Поиск причин краша.

Ricaro

Всем привет.

Разбил сегодня модель, вдребезги, из-за полной потери управления. До этого лет 5 летал почти только на ДВСах, и ни одного серьезного краша. Пишу в теме электролетов не потому, что “двс круче”, а потому, что на электричестве плотно летаю только этот год, и наверняка многих ньюансов не знаю. В общем - прошу помощи в “понять, что случилось”.

Модель - Оксалис ЕР, аппа - Спектрум 7, ей уже 5-й год, но ни разу до этого не подводила (летаю интенсивно). Приемник - орандж с сателлитом, налет на нем уже часов 15 есть точно. С этим и с оригинальными приемниками были иногда легкие траблы - не всегда распознавались при включении. Лечилось либо несколько раз вкл/выкл, либо экспресс перепривязкой на поле.

Сегодня второй вылет: взлет - 90 - 270 - легкая корректировка курса с креном. В момент начала крена управление пропадает полностью и модель по широкой ровной спирали без малейших рывков уходит в землю.

Файл-сейв настроен, но не отрабатывал - попытки остановить вращение по крену модель не делала, время это заметить у меня было.
Удаление приличное, движок тихий, поэтому не могу сказать, был он остановлен или нет. По ощущениям - работал, т.к. никаких изменений в скорости не было, хотя ручаться не могу.
В общем ощущение, что все сервы резко обесточиваются. Но движок…

Рег с вынесенным беком 4А, перегреться не могли - летал на них в летнюю жару, прилетали 50 градусов, сейчас меньше, соответственно. Налет на них такой же, как у приемника - около 15 часов, без нареканий. Цифр и других высокоэнергетичных серв на модели не стояло.
Батарея 20 циклов, не дутая вообще, работала на режимах 10-12С (так рассчитывал). Заряжена полностью.
Батарея в пульте заряжена полностью (позавчера зарядил, вчера не летал).

Дело осложняется тем, что проверить работоспособность частей управления пока не могу - модель вошла в землю почти вертикально на хорошей скорости, движок+рег+бек+акк я выкапывал из осенней, пропитанной дождями, земли. Состояние представляете.

У кого есть мысли, что могло случиться и как это проверить?

Владимир#

Сразу скажу что что делать не знаю всего лишь хочу присоедениться. Аппа тоже 7-ка приемник ar6110 ВЕС встроенный. Практически сразу после взлета потеря управления сброс газа управляюшие плоскости занимают произвольное положение ну и встреча с планетой ФС настрое, соответственно не отработал. Похоже конечно на провал питания. Но некоторые вещи всё же смущают. Во-первых все было тщательно проверенно - каких либо подозрений ничего не вызвало. Во - вторых делал неоднократный тест на просадку питания сервы встают в другое положение, отличное от занимаемого в момент падения да и один раз в воздухе долетался до просадки акка - самик упал достаточно ровно. Ну в третьих после того как упал и был осмотрен был снова отправлен в воздух, никаких проблем не возникло.
Летает без проблем и по сей день (стук три раза). Вот как такие проблемы решать? Что могло быть? Дифект который в процессе падения самоликвидировался?

Ricaro

Бананы 4 мм, макс 56А (проверено). И рег, и акк пропаивал лично микрогорелкой, непропай исключен.

В данный момент задумчиво разглядываю БЕК. Линейный, с “жутко сложной” схемой на LM2575S, двумя кондерами, шоткой и индуктивностью. По ее даташиту макс ток 3А, макс входное напряжение - 35В. А вот про допустимую мощность рассеивания сказано круто - “ограничено внутренне”. Т.е., типа, если превысите - хрен чего получите на выходе? Теоретически в начале виража я мог напрячь все пять серв (две МГ85 на РВ, две стандартных 322 на элеронах и одна 5 кг на РН). Могло это “положить” БЕК?

Д_Заточник

Импульсный БЕК. Весьма ненулевая вероятность того, что просело выходное напряжение. Не любят простые импульсные БЕКи импульсной же нагрузки, когда ток скачком резко возрастает… Мощность скорее всего ни при чем, ибо силовая электроника работает в импульсном режиме и тепла немного. А вот максимальынй выходной ток критичен - вполне может стоять внутренняя защита которая понижает выходное напряжение (а то и отрубает его напрочь) при перегрузке. Думаю что если несколько серв попросить стартануть одновременно - пусковой ток будет весьма нехилым, что и могло привести к отказу.

spyder3
  1. При вашем опыте косяков в подключении и выборе элементов оборудования вы не сделали
  2. Фэйл сейв (если был настроен по нейтралям, а не по последним пакетам) не отрабатывал
  3. Питание борта у вас по обшепринятому на подобном классе моделей стандарту: отдельная бортовая батарея (ЛиПо / НиКД / НиМг / ЛайФе ) + регулятор

Тут причну установить очень трудно 😦, если после краша все элементы борта работают. Я, сам был в такой ситуации, когда весь пучок серв, ака, выключателя, проводов и приёмника висевший на кусках плошадке прекрасно работал на земле прямо после подобной аварии. Я правда уже ничего акромя двух серв из аварийного набора в последствии не использовал. По причине невыясненных причин краша.
Может быть и помеха была, либо сбой в процессоре приёмника, либо антенна в передатчике отошла (но передатчик я оставил из за бюджета)

Ricaro:

Линейный, с “жутко сложной” схемой на LM2575S, двумя кондерами, шоткой и индуктивностью. По ее даташиту макс ток 3А, макс входное напряжение - 35В.

Я правда не понял про ваш линейный регулятор (БЕК). Я никогда не видел/слышал про линейный БЕК с входным напряжением в 35В. Это возможно, но мловероятно. Даже $100 Jeti MAX BEC 2 с весом почти в 100г позволйяет питать борт макс от 16в, немецкие PowerBOX за 200 евро и выше до 9в
Может вы импульсный туда запихнули? Если да, то импульсные на дорогих моделях редко кто рискует ставить из-за возможных ВЧ помех и сокращения радиуса действия системы (передатчик/приёмник) . Если это линейный, то откуда вы такое, подозрительное для меня чудо взяли?

Sergey77
Ricaro:

Бананы 4 мм, макс 56А

я из-за таких разложил себовскую катану. все бананы неграмотно разработаны. перешел на ХТ60, проблемы исчезли.

Ricaro
Д_Заточник:

Думаю что если несколько серв попросить стартануть одновременно - пусковой ток будет весьма нехилым, что и могло привести к отказу.

Сереж, ты давно не видел мои комплексы. Ты представляешь нагрузку на сервы при штопорной полтора оборота с ножа? Или “нож левый - правый - левый - правый - половина кубинской со штопорной 45 вверх”? Отработка одного из этих двух было каждый полетный день минут по 5 в общей сложности. А упал на легком вираже после взлет-90-270.

spyder3:
  1. При вашем опыте косяков в подключении и выборе элементов оборудования вы не сделали
  2. Фэйл сейв (если был настроен по нейтралям, а не по последним пакетам) не отрабатывал
  3. Питание борта у вас по обшепринятому на подобном классе моделей стандарту: отдельная бортовая батарея (ЛиПо / НиКД / НиМг / ЛайФе ) + регулятор

Косяки могут быть связанные с электричеством…
Файл-сейв по нейтралям полностью.
А вот по питанию я выразился некорректно. Отдельного бортового нет, просто БЕК на регуляторе конструктивно вынесен на отдельную платку (рег на радиаторе, БЕК нет). Этот БЕК представляет собой одну микросхему, которая непосредственно стабилизирует напряжение и несколько вспомогательных элементов (обвязку). 35В относилось непосредственно к микросхеме.

XT60… Читал я про них и бананы. У меня есть маленькая электричка, уже второй комплект акков почти доела. Она тоже на 4 мм бананах, и проблем не было.

vlad_den

Наскоко понял - модель вошла с работающим мотором. Т.е. разъемы непричем. Очень похоже на жесткую помеху. К сожалению и 2.4 гГц - не панацея. На ней работают например WiFi. А могли вояки что-то врубить.

Ricaro

WiFi исключено. Ближайшие строения - деревня километрах в 5-ти. Вряд ли там есть вайфай такой мощности.
А вот вояки могли, уже думал на эту тему. Где-то рядом был полигон. Но даже если они врубили глушилку, для приемника это означает потерю сигнала, верно? Возвращаемся к началу - где был файл-сейв?

P.S. Млин, тихо зверею. На стене висит Ангел-50, а лететь пока не пойму причину - страшно.

vlad_den
Ricaro:

Возвращаемся к началу - где был файл-сейв?

Теоретически так, но был свидетелем похожего падения, правда на 35 мГц, от мощной помехи, и тоже файл-сейф не включился. Наверное, можно забить приемнику мозги так, что все на свете забудет.

FRUKT
Ricaro:

Модель - Оксалис ЕР, аппа - Спектрум 7, ей уже 5-й год, но ни разу до этого не подводила (летаю интенсивно). Приемник - орандж с сателлитом, налет на нем уже часов 15 есть точно.

Не похожая ли ситуация с которой я столкнулся и описывал в 1 и 11 сообщении здесь: rcopen.com/forum/f65/topic251057 ?

Ricaro

Может быть, кстати… Правда, у меня приемник не глючил в полете до этого. У вас хоть намеки были какие-то.

Никогда бы не подумал, что 2.4 приемник может работать в другом режиме, кроме как “есть сигнал”/“нет сигнала”. Оказывается, он себе еще что-то придумывать умеет.

Сегодня спаяю все, что отлетело, и проверю.

ДАВ

Расскажу одну быль из своей жизни.
Аппаратура JR-9303, приемник - JR RD-921. Не буду пересказывать подробностей крашей Катаны и Гелиоса-63, но симптомы очень похожие на те, что у топик-стартера.
Скажу сразу, что общим у них оказалось одно - приемник “отвязывался” в полете от передатчика. Самопроизвольно! И не в первом вылете, и на земле все работало отлично, и черт знает, почему такое происходило?
Когда такой непонятный отказ случился в самый первый раз, я тут на форуме разместил тему “Помогите мыслями”. Сами понимаете, как водится, наслушался всякой хрени (типа: проверьте включение вилки в розетку) с избытком, тему по-быстрому закрыл. Но есть один человек - tumbzik, который предложил посмотреть, что там у меня случилось?
Так вот, как выяснилось, причины отказов и “крашей” - в одном приемнике кварц сателлита был бракованный, а в другом - непропай 2-х ножек микросхемы!
Вот вам и брэндовая аппаратура!
После замены кварца и пропайки ножек прошло 2 года - ни одного отказа!

Ricaro

Нда… И как проверить кварц? Ну, допустим, приемник в духовку я запихну. А дальше что? Новые спектрумовские тоже в духовку?
Мля, что, опять возвращаться на QPCM?!

spyder3
Ricaro:

А вот по питанию я выразился некорректно. Отдельного бортового нет, просто БЕК на регуляторе конструктивно вынесен на отдельную платку (рег на радиаторе, БЕК нет). Этот БЕК представляет собой одну микросхему, которая непосредственно стабилизирует напряжение и несколько вспомогательных элементов (обвязку)

Новые бананы врядли (их даже и-Флайт одобрила) хотя Динс вcе равно лучше.
А вот не могли бы дать ссылку на регулятор с беком на отдельной плате?
Каккого напряжения была борт батарея 4s,5s или 6s? Мне подозрительно - линейный БЕК без отдельной бортовой батареи. Ведь не на 3S 11,1в ЛиПо вы летали.

Ricaro

Рег вот такой, на фото плохо видно, но БЕК там отдельно (справа вверху красный провод на акк, видно рядом отходит модельный футабовской расцветки, на нем висит БЕК).
Батарея была 4S.

Sergey77
vlad_den:

Наскоко понял - модель вошла с работающим мотором. Т.е. разъемы непричем. Очень похоже на жесткую помеху. К сожалению и 2.4 гГц - не панацея. На ней работают например WiFi. А могли вояки что-то врубить.

не факт что с работающим…
у нас рядом с полем ездят всякие говнюки с постановщиками помех… сбивают всё, сотовые не работают… мАсква, город идиотов.

spyder3

Я никогда не слышал про эти контроллеры, их мало кто наверное применяет, но сам бы конкретно этот не стал бы ставить по следуюшим факторам

  1. Нет никакой инфо про их надёжность
  2. 80А контроллер уже мало кто использует со встроенным БЕКом из за болших токов и нагреве последнего от работы мотора (я думаю что ваши токи были подобающими этому контроллеру, раз вы взяли 80А)
  3. Многие производители контроллеров с линейными встроенными БЕками пишут, что не рекомендуют использовать их изделия при входном напряжении LiPo выше 3S (11.1в) по причине возможного перегрева БЕКа контроллера.
    Вот от Касел Креэшен
    >> If you are using more than ten NiMH/NiCad cells, more than 3 LiPo cells, or your power consumption is excessive, you must disable the BEC and use a separate power source for the receiver
    <<
    Большое падение напряжения на БЕКе + нагрев и самого контроллера из за нагрузки от двигателя. А вес контроллера всего 79г. Как я вам писал Джети, ДулСкай, СмартФлай, ФлайтПовер, Фромеко Arizona и другие линейные БЕКи (без самого спид контроллера) весят от 60 до 100г. А ваш контроллер да с BEC(ком) 79г. - плошадь рассеивания тепла мала.

У меня нет никаких доказательств что он (контроллер) или его БЕК подвёл, но это слабое звено в вашем оборудовании. Кроме того если была просадка напряжения, когда нагрев мог быть больше предельного, а кажется ваш приёмник (пишите 7й год пошёл) имел большой минус - разбайндивание при просадке вольтажа. Спектрум даже спец. кондесаторы выпускал(ет?) для лечения этой болезни. Я не думаю что там кварцы отвалились (я не знал что на 2.4Гц есть кварцы). У вас приёмник отработал 7 лет в ословиях жёсткой экспуатации на нитро моделях, где вибрации много, много больше мягких режимов электрички (один из плюсов электро самолёта). Те есть если был непропай, квац проблемный итп то всё это вылезло много раньше - на вашем ДВС самолёте.

Я бу установил на ваш самоль 77А Jeti OPTO с линейным 3-5А BECом, ну от того же JETI и отдельной 2S 1000 - 2000мач ЛиПо как борт питание.
Да, эти изделия не совсем бюджетны, но их надёжность, как и надёжность сетапа с отдельной борт батареей будет много выше. Кроме того ОПТО изолятор защитит просачивание ВЧ помех в приёмник от контроллера.

Удачи

PS
Как зашитится от помех - самому было бы интересно

ДАВ
Ricaro:

Нда… И как проверить кварц? Ну, допустим, приемник в духовку я запихну. А дальше что? Новые спектрумовские тоже в духовку?
Мля, что, опять возвращаться на QPCM?!

А что тут проверять? Вы же сами описали первый признак неполадок:

Ricaro:

С этим и с оригинальными приемниками были иногда легкие траблы - не всегда распознавались при включении. Лечилось либо несколько раз вкл/выкл, либо экспресс перепривязкой на поле.

Именно так было и у меня, именно так и проявляется неработоспособность одного из кварцев. Как сказал великий tumbzik: “приемник имеет полное право не привязываться вовсе, либо самовольно отвязываться, если один из трех кварцев не работает.”
Как только такие траблы происходят, так срочно приемник надо к электронику на операционный стол, или просто под замену. Дорого, конечно, но модель дороже.😃
Почему-то мне кажется, что причина Вашего краша именно в этом и заключается. Вскрытие требуется.

spyder3:

Спектрум даже спец. кондесаторы выпускал(ет?) для лечения этой болезни. Я не думаю что там кварцы отвалились (я не знал что на 2.4Гц есть кварцы). У вас приёмник отработал 7 лет в ословиях жёсткой экспуатации на нитро моделях, где вибрации много, много больше мягких режимов электрички (один из плюсов электро самолёта). Те есть если был непропай, квац проблемный итп то всё это вылезло много раньше - на вашем ДВС самолёте.

Есть, есть там кварцы. Маленькие такие, размером меньше спичечной головки. В основном блоке приемника 2 шт, в сателлите - 1 шт. “Тумбзик” по очереди кварцы выпаивал и ставил новый, методом исключения удалось определить нерабочий.
У меня проблемы впервые появились на электромодели (это с кварцем). А во второй раз (уже на другом приемнике), как только произошло отвязывание после включения питания, я сразу его удалил и отправился к Тумбзику - вот и определился непропай детали.

polarfox
spyder3:

(я не знал что на 2.4Гц есть кварцы)

Там где стоит какой-нибудь контроллер или процессор,там почти всегда стоит кварц для стабилизации частоты задающего генератора проца.

spyder3
polarfox:

Там где стоит какой-нибудь контроллер или процессор,там почти всегда стоит кварц для стабилизации частоты задающего генератора проца.

Те под приёмник и на 2.4Гц мягкyю пено-прокладку желательно ставить как и делали на 27-72Мгц, а не лепить там на велкро (липучку) да?

polarfox
spyder3:

Те под приёмник и на 2.4Гц мягкyю пено-прокладку желательно ставить

Если модель с ДВС,то думаю,что лишним не будет.Т.к. вибрация не только кварцы разрушает,но и монтаж.

Д_Заточник

Рома, посмотри внимательно - у тебя LM2575 или LM2576 стоит в БЕКе? это две большие разницы, ибо 2575 - это импульсный стабилизатор с максимальным током 1 А, далее срабатывает защита, понижающая выходное напряжение. То же самое для 2576, только максимальный ток равен 3 А. Вот даташит на них:
www.alldatasheet.com/…/LM2575S.html

Дальше наверное объяснять не надо.

Ricaro

Ответы на заданные вопросы и комментарии к высказаному:

  1. 2576S, я сам первым делом в даташит полез.
  2. На ДВСах всегда приемники стояли на виброгасителях дополнительно к липам.
  3. У меня приемники до этого никогда не отвязывались при включенном питании. И то, что с ними было, это не “отвязка”, а нераспознавание. Т.е. помогало не только перепривязка, но и разное шаманство типа отнести аппу при включении подальше.
    Как распознавать сбойный кварц - ума не приложу, если этот баг может не появляться месяцами, и может сглючить на поле, но нормально зацепиться дома (такое было).
  4. Приемнику не 7 лет, а 15 часов налета (про года речь шла о передатчике).
  5. БЕК на 4S поначалу меня тоже напрягал, поэтому в жару постоянно был контроль температуры после вылета. Ни разу не поднималась выше 55 цельсия, и я успокоился. Режимы полета (нагрузки) те же.

Сегодня спаял оторванные провода БЕКа и все проверил. Приемник не отвязался (после включения зацепился за пульт сразу). Все машинки работают, редукторы везде целые, заеданий нет, движок без нагрузки вопросов не вызывает.

Но некоторое “прояснение” ситуации есть. Файл-сейв работает только в канале газа. Причем режим на момент падения - не остановка движок, а перевод газа где-то в 1/4 хода. Вполне возможно, что это я ошибочно перепривязал приемник после триммирования (не проследил за газом). Остальные сервы просто останавливаются в момент пропадания сигнала. От привязки не зависит - перепривязал, сейв на газ работает, на сервы нет.

При кратковременном перерыве питания приемника он подхватывает практически сразу. Не похоже.
При откидывании сателлита основной продолжает работать, при присоединении сателлита указывает на ошибку по питанию, но работает. Не похоже.
Заклинил три машинки из пяти. За 20 секунд (примерно столько прошло с момента взлета до падения) температура БЕКа поднялась до 42 градусов. Не похоже.

Еще мысли есть у кого-нибудь?