Как учить летать ?

thesash

Привет всем !

Общеизвестно, что ремесло и обучение ремеслу вещщи достаточно разные…
Мой приятель (нельзя сказать чтобы чайник, летал ещё на кордовых, года 4 назад вроде как летал и на радио) купил тренер, мы его облетали (т.е летал я, он смотрел). А сам он летать под разными предлогами отказывается - болею, не выспался, не уверен (давно не летал) и т.д. Вижу - побаивется. Я тоже, как “преподаватель” не силен.
Как помочь ситуции разрешиться … сам никогда не учил, хотя летаю (на мой взгляд) уверенно.
Есть тренерский шнурок (опробован и настроен на земле). Что можете порекоммендовать, может есть ссылки, методики, как проводить обучение ?

Спасибо, удачи.

Sanya
thesash:

Привет всем !

Общеизвестно, что ремесло и обучение ремеслу вещщи достаточно разные…
Мой приятель (нельзя сказать чтобы чайник, летал ещё на кордовых, года 4 назад вроде как летал и на радио) купил тренер, мы его облетали (т.е летал я, он смотрел). А сам он летать под разными предлогами отказывается - болею, не выспался, не уверен (давно не летал) и т.д. Вижу - побаивется. Я тоже, как “преподаватель” не силен.
Как помочь ситуции разрешиться … сам никогда не учил, хотя летаю (на мой взгляд) уверенно.
Есть тренерский шнурок (опробован и настроен на земле). Что можете порекоммендовать, может есть ссылки, методики, как проводить обучение ?

Спасибо, удачи.

Просто первые полеты необходимо делать как можно более высоко, чтоб можно было успеть отреагировать, когда обучаемый не справляется с управлением… И пусть себе летает кругами первое время, а потом “восьмерочкой”, на себя, от себя… должен на уровне рефлексов понять куда какую ручку дергать, а уже потом учить взлетать и сажать…

Д_Заточник

Аналогичная ситуация с приятелем, дает всем свой самолет, а сам под разными предлогами в кусты. Полетал на симуляторе, и мы его на шнурке таки затащили в небо. В этом случае стоит купить (сделать) шнурок для комплекта передатчиков тренер/ученик и под контролем дать ему порулить. Страх пройдет, а за ним появится азарт! Если передатчик один, то затащить его (ученика с самолетом) повыше и дать порулить, может быть стоя сзади и в любой момент быть готовым перехватить ручки.

Foxm

Подскажите бывалые: есть ли у меня-новичка шанс самому научиться летать на ТТ - 40Н без инструктора и без симулятора? Если есть, то на что надо обратить своё внимание при первых полётах. Может что-нить посоветуете почитать.

ДмитрийХ
Foxm:

Подскажите бывалые: есть ли у меня-новичка шанс самому научиться летать на ТТ - 40Н без инструктора и без симулятора? Если есть, то на что надо обратить своё внимание при первых полётах. Может что-нить посоветуете почитать.

Шанс есть ну примерно 1 из 100. 😃

hinkar

без симмулятора 1 из 1000 скорее. Чтобы в этом убедиться достаточно сходить в магаз и попросить симмутятор порулить 😃

BigDaddy

Если Вы мазохист - то да…(шутка!)
А если серьезно, то выработать навык по управлению джойстиками на пульте без симулятора
довольно затруднительно.
Это как как на машине: много ли научишься стоя на месте и нажимая на педали и крутя руль?
Мой первый опыт закончился “дровами”. За то второй полет после нескольких часов в FMS был вполне
удачным. С тех пор и летаю… Но к симулятору иногда все же “прикладываюсь” чтоб фигуры потренировать.
Если не очень жалко самолет - можете попробовать, но на мой взгляд это чистая авантюра!
Ежели все ж рискнете, то во-первых подальше от людей, домов,деревьев. Во-вторых в тихую безветренную погоду. В третьих расходы на минимум и ни каких резких (до “упора”) судорожных
дерганий ручек. Все должно быть плавно! В четвертых-план полета: взлететь против ветра, набрать высоту, сделать разворот заранее решив в какую сторону , совершить полет по кругу и заходить на посадку опять же против ветра. Самое главное не паниковать!
Удачных полетов и посадок!

enakidos
Foxm:

Подскажите бывалые: есть ли у меня-новичка шанс самому научиться летать на ТТ - 40Н без инструктора и без симулятора? Если есть, то на что надо обратить своё внимание при первых полётах. Может что-нить посоветуете почитать.

Нет, 3 секунды после отрыва-дрова…

Sanya

Это точно! Симулятор ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Foxm

Симулятор это хорошо, но дороговато. 😕 Мне предлогали за 10000р. А паять шнурок к моей LASER 4 страшновато, т.к. читал в какой-то ветке, что горят пульты от самоделок. Вот и приходят в голову всякие мусли о самоучении. 😊

NailMan
Foxm:

Симулятор это хорошо, но дороговато. 😕 Мне предлогали за 10000р. А паять шнурок к моей LASER 4 страшновато, т.к. читал в какой-то ветке, что горят пульты от самоделок. Вот и приходят в голову всякие мусли о самоучении. 😊

Паяется USB-адаптер по статье на этом сайте, в точности по статье, с него же скачивается бесплатный FMS 8.5 alpha и летаешь сколько влезет и не влезет. Платишь только за те детальки которые нужны для адаптера.

Я в FMS научился более мнее летать и координацию отработал(спасало пару раз самик от дров).

Palar
Foxm:

Подскажите бывалые: есть ли у меня-новичка шанс самому научиться летать на ТТ - 40Н без инструктора и без симулятора? Если есть, то на что надо обратить своё внимание при первых полётах. Может что-нить посоветуете почитать.

Не всё так страшно.
Народ несколько избаловался симуляторами. Я учился летать, когда ещё не было специальных симуляторов и тренера у меня не было. Но на компе всё-таки тренировался в игре F-18.
Сейчас подойдёт например бесплатный симулятор и обычный игровой джойстик. Просто необходимо выработать устойчивый навык реверсивного управления при полёте модели “на себя” и в любых других положениях, чтобы рука двигала джойстик автоматически в нужную сторону. Про руль направления на этом этапе можно не думать.
После этого следующий этап - “пешим по лётному”. Ставите модель на стол, включаете передатчик и борт и начинаете ходить вокруг как-бы управляя моделью в реальном полёте с разных углов по всем каналам, представляя, что она летает перед вами по овалу. Привыкаете к плавному действию рулями на реальном передатчике. Заодно проверите правильность их подсоединения. Мысленно имитируйте взлёт и выработайте устойчивую привычку убирать обороты после набора скорости и высоты. Когда привыкните и перестанете ошибаться, можно готовиться к первому полёту.
Установите небольшие расходы рулей, приммерно +/-15гр. по тангажу и +/- 10_12 гр. по элеронам. Естественно, тшательно проверте все рекомендованные установочные углы и центровку. Проверте надёжность подключения всех электроцепей и полную зарядку АКБ.
На поле рекомендую первый раз завести мотор и отработать один бак “пешим по лётному”, удерживая самолёт помошником, рукой, ногой или другим удобным способом. Это необходимо, чтобы привыкнуть к звуку мотора и убедится в надёжности работы аппаратуры в условиях вибрации. Обязательно проверить дальность работы аппаратуры. Выяснить положение Солнца (чтобы не ослепило) и направление ветра. Осмотреться вокруг, определив места куда лететь не надо. Деревья, столбы и прочие предметы обычно “притягивают” к себе самолёт. Однажды я умудрился попасть планером в единственную на всём поле берёзу. Необходимо представлять себе план полёта, т.е. направление первого разворота и последующие действия. Дальше главное не бояться и всё делать без суеты, это же просто модель. Заводим, разбегаемся, плавненько ручку чуть на себя, коррекция элеронами, высота набрана, ручку чуть от себя, в горизонтальный полёт, разворот на 180, убираем обороты, летаем. Всё делать плавно и адекватно.
Я вообще первый раз взлетал один с руки, на самолёте собственной конструкции. В другой руке держал передатчик. Завёл мотор, бросил вперёд самолёт и он сам полетел. Специально выбрал поле с высокой и густой травой, но трава не пригодилась. Модель жива до сих пор.

SAN

Нет, 3 секунды после отрыва-дрова…

Господи, да что все на симуляторах помешались?! 😃
И мои друзья, и я - начинали летать без всяких симуляторов.
И симуляторов не было и писюков под них не было.
Учились у тех, кто уже летает.
В первую очередь нужен (полезен) опытный пилот, который облетает и оттриммирует ваш самолёт. И сможет успеть отобрать у вас управление в сложной ситуации.
Если самолёт не слишком тяжёлый, первые полёты делались без мотора с пологого холма, запуск - помошником.
Потом - на большом поле можно попробовать: взлёт (с рук помошника)-полёт по прямой-глуши двигатель-посадка.
Ну и т.д. по ступенькам.

ЗЫ Вполне согласен с советами Palar`a

Д_Заточник

Желательно иметь с собой помошника, который хоть когда-то общалсся с модельными движками. Вдвоем легче отрегулировать и настроить двигатель, да и модель бросит. Бросаем не в зенит, и не об землю, а как копье, градусов на 10 вверх по отношению к горизонту и плавно. Это тоже искусство, которому учатся. Иногда от первого броска многое зависит. Состояние перед первым полетом нервозное, а тут еще работающий мотор орет! Вот тут не забывать о технике безпасности! Через винт не лезть пальцами, никуда не спешить! Перепроверить все отклонения рулей и выключатели 100 раз! Помнить что высота - друг пилота! Сразу выбросить из головы мысль о том, что если летать низко, то самолет упадет не так “больно”. Это ошибка! Быть морально готовым к падениям, это нормально, все падают! Поначалу кажется, что самолет летит очень быстро, поэтому стараться не делать резких и судорожных движений. Если это тренер, то он сам летит, надо только чуть корректировать ег курс, и все получится, Далеко не отпускать! Зарулитесь, или вообще улетит нафиг!
Ну вот, страшилок много рассказал, а теперь мягкой посадки можно пожелать! Расскажете потом, как оно было! Народ за вас переживает 😃
Да, еще: зимой летать хуже, но модель бьется меньше, снег мягкий. Летом комфортнее, но комары и солнце мешают сильнее. Помошник потом расскажет “как оно было”. Это важная информация, т.к. послеполетный анализ многому учит и позволяет делать работу “над ошибками”. Поэтому если есть знакомый моторист, а еще лучше пилот, то его обязательно с собой на поле берем.

SVARNOY

Добрый вечер.Учился летать самостоятельно так как на симулятор денег жалко было ,а подсказать было некому.всё приходило с опытом.после первого полёта научился клеить бальзу и натягивать плёнку,после второго понял что если расход рулей увеличить в два раза то модель не будет “рулится” лучше в два раза,потом я понял что в сильный ветер летать нельзя(вопреки всем моим ожиданиям) даже если очень хочется,и т.д.После каждого удачного полёта приобретался какойто опыт ,и обдумывая его после делал какието выводы,замечал ошибки ,строил “план” на следующий вылет,НО заметил за собой ,что после взлёта оставались только смолёт в небе и абсолютно пустая голова без единой мысли(как на экзамене),и я снова и снова делал теже самые ошибки,после я просто пред вылетом напарнику(нелётчику) наговаривал набор слов чтобы он мне их после взлёта воспроизвёл(не спеши ,поднимись повыше,сбрось газ до половины и т.д) - очень помогло.
Прошёл год с моей первой модели.Летать я так и неумею ,хотя ремонтируюсь гораздо реже и посадки почти всегда равны взлётам.недавно познакомился с лётчиками ,то до чего я сам доходил месяцами мне на поле обьяснили показали и расказали за пять минут .
Удачных полётов!

RedSun
Foxm:

Подскажите бывалые: есть ли у меня-новичка шанс самому научиться летать на ТТ - 40Н без инструктора и без симулятора? Если есть, то на что надо обратить своё внимание при первых полётах. Может что-нить посоветуете почитать.

На эту тему в FAQе есть топ “Как с первого раза посадить пилотажку на асфальт”. Тренер не пилотяга, но многое оттуда справедливо и в Вашем случае. Будет жаль, если и результат будет таким же.
Съездите в ваш модельный магазин, заплатите им какую-нибудь денежку и попроситесь порулить в симуляторе на их компе. Часа-двух будет достаточно, чтобы научиться отличать лево и право. А потом напроситесь на поле с какой-нибудь модельной тусовкой. Честно рассажите о своих проблемах и попросите помощи. Кто-нибудь обязательно поможет.
И не поленитесь ВСЕ-ВСЕ проверить ПЕРЕД вылетом ! Расходы и направления отклонения рулей, настройки передатчика, режимы мотора, степень зарядки аккумуляторов и так далее. Пусть спецы поднимут и оттриммируют Вам самолет. А дальше в небо. Возмите у пилота передатчик на высоте, порулите немного, отдайте обратно. Будет получаться - попробуйте самостоятельно взлететь. Потом сесть. А дальше можете уже летать самостоятельно.
Удачи ! Не Боги горшки обжигают !

bee

К сожалению от разбытой модели при первых полетах не уйти (а как хотелось бы да) но не ошибается тот кто ничего неделает. Без условно сима прекрасный помошник но с малыми моделями на симе и в реале есть достаточные расхождения. Но за то не плохо учит какие и куда ручки двигать.

enakidos
SAN:

В первую очередь нужен (полезен) опытный пилот, который облетает и оттриммирует ваш самолёт. И сможет успеть отобрать у вас управление в сложной ситуации.

А зачем просто, нам подавай сложно! 😁 Я со шнурком тренер-ученик иной раз с трудом ловлю ошибки начинающих, но вот картинку с перехватом пульта и затем управления хотел бы увидеть своими глазами, особенно когда до встречи с планетой 3 секунды. И этот перехват пульта происходит каждые 5-10 секунд при первых полетах птенца из гнезда. Это будет поинтересней самого полета, модель можно на поле не брать а передавать друг другу пульт в первое время, как бы имитируя перехват. 😁

fugitive
enakidos:

А зачем просто, нам подавай сложно! 😁 Я со шнурком тренер-ученик иной раз с трудом ловлю ошибки начинающих, но вот картинку с перехватом пульта и затем управления хотел бы увидеть своими глазами, особенно когда до встречи с планетой 3 секунды. И этот перехват пульта происходит каждые 5-10 секунд при первых полетах птенца из гнезда. Это будет поинтересней самого полета, модель можно на поле не брать а передавать друг другу пульт в первое время, как бы имитируя перехват. 😁

Да, передать пульт, что б спасти от аварии просто не реально, а вот как подстраховывают из за спины, обхватив руками обучаемого и держа свои пальцы поверх пальцев пилота - видел неоднократно. Хотя то ж не лучший способ. Но, видимо, возможный. Меня один раз так сажали на Ходынский бетон в шквальный ветер - пришлёпнулась моделка, конечно, но цела осталась … 😃