Пилотаж - инностранные термины и языковые нестыковки.
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
…
Долго произносить? Да, значит предкрылки.
Ну в принципе поэтому вы меня вчера и подловили на нюансах… Не глядя в литературу, я вам по привычке ответил, про Slats, по причине того, если тебе говорят(в обиходе авиаторов) Slat - то это однозначно что предкрылок, а флап - это как правило закрылок, хотя я каждый день c L.E.(Leading Edge) Flap дела не имею, в отличае от Slats, и по этому мне пришлось лезть в литератеру за разъяснениями, хотя для любого авиатора понятно, что такое Flap, ну и очевидная подсказка L.E. - это передняя кромка крыла, соответственно T.E.(Trailing Edge) - это задняя кромка крыла. И да, в авиации как и в медецине, из-за того чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Нисходящей. А почему нет? Штопорная бочка на пикировании с углом 45 или 60 градусов. По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют. Я конечно не специалист из ФАИ, но по мне пилотажная фигура это полностью контролируемый полет по заданной траектории. В контролируемости штопора, есть только “подруливания” которые меняют его пространственные характеристики- углы тангажа, крена и рыскания. Угол атаки меняется не очень значительно, поскольку тогда крыло выйдет из режима авторотации.
чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
Профессиональный слэнг. ))
По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
А вот теперь я вас подловил… Тогда в чём разница между штопором и штопорной бочкой, если оба манёвра в идеале исполняются только рулями (РН)направления и (РВ)высоты(за “элеронинг” в обоих манёврах пилота штрафуют снятием 1 балла за каждые 5 градусов элеронинга), и оба манёвра выполняются в режиме авторотации? Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют.
Нет - Штопор, как и Штопорная Бочка - это пилотажные фигуры одного семёйства(класса) т.е. девятого по каталогу Арести. Ну а пилотирование - это умение корректно управлять самолётом.
Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
При переводах терминов не всегда есть дословный перевод. Переводчик в таких случаях подбирает термин аналогичный иностранному используя как раз физический смысл явления. В нашем случае это авторотация. А названия можно дать так, чтобы понимать разницу что это разные фигуры.
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
Ну я не против, тогда в чём разница между Штопором и Штопорной Бочкой? Разница в чём-то должна быть, просто в ангиском подсказка лучше, чем в русском. Кстати, о разнице исполнения, по правилам ФАИ Штопор всегда начинается и заканчивается горизонтальным полётом:
6.9.29. Family 9.11 and 9.12 - Spins
6.9.29.1. All spins begin and end with horizontal flight (Figure 49).
Ну а в Штопорной Бочке самолёт будет всегда начинать исполнение манёвра по направлению маршрута(Flight Path) т.е. если он летел под 45 градусов, то он будет продолжать лететь по той-же траектории/маршруту(Flight Path), если выполнял петлю, то будет выполнять эту петлю и т.д. и т.п.
Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Ладно, не нужны нам здесь лингвисты, так как мы, по мимо всего прочего - авиамоделисты! И выражаясь совершенно “махровым” авиационным жаргоном - самолёт маневрирует по(во круг) трёх осей(axis) сходящихся в C.G.(Центра Тяжести):
Крену - Roll
Тангажу - Pitch
Рысканью - Yaw
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья, поэтому там хвост(Tail) именно Spins(а не Rolls) по оси Yaw, а в Штопорной Бочке фигура выполняется - по оси Крена или Rolls. Вот и вся разница! Но люди забывают, что самолёт может лететь вертикально вниз, и в этой плоскости может выполнить Штопорную Бочку, а Штопор можно сделать исключительно двигаясь горизонтально.
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья,
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей.: «Што́пор», в авиации — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии. Вот еще выдержка из учебного пособия про бочки: "Штопорной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет авторотации крыла на эакритических углах атаки. Ввод в такую бочку осуществляется энергичным взятием ручки на себя и дачей ноги до отказа в желаемую сторону вращения. Штопорная бочка является и быстрой, и неуправляемой.
На современных сверхзвуковых самолетах выполнять такую бочку нецелесообразно и опасно, так как слишком быстрое вращение самолета с движением носовой и хвостовой частей фюзеляжа по большим окружностям может привести к переходу в плоский штопор."
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Катушка спиннинга крутится (to spin, а не to roll) вокруг продольной оси. И метод ловли называется также. Кстати почти не переводится. Не цепляйтесь за иноназвания. Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже. Раньше в интернете попадался учебник “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” для курсантов высших военных училищ Лысенко. Найдите почитайте. Там много чего интересного по аэродинамике фигур пилотажа.
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей: — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Судя по описанию, речь однозначно идёт вот об этом “безымянном” штопорнике:
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”. Кстати, спасибо за “учебное пособие для курсантов” от Ульяновск 2004, то в соответствии с этим пособием, то что вы называете “Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин.” там это называется - Витком. Ну а если по крену, то это будет - Оборот
Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже.
Ну, давайте разберёмся, я не против… Возьмём лётное задания по анатации Арести… а там две фигуры:
-
Штопорная Бочка - обозначается она незакрашенным равнобедренным треугольником, на полтора оборота, двигаясь горизонтально с права на лево.
-
Штопор - обозначается прямым(и почему-то, тоже) незакрашенным прямоугольным треугольником, на полтора витка, двигаясь(тоже) горизонтально с права на лево.
Вопрос первый: В каком направлении(варианты: с права на лево, или с лева на право), после завершения каждой из фигур, будет двигаться самолёт?
Вопрос второй: В каком положении будет находится пилот(варианты: в нормальном, или перевернутом) после завершения каждой из фигур?
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат. ))) Есть еще скоростная система координат. Тоже применяется в аэродинамике, только для других случаев. Вращательное движение (можем по вашему виток оборот) относительно этой оси и есть рыскание. Слэнгую как свободный художник. )))
Возьмём лётное задания по анатации Арести…
Простите по десятому кругу. Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет. Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам. И подсказал каким путем идти чтобы совершенствовать свою технику пилотирования. Теория первична. Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе. И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат.
и
Слэнгую как свободный художник. )))
Нет, здесь вы ошибаетесь. Авиация это НЕ кружок изобразительного искусства, где “кто как хочет, так и … ну…“делает”(в смысле рисует)”…
В авиации есть чёткие конвенции/соглашения одна из них это - “Связанная Система Координат” — это подвижная система координат для анализа движения воздушных судов, с тремя осями, где:
Продольная ось - При вращении вокруг неё самолёт опускает одну и поднимает другую консоль крыла. Такое движение называется “Крен” (анг. Roll). Здесь вращение считается в Оборотах.
Вертикальная ось - ось, лежащая в плоскости симметрии самолёта и перпендикулярная его продольной оси. Вращение вокруг неё называется “Рыскание” (анг. Yaw). Самолёт при этом поворачивает нос влево или вправо. Здесь вращение считается(в соответствии с “пособием” которым Вы в меня кинули/пульнули, а не то, что я это выдумал или придумал) в Витках.
Поперечная ось - это ось, перпендикулярная плоскости симметрии самолёта, направленная в доль крыла. При вращении вокруг этой оси самолёт опускает и поднимает нос. Это движение (и образуемый с горизонтальной плоскостью угол) называется “Тангаж” (анг. Pitch).
Вячеслав, а вы чем пользуетесь для анализа движения Л.А.(Летательных Аппаратов) в авиации? Декартовой системой координат?
Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился.
…
Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе.
Здесь вы тоже несколько ошибаетесь - это не просто каталог фигур, а международное графическое отображение манёвров в авиации. Это аналогично “нотам” в музыке, где любой музыкант в любой точке планеты, будь то япония, китай, африка или латинская америка, знакомый с анотацией нот, сможет воспроизвести записанную в этой анотации музыку. Так что Арести - это международная анотация пилотажного задания, которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.
И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
А вы когда нибудь слышали фразу: “Повторенье - Мать ученья”? В професиональной авиации вообще всё должно быть “IAW”(In Accordance With) в строгом “соответствии” с какими-то учебниками или правилами авиации, в которые обязательно нужно “залезать”.
Вопрос первый: В каком направлении(варианты: с права на лево, или с лева на право), после завершения каждой из фигур, будет двигаться самолёт?
Вопрос второй: В каком положении будет находится пилот(варианты: в нормальном, или перевернутом) после завершения каждой из фигур?
Ладно, ответ на первый вопрос:
В случае Штопорной Бочки, через полтора Оборота по продольной оси самолёт будет двигаться в том-же направлении т.е. с права на лева, а в случае с Штопором, через полтора Вятка во круг вертикальной оси, самолёт по окончанию Штопора будет двигаться в противоположном направлении т.е. с лева на право.
Ответ на второй Вопрос:
В случае Штопорной Бочки, через полтора оборота пилот окажется в перевёрнутом(вверх ногами) направлении, а в случае Штопора в нормальном направлении полёта т.к. в случае Штопорной Бочки врашения происходят в доль Продольной оси(по Крену), а в Штопоре вдоль Вертикальной оси(по Рысканью).
Вывод: Данные манёвры происходят не по всем трём осям, а в доль одной из осей связной системы координат.
которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести когда я про него упомянул. Как оказалось уважающий себя пилот-испытатель работавший в группе ЛИИ им. Громова и некоторое время даже возглавлял там летную службу не знает о нем. И это никак не мешало ему летать и делать множество фигур и испытывать самолеты. Так что молитесь на ваш каталог Арести и дальше. ))) Это не в обиду вам.
Ну ничего себе заявления… И почему вы думаете, что “мы” молимся на каталог Арести? Мы им пользуемся. И кстати, Вячеслав, а чем пользуются пилоты, если не системой Арести, если не секрет?
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет.
Ну, до Арцеулова, в году эдак 1912, и французы и англичане, выводили из штопора свои самолёты см. Вилфреда Парк, и его технику вывода самолёта из штопора. В США первое десятилетие авиации принято считать “тёмным” т.к. первенцы авиации типа братьев Райт, вели патентные войны друг с другом в суде, тем самым мешая развитию авиации в плоть до первой мировой.
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Ну ничего себе заявления… Вообще-то, почти все официальные международные соревнования, по аэроботике проходят по Sistema Aerocryptographica Aresti(Системе Аэрокриптографии Арести) начиная с 1964 года, проходившие в городе Бильбао на севере Испании. Да и сам Хозе Луис Арести был полковником ВВС Испании, и разработал он эту систему, а ушло у него на это почти 25 лет, для начала он для себя - условные пиктограммы/шпаргалки в кабину с программой выполняемых им аэробатических манёвров и их комбинаций. Дальше он систематизировал это, а на тот момент в его каталог входило от 3 000 манёвров, и свёл описания манёвров в девять “семейств” - из которых и образовывают лётную программу на соревнваниях, но и по мимо этого, по этим правилам происходит судейство, на соревнованиях по аэробатике. Вот, от туда(системы/каталога Арести) и идут правила о корректном исполнении манёвра. Например вошёл в штопор на соревновании, и в место свала на крыло, при помощи элеронов(это называется форсированный вход в Штопор) - получи штраф(скорее поделись баллами). И раз в два года ФАИ публикует “известную” аэробатическую программу по каталогу Арести, по которой пилоты во всём мире летают предварительно разучив эти манёвры. А так-же есть и “неизвесная” программа сформированная из каталога Арести, которую пилот получает за очень короткое время до соревнований, обычно ~24-48 часов. И по Арести летают не только моделисты, но и полномаштабные аэроботические самолёты, там даже есть класс, где можно летать только на Як-52.
Ладно, я может, что-то неуклюжи сказал, да наверное правильнее было-бы написать в место “уважающего себя пилота” - пилоты которые учавствуят в соревнованиях… И не обязательно всем пилотам учавствовать в соревнованиях, но я думаю, что эти правила - это хорошие начало для нахождения общего языка, по пилотажу.