Как вывести из штопора?
Для выхода из штопора необходимо:
- Полностью сбросить газ;
- Элероны и руль высоты в нейтраль (не пытаться вывести из штопора элеронами);
- Определить в каком направлении происходит вращение самолета (левый или правый штопор);
- Перевести руль направления в сторону противоположную направлению вращения самолета (т.е. если вращение самолета вокруг продольной оси происходит по часовой стрелке - руль давать влево и наообот).
- После того, как самолет прекратит вращение перевести руль направления в нейтраль. После чего необходимо разогнать самолет, для этого надо незначительно дать руль высоты на пикирование и увеличить газ до 70 %-100% от максимумума.
- После того как самолет разгонится необходимо плавно вывести его из пикирования в горизонтальный полет. При этом нельзя выводить его очень резко. Так как он может опять свалиться вштопор и высоты для последущего вывода может не хватить.
- В горизонтальном полете можно сбросить газ до номинального (крейсерского) режима.
Ввод в штопор:
- Необходимо набрать достаточную высоту, перевести самолет в горизонтальный полет.
- Сбросить газ до минимума. Переводя руль высоты на кабрирование (ручка на себя) сохранять горизонтальный полет.
- При этом самолет погасит горизонтальную скорость до скорости сваливания (он станет “вялым”). После чего полностью отклонить руль направления в сторону штопора (левый чтопор- руль влево и наоборот).
- Самолет начнет вращаться вокруг продольной и поперечной, теряя с каждым витком значительную высоту. Так как это полет на закритических углах атаки не элироны должны быть в нейтрали.
Совет:
Некотрые самолеты склонны к штопору (низкое расположение крыла, симетричный профиль, задняя центровка). Надо предварительно потренироваться вводить и выводить выводить самолет из штопора. Самое главное условие запас высоты. Поднимите самолет повыше вводите в штопор, 2-а -3-и витка и выводите.
Всем спасибо за ответы. Как понял, нет принципиальных отличий вывода из штопора моделей и настоящих самолётов (доводилось делать штопор на Л-29).
А то, читая посты как люди завешивают модели на одном месте, решил, что отличия есть. В итоге для вывода из штопора:
-все рули нейтрально
-убираю газ
-Р.Н отклоняем против вращения
- после прекращения вращения РН нейтрально
-даю газ, разгоняю скорость на снижении.
Эх, классно это получается на бумаге.
Всем спасибо за ответы. Как понял, нет принципиальных отличий вывода из штопора моделей и настоящих самолётов (доводилось делать штопор на Л-29).
А то, читая посты как люди завешивают модели на одном месте, решил, что отличия есть. В итоге для вывода из штопора:
-все рули нейтрально
-убираю газ
-Р.Н отклоняем против вращения
- после прекращения вращения РН нейтрально
-даю газ, разгоняю скорость на снижении.
Эх, классно это получается на бумаге.
Однако на бумаге то хорошо, но в реале когда я облетывал пилотажку АмпМастер(ДВС) которая очень штопорная на небольших скоростях выводить из штопора получалось элеронами и руддером и не на ХХ а на 1/3 газа примерно. Инстиктивно ручку элеронов/высоты в нейтраль и газку на треть чтобы скоросто набрать, а руддером действительно против вращения. Высота была порядка метров 10-20. Вобщем выводил как-то с грехом пополам.
ЗЫ: я пока тока учусь, и самик этот облетывал по причине того что основной на котором летаю был в глубоком ремонте после морквы(флаттер рля высоты).
Однако на бумаге то хорошо, но в реале когда я облетывал пилотажку АмпМастер(ДВС) которая очень штопорная на небольших скоростях выводить из штопора получалось элеронами и руддером и не на ХХ а на 1/3 газа примерно. Инстиктивно ручку элеронов/высоты в нейтраль и газку на треть чтобы скоросто набрать, а руддером действительно против вращения. Высота была порядка метров 10-20. Вобщем выводил как-то с грехом пополам.
ЗЫ: я пока тока учусь, и самик этот облетывал по причине того что основной на котором летаю был в глубоком ремонте после морквы(флаттер рля высоты).
Элероны будут работать только если они частично обдуваются винтом и дать газ. Если элероны не от фюзеляжа начинаются то лучше их не трогать в штопоре. А штопорящему тренеру можно сдвинуть центровку вперед или уменьшить малость ход РВ вверх для претотвращения.
(доводилось делать штопор на Л-29).
Я могу заблуждаться, но насколько мне известно в реактивной авиации не такой фигуры как штопор !
Р.у. Mustang P-51 с мегазадней центровкой валился мегабыстрый в штопор по поводу и без, Р.Н. отсутствовал как таковой, выводился из штопора моментально дачей ручки от себя.
А при полётах на реальном ЯК-52 довольно тщательно разобрали с инструктором эту фигуру.
Он мне сказал что можно обойтись и без Р.Н. но тогда выход будет неточным т.к. самолёт по инерции немного ещё провернётся и затем всё равно перейдёт в пикирование из которого затем естественно переводится в горизонтальный полёт.
В принципе штопор трудно назвать фигурой, скорей практически не управляемое вращение вокруг трёх осей. Не знаю как дела обстоят сейчас, а раньше штопор
отрабатывался курсантами истребительных училищ на втором курсе(Л-29), правда разрешалось только с инструктором.
А про Як 52 где-то у меня отложилось, что если бросить органы управления он сам выходит из нормального штопора, при запасе высоты должно пройти и с тренером.
Р-51 и в реале по моему был строг в управлении.
С уважением.