного эффекта у “Кути” и “Айка”(извините не могу различить). Ну Вы и сравнили! Я видел в деле “Кутю”. Простите, но это по сравнению с моей пилотажкой это летающий кирпич. У меня был самолет тренер-низкоплан без шасси. Скоростная, динамичная бойцовка - швейцарец. Так у него тоже ни разу не наблюдал экранного эффекта. Хотя он был легче пилотажки и с такой же нагрузкой на крыло. Это в подтверждение слов Александра Голубкова, что не бывает двух одинаковых самолетов.

spyder3

Ребята, интересный какой раздел - спасибо Рашиду. Я ему кстати сказал и про эти 3 точки не к месту на ассфальте.
А то топики либо про Крил композит за > $1000, либо ПеноДракон или музейный экспонат с 5 годами постройки. А тут большинству полезно. Спасибо и Диме из Нижнего - всегда классные, не дорогие и доступные самолёты в его роликах. Будем знать что нам брать.

Владимир у всех и модели разные и условия. Так что про грунт не знаю - не пробовал. У нас асфальт и сбоку скошення трава. Большинство, и я в том числе, взлетают с асфальта и садят на траву и на 2 точки. Газ сбрасываетя, модель подравнивается, при касании колёса подвязают в траве и скорость резко теряется но не до капитирования. Козление редко из за резкой потери гор. скоррости. Черз несколко метров вот они три точки и остановка. А вот на асфальте может прыгать аккурат так как Андрей Даванков описал с заменой обтекателей колёс а то и с вырывом шасси. У мня как раз так и прыгали 3.7кг вдоль всей 25м полосы. А вот про неровный грунт послушать мне интересно но помочь не могу.

Palar
Wladimir_Th:

Отвечу про три точки. И откуда они взялись.

На три точки надо сажать, чтобы не было случайного взмывания. Иначе при опускании хвоста и соответственно увеличения угла атаки, от порыва встречного ветра самолёт может подбросить вверх с потерей скорости. Если впереди километр бетона, как на видео, то можно и на две точки, но это не комильфо, т.е. плохо ещё и из-за увеличения дистанции пробега. Это азбука посадки с хвостовой опорой. По этой же причине стояночный угол должен примерно соответствовать углу атаки для Су макс.

У меня очень давно был почти такой же самодельный ДВС самолёт, как у вас. Высокоплан без шасси, размах 1200 мм, нагрузка 57 г/дм2. На минимальных оборотах снижался до выравнивания, а потом мог лететь кося траву метров 100 до остановки двигателя. Метод лечения тот , что уже посоветовали вам. Либо глушить мотор после выравнивания. Экранный эффект в чистом виде над низкой травой, причём чаше проявляется на моделях без шасси. На “Ультрастике” я тоже с таким эффектом сталкивался. Снижается до высоты примерно 30-25 см, кажется вот-вот коснётся земли, а он всё летит пока мотор работает. При экранном эффекте качество сильно увеличивается за счёт снижения индуктивного сопротивления из-за влияния поверхности, скорость полёта низкая, поэтому тяги и оборотов надо совсем мало. При этом самолёт имеет тенденцию опустить нос и при несоразмерных отклонениях РВ могут возникнуть продольные колебания, что у вас и происходило. И в теории и на практике всё так и есть. Учитесь сажать на 3 точки, самолёт целее будет.

spyder3

Павел ,
То что вы описали подходит только для супер ассов - и у нас проводят соревнования - назывваются Стол Компетишен (стол - срыв) на наименее короткий взлёт/посадку. Конечно не на РС а настояших машинах. Такие посадки при укороченной дистанции для самых самых супер пилотов. Извините за ешё один ролик, но это стоит посмотреть, может и в России со временем пилоты смогут такое

lexa_kz
spyder3:

и у нас проводят соревнования - назывваются Стол Компетишен (стол - срыв) на наименее короткий взлёт/посадку.

С интересом пролистываю тему, прошу разрешения вставить и свои 5 копеек: насколько я знаю, когда идет речь о коротком пробеге/выбеге, то это ни коим образом не связано со stall (сваливание), а в буржуинской авиации есть для этого специальная аббревиатура STOL (S hort T ake O ff & L anding) - звучит так же, но это именно про короткий взлет и посадку. И даже есть целый тип самолетов STOL aircrafts - поименно назвать уже не помню 😒, лениво искать, но как правило это примерно то самое, что на видео: огромные колеса и гипертрофированная механизация крыла. Там у них даже есть какой-то критерий, что, типа, такой-то максимальный разбег для огибания препятствия такой-то высоты и наоборот, максимальный выбег при посадке после огибания препятствия какой-то там высоты… Вполне возможно, что и наш Ан-2 укладывается в тот норматив. Надо глянуть в ненавистную Андреем Даванковым википедию 😃

ДАВ
spyder3:

Т уж очень красивая посадка Поликарповского Осла. И как раз на 2 точки

Влад, дело в том, что у И-16 компоновка такова, что огромный капот и сдвинутая назад относительно крыла кабина перекрывают пилоту обзор земли. Взгляд пилота на посадке направлен на 10-15 градусов влево и на примерно 50-100 метров вперед. Зачем и почему - это другой вопрос. Так вот, посадка на 2 точки Ослика - вынужденная мера, чтобы пилот видел землю. Разумеется, посадка при этом происходит на несколько повышенной скорости, поэтому требуется спецподготовка ВПП.
Если будет возможность - попробуйте забраться в кабину Ослика. У Вас сразу возникнет вопрос: “А как на нем рулить-то? Ведь вперед не видно же ни фига!” 😃

Wladimir_Th:

Отвечу про три точки. И откуда они взялись.

На самом деле, посадка на 3 точки считалась особым “шиком”. Это означало, что пилот полностью выбрал весь допустимый диапазон посадочного угла атаки и приземлился на минимально возможной скорости. Конечно, 90% посадок не получаются на 3 точки. И не только потому, что пилот неумелый, на такую посадку может влиять, например, наличие бокового ветра, что вызывает необходимость приземления на несколько повышенной скорости.

Wladimir_Th:

Вообще то его сразу после выпуска пригласили во французский “Супер Джет”. Простите, но дураков, сразу после ВУЗа, туда не пригласят. Туда вообще х… устроишься. Он держал самолет в руках и СРАЗУ спросил:" Самолет когда касался снега лыжами проваливался?"

Владимир, да я и в мыслях не имел принизить достоинство и компетентность человека. Только ведь и он - человек, имеет право на ошибку. Кроме того, в МАИ готовят разных спецов. Там есть факультеты летательных аппаратов, двигателей, систем управления, ракетчиков… а есть вообще - экономический факультет. И всем им аэродинамику преподают в разном объеме. Я же не знаю, какой именно он специалист и в какой области без 5 минут кандидат.
Просто тема “козла” - настолько специфичная, что не все специалисты, прошедшие ознакомительный курс аэродинамики, знают ее в подробностях. А тема экрана - да, это настолько прикольная штука, что о ней помнят все, хоть раз о ней слыхавшие. Вот и приходит эта тема в голову первой, ибо помнится.
Но, если честно, так и не уловил логической связки между проваливанием самолета в снег и влиянием экрана. Если провалился в снег, то крыло оказывается ближе к земле и экран выталкивает самолет вверх? Нет, правда, не понял. 😦
Мне почему-то кажется, что если уж лыжи увязли в снегу, то самолет мгновенно теряет скорость. А без скорости нет и экрана. Тут уж впору проверять, не оторвались ли шасси?

lexa_kz:

Надо глянуть в ненавистную Андреем Даванковым википедию 😃

😃 Да, не люблю ее. Потому, что не понимаю, кто ее написал и кто проверил на правильность? Редколлегия неизвестна. Предпочитаю более академические источники. Но, это моя личная позиция, не претендующая на правильность 😃

Русинов_Сергей
spyder3:

но уж очень красивая посадка Поликарповского Осла.

При которой ишак политкорректно превратился в осла? 😃

wihrlwind
Русинов_Сергей:

При которой ишак политкорректно превратился в осла?

Коллеги, только, пожалуйста, без язвительности и грубости. Вопрос разбирается отнюдь не простой, у каждого свое видение и давайте будем говорить по существу без указаний ошибок в орфографии, написании, наименовании и т. д.

Wladimir_Th
ДАВ:

Но, если честно, так и не уловил логической связки между проваливанием самолета в снег и влиянием экрана. Если провалился в снег, то крыло оказывается ближе к земле и экран выталкивает самолет вверх? Нет, правда, не понял.

Совершенно верно Андрей. Именно экран и выталкивает. Я сам был на 100% уверен что самолет на холостых просто плюхнется в снег и все. А получившаяся воздушная подушка именно выталкивала самолет вверх. Ведь справедливости ради, вчера я летал в штиль. А если ветер будет 3-4 м/с, то со старыми стойками шасси я не дам никаких гарантий что самолет и на жестком грунте не будет взмывать. Потому что даже согласно приведенной Вами формулы(а она верная) плоскости самолета находятся в зоне экранного эффекта.
Добавлю еще. Когда я пошел первый раз облетывать этот самолет то все дорогу до поля ворчал про неудавшийся самолет. Сами видите, при ушатанном 4-х кубовике вес (из-за 120 гр . свинца в носу) превысил все самые паршивые ожидания.1540гр. где то. Я был абсолютно уверен что разбег будет огромным, а то и вообще полосы не хватит. А самолет взлетел с пробегом в 3-4 метра. Я просто ошалел. Как? Почему? Обратился на форум за советом. rcopen.com/forum/f82/topic254338/41 Вот там, начиная с 61 поста. Если интересно почитайте. И только теперь мне стало ясно, что тут главную роль играет именно экранный эффект. Ну получился такой самолет. Этакий летающий сюрприз. Вот хочу выдрать свинец их носа, но страшно. Центровка будет 36%. Боюсь не совладать с ним.
Признаюсь. После получения советов от Константина, я просто хотел написать, что мол вопрос улажен, всем спасибо. Но подумав, решил озвучить его точку зрения, вдруг кто то тоже попадет в аналогичную истоию. И будет человек голову ломать что, как и почему. А тут уже имеется товарищ, налетевший на эти грабли.

Сергей_Колард

Вот еще одна мысль, может даже полезной окажется.
У меня был самолет (2кг, двс) летом на колесах, зимой на лыжах. Так вот, я заметил, что сопротивление скольжения лыж !иногда! ( при опр. погоде, типе снега, материале самих лыж) значительно , думаю в разы! ниже сопротивления качения колес (даже самых не затянутых, по бетону и тд)
Чтобы понятнее: зимой достаточно по снегу чуть толкнуть модель и она катится легко и долго, а на колесах этот номер не пройдет. На посадке с колесами происходит потеря скорости при касании (модель иногда как бы цепляется за покрытие, даже если бетон) Про воду не скажу, не видел даже.
Для эффекта экрана однозначно важна скорость. Так вот я хотел сказать, что при определенных условиях крыло более вероятней сэкранирует именно зимой. При касании модели не будет падения горизонтальной скорости, а вертикальный импульс она получит (из-за наличия вертикальной скорости).
Не знаю как было с трением у Владимира Чернышева, это я в общем, про зиму, лыжи, снег, нижнее крыло, эффект экрана, трение качения и тд…😃

Palar

Ишак, капот - это да. Но грунт - это кочки и скачки, чем выше скорость тем к-р-р-расивее “козёл”. Плохому пялоту ещё завсегда шася мешают.
Теперь посмотрим, как Юргис Кайрис И-16 на грунт сажает.
См. на 4:30

Wladimir_Th
Сергей_Колард:

Не знаю как было с трением у Владимира Чернышева,

Сергей. Трения почти нет.Лыжи сделаны из апельсиновой фанеры, снизу потолочка и скотч. По снегу или льду катится… Один раз даже сумел взлететь с того же рыхлого снега.

Сергей_Колард:

зимой достаточно по снегу чуть толкнуть модель

Именно так. Полный газ(самолет в руке), держу лыжи примерно на снегу и просто отпустил его. Самолет взлетел практически не провалившись лыжами через 4 метра. Возможно провалиться ему не давал то же экран.(поддув то под крыло, от работающего во всю дурь мотора, достаточно большой)Напомню, что просто стоять самолет в таком снегу не мог. Проваливался по крыло. Но смог это сделать только раз. Больше не получилось.

Palar:

Теперь посмотрим, как Юргис Кайрис И-16 на грунт сажает.

Уважаемый. Так он его практически на три точки и посадил. И спасибо за видео.Здорово.

ДАВ
Palar:

Ишак, капот - это да. Но грунт - это кочки и скачки, чем выше скорость тем к-р-р-расивее “козёл”. Плохому пялоту ещё завсегда шася мешают.

Оно, конечно, так. 😁 Только дело не всегда в пилоте, я уже говорил.

ДАВ

Вот, поискал в военных мемуарах и нашел, что пишет Микоян С.А. Там, кстати, и про обзор из кабины говорится:

“Посадка на И-16 тоже требовала очень точного пилотирования. Если создать посадочное положение самолета, соответствующее посадке «на три точки», не перед самым приземлением, а на высоте более 15–20 см от земли до колес, могло произойти сваливание с ударом крылом о землю. На посадочном пробеге нужно было очень точно соблюдать прямолинейность движения, удерживая положение капота самолета относительно выбранного ориентира на горизонте. При малейшем отклонении самолета от ориентира нужно было резко дать противоположную ногу и тут же поставить педали нейтрально. Опоздаешь дать ногу, движение самолета в сторону ускорится, и он развернется волчком, а если скорость еще велика, то может перевернуться. Не поставишь сразу педали в нейтраль, он развернется в обратную сторону. К тому же был плохой обзор вперед из-за звездообразного мотора воздушного охлаждения, закрытого капотом.
Для тренировки в управлении на пробеге был выделен специальный «рулежный» самолет со срезанной (чтобы он не мог взлететь) обшивкой крыла. На нем никому не удалось избежать самопроизвольного разворота самолета. Говорили, что, если в реальном полете ни один курсант летной группы на посадке не развернется, инструктор будет награжден часами. Увы, в нашей эскадрилье, по-моему, ни один инструктор этой награды не получил…”

Т.ч. и поганый обзор, и тенденция к сваливанию приводили к тому, что летчики слегка подстраховывались скоростью и садились на И-16 сначала на основные стойки, а потом опускали хвост.

DUO

Полный газ(самолет в руке), держу лыжи примерно на снегу и просто отпустил его. Самолет взлетел практически не провалившись лыжами через 4 метра. Возможно провалиться ему не давал то же экран.(поддув то под крыло, от работающего во всю дурь мотора, достаточно большой)

это и не только не смешно но и даже уже не интересно становится
какой н… экран ?
а куда делся вектор тяги , а подьемная сила крыла ?
на видео летучий пилотажный самолет с двояковыпуклым профилем и двигателем расположенным выше оси хорды
какой поддув под крыло ?о чем речь ? работающий двигатель создает подьемную силу над крылом а не увеличенное давление под ним , поэтому модель и прыгает на малейших неровностях

  • лыжи образуют некий трамплин для этих прыжков
    зарываясь в снег лыжа поднимает свою морду и выталкивает самолет из снега потому что модель движется вперед , поставьте колеса или уберите лыжи вообще и весь ваш “эффект экрана” сразу закончится
    лыжи , возможно с большим углом подвижности , заставляют модель прыгать как жабу на снегу
nedz
lexa_kz:

в буржуинской авиации есть для этого специальная аббревиатура STOL (Short Take Off & Landing) - звучит так же, но это именно про короткий взлет и посадку. И даже есть целый тип самолетов STOL aircrafts - поименно назвать уже не помню , лениво искать, но как правило это примерно то самое, что на видео: огромные колеса и гипертрофированная механизация крыла.

ну и на мессере можно садиться на 3 точки с пробегом 3м.

Сергей_Колард:

Так вот я хотел сказать, что при определенных условиях крыло более вероятней сэкранирует именно зимой.

По видимому я не прав… экран действительно присутствует. Просто не задумывался над этим. И видимо зимой в большей степени…

Извиняйте за пристрастие к видео…

wihrlwind
nedz:

Извиняйте за пристрастие к видео…

Дмитрий, и это правильно, я скажу фразой из анекдота “ты не умничай, ты лучше покажи”.😃

lexa_kz
nedz:

ну и на мессере можно садиться на 3 точки с пробегом 3м

Ну так у Влада речь шла не о моделях 😃
А уж ежели про Мессеры, то их в реале во время посадок было потеряно как бы не больше, чем в боях? Строгая, говорят, была штучка…

nedz
lexa_kz:

Строгая, говорят, была штучка…

ну а модель нежная и ласковая…