"Подхват" на модели - кто-нибудь замечал?

DeltaGold

Eсли ничего не помешает, попробую “подхватиться” в эти выходные. Сначала номинал в горизонтали, потом убрать газ и штурвал на себя на пол-хода.

Посмотрим, как фанфлаю это понравится 😃 . Конечно с Ту-154 не сравнить - нет затенения стабилизатора (как упоминали), да и обдувка присутствует. Но попробую. Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

DeltaGold

Можно об этом поподробнее? Немного оффтоп, но для общего развития.

Concord:

трансзвуковой подхват - это самопроизвольное увеличение перегрузки на петле. Самолет увеличивает угол атаки и радиус петли уменьшается

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая), доходит критического тангажа и его «подхватывает», резко увеличивается перегрузка?

А почему он называется трансзвуковым?

Concord:

(его затягивает в спираль).

В спираль – в смылсе в штопор?

У меня такое было на планере (модели), никак не мог выполнить петлю, т.к. планер в середине петли делал какой-то кульбит и поле полувитка и короткого пике выходил в горизонталь. Потом опытные посоветовали уменьшить расход РВ, всё стало на места, а то петля была слишком крутой.

Concord:

Обычно это приводит к помпажу и остановке двигателя… или отданием РУС от себя.

Что такое РУС, никак не могу найти расшифровку? РУД в Миге 21-м, тот, который слева под рукой?

Concord:

Это было на 6000 м. На 3000 - парень пришел в себя, увидел, что двигатель на авторотации.

Hе знал, что у таких двигов существует понятие авторотации! Это у всех, или только у определённых типов ТРД (турбовентиляторных, или других)?

Теперь: что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс. – самолёт штопорил? Видимо нет, если удалось запустить двигатель, т.к. к 3 тыс. штопор уже должен стать плоским и двигатель не запустишь (именно из-за косого обдува). Значит, пикировал (может лёгкая спираль)? Если так, то курсант родился в рубашке – нам в авиашколе преподаватель рассказывал именно такой случай, когда на Миг-21 в их полку отскочил плохо вставленый шлаг подачи воздуха. Лётчик потерял сознание, перешёл в пике, в результате чего прорвало передний обтекатель (не знаю как называется – характерный конус впереди Миг-21) и двигатель встал. Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Concord
DeltaGold:

Иными словами – самолёт заходит с недостаточной тягой на петлю (или петля слишком крутая

Совершенно верно, или РУС (ручка управления самолетом) перетянул или РУД не поставил на максимал.

DeltaGold:

А почему он называется трансзвуковым?

Потому, что этот эффект проявляется из за местных околозвуковых скоростей на крыле. Это так называемая неустойчивость по скорости. www.warssau-aero.hut2.ru/g4/8.htm

DeltaGold:

В спираль – в смылсе в штопор?

Нет, я имел ввиду спираль только в плоскости тангажа (затягивание в центр петли)

DeltaGold:

Это у всех, или только у определённых типов ТРД

У всех. Пока ротора не заклинило, они обязаны вращаться от набегающего потока

DeltaGold:

что было с Мигом в период с 6 тыс. до 3 тыс.

Ну ясно, что падал. Не обязательно в штопоре. МиГ меньше чем при 60% РНД (ротора низкого давления) не летит (если я не забыл)

DeltaGold:

прорвало передний обтекатель

Это радиопрозрачный конус ВУ (входного устройства). Под ним находится прицел (радар). Так что если его сорвало, что очень вряд ли (крепится 6-ю спецболтами с фиксатором) то двигатель будет разрушен. И летчика спасет только катапультирование.

DeltaGold:

Ну самолёт и упал порхая, как кленовый листик.

Вот этого точно МиГ-21 не может. Крылья ему проектировали под приличный сверхзвук (более 2-х Махов). Так что нагрузка на площадь там не позволяет порхать как…

Дим_Димыч

Термин “подхват” встречал изучая аэродинамику самолетов схемы Утка и Тандем. У этих схем, подхват может происходить из за срыва потока на заднем крыле раньше чем на переднем, в данных схемах “подхват” считается абсолютно недопустимым, в результате самолет резко задирает нос и переходит в штопор. Один из способов борьбы с этим явлением установка переднего крыла с большим углом атаки чем заднее.

U_L_90
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Немного отступлю от темы. Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта 😃 Как человек в авиациии совершенно не уважаемый, ну худо-бедно имеющий пяток десятков часов налёта на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно. Как “крылышками помахивает” самолёт при выходе на закритическию углы на скорости выше эволютивной - да, видно очень хорошо, на моделях тоже.

Теперь по теме - всякие подхваты и прочие сомнительные радости жизни наблюдаются на самолётах с аэродинамикой, предельно далёкой от моделей - Ту-154, Ту-104, истребители. Наши с Вами модели значительно ближе к небольшим пилотажным и учебным самолётам, на которых ничего подобного не наблюдается. Да, есть тенденции - например, Як-18Т после третьего витка начинает потихоньку уходить в плоский, Як-52 - наоборот начинает пытаться выйти. И ещё, говорят, что модельный штопор не настоящий. Так вот, это не так. На большинстве спортивных и учебных самолётов если штопор не плоский, нужно всю дорогу держать рули по штопору, как и на моделях. Если бросить штурвал и педали - сам выйдет. С большой потерей высоты, бонусным витком-другим, коряво, раскачиваясь - но выйдет.

И да, для своих экспериментов Вы выбрали не ту модель. Из моего опыта - абсолютно копийно сваливается и штопорит классический тренер-низкоплан 60-го класса. Ну и F3A-пилотажки, конечно, вне конкуренции.

____________
С Уважением, давний фанат вторых режимов 😃

Andry_M
DeltaGold:

Хочу ещё характерную “тряску” перед сваливанием увидеть.

Это если повезет… 😃 Зависит от разных факторов…

U_L_90:

Увидеть аэродинамическую тряску - это примерно из той же серии, что увидеть муравья на другой стороне проспекта
на Як-18Т ответственно заявляю - её можно почувствовать только сидя в кабине. На самолёте, находящемся в 20 метрах от наблюдателя уже ничего не видно.

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

U_L_90
Andry_M:

Не знаю как на Як-18Т, но на своей модели я постоянно видел тряску перед штопором. 😎 Расстояние до 50 м. Глазом заметно. Теперь летаю на другой модели. Перед штопором она не трясется. 😦 По крайней мере не замечаю…

Скорее всего это - мелкая раскачка по всем осям, самолёт теряет устойчивость и думает, куда бы ему свалиться. Ну не верю я в возможность увидеть предупредительную тряску модели, такой вот я скептик 😃
Кстати, якобы срывную тряску в процессе штопорения я наблюдал на двух своих абсолютно разных моделях. При детальном разборе сего любопытного явления понял, что это - всего лишь неустойчивый штопор с мелкими рывками. Такие дела 😃

DeltaGold

Я в выходные тоже поехал за тряской и подхватом на аэродром, такая драма была.

Приехал в пятницу (был выходной), холод -7 и ветер, замерз. Мотор не заводится ну хоть тресни (OS 46FX), а погода отличная, как раз для полётов, солнце светит. Что только не перепробовал – чихает, но не заводится. Ну думаю, топливо старое, свеча за полгода закисла. Так расстроился, что решил дома завести мотор в нарушение всех норм. Он дома не завёлся даже со стартёра! Хотя обычно заводится очень быстро «с руки». Pазвёл такую вонь, что жена чуть из дому не выгнала. Но даже это не навело на мысль, видно хватку потерял.

На следующий день перезарядил аккум и поехал снова. На аэродроме валит снег, -5. На аэродроме куча друзей была, пожаловался что мотор не заводится, он посочувствовали, поругали метанолы, сказали что при такой погоде он вообще не заведётся, как они паяльную лампу с собой таскали чтобы завести, и т.п. Я начинаю заправлять топливом и чувствую какой-то странный запах. Понюхал – а-а-а! В канистрах вместо метанола был бензин… Вот почему мотор не заводился!
Пришлось ехать срочно домой. Время было уже позднее, но меня эта неудача так завела, что решил если не полетать, то хотя бы завести самолёт (не в моём харатере бросать всё, не добившись хоть мелочи). Приехал – снег уже валит как не в себя, видимость паршивая. Ну меня уже было не остановить. Залил бак метанолом, поставил накал и… двигатель заревел с первого толчка рукой. Правда повозился с настройкой, но всё кончилось нормально. Потом решил лететь. Немного провозились с винтом: пластик на морозе сильно сжимается и винт начал свободно вращаться на креплении. С трудом решили, подложив под винт шайбу, которая к счастью была там. Завелись, решил взлететь.

Всё прошло на удивление нормально. Видимость оказалась не такой плохой как ожидалось, хотя летящие в лицо хлопья снега мешали (где-то 5 м/с дуло с севера, а ведь стоишь всё время против ветра). Сначала была проблема взлететь – колёса вязли в снегу полностью, ехать самолёт никак не хотел. Приходилось страгивать его с места за счёт тяги в нарушение всех норм РЛЭ, на настоящем самолёте меня бы уже отстранили от лётной работы за такое J. Спасла высокая тяговооружённость модели – этот самолёт летит почти без разбега, взлетел, отпилотировал, в морозном воздухе очень хорошо управляется.

Итак, попытка сорвать в штопор ничего не дала, уж тем более подхвата. Тряску, как верно заметили, увидеть можно наверное только если свалить в штопор прямо перед собой J . Убрал газ в горизонтальном полёте, фан-флай спокойно опустил нос и пошёл к земле. Тогда стал брать штурвал на себя. Эффект как на бумажном самолётике: поднимает нос с потерей скорости, потом опускает, делает «ступеньку», опять подъём носа, «ступенька» и т.д. Никаких трясок и подхватов.

У меня стоит таймер на 11 минут полёта (летом и больше 15 минут летал не напрягаясь). Смотрю, осталось ещё две минуты, думаю, скоро сажусь, сбросил газ и… рев двигателя прекратился, я в воздухе увидел как винт замер. Всё произошло над аэродромом почти по центру, но всё-таки удалось развернуться против ветра. Сел не чисто, с «козлом», но без происшествий.
Как выснилось после посадки, в баке не осталось ни капли топлива. Я конечно знал, что зимой расход топлива выше, но не думал что настолько.

Настоящий штопор я лично замечал только раз на планере Fox (пенопласт): его крылья большого удлинения (размах 1,8 м) срываются во флаттер на большой скорости – например, крутое пикирование больше 3 секунд, или резкий разворот со снижением против сильного ветра (планер натурально машет крыльями!). В этот момент планер совершенно неуправляем по крену. Бывает ещё флаттер не начался, а планер уже не реагирует на элероны, его затягивает в пике и он начинает очень натурально штопорить, почти отвесно. Больше двух витков в таком крутом штопоре с высоты 100 м у меня не выходило. Устал считать сколько раз разбивался пока понял, как выходить из такого положения: дать руль высоты на себя полностью, за счёт этого снизить скорость и восстановить управляемость (даже если планер в этот момент летит «на боку»).

U_L_90

Всё смешалось в доме Облонских 😃 Штопор, парашютирование, флаттер, эффект реверса элеронов, глубокая спираль, в которую и правда затягивает планера.

Очень рекомендую как минимум РЛЭ планера Л-13 Бланик, он же L-13. Там есть ответы на ВСЕ Ваши вопросы. Плюс поправка на то,что у Вас модель. Писать в тему выкладки и практические наблюдения - я понял, что дело неблагодарное. Не заподозрите в сарказме и снобизме, просто всё выше мной написанное осталось без внимания, и боюсь, что обсуждение уйдёт в область альтернативной аэродинамики, а это страшное дело 😃

И да, для штопора нужно дать руль поворота в нужную сторону и в общем случае там его и держать. При обычном перетягивании даже самолёты 1:1 не всякие штопорят.

За сим кланяюсь 😃

DeltaGold
U_L_90:

просто всё выше мной написанное осталось без внимания

Зря Вы так подумали. Прочёл и неоднократно.

U_L_90:

За сим кланяюсь 😃

Очень жаль.