Как вывести из штопора?

neviDimka
Htyrman:

Если тренер из-за ошибок попадает в крутую нисходящую спираль. Ставлю элероны нейтрально, убираю газ, начинаю выводить из пикирования и только когда точно вижу положение модели, убираю крен. В дальнейшем решил задействовать руль направления, и наверно появится возможность сваливания тренера в штопор.
Поскольку сваливание происходит, как правило, на малой скорости и сопровождается плохим обдувом рулевых поверхностей, думаю надо поставить
рули нейтрально и дать 1\2 газа.
Буду, благодарен, если кто поделится своими действиями или даже даст ссылку
видео этой “фигуры”.

Видимо ответов нет, потому что ситуация из ряда редко встречающихся: тренер редко сваливается в штопор (потому он и тренер) и сам из него выбирается.
Как выходить из штопора - не знаю, но могу дать универсальный совет, который получил от инструктора:
Если Вы зарулились и не знаете положение модели - следует установить элероны - нейтраль, РН -нейтраль, РВ - немного на себя, газ - 1/2, если только модель не пикирует. Если Вы сумели поймать момент сваливания, то газ надо дать, чтобы набрать скорость. А если Вы уже движитесь по “нисходящей спирали” то скоростьу модели уже есть и газ следует убрать: иначе Вам может не хватить высоты.
А вообще не заморачивайтесь: это такой элемент, который сейчас Вам не понадобится, отработать его Вы все равно не сможете (тем более на тренере), а когда научитесь летать появятся другие вопросы.

Creolka
Htyrman:

… Буду, благодарен, если кто поделится своими действиями или даже даст ссылку
видео этой ”фигуры”.

Штопор.

Для вывода самолёта из штопора энергично и полностью отклоните (руль поворота) педаль в сторону,
противоположную вращению самолёта, и вслед за этим отдайте ручку управления от себя (руль высоты) несколько за нейтральное положение строго по продольной оси самолёта.
Как только самолёт прекратит вращение, немедленно поставьте педали (руль поворота) в нейтральное
положение и при достижении скорости выведите самолёт из пикирования.
Запаздывание на выводе из штопора не превышает 1/2 витка.

Нормальный плоский штопор.

Перед выводом из штопора уменьшите обороты двигателя до малого газа.
Для вывода самолёта из штопора при нейтральном положении ручки управления по крену
отклоните педаль полностью против вращения и, после замедления вращения, отдайте ручку
управления по тангажу от себя.
Запаздывание выхода из штопора при этом до 2 витков.

Для ускоренного вывода самолета из плоского штопора полностью отклоните ручку
управления по крену по штопору (в сторону вращения) и одновременно отклоните (руль поворота) педаль против
штопора и, после замедления вращения, отдайте ручку управления по тангажу от себя.
Запаздывание выхода из штопора при этом до 1,3 витка.

Это выдержка из инструкции по выполнению фигур пилотажа.

Zetmax

Для выхода из штопора необходимо:

  1. Полностью сбросить газ;
  2. Элероны и руль высоты в нейтраль (не пытаться вывести из штопора элеронами);
  3. Определить в каком направлении происходит вращение самолета (левый или правый штопор);
  4. Перевести руль направления в сторону противоположную направлению вращения самолета (т.е. если вращение самолета вокруг продольной оси происходит по часовой стрелке - руль давать влево и наообот).
  5. После того, как самолет прекратит вращение перевести руль направления в нейтраль. После чего необходимо разогнать самолет, для этого надо незначительно дать руль высоты на пикирование и увеличить газ до 70 %-100% от максимумума.
  6. После того как самолет разгонится необходимо плавно вывести его из пикирования в горизонтальный полет. При этом нельзя выводить его очень резко. Так как он может опять свалиться вштопор и высоты для последущего вывода может не хватить.
  7. В горизонтальном полете можно сбросить газ до номинального (крейсерского) режима.

Ввод в штопор:

  1. Необходимо набрать достаточную высоту, перевести самолет в горизонтальный полет.
  2. Сбросить газ до минимума. Переводя руль высоты на кабрирование (ручка на себя) сохранять горизонтальный полет.
  3. При этом самолет погасит горизонтальную скорость до скорости сваливания (он станет “вялым”). После чего полностью отклонить руль направления в сторону штопора (левый чтопор- руль влево и наоборот).
  4. Самолет начнет вращаться вокруг продольной и поперечной, теряя с каждым витком значительную высоту. Так как это полет на закритических углах атаки не элироны должны быть в нейтрали.

Совет:

Некотрые самолеты склонны к штопору (низкое расположение крыла, симетричный профиль, задняя центровка). Надо предварительно потренироваться вводить и выводить выводить самолет из штопора. Самое главное условие запас высоты. Поднимите самолет повыше вводите в штопор, 2-а -3-и витка и выводите.

Htyrman

Всем спасибо за ответы. Как понял, нет принципиальных отличий вывода из штопора моделей и настоящих самолётов (доводилось делать штопор на Л-29).
А то, читая посты как люди завешивают модели на одном месте, решил, что отличия есть. В итоге для вывода из штопора:
-все рули нейтрально
-убираю газ
-Р.Н отклоняем против вращения

  • после прекращения вращения РН нейтрально
    -даю газ, разгоняю скорость на снижении.
    Эх, классно это получается на бумаге.
NailMan
Htyrman:

Всем спасибо за ответы. Как понял, нет принципиальных отличий вывода из штопора моделей и настоящих самолётов (доводилось делать штопор на Л-29).
А то, читая посты как люди завешивают модели на одном месте, решил, что отличия есть. В итоге для вывода из штопора:
-все рули нейтрально
-убираю газ
-Р.Н отклоняем против вращения

  • после прекращения вращения РН нейтрально
    -даю газ, разгоняю скорость на снижении.
    Эх, классно это получается на бумаге.

Однако на бумаге то хорошо, но в реале когда я облетывал пилотажку АмпМастер(ДВС) которая очень штопорная на небольших скоростях выводить из штопора получалось элеронами и руддером и не на ХХ а на 1/3 газа примерно. Инстиктивно ручку элеронов/высоты в нейтраль и газку на треть чтобы скоросто набрать, а руддером действительно против вращения. Высота была порядка метров 10-20. Вобщем выводил как-то с грехом пополам.

ЗЫ: я пока тока учусь, и самик этот облетывал по причине того что основной на котором летаю был в глубоком ремонте после морквы(флаттер рля высоты).

malikh_d_a
NailMan:

Однако на бумаге то хорошо, но в реале когда я облетывал пилотажку АмпМастер(ДВС) которая очень штопорная на небольших скоростях выводить из штопора получалось элеронами и руддером и не на ХХ а на 1/3 газа примерно. Инстиктивно ручку элеронов/высоты в нейтраль и газку на треть чтобы скоросто набрать, а руддером действительно против вращения. Высота была порядка метров 10-20. Вобщем выводил как-то с грехом пополам.
ЗЫ: я пока тока учусь, и самик этот облетывал по причине того что основной на котором летаю был в глубоком ремонте после морквы(флаттер рля высоты).

Элероны будут работать только если они частично обдуваются винтом и дать газ. Если элероны не от фюзеляжа начинаются то лучше их не трогать в штопоре. А штопорящему тренеру можно сдвинуть центровку вперед или уменьшить малость ход РВ вверх для претотвращения.

SAMURAI
Htyrman:

(доводилось делать штопор на Л-29).

Я могу заблуждаться, но насколько мне известно в реактивной авиации не такой фигуры как штопор !
Р.у. Mustang P-51 с мегазадней центровкой валился мегабыстрый в штопор по поводу и без, Р.Н. отсутствовал как таковой, выводился из штопора моментально дачей ручки от себя.
А при полётах на реальном ЯК-52 довольно тщательно разобрали с инструктором эту фигуру.
Он мне сказал что можно обойтись и без Р.Н. но тогда выход будет неточным т.к. самолёт по инерции немного ещё провернётся и затем всё равно перейдёт в пикирование из которого затем естественно переводится в горизонтальный полёт.

Htyrman

В принципе штопор трудно назвать фигурой, скорей практически не управляемое вращение вокруг трёх осей. Не знаю как дела обстоят сейчас, а раньше штопор
отрабатывался курсантами истребительных училищ на втором курсе(Л-29), правда разрешалось только с инструктором.
А про Як 52 где-то у меня отложилось, что если бросить органы управления он сам выходит из нормального штопора, при запасе высоты должно пройти и с тренером.
Р-51 и в реале по моему был строг в управлении.
С уважением.