Пилотаж - инностранные термины и языковые нестыковки.
… На настоящем самолете типа Як-52…
Но эти действия зависят от конкретного типа самолета. Аэродинмика (аэродинмическая форма) от типа к типу меняется и действия могут несколько отличаться. Поинтересуйтесь как ведет себя тот или иной тип самолета в устойчивом штопоре при отклонении ручки от себя, на себя, и элеронов против штопора и по штопору. По сути в штопорной бочке тоже самое поскольку это горизонтальный штопор.
Вот только правила ФАИ написаны для всех типов самолётов т.е. там есть упоминание, что характеристики вращения могут отличаться от типа самолёта, но правило исполнения ко всем типам одни и теже будь то Як-52, 54, 55 или Цессна-150-152:
B.9.27.1. Flick rolls represent one of the greatest challenges to judges, due to two factors: a) the “flicking” characteristics of different types of aircraft can vary considerably; and b), in properly executed flick rolls changes of pitch, yaw and roll rate occur very quickly.
Но фокус(суть) исполнения Штопорной Бочки, что вращение по крену происходит за счёт авторатации т.е. одновременным подрывом по тангажу(Pitch) при помощи руля высоты и по рысканью(Yaw) при помощи руля высоты, а не за счёт элеронов. Да я в курсе, что при негативных штопорных бочках элероны откланяются в противоположную сторону от руля направления, а в штопорных бочках с позитивными перегрузками в ту-же сторону, что и руль направления, но как вы правильно заметили - это “подкручивание”(при этом есть так-же и другие приёмы ускорения штопорной бочки рулём высоты, но об этом как нибудь в другой раз), а если самолёт во время исполнения фигуры штопорной бочки выходит из авторотации, и элероны становятся основным движущим механизмом, то эта ошибка пилота штрафуется снятием одного балла за каждые пять градусов вращения самолета элеронами:
B.9.27.5. Flick rolls must be observed very carefully to ensure that the rotation is driven throughout by asymmetry in air flow induced by continued rudder application and that the competitor is not “aileroning” the aircraft around its longitudinal axis and thus without the conical fuselage motion. The movement of the aircraft’s nose or tail departing the flight path prior to autorotation is a good clue to proper initiation of a flick roll, and conical motion of the tail is indicative that autorotation is continuing. A common error is for the aircraft initially to autorotate but to not stay in autorotation until the end of the figure, the roll becoming driven substantially by application of aileron; in this case a deduction of one (1) point for each five (5) degrees of rotation remaining when the autorotation ceases must be made. If autorotation ends with more than 45 degrees of rotation remaining, even if the roll is completed with aileron, the flick roll is awarded a numerical zero (0.0).
Так что “красота” исполнения штопорной бочки происходит авторотацией, на закритических углах атаки и ассиметрии подъёмной силы между проскость крыльев, и в идиале без элеронов. Одно из интересных явлений, что угловая скорость вращения по крену штопорной бочке как правило быстрее, чем врашение элеронами в обыкновенной бочке.
Я же написал игра слов или неправильная терминология. Это не аэродинамическая авторотация. Это вращение за счет реакции винта. Три степени свободы самолета связаны с изменением моментов относительно трех осей координат. Вы же не называете все изменения моментов авторотацией. У вертолета есть реакция несущего винта. Момент возникающий от этого компенсируется хвостовым винтом. Если вы скажете вертолетчику что это авторотация, он посмотрит на вас как на идиота. Авторотация у вертолетчиков, это посадка на отказавших двигателях за счет авторотации несущего винта.
У вертолёта класической схемы, действительно реактивный момент несущего ротора компенсируется хвостовым винтом, но как только привод на хвостовой винт прекращается, например из-за поломки, то если пилот вовремя не уберёт тягу с несущего винта, то там действительно возникнет самоврашение/авторотация вертолёта, ну а если пилот успеет моментально убрать тягу с основного винта, и перевести лопасти этого винта на максимально отрицательные углы атаки, то там начнётся авторотация несущего винта, а не кабины(ну или самого верталёта) в результате чего, аварийная посадка в состоянии авторотации несущего винта будет возможна. Это я к тому, что важна не только правильная терминология, но и контекст, в данном случае термина “авторатация” - т.е. чего и с чем. В этой связи я думаю, что пилот вертолёта будет приятно удивлён, в том что в штопорной бочке вращение по крену происходит не за счёт элеронов, а за счёт “аэродинамической авторотации”, и почти уверен, что “долго и нудно” объяснять не придётся, что вращение самолёта в манёвре Torque Roll(не знаю, как “это” точно переводится - можеет “Мометная”, а может и “Реактивная” Бочка), так-же в режиме реактивной авторотации, и без помощи элеронов, и удерживание самолёта в строго вертикальном положении исключительно РВ и РН, ну а если вращение ускорять или замедлять элеронами, то сложность(challenge) исполнения манёвра Torque Roll, сильно падает до уровня “не интерестно” и может даже превращается в “простую” Силовую Кадушку… Как вам такой поворот?
Могу подкинуть подумать над переводом “Leading edge flaps” и “Slats”. В русском это одно и тоже. А в английском почему разница?
В английском это тоже означает “одно и тоже” - т.е. Выдвежные Предкрылки, но есть и НЕ выдвежные, а жестко закреплённые предкрылки и это приспособление(device) называется - Slots. Пример самолёта используещего Slots - Fieseler Fi 156 Storch.
На настоящем самолете типа Як-52
Кстати, я ради интереса посмотрел ТТХ и Як-52 и не менее настоящего самолёта Цессна-152, и удивился на сколько схожи основные характеристики - т.е. площадь и размеры крыла. Вес - Як-52 ~ на треть потяжелее, но двигатель на 2/3 мощнее(360л.с. у Яка и 110л.с. у Цессны), но основное отличае Як - низкоплан, а Цессна - это неуклюжий верхоплан, и должна Цессна выполнять всю аэробатику кое-как, в отличае от спортивного аэробата/легенды Як-52…
Это так… лирическое отступление.
Выдвежные Предкрылки, но есть и НЕ выдвежные
Slots на каком языке? Я написал Slats. И те и те выдвижные.
Как вам такой поворот?
Да мне никак. ))))). Вы просто подтвердили на примерах то что в итоге я и выражал. Авторотация слово со многими значениями. И контекст тут не последнее место занимает, как вы и сказали. По сути мой первый ответ и был об этом.
Slots на каком языке? Я написал Slats. И те и те выдвижные.
На английском разумеется. Slots - это фиксированные или НЕ выдвижные предкрылки, ну а Slats - это выдвижные предкрылки. Или нет?
Могу подкинуть подумать над переводом “Leading edge flaps” и “Slats”.
Ладно! Признаю свои “незнания” на уровне “нюансов” т.е. Leading Edge Flap - это Отклоняемая Передняя Кромка Крыла, ну а Slats - Отдвижная Передняя Кромка Крыла, но оба вторичные панели управления Л.А. и исполняют ровным счётом одну и ту-же функцию на крыле самолёта…
По сути в штопорной бочке тоже самое поскольку это горизонтальный штопор.
Кстати, Штопорная Бочка не обязательно “горизонтальный штопор”, а может встречаться и на вертикальных траекториях, под углом 45 градусов, и даже при выполнении петли! Есть такой очень старый манёвр называется называется Avalanche(рус. Снежная Лавина) как раз в нём, делается ШБ в эпогеи петли. Ну а вот ссылка на правила ФАИ:
B.9.27.2. … Note that when a flick roll is initiated the angle-of-attack may be at or close to zero (e.g. in vertical and 45 degree lines) or significantly positive or negative if a looping figure is being flown; the pitch change to achieve critical angle-of-attack may thus be less in some circumstances and cannot be fixed. However, if both the required pitch change and actual autorotation are not clearly seen, the figure must be given a Hard Zero (HZ).
Вот старое, но очень любимое видео, где Джо Нахт делает идеальную ШБ на вертикале вверх, затем две негативные ШБ в горизонтальной плоскости, там ещё много разнах образцово выполненых манёвров включая TR, находясь на высоте уровня глаз, весь полёт в довольно сильный ветер, включая TR, а элероны у этого самолёта маленькие, в смысле половины размаха крыла т.е. не в потоке воздуха от пропеллера:
Ну а здесь красивый пример исполнения фигуры Avalanche, в исполнении полумаштабной модели тренировочного самолёта Бю-133 Янгмайстер с пяти цилиндровым звездообразном двигателем:
Ну а здесь, для сравнения, полномаштабный Янгмайстер так легко крутит ШБ во всех плоскостях, то я думаю если бы он так энергично работал, из староны в стороны элеронами, то его деревянные антиквариатные крылья довно сложились-бы, кстати ШБ на “Ноже” там тоже есть, при этом на очень маленькой высоте, а двигатель всего 160л.с., а в конце пилот летит вверх тормашками и руки вниз из кабины, даже не знаю, чем это он придерживает рукоятку управления:
ну а Slats - это выдвижные предкрылки. Или нет?
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
Slot или во множественном Slots для меня в общем понимании - щель, зазор. В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени. Поэтому “щели” на Шторьхе понятны по смыслу - аэродинамическое устройство для создания щелей по передней кромке крыла. Долго произносить? Да, значит предкрылки. 😃
Это к осторожности перевода терминов.
Кстати, Штопорная Бочка не обязательно “горизонтальный штопор”,
Это просто сказано лишь для общего понимания процесса так сказать. А то что ее можно вписать в другие элементы пилотажа это понятно и так.
Slot или во множественном Slots для меня в общем понимании - щель, зазор. В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени. Поэтому “щели” на Шторьхе понятны по смыслу - аэродинамическое устройство для создания щелей по передней кромке крыла.
Совершенно верно. В принципе и Slats и Slots - это щели которые создают дополнительную подъёмную силу, за счёт того, что воздушный поток перетекает из зоны высокого давления(из под нижней части профиля крыла) в зону низкого давления(вверхнюю поверхност крыла), ну и как бы создаётся дополнительная аэродинамическая поверхность(типа дополнительного крыла) на передней кромке. Разница в том, что Slots устанавливается на, как правило очень тихоходные самолёты STOL(Short Take Off and Landing), а выдвежные Slats это прерогатива авиалайнеров. Ну а Flaps - это как правило(в котором есть исключения) аэродинамическая поверхность, прикреплённая к крылу на петле(hinge), и по этой причине она не может отодвигаться создовая, тем самым “щель”, а может только искревлять профиль(Chamber) аэродинамической поверхности.
В профессиональном слот на вылет или прилет - временная щель, интервал времени.
Да, здесь тоже - щель во временном расписании рейсов.
Ну или прорезать щель в задней кромке крыла, для плоской петли.
Это просто сказано лишь для общего понимания процесса так сказать. А то что ее можно вписать в другие элементы пилотажа это понятно и так.
Несовсем так-как Штопор(Spin) может быть только внизсходящий. А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Да. Но в обиходе пилотов на русском и то и то предкрылки, о чем я и сказал.
…
Долго произносить? Да, значит предкрылки.
Ну в принципе поэтому вы меня вчера и подловили на нюансах… Не глядя в литературу, я вам по привычке ответил, про Slats, по причине того, если тебе говорят(в обиходе авиаторов) Slat - то это однозначно что предкрылок, а флап - это как правило закрылок, хотя я каждый день c L.E.(Leading Edge) Flap дела не имею, в отличае от Slats, и по этому мне пришлось лезть в литератеру за разъяснениями, хотя для любого авиатора понятно, что такое Flap, ну и очевидная подсказка L.E. - это передняя кромка крыла, соответственно T.E.(Trailing Edge) - это задняя кромка крыла. И да, в авиации как и в медецине, из-за того чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
А может ли Штопорная Бочка быть внизсходящей?
Нисходящей. А почему нет? Штопорная бочка на пикировании с углом 45 или 60 градусов. По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют. Я конечно не специалист из ФАИ, но по мне пилотажная фигура это полностью контролируемый полет по заданной траектории. В контролируемости штопора, есть только “подруливания” которые меняют его пространственные характеристики- углы тангажа, крена и рыскания. Угол атаки меняется не очень значительно, поскольку тогда крыло выйдет из режима авторотации.
чтобы не выговаривать длинные названия - то принято пользываться абревиатурными сокращениями слов.
Профессиональный слэнг. ))
По сути один виток штопора и есть нисходящая штопорная бочка. Просто по каким-то другим причинам этого никто не делает. Ну и мы же с вами установили истину, что это авторотация.
А вот теперь я вас подловил… Тогда в чём разница между штопором и штопорной бочкой, если оба манёвра в идеале исполняются только рулями (РН)направления и (РВ)высоты(за “элеронинг” в обоих манёврах пилота штрафуют снятием 1 балла за каждые 5 градусов элеронинга), и оба манёвра выполняются в режиме авторотации? Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я бы сказал, что и штопор не пилотажная фигура, как многие представляют.
Нет - Штопор, как и Штопорная Бочка - это пилотажные фигуры одного семёйства(класса) т.е. девятого по каталогу Арести. Ну а пилотирование - это умение корректно управлять самолётом.
Я вам подсказку дам - в анг. Штопор это Spin(старое Tail Spin), а Штопорная Бочка это Snap/Flick Roll… В чём разница?
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
При переводах терминов не всегда есть дословный перевод. Переводчик в таких случаях подбирает термин аналогичный иностранному используя как раз физический смысл явления. В нашем случае это авторотация. А названия можно дать так, чтобы понимать разницу что это разные фигуры.
Я уже вам говорил, что осторожней с переводом.
Spin - turn or cause to turn or whirl around quickly. Глагол - синонимы: revolve, rotate, turn, turn around, go around, whirl, gyrate, circle, whirl,wheel, twirl, swing, twist, swivel, pirouette, pivot, swirl, birl.
Roll - move or cause to move in a particular direction by turning over and over on an axis. Глагол - turn round and round, go round and round, turn over and over, spin, rotate, bowl.
Читаем толкование в словаре и приходим к выводу, что вкратце это одно и тоже (синонимы). Это как сказать “Крутите(вращайте) барабан”. Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Филип. Не идите от перевода английских терминов. Это неверно. Идите от физического смысла явления. И там и там авторотация.
Ну я не против, тогда в чём разница между Штопором и Штопорной Бочкой? Разница в чём-то должна быть, просто в ангиском подсказка лучше, чем в русском. Кстати, о разнице исполнения, по правилам ФАИ Штопор всегда начинается и заканчивается горизонтальным полётом:
6.9.29. Family 9.11 and 9.12 - Spins
6.9.29.1. All spins begin and end with horizontal flight (Figure 49).
Ну а в Штопорной Бочке самолёт будет всегда начинать исполнение манёвра по направлению маршрута(Flight Path) т.е. если он летел под 45 градусов, то он будет продолжать лететь по той-же траектории/маршруту(Flight Path), если выполнял петлю, то будет выполнять эту петлю и т.д. и т.п.
Смысл почти одинаковый. Разницу вам подскажут лингвисты в тонкостях контекста.
Ладно, не нужны нам здесь лингвисты, так как мы, по мимо всего прочего - авиамоделисты! И выражаясь совершенно “махровым” авиационным жаргоном - самолёт маневрирует по(во круг) трёх осей(axis) сходящихся в C.G.(Центра Тяжести):
Крену - Roll
Тангажу - Pitch
Рысканью - Yaw
Так вот - пилотажная фигура Штопор делается по оси рысканья, поэтому там хвост(Tail) именно Spins(а не Rolls) по оси Yaw, а в Штопорной Бочке фигура выполняется - по оси Крена или Rolls. Вот и вся разница! Но люди забывают, что самолёт может лететь вертикально вниз, и в этой плоскости может выполнить Штопорную Бочку, а Штопор можно сделать исключительно двигаясь горизонтально.