Странный случай: упал планер. Поиск причин

Grosent

У меня недавно произошёл странный случай, которому никак не могу найти логическое объяснение 😵. Прошу помочь разобраться.

Упал планер, потерял управление:(. Но самое странное, что двигатель при этом продолжал работать, даже когда планер был уже почти на земле (точнее на дереве) и работал он, хотя и винт был заклинен, до тех пор, пока в конец не убил двигатель и аккумулятор. Как такое вообще возможно?! 😃 Что может быть причиной такого странного поведения приёмника и регулятора? До сих пор не могу найти ответы на эти вопросы.

Итак, исходные данные:

  • планер Phoenix 2000 с HK версия BNF;
  • приёмник Orange 6ch с сателлитом оттуда же;
  • двигатель и регулятор noname в комплекте;
  • аккумулятор Hyperion VX 1300;
  • передатчик Spectrum DX8;
  • E-logger V4 вместе с датчиками оборотов б/к мотора, Y-кабель для отслеживания положения стика газа, датчик высоты, GPS-приёмник, LCD-панель.

При этом первый пак отлетал отлично. По показаниям GPS и датчика высоты – максимальная высота 330 м, максимальное удаление 660 м.
Посадил, сменил ак. Стал набирать высоту. Примерно на 250 м, произошло сваливание, затем штопор и потеря управления. Планер носом вниз, в штопоре с работающим с ревом двигателем встретился с планетой. Вернее повис на дереве. Хоть крыло и протаринил на половину и с крепления сорвал, однако же не развалился – крепкий, однако.
По показаниям Е-логера скорость была максимальная 104 км/ч. Падал почти 10 секунд, при этом радиосвязи с передатчиком так и не установил. Потом на дереве он провисел ещё почти три часа, пока его искал. Первый раз не пошел, так как были заросли крапивы, а я в шортах.
Всё это время двигатель пытался провернуть винт, пока не стала плавится изоляция обмотки и началось КЗ. Токи достигли 117 А! Нос частично проплавился из-за горячего двигателя.
У кого какие есть идеи – почему это произошло?
Меня мучают вопросы:

  1. по какой причине могла произойти потеря радиосвязи, причём такая фатальная?
  2. почему двигатель работал всё время после потери радиосвязи?
  3. почему регулятор не отсек мотор при падении напряжения и сверхвысоких токах?
paratozor
  1. по какой причине могла произойти потеря радиосвязи, причём такая фатальная? Думаю ответ в приемнике. ну, как бы что первое приходит в голову - потеря управления из-за отказа приемника, который вы биндили с максимальным газом, фейл-сейв его и врубил на полную. Приемник сейчас-то подает признаки жизни?
Grosent

Да вот я тоже об этом в первую очередь подумал 😇. Но потом проверял приёмник дома несколько раз – имитировал потерю связи. Всегда газ в ноль выводил. Да и вообще нормально работал приёмник .
Как-то мне трудно представить, чтобы я биндил приёмник с включенным газом 😃, хотя чего в нашей жизни только не бывает 😉.
У меня ведь передатчик, если его включишь с газом не на нуле или переключателем закрылков – сразу пищать и вибрировать начинает.

Могут ли быть от E-Loggera какие-нибудь наводки? Там проводов много шло мимо приёмника. Не зря же, наверное, в инструкции к Е-логеру подчеркнуто предупреждение, чтобы не начинали полета без range test.

Хотя, надо проверить дома эту идею – забиндить с полным газом и отключить передатчик.
Поведение рега ещё как-то можно объяснить – он был с отключенной отсечкой. Если бы ещё знать как его программировать и возможно ли это вообще. На нём только написано 30А – ток и всё.

Dj_smart
Grosent:

Всё это время двигатель пытался провернуть винт,

А если так: при ударе заклинило двигун, и погорели ключи. Отсюда и токи с плавлением изоляции. Откуда уверенность что движок что-то там пытался? Как себя чувствует регуль после этих встрясок?

Grosent

Мои выводы основаны на показаниях E-Logger’a, что положение ручки газа было примерно ¾ и постоянно.

Двигатель после съема планера с дерева свободно прокручивался. Носовая часть вообще не пострадала, так как удар пришелся на крыло в районе фюзеляжа. Регулятор признаки жизни подает, но нужно проверить с исправным двигателем.

Консоли крыла при ударе съехали с креплений, но не оторвались, удержал лонжерон – карбоновая трубка, которая вставлена в алюминиевую в крыле. Так как нос прилегал к стволу дерева, то опущенные вниз лопасти складного винта не позволяли двигателю крутиться.

Мне пока не понятно: допустим, заклинило двигатель, но почему тогда на него шел сигнал работы от приёмника?
На выходных (а может уже завтра) выложу снимки с экрана показаний E-Logger’a – может, будет нагляднее. А также проведу ещё некоторые проверки. О результатах отпишусь.

Стрела_RoSa

мне кажется из за постепенного КЗ двигуна, произошло резкое падение напруги питания(одна из банок всегда хуже другой), приемник упал,не сумел подняться, не хватило напруги,подвис, а логер оставался жить и схватил последнюю инфу 3/4 газа,117A…и может быть в конце концов ушел последним… далее ESC отсек сам себя(если он пашет еще) по температурной защите уже на дереве…так как во время падения шло наверное какое то охлаждение ключей и возможно регуль крутил, пытался…увеличивающееся КЗ двигуна основная причина, его не сразу коротнуло - мой диагноз. т.е. двигун создал большие токи в конце концов на высоте 240 и вырубил приемник в подвисание по питанию , приемник пытался подняться,так как КЗ увеличивалось постепенно и возможно даже отпускало… простите не видел что там реально происходило на 100% ведь 2S батарея свежая была … пограничный уровень питания приемника мог бы оказаться причиной подачи сигнала на ESC…вот как то вот так, других мыслей нет…не хватает инфы…
попробуйте на приемник подать управляемое качественное наряжение и потихонечку его опускать со вкл. двигуном от передатчика…
батарею тоже проверьте, после таких >двукратных “ударов” по току и там должны быть уже проблемы…

м14

Здравствуйте! Вот еще пока не обьяснимый случай… В воскресенье,после сильного дождичка решил летнуть,солнце вышло,припекает,соотв парит так,что кирпич полетит. Загнал планерок,кручусь…пора возвращаться,далековато отпустил А он (планер)-НИКАК!!! крутится и все тут…(причем набирает высоту,да как-то странно, как будто переодически включается двиг!!! Не управляется…Соотв завалил я его:(,рядом авто стоянка,иду искать,готовлюсь к “разговорам”… Захожу на стоянку,сторож показывает планер-лежит сердешный( малость поломаный) рядом мужик с Мерсом(не дешевым…,репу чешет…:что,да как??? Он:- приехал,включаю сигналку,чет жужит,не пойму…Я опять-жужит…,кнопку нажимаю жжужит.отпущу-не жжужит(карлсон …-ть твою!!!) Вдруг сверху–еб…-сть-самолет!!! Я шевелю стиками,все адекватно,работает…Прошу нажать сигналку- сам типа рулю,(но двиг не включаю) И в момент когда он нажимает свою сигналку- на планере самопроизвольно включается двиг:)!!!,соотв проходят помехи,рули начинают дергаться. Кто-бы рассказал,не поверил,чудеса…Как автомобильный брелок (пусть даже от мерса) может влиять на 40 мГц??? во фантастика!!! ( ладно даром все обошлось, без последствий для меня и мерса…) Кто нить может сие объяснить. как сигналка смогла создать такие помехи???

Русинов_Сергей
м14:

Как автомобильный брелок (пусть даже от мерса) может влиять на 40 мГц??? во фантастика!!!

Предполагать можно много, но сам факт влияния установлен. Поэтому надо переходить на 2,4.

м14
Русинов_Сергей:

Поэтому надо переходить на 2,4.

Уже…(давно с 40 наигрался,а тут просто св приемыша не было,вот и поимел адреналину…)

Mikele_P
м14:

Как автомобильный брелок (пусть даже от мерса) может влиять на 40 мГц???

Если приемник с однократным преобразованием, то на него любой чих влиять может. У нас в Кемерово на старом аэродроме (где основная тусовка авиамоделистов) на поле без двухкратника не пролетишь. Где-то в земле закопаны какие-то кабели и пролетая над ними регулярно помеха на 2й (РВ) и 3й (газ) канал. Даже уже примерно зоны очертили, куда летать нельзя.

м14
Mikele_P:

Если приемник с однократным преобразованием

Нет,двойного, про одинарный вообще молчу, у нас рядом с полем сотовые вышки, иной раз народ сильно мается…

erno
Grosent:

Но потом проверял приёмник дома несколько раз – имитировал потерю связи. Всегда газ в ноль выводил. Да и вообще нормально работал приёмник .

Может это глюк не приёмника, а регулятора. У меня как то был случай - на пенопластовом ЛК крутился низко, не успел вывести и приложил об землю. Аккумулятор вылетел, потащил за собой регулятор и тот выдернул свой управляющий провод из приёмника, при этом силовой разъём и движок остались подключенными. Казалось бы, при пропадании управляющего сигнала он должен был сбросить газ, однако нет, остался в полном газу и т.к. крыло лежало на земле и винт не мог вращаться мотор спалился - пока я добежал до места падения, сообразил, что дерганье стиком газа ни к чему не приводит, из мотора уже дым валил.

Grosent

Коллеги!
Спасибо за ответы! Причину пока не установил, но кое на какие мысли уже навели. Нужно проводить стендовые испытания, чтобы проверить новые гипотезы. Извиняюсь, но пока не могу выложить данные E-Logger’a. Но обязательно скоро это сделаю. Тогда можно будет наглядно всё покумекать.

Пока проверил гипотезу и связке (bind) с полным газом. Такое вообще-то можно сделать и при пропадании сигнала двигатель будет крутиться до упора. Однако у меня на DX8 стоит по умолчанию предупреждение при включении о газе выше 10% и переключателе закрылков не на нуле. Сразу писк и вибрация - не позволяет так забиндить. Только если залезть в настройки и отключить.
К сожалению, пока нет потенциометра чтобы проверить поведение приёмника на критически малом напряжении (менее 3 В).

А вот насчет странного поведения регулятора – интересный случай. Не знал что такое возможно. Проверю на практике.

У меня из электроники сгорел только двигатель, рег – полностью рабочий, непонятно каким чудом он пережил КЗ двигателя. Батарея умерла. Однако я сделал вскрытие, удалил мертвый элемент, спаял два других и зарядил их как 2S. Вроде рабочая, но проверку под нагрузкой ещё не делал.

Стрела_RoSa
Grosent:

А вот насчет странного поведения регулятора – интересный случай. Не знал что такое возможно. Проверю на практике.
У меня из электроники сгорел только двигатель, рег – полностью рабочий, непонятно каким чудом он пережил КЗ двигателя. Батарея умерла. Однако я сделал вскрытие, удалил мертвый элемент, спаял два других и зарядил их как 2S. Вроде рабочая, но проверку под нагрузкой ещё не делал.

Роман , насчет странного поведения ESC - подтверждаю - такое и у меня было,природу возникновения сразу не скажу… не сумел 100% проверить все возмоные варианты так как проверки могли бны привести к порче ESC.
Насчет двига и батареи - не сомневался, писал об этом.
ESC выжил из за наличия термо защиты в нем и постепенного возникновения токов КЗ, а так же малой емкости батареи.
Если честно разбор полетов такоой глубины в таких случаях когда горят двигуны не приводят к 100% результатм понимания причин так как “играемся” с запредельными токами КЗ в системе питания.
Желаю дальнейших удачных полетов и терпения коллега!А самое главное - хорошего вам отдыха:)

7 days later
NASh

Может у приёмника произошло зависание микроконтроллера и он постоянно выдавал на одном (или нескольких ) каналах сигналы с определённым уровнем и не реагировал на сигналы передатчика. Наподобие заедания компакт диска.

voparko

Подобный случай и меня накрыл в воскресенье:
Планер в парении левым виражом на 400-500 метрах на удалении по горизонтали метров 300 начал резко снижаться правой спиралью. Выключил-включил пульт пару раз - без изменений. Глянул питание пульта - в норме. Побежал к планеру. Без изменений. Ударился правой консолью в траву/землю. Подбежал - контроллер орет: нет сигнала. Выключил-включил пульт. Нет сигнала. Выключил-включил питание планера - нет сигнала. Выключил-включил пульт - все работает. Двигатель-регулятор-аккумулятор холодные. В аккумуляторе электронов еще на один подъем (15% емкости по показометру.). Приемник вынул проглядел - все в норме, антеннки не оборваны, переставил на летающее крыло, полетел туда же, где планер словил отказ, летал минут 20 кружил в разных режимах - все ок. Дома дергал все нещадно (разъемы/серво/регулятор/приемник) - все ок.
Пульт Graupner MC22, модуль CORONA DIY, приемник CORONA 8 CR8D-2.4-R, 1,5 года эксплуатации, без замечаний ВООБЩЕ.

Ясон
voparko:

переставил на летающее крыло, полетел туда же, где планер словил отказ

так что 2.4 не панацея на все случаи…