Пилотаж - инностранные термины и языковые нестыковки.
Сегодня мой коллега спросил, а что это такое Каталог Арести
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет.
Ну, до Арцеулова, в году эдак 1912, и французы и англичане, выводили из штопора свои самолёты см. Вилфреда Парк, и его технику вывода самолёта из штопора. В США первое десятилетие авиации принято считать “тёмным” т.к. первенцы авиации типа братьев Райт, вели патентные войны друг с другом в суде, тем самым мешая развитию авиации в плоть до первой мировой.
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
Ну ничего себе заявления… Вообще-то, почти все официальные международные соревнования, по аэроботике проходят по Sistema Aerocryptographica Aresti(Системе Аэрокриптографии Арести) начиная с 1964 года, проходившие в городе Бильбао на севере Испании. Да и сам Хозе Луис Арести был полковником ВВС Испании, и разработал он эту систему, а ушло у него на это почти 25 лет, для начала он для себя - условные пиктограммы/шпаргалки в кабину с программой выполняемых им аэробатических манёвров и их комбинаций. Дальше он систематизировал это, а на тот момент в его каталог входило от 3 000 манёвров, и свёл описания манёвров в девять “семейств” - из которых и образовывают лётную программу на соревнваниях, но и по мимо этого, по этим правилам происходит судейство, на соревнованиях по аэробатике. Вот, от туда(системы/каталога Арести) и идут правила о корректном исполнении манёвра. Например вошёл в штопор на соревновании, и в место свала на крыло, при помощи элеронов(это называется форсированный вход в Штопор) - получи штраф(скорее поделись баллами). И раз в два года ФАИ публикует “известную” аэробатическую программу по каталогу Арести, по которой пилоты во всём мире летают предварительно разучив эти манёвры. А так-же есть и “неизвесная” программа сформированная из каталога Арести, которую пилот получает за очень короткое время до соревнований, обычно ~24-48 часов. И по Арести летают не только моделисты, но и полномаштабные аэроботические самолёты, там даже есть класс, где можно летать только на Як-52.
Ладно, я может, что-то неуклюжи сказал, да наверное правильнее было-бы написать в место “уважающего себя пилота” - пилоты которые учавствуят в соревнованиях… И не обязательно всем пилотам учавствовать в соревнованиях, но я думаю, что эти правила - это хорошие начало для нахождения общего языка, по пилотажу.
Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам.
Дык, в и в физике, и в технике исполнения много всяких интересных “нисчаков” до которых из-за споров и нестыковок я всё добраться не могу… Да и в учебниках и литературе по теме у меня недостатков нет, хотя любая дополнительная книга, или статья всегда интересна, и всегда можно почерпнуть чего нибудь(а ещё лучше обсудить, желательно с людьми которые в теме, или глубоко интересуются этим), или освещения темы с несколько другого ракурса, и это по мимо собственного опыта. Да я в курсе, что у меня есть такая манера вести диалог задавая вопросы, как правило уточняющие, да и частенько я знаю ответы на этти вопросы, но если вы думаете, что знаете “предмет”/тему, то попробуй объяснить это другому человеку, доходчивым языком, и может оказаться, что нужно в учебник заглянуть, чтобы не быть идиотом, а этот повод, если вы не в школе, который на ровном месте не появится. А знания нужно освежать, чем чаще, тем лучше, тем более на любимую тему.
Кстати, вот сегодня, я ради интереса решил посмотреть, как происходила анотация/иллюстрация да каталога Арести, и там два варианта:
- Две параллельные линии типа ленты(Ribbon), где заштрихованная часть означает, что самолёт летит перевернутым, ну а если он вращался по крену, то там как бы такие бантики 🎀 при помощи которых можно даже передовать скорость вращения.
- Одна линия - показывающая траэкторию полёта, но самолётик рисуется для объяснения манёвров при помощи пиктограммы.
И как вы думаете, что я там ещё нашёл? Разница между spin и roll. Так вот, при помощи РН самолёт, что делает - Turn(Поворот) т.е. меняет направление, а при помощи элеронов, ну или Штопорной Бочки - самолёт кренится/вращается, или делает “Обороты” не меняя направление полёта.
Про спинниг, - там тоже есть два вида катушек, та у которой ось перпендикулярно удилищу - это и есть самый настоящий спиннинг, а та катушка у которой ось вращения продольна, и катушка имеет большую боковую ручку - вот эта катушка не spins, а rolls - если рассматривать в контексте нашей темы…
Ладно, т.к. вы первый кто, на этомфоруме, согласился с тем, что Штопорная Бочка в идеале, может делаться без элеронов, а только при помощи РВ и РН то - вопрос - как происходит ассиметрия подъёмной силы, на крыле на закретичных углах, при помощи РН?
P.S. Я могу в двух словах объяснить процесс, но вам пока “карты в руки”.
Ну ничего себе заявления… Вообще-то, почти все официальные международные соревнования…
Являются очень небольшой, узкоспециализированной частью авиации. Причем эта часть уже давно не является чем то передовым в авиации, тем более влияющим на нее/определяющим ее развитие. По сути, авиационный спорт, изначально предназначенный для демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития, превратился в потребителя небольшой части достижений авиации. Возможно дла Вас это будет открытием, но в среде авиационных специалистов высокой квалификации не так уж и много поклонников авиационных видов спорта(причем их количество и квалификация как бы “обратно пропорциональны”). 😛
Я могу в двух словах объяснить процесс
Лучше не надо. Извините, но поток Ваших сообщений больше похож на работу системы “как бы ИИ”, сработанной студентами явно не авиационной специальности и не очень владеющих русским языком.
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии.
У меня, при чтении пособия для курсантов по исполнению штопора на Як-18Т, возникают “вопросики”(на уровне замечаний по ошибкам) и вопросы(ошибки авторов находящихся не в курсе темы), ну например на странице 8 и 9 вводится понятия нормального и перевернутого штопора, и тут-же иллюстрация, но на Рис. 1. в место нормального штопора, нарисован (!) “Прямой” штопор… Это наверное даже не шутка, а скорее оксиморон, ну и в “пособии” естественно, не слова о “Прямом” штопоре вообще не найти, кроме Рис. 1.
Далее, Рис. 4. - это иллюстрация к тому, что называется Радусом и Осью штопора, при этом дана “схема сил” без каких либо объяснений, что такое вектор R и его проекции Х и Y, и что такое G совпадающие и находящиеся с Х на одной оси, но направленное в противоположном направлении? И это уже не говоря о неподписанных вертикальных стрелках…, что они означают? Движение самолёта и воздушных потоков? Куда обращаться за разъяснениями?
Но это “вопросики” на уровне “nitpicking”, а вот основная ошибка в том, что курсантов сбивают с толку, что штопор бывает “простой” или “восходящий”. Зачем вообще вводить не верную терминалогию, тем самым сбивая курсантов с толку? При этом никаких илюстраций, или подробных объяснений как выполняется фигура “восходящего шпопора” в этом пособии нет.
Кстати, у “курсантов” не возникает простой вопрос: “А, в чём разница техники исполнения “простого” штопора и “восходящего шпопора”, при помощи руля высоты и руля направления?” А главная разница у этих двух фигур высшего пилотажа - всего-то в типе авторатации: курсовая и путивая, ну если выражаться терминалогией этого пособия…
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии.
Ну, не обязательно только на седьмой странице. Ну и жалко, что знатоки(ну авторы) не разбераются в авиационной терминалогии, тем самым, не разделяя штопор и штопорную бочку, а мешая всё в одну “кучу”… и например на странице 28, речь идёт о продольной и вертикальной оси, но не о поперечной. Неужели штопора не бывает на поперечной оси? А вы говорили, что по трём? Почему так?
Да подавляющее большинство авиационных специалистов относится к подобным "каталогам ", если о них вообще знает, чуть лучше чем к около технической литературе типа ПопМеханики.
и
Являются очень небольшой, узкоспециализированной частью авиации. Причем эта часть уже давно не является чем то передовым в авиации, тем более влияющим на нее/определяющим ее развитие. По сути, авиационный спорт, изначально предназначенный для демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития, превратился в потребителя небольшой части достижений авиации. Возможно дла Вас это будет открытием, но в среде авиационных специалистов высокой квалификации не так уж и много поклонников авиационных видов спорта(причем их количество и квалификация как бы “обратно пропорциональны”). 😛
Ой, а что это у пилота на планшете висит? И явно не “техническая литература типа ПопМеханика”, а лётная программа от ФАИ, по каталогу Арести, для начинающих, и не 2015 или 2013, а именно 2014 года? Эдуард, если вы относитесь к ““обратно пропорциональным” поклонникам авиационного вида спорта", то какими судьбами вас занесло на форум по пилотажу? Дегенератов, которые постоянно расписываются в том, как им НЕ интересно, хватает в каждой теме, где идёт обсуждение. Если вам не интересно, то смысл писать всякие глупости явно не в тему, зачем?
Вот, мне например интересно, вот этот пилот Як-52, отличит-ли штопор от шила(ну прямого штопора), или нет?
По сути, авиационный спорт, изначально предназначенный для демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития, превратился в потребителя небольшой части достижений авиации.
Направлений авиационного спорта существует много, вот только пилотаж - это всё таки НЕ “демонстрации/популяризации достижений в авиации и мотивирования ее развития” для этого существуют показательные выступления, а соревнования по умению управления авиатехникой.
Для того, о чём вы говорите, всё-таки наверно больше по смыслу подходит авиашоу. Кстати, а где на нашей планете проходит ежигодно самое большое слёт/авиашоу?
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
Ну, в принципе, я именно так и делаю т.е. отталкиваясь от физического смысла, процесса или концепции. Таким образом, можно подвести итог по пилотажным фигурам использующие авторотацию:
Штопор - это авторотация вокруг вертикальной оси, ну или по рысканью. Ну и Л.А. совершает витки если верить вашему пособию по штопорным фигурам Як-18Т.
Штопорная Бочка - это авторотация вокруг продольной оси, или по крену. В этой фигуре высшего пилотажа Л.А. совершает обороты.
Силовая Бочка - это авторотация, но за счёт реактивного момента винта, тоже во круг продольной оси(поэтому правильно считать оборотами) когда Л.А. весит на воздушном винте, и врашается за счёт авторотации вызванной реактивным моментом винта.
Примечание: все три бочки делают без элеронов, и именно за счёт авторотации, а вот авторотации в каждом случае разные, и даже авторотация в штопоре и штопорной бочке тоже разные, и не только по осям, а и по технике исполнения, и по физическим процессам.
Pin Wheel - это что за фигура?
Вот ещё одно исполнение этой фигуры в живую, ну и где пилот озвучивает название этой фигуры на 3:46 - Пин Вил!