Пилотаж - инностранные термины и языковые нестыковки.
Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Ладно, не нужны нам здесь лингвисты, так как мы, по мимо всего прочего - авиамоделисты! И выражаясь совершенно “махровым” авиационным жаргоном - самолёт маневрирует по(во круг) трёх осей(axis) сходящихся в C.G.(Центра Тяжести):
Крену - Roll
Тангажу - Pitch
Рысканью - Yaw
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья, поэтому там хвост(Tail) именно Spins(а не Rolls) по оси Yaw, а в Штопорной Бочке фигура выполняется - по оси Крена или Rolls. Вот и вся разница! Но люди забывают, что самолёт может лететь вертикально вниз, и в этой плоскости может выполнить Штопорную Бочку, а Штопор можно сделать исключительно двигаясь горизонтально.
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья,
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей.: «Што́пор», в авиации — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии. Вот еще выдержка из учебного пособия про бочки: "Штопорной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет авторотации крыла на эакритических углах атаки. Ввод в такую бочку осуществляется энергичным взятием ручки на себя и дачей ноги до отказа в желаемую сторону вращения. Штопорная бочка является и быстрой, и неуправляемой.
На современных сверхзвуковых самолетах выполнять такую бочку нецелесообразно и опасно, так как слишком быстрое вращение самолета с движением носовой и хвостовой частей фюзеляжа по большим окружностям может привести к переходу в плоский штопор."
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Катушка спиннинга крутится (to spin, а не to roll) вокруг продольной оси. И метод ловли называется также. Кстати почти не переводится. Не цепляйтесь за иноназвания. Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже. Раньше в интернете попадался учебник “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” для курсантов высших военных училищ Лысенко. Найдите почитайте. Там много чего интересного по аэродинамике фигур пилотажа.
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей: — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Судя по описанию, речь однозначно идёт вот об этом “безымянном” штопорнике:
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”. Кстати, спасибо за “учебное пособие для курсантов” от Ульяновск 2004, то в соответствии с этим пособием, то что вы называете “Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин.” там это называется - Витком. Ну а если по крену, то это будет - Оборот
Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже.
Ну, давайте разберёмся, я не против… Возьмём лётное задания по анатации Арести… а там две фигуры:
-
Штопорная Бочка - обозначается она незакрашенным равнобедренным треугольником, на полтора оборота, двигаясь горизонтально с права на лево.
-
Штопор - обозначается прямым(и почему-то, тоже) незакрашенным прямоугольным треугольником, на полтора витка, двигаясь(тоже) горизонтально с права на лево.
Вопрос первый: В каком направлении(варианты: с права на лево, или с лева на право), после завершения каждой из фигур, будет двигаться самолёт?
Вопрос второй: В каком положении будет находится пилот(варианты: в нормальном, или перевернутом) после завершения каждой из фигур?
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат. ))) Есть еще скоростная система координат. Тоже применяется в аэродинамике, только для других случаев. Вращательное движение (можем по вашему виток оборот) относительно этой оси и есть рыскание. Слэнгую как свободный художник. )))
Возьмём лётное задания по анатации Арести…
Простите по десятому кругу. Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет. Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам. И подсказал каким путем идти чтобы совершенствовать свою технику пилотирования. Теория первична. Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе. И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат.
и
Слэнгую как свободный художник. )))
Нет, здесь вы ошибаетесь. Авиация это НЕ кружок изобразительного искусства, где “кто как хочет, так и … ну…“делает”(в смысле рисует)”…
В авиации есть чёткие конвенции/соглашения одна из них это - “Связанная Система Координат” — это подвижная система координат для анализа движения воздушных судов, с тремя осями, где:
Продольная ось - При вращении вокруг неё самолёт опускает одну и поднимает другую консоль крыла. Такое движение называется “Крен” (анг. Roll). Здесь вращение считается в Оборотах.
Вертикальная ось - ось, лежащая в плоскости симметрии самолёта и перпендикулярная его продольной оси. Вращение вокруг неё называется “Рыскание” (анг. Yaw). Самолёт при этом поворачивает нос влево или вправо. Здесь вращение считается(в соответствии с “пособием” которым Вы в меня кинули/пульнули, а не то, что я это выдумал или придумал) в Витках.
Поперечная ось - это ось, перпендикулярная плоскости симметрии самолёта, направленная в доль крыла. При вращении вокруг этой оси самолёт опускает и поднимает нос. Это движение (и образуемый с горизонтальной плоскостью угол) называется “Тангаж” (анг. Pitch).
Вячеслав, а вы чем пользуетесь для анализа движения Л.А.(Летательных Аппаратов) в авиации? Декартовой системой координат?
Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился.
…
Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе.
Здесь вы тоже несколько ошибаетесь - это не просто каталог фигур, а международное графическое отображение манёвров в авиации. Это аналогично “нотам” в музыке, где любой музыкант в любой точке планеты, будь то япония, китай, африка или латинская америка, знакомый с анотацией нот, сможет воспроизвести записанную в этой анотации музыку. Так что Арести - это международная анотация пилотажного задания, которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.
И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
А вы когда нибудь слышали фразу: “Повторенье - Мать ученья”? В професиональной авиации вообще всё должно быть “IAW”(In Accordance With) в строгом “соответствии” с какими-то учебниками или правилами авиации, в которые обязательно нужно “залезать”.
Вопрос первый: В каком направлении(варианты: с права на лево, или с лева на право), после завершения каждой из фигур, будет двигаться самолёт?
Вопрос второй: В каком положении будет находится пилот(варианты: в нормальном, или перевернутом) после завершения каждой из фигур?
Ладно, ответ на первый вопрос:
В случае Штопорной Бочки, через полтора Оборота по продольной оси самолёт будет двигаться в том-же направлении т.е. с права на лева, а в случае с Штопором, через полтора Вятка во круг вертикальной оси, самолёт по окончанию Штопора будет двигаться в противоположном направлении т.е. с лева на право.
Ответ на второй Вопрос:
В случае Штопорной Бочки, через полтора оборота пилот окажется в перевёрнутом(вверх ногами) направлении, а в случае Штопора в нормальном направлении полёта т.к. в случае Штопорной Бочки врашения происходят в доль Продольной оси(по Крену), а в Штопоре вдоль Вертикальной оси(по Рысканью).
Вывод: Данные манёвры происходят не по всем трём осям, а в доль одной из осей связной системы координат.
которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести когда я про него упомянул. Как оказалось уважающий себя пилот-испытатель работавший в группе ЛИИ им. Громова и некоторое время даже возглавлял там летную службу не знает о нем. И это никак не мешало ему летать и делать множество фигур и испытывать самолеты. Так что молитесь на ваш каталог Арести и дальше. ))) Это не в обиду вам.
Ну ничего себе заявления… И почему вы думаете, что “мы” молимся на каталог Арести? Мы им пользуемся. И кстати, Вячеслав, а чем пользуются пилоты, если не системой Арести, если не секрет?
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет.
Ну, до Арцеулова, в году эдак 1912, и французы и англичане, выводили из штопора свои самолёты см. Вилфреда Парк, и его технику вывода самолёта из штопора. В США первое десятилетие авиации принято считать “тёмным” т.к. первенцы авиации типа братьев Райт, вели патентные войны друг с другом в суде, тем самым мешая развитию авиации в плоть до первой мировой.
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Ну ничего себе заявления… Вообще-то, почти все официальные международные соревнования, по аэроботике проходят по Sistema Aerocryptographica Aresti(Системе Аэрокриптографии Арести) начиная с 1964 года, проходившие в городе Бильбао на севере Испании. Да и сам Хозе Луис Арести был полковником ВВС Испании, и разработал он эту систему, а ушло у него на это почти 25 лет, для начала он для себя - условные пиктограммы/шпаргалки в кабину с программой выполняемых им аэробатических манёвров и их комбинаций. Дальше он систематизировал это, а на тот момент в его каталог входило от 3 000 манёвров, и свёл описания манёвров в девять “семейств” - из которых и образовывают лётную программу на соревнваниях, но и по мимо этого, по этим правилам происходит судейство, на соревнованиях по аэробатике. Вот, от туда(системы/каталога Арести) и идут правила о корректном исполнении манёвра. Например вошёл в штопор на соревновании, и в место свала на крыло, при помощи элеронов(это называется форсированный вход в Штопор) - получи штраф(скорее поделись баллами). И раз в два года ФАИ публикует “известную” аэробатическую программу по каталогу Арести, по которой пилоты во всём мире летают предварительно разучив эти манёвры. А так-же есть и “неизвесная” программа сформированная из каталога Арести, которую пилот получает за очень короткое время до соревнований, обычно ~24-48 часов. И по Арести летают не только моделисты, но и полномаштабные аэроботические самолёты, там даже есть класс, где можно летать только на Як-52.
Ладно, я может, что-то неуклюжи сказал, да наверное правильнее было-бы написать в место “уважающего себя пилота” - пилоты которые учавствуят в соревнованиях… И не обязательно всем пилотам учавствовать в соревнованиях, но я думаю, что эти правила - это хорошие начало для нахождения общего языка, по пилотажу.
Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам.
Дык, в и в физике, и в технике исполнения много всяких интересных “нисчаков” до которых из-за споров и нестыковок я всё добраться не могу… Да и в учебниках и литературе по теме у меня недостатков нет, хотя любая дополнительная книга, или статья всегда интересна, и всегда можно почерпнуть чего нибудь(а ещё лучше обсудить, желательно с людьми которые в теме, или глубоко интересуются этим), или освещения темы с несколько другого ракурса, и это по мимо собственного опыта. Да я в курсе, что у меня есть такая манера вести диалог задавая вопросы, как правило уточняющие, да и частенько я знаю ответы на этти вопросы, но если вы думаете, что знаете “предмет”/тему, то попробуй объяснить это другому человеку, доходчивым языком, и может оказаться, что нужно в учебник заглянуть, чтобы не быть идиотом, а этот повод, если вы не в школе, который на ровном месте не появится. А знания нужно освежать, чем чаще, тем лучше, тем более на любимую тему.
Кстати, вот сегодня, я ради интереса решил посмотреть, как происходила анотация/иллюстрация да каталога Арести, и там два варианта:
- Две параллельные линии типа ленты(Ribbon), где заштрихованная часть означает, что самолёт летит перевернутым, ну а если он вращался по крену, то там как бы такие бантики 🎀 при помощи которых можно даже передовать скорость вращения.
- Одна линия - показывающая траэкторию полёта, но самолётик рисуется для объяснения манёвров при помощи пиктограммы.
И как вы думаете, что я там ещё нашёл? Разница между spin и roll. Так вот, при помощи РН самолёт, что делает - Turn(Поворот) т.е. меняет направление, а при помощи элеронов, ну или Штопорной Бочки - самолёт кренится/вращается, или делает “Обороты” не меняя направление полёта.
Про спинниг, - там тоже есть два вида катушек, та у которой ось перпендикулярно удилищу - это и есть самый настоящий спиннинг, а та катушка у которой ось вращения продольна, и катушка имеет большую боковую ручку - вот эта катушка не spins, а rolls - если рассматривать в контексте нашей темы…
Ладно, т.к. вы первый кто, на этомфоруме, согласился с тем, что Штопорная Бочка в идеале, может делаться без элеронов, а только при помощи РВ и РН то - вопрос - как происходит ассиметрия подъёмной силы, на крыле на закретичных углах, при помощи РН?
P.S. Я могу в двух словах объяснить процесс, но вам пока “карты в руки”.
Ну ничего себе заявления… Вообще-то, почти все официальные международные соревнования…
Являются очень небольшой, узкоспециализированной частью авиации. Причем эта часть уже давно не является чем то передовым в авиации, тем более влияющим на нее/определяющим ее развитие. По сути, авиационный спорт, изначально предназначенный для демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития, превратился в потребителя небольшой части достижений авиации. Возможно дла Вас это будет открытием, но в среде авиационных специалистов высокой квалификации не так уж и много поклонников авиационных видов спорта(причем их количество и квалификация как бы “обратно пропорциональны”). 😛
Я могу в двух словах объяснить процесс
Лучше не надо. Извините, но поток Ваших сообщений больше похож на работу системы “как бы ИИ”, сработанной студентами явно не авиационной специальности и не очень владеющих русским языком.
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии.
У меня, при чтении пособия для курсантов по исполнению штопора на Як-18Т, возникают “вопросики”(на уровне замечаний по ошибкам) и вопросы(ошибки авторов находящихся не в курсе темы), ну например на странице 8 и 9 вводится понятия нормального и перевернутого штопора, и тут-же иллюстрация, но на Рис. 1. в место нормального штопора, нарисован (!) “Прямой” штопор… Это наверное даже не шутка, а скорее оксиморон, ну и в “пособии” естественно, не слова о “Прямом” штопоре вообще не найти, кроме Рис. 1.
Далее, Рис. 4. - это иллюстрация к тому, что называется Радусом и Осью штопора, при этом дана “схема сил” без каких либо объяснений, что такое вектор R и его проекции Х и Y, и что такое G совпадающие и находящиеся с Х на одной оси, но направленное в противоположном направлении? И это уже не говоря о неподписанных вертикальных стрелках…, что они означают? Движение самолёта и воздушных потоков? Куда обращаться за разъяснениями?
Но это “вопросики” на уровне “nitpicking”, а вот основная ошибка в том, что курсантов сбивают с толку, что штопор бывает “простой” или “восходящий”. Зачем вообще вводить не верную терминалогию, тем самым сбивая курсантов с толку? При этом никаких илюстраций, или подробных объяснений как выполняется фигура “восходящего шпопора” в этом пособии нет.
Кстати, у “курсантов” не возникает простой вопрос: “А, в чём разница техники исполнения “простого” штопора и “восходящего шпопора”, при помощи руля высоты и руля направления?” А главная разница у этих двух фигур высшего пилотажа - всего-то в типе авторатации: курсовая и путивая, ну если выражаться терминалогией этого пособия…
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии.
Ну, не обязательно только на седьмой странице. Ну и жалко, что знатоки(ну авторы) не разбераются в авиационной терминалогии, тем самым, не разделяя штопор и штопорную бочку, а мешая всё в одну “кучу”… и например на странице 28, речь идёт о продольной и вертикальной оси, но не о поперечной. Неужели штопора не бывает на поперечной оси? А вы говорили, что по трём? Почему так?
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
и
Являются очень небольшой, узкоспециализированной частью авиации. Причем эта часть уже давно не является чем то передовым в авиации, тем более влияющим на нее/определяющим ее развитие. По сути, авиационный спорт, изначально предназначенный для демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития, превратился в потребителя небольшой части достижений авиации. Возможно дла Вас это будет открытием, но в среде авиационных специалистов высокой квалификации не так уж и много поклонников авиационных видов спорта(причем их количество и квалификация как бы “обратно пропорциональны”). 😛
Ой, а что это у пилота на планшете висит? И явно не “техническая литература типа ПопМеханика”, а лётная программа от ФАИ, по каталогу Арести, для начинающих, и не 2015 или 2013, а именно 2014 года? Эдуард, если вы относитесь к ““обратно пропорциональным” поклонникам авиационного вида спорта", то какими судьбами вас занесло на форум по пилотажу? Дегенератов, которые постоянно расписываются в том, как им НЕ интересно, хватает в каждой теме, где идёт обсуждение. Если вам не интересно, то смысл писать всякие глупости явно не в тему, зачем?
Вот, мне например интересно, вот этот пилот Як-52, отличит-ли штопор от шила(ну прямого штопора), или нет?