Пилотаж - инностранные термины и языковые нестыковки.
На настоящем самолете типа Як-52
Кстати, я ради интереса посмотрел ТТХ и Як-52 и не менее настоящего самолёта Цессна-152, и удивился на сколько схожи основные характеристики - т.е. площадь и размеры крыла. Вес - Як-52 ~ на треть потяжелее, но двигатель на 2/3 мощнее(360л.с. у Яка и 110л.с. у Цессны), но основное отличае Як - низкоплан, а Цессна - это неуклюжий верхоплан, и должна Цессна выполнять всю аэробатику кое-как, в отличае от спортивного аэробата/легенды Як-52…
Это так… лирическое отступление.
Выдвежные Предкрылки, но есть и НЕ выдвежные
Slots на каком языке? Я написал Slats. И те и те выдвижные.
Как вам такой поворот?
Да мне никак. ))))). Вы просто подтвердили на примерах то что в итоге я и выражал. Авторотация слово со многими значениями. И контекст тут не последнее место занимает, как вы и сказали. По сути мой первый ответ и был об этом.
Slots на каком языке? Я написал Slats. И те и те выдвижные.
На английском разумеется. Slots - это фиксированные или НЕ выдвижные предкрылки, ну а Slats - это выдвижные предкрылки. Или нет?
Могу подкинуть подумать над переводом “Leading edge flaps” и “Slats”.
Ладно! Признаю свои “незнания” на уровне “нюансов” т.е. Leading Edge Flap - это Отклоняемая Передняя Кромка Крыла, ну а Slats - Отдвижная Передняя Кромка Крыла, но оба вторичные панели управления Л.А. и исполняют ровным счётом одну и ту-же функцию на крыле самолёта…
По сути в штопорной бочке тоже самое поскольку это горизонтальный штопор.
Кстати, Штопорная Бочка не обязательно “горизонтальный штопор”, а может встречаться и на вертикальных траекториях, под углом 45 градусов, и даже при выполнении петли! Есть такой очень старый манёвр называется называется Avalanche(рус. Снежная Лавина) как раз в нём, делается ШБ в эпогеи петли. Ну а вот ссылка на правила ФАИ:
B.9.27.2. … Note that when a flick roll is initiated the angle-of-attack may be at or close to zero (e.g. in vertical and 45 degree lines) or significantly positive or negative if a looping figure is being flown; the pitch change to achieve critical angle-of-attack may thus be less in some circumstances and cannot be fixed. However, if both the required pitch change and actual autorotation are not clearly seen, the figure must be given a Hard Zero (HZ).
Вот старое, но очень любимое видео, где Джо Нахт делает идеальную ШБ на вертикале вверх, затем две негативные ШБ в горизонтальной плоскости, там ещё много разнах образцово выполненых манёвров включая TR, находясь на высоте уровня глаз, весь полёт в довольно сильный ветер, включая TR, а элероны у этого самолёта маленькие, в смысле половины размаха крыла т.е. не в потоке воздуха от пропеллера:
Ну а здесь красивый пример исполнения фигуры Avalanche, в исполнении полумаштабной модели тренировочного самолёта Бю-133 Янгмайстер с пяти цилиндровым звездообразном двигателем:
Ну а здесь, для сравнения, полномаштабный Янгмайстер так легко крутит ШБ во всех плоскостях, то я думаю если бы он так энергично работал, из староны в стороны элеронами, то его деревянные антиквариатные крылья довно сложились-бы, кстати ШБ на “Ноже” там тоже есть, при этом на очень маленькой высоте, а двигатель всего 160л.с., а в конце пилот летит вверх тормашками и руки вниз из кабины, даже не знаю, чем это он придерживает рукоятку управления:
ну а Slats - это выдвижные предкрылки. Или нет?
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
Slot или во множественном Slots для меня в общем понимании - щель, зазор. В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени. Поэтому “щели” на Шторьхе понятны по смыслу - аэродинамическое устройство для создания щелей по передней кромке крыла. Долго произносить? Да, значит предкрылки. 😃
Это к осторожности перевода терминов.
Кстати, Штопорная Бочка не обязательно “горизонтальный штопор”,
Это просто сказано лишь для общего понимания процесса так сказать. А то что ее можно вписать в другие элементы пилотажа это понятно и так.
Slot или во множественном Slots для меня в общем понимании - щель, зазор. В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени. Поэтому “щели” на Шторьхе понятны по смыслу - аэродинамическое устройство для создания щелей по передней кромке крыла.
Совершенно верно. В принципе и Slats и Slots - это щели которые создают дополнительную подъёмную силу, за счёт того, что воздушный поток перетекает из зоны высокого давления(из под нижней части профиля крыла) в зону низкого давления(вверхнюю поверхност крыла), ну и как бы создаётся дополнительная аэродинамическая поверхность(типа дополнительного крыла) на передней кромке. Разница в том, что Slots устанавливается на, как правило очень тихоходные самолёты STOL(Short Take Off and Landing), а выдвежные Slats это прерогатива авиалайнеров. Ну а Flaps - это как правило(в котором есть исключения) аэродинамическая поверхность, прикреплённая к крылу на петле(hinge), и по этой причине она не может отодвигаться создовая, тем самым “щель”, а может только искревлять профиль(Chamber) аэродинамической поверхности.
В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени.
Да, здесь тоже - щель во временном расписании рейсов.
Ну или прорезать щель в задней кромке крыла, для плоской петли.
Это просто сказано лишь для общего понимания процесса так сказать. А то что ее можно вписать в другие элементы пилотажа это понятно и так.
Несовсем так-как Штопор(Spin) может быть только внизсходящий. А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
…
Долго произносить? Да, значит предкрылки.
Ну в принципе поэтому вы меня вчера и подловили на нюансах… Не глядя в литературу, я вам по привычке ответил, про Slats, по причине того, если тебе говорят(в обиходе авиаторов) Slat - то это однозначно что предкрылок, а флап - это как правило закрылок, хотя я каждый день c L.E.(Leading Edge) Flap дела не имею, в отличае от Slats, и по этому мне пришлось лезть в литератеру за разъяснениями, хотя для любого авиатора понятно, что такое Flap, ну и очевидная подсказка L.E. - это передняя кромка крыла, соответственно T.E.(Trailing Edge) - это задняя кромка крыла. И да, в авиации как и в медецине, из-за того чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Нисходящей. А почему нет? Штопорная бочка на пикировании с углом 45 или 60 градусов. По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют. Я конечно не специалист из ФАИ, но по мне пилотажная фигура это полностью контролируемый полет по заданной траектории. В контролируемости штопора, есть только “подруливания” которые меняют его пространственные характеристики- углы тангажа, крена и рыскания. Угол атаки меняется не очень значительно, поскольку тогда крыло выйдет из режима авторотации.
чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
Профессиональный слэнг. ))
По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
А вот теперь я вас подловил… Тогда в чём разница между штопором и штопорной бочкой, если оба манёвра в идеале исполняются только рулями (РН)направления и (РВ)высоты(за “элеронинг” в обоих манёврах пилота штрафуют снятием 1 балла за каждые 5 градусов элеронинга), и оба манёвра выполняются в режиме авторотации? Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют.
Нет - Штопор, как и Штопорная Бочка - это пилотажные фигуры одного семёйства(класса) т.е. девятого по каталогу Арести. Ну а пилотирование - это умение корректно управлять самолётом.
Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
При переводах терминов не всегда есть дословный перевод. Переводчик в таких случаях подбирает термин аналогичный иностранному используя как раз физический смысл явления. В нашем случае это авторотация. А названия можно дать так, чтобы понимать разницу что это разные фигуры.
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
Ну я не против, тогда в чём разница между Штопором и Штопорной Бочкой? Разница в чём-то должна быть, просто в ангиском подсказка лучше, чем в русском. Кстати, о разнице исполнения, по правилам ФАИ Штопор всегда начинается и заканчивается горизонтальным полётом:
6.9.29. Family 9.11 and 9.12 - Spins
6.9.29.1. All spins begin and end with horizontal flight (Figure 49).
Ну а в Штопорной Бочке самолёт будет всегда начинать исполнение манёвра по направлению маршрута(Flight Path) т.е. если он летел под 45 градусов, то он будет продолжать лететь по той-же траектории/маршруту(Flight Path), если выполнял петлю, то будет выполнять эту петлю и т.д. и т.п.
Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Ладно, не нужны нам здесь лингвисты, так как мы, по мимо всего прочего - авиамоделисты! И выражаясь совершенно “махровым” авиационным жаргоном - самолёт маневрирует по(во круг) трёх осей(axis) сходящихся в C.G.(Центра Тяжести):
Крену - Roll
Тангажу - Pitch
Рысканью - Yaw
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья, поэтому там хвост(Tail) именно Spins(а не Rolls) по оси Yaw, а в Штопорной Бочке фигура выполняется - по оси Крена или Rolls. Вот и вся разница! Но люди забывают, что самолёт может лететь вертикально вниз, и в этой плоскости может выполнить Штопорную Бочку, а Штопор можно сделать исключительно двигаясь горизонтально.
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья,
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей.: «Што́пор», в авиации — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Вот почитайте учебное пособие для курсантов. Сегодня нашел его чтобы снять все вопросы. Это вам не ФАИ. Это летное училище готовящее профессиональных пилотов. Там в конце страницы 7 найдете и авторотацию и штопор, и про три оси, если сомневаетесь в Википедии. Вот еще выдержка из учебного пособия про бочки: "Штопорной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет авторотации крыла на эакритических углах атаки. Ввод в такую бочку осуществляется энергичным взятием ручки на себя и дачей ноги до отказа в желаемую сторону вращения. Штопорная бочка является и быстрой, и неуправляемой.
На современных сверхзвуковых самолетах выполнять такую бочку нецелесообразно и опасно, так как слишком быстрое вращение самолета с движением носовой и хвостовой частей фюзеляжа по большим окружностям может привести к переходу в плоский штопор."
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Катушка спиннинга крутится (to spin, а не to roll) вокруг продольной оси. И метод ловли называется также. Кстати почти не переводится. Не цепляйтесь за иноназвания. Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже. Раньше в интернете попадался учебник “Практическая аэродинамика маневренных самолетов” для курсантов высших военных училищ Лысенко. Найдите почитайте. Там много чего интересного по аэродинамике фигур пилотажа.
А вот Википедия утверждает что вокруг трех осей: — особый, критический режим полёта самолёта или планёра, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. 😲😃
Судя по описанию, речь однозначно идёт вот об этом “безымянном” штопорнике:
Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин. Или вокруг оси Y (Игрек=Рыскание).
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”. Кстати, спасибо за “учебное пособие для курсантов” от Ульяновск 2004, то в соответствии с этим пособием, то что вы называете “Описанное вращение по большим окружностям хвоста и носа самолета и есть ваш спин.” там это называется - Витком. Ну а если по крену, то это будет - Оборот
Разберитесь в аэродинамике и динамике полета теоретически сначала. А потом переходите на основе этого на анализ своих действий в пилотировании и пилотаже.
Ну, давайте разберёмся, я не против… Возьмём лётное задания по анатации Арести… а там две фигуры:
-
Штопорная Бочка - обозначается она незакрашенным равнобедренным треугольником, на полтора оборота, двигаясь горизонтально с права на лево.
-
Штопор - обозначается прямым(и почему-то, тоже) незакрашенным прямоугольным треугольником, на полтора витка, двигаясь(тоже) горизонтально с права на лево.
Вопрос первый: В каком направлении(варианты: с права на лево, или с лева на право), после завершения каждой из фигур, будет двигаться самолёт?
Вопрос второй: В каком положении будет находится пилот(варианты: в нормальном, или перевернутом) после завершения каждой из фигур?
Это не “Игрек”, а авиационный термин означающий отклонение по курсу - рус. Рысканье, ну а анг. “Yaw”.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат. ))) Есть еще скоростная система координат. Тоже применяется в аэродинамике, только для других случаев. Вращательное движение (можем по вашему виток оборот) относительно этой оси и есть рыскание. Слэнгую как свободный художник. )))
Возьмём лётное задания по анатации Арести…
Простите по десятому кругу. Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился. И Арцеулов в 1916 году не знал про каталог Арести, но из штопора впервые намеренно вывел самолет. Меня интересует физика их выполнения. Для этого я читаю учебники по аэродинамике и динамике полета типа тех, что я вам подсказал. Вы задали вопрос про разницу в фигурах, я ответил вам. И подсказал каким путем идти чтобы совершенствовать свою технику пилотирования. Теория первична. Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе. И вступать в прения по каталогу Арести и правилам оценки фигур меня не вштыривает. Извините. Взгляд на эти вещи у нас очень разный. Но все равно было интересно. Отвечая на ваши вопросы я все равно лазил по учебникам когда испытывал сомнения. Память не идеальна. А знания с бурсы забываются.
Игрек это одна из осей в связанной системе координат.
и
Слэнгую как свободный художник. )))
Нет, здесь вы ошибаетесь. Авиация это НЕ кружок изобразительного искусства, где “кто как хочет, так и … ну…“делает”(в смысле рисует)”…
В авиации есть чёткие конвенции/соглашения одна из них это - “Связанная Система Координат” — это подвижная система координат для анализа движения воздушных судов, с тремя осями, где:
Продольная ось - При вращении вокруг неё самолёт опускает одну и поднимает другую консоль крыла. Такое движение называется “Крен” (анг. Roll). Здесь вращение считается в Оборотах.
Вертикальная ось - ось, лежащая в плоскости симметрии самолёта и перпендикулярная его продольной оси. Вращение вокруг неё называется “Рыскание” (анг. Yaw). Самолёт при этом поворачивает нос влево или вправо. Здесь вращение считается(в соответствии с “пособием” которым Вы в меня кинули/пульнули, а не то, что я это выдумал или придумал) в Витках.
Поперечная ось - это ось, перпендикулярная плоскости симметрии самолёта, направленная в доль крыла. При вращении вокруг этой оси самолёт опускает и поднимает нос. Это движение (и образуемый с горизонтальной плоскостью угол) называется “Тангаж” (анг. Pitch).
Вячеслав, а вы чем пользуетесь для анализа движения Л.А.(Летательных Аппаратов) в авиации? Декартовой системой координат?
Мне фиолетово до вашего Арести и правил ФАИ. Это всего лишь каталог фигур. Со штопором пилоты познакомились когда ваш Арести еще не родился.
…
Каталог Арести это лишь одно из конечных звеньев в соревновательном процессе.
Здесь вы тоже несколько ошибаетесь - это не просто каталог фигур, а международное графическое отображение манёвров в авиации. Это аналогично “нотам” в музыке, где любой музыкант в любой точке планеты, будь то япония, китай, африка или латинская америка, знакомый с анотацией нот, сможет воспроизвести записанную в этой анотации музыку. Так что Арести - это международная анотация пилотажного задания, которую должен знать любой уважающий себя пилот, серьёзно занимающийся пилотажем.