Питание борта на бензине
Так, вроде, инициатор темы спрашивал про Ф3А, а не про твой любимый 3Д? ;)Для 3Д - там оно конечно, там лопухами машут вовсю, а на Ф3А, да и на копиях отклонения рулей небольшие и плавные больше приветствуются, насколько знаю.😃
Ф3а, но с бензиновым мотором. Режимы там. Где серьезные на самом деле. Непрерывный комплекс под нагрузкой. При современных феррумах (похоже, их просто перестали выпускать, кроме тяжёлых и дорогих 123) и полимерках, я бы не решился лететь на гибриде…
Может быть, на бензиновом ты и прав. Но я смотрел самолеты Ф3А венгерской команды, так там бортовой аккумулятор совсем маленький - порядка 1500 мАч 2 банки ЛиПо и ВЕС тоже небольшой: номинал не смотрел, врать не буду, но не больше 10 А. Правда они все - электрички.
И вообще, я как-то сомневаюсь, что на бензиновом Ф3А можно качественно отлетать последние комплексы, уж больно тяжелой модель получается, придется быстро и широко мотаться по небу. Для тренировок и простеньких программ, конечно проблем нет.
Тут нужно учитывать, что на 3д энергопотребление борта совершенно другое. Лет 15-12 назад кучу самолётов побили из за просадки напряжения кадмиев и гибридов. Феррумы, а за ними и полимерки стали реальным решением вопроса.
Никель-кадмий и никель-металлгидрид несколько десятилетий были основными тяговыми аккумуляторами у автомоделистов. С токоотдачей там все нормально. Внутреннее сопротивление банки - 4 мОма, т.е. токоотдача - до 300А : alpha-energy.ru/ru/catalogs.php?plid=1597#plid1593
Но при эксплуатации силовых сборок автомоделисты использовали эквалайзеры - приблуды, которые выравнивали напряжение на банках на уровне 0,7В после гонок. За счет этого (в сочетании с дельта-пик зарядником) обеспечивалась грамотная и более-менее долговременная эксплуатация такой сборки.
В бортовых паках этого никогда не делалось, поэтому самая слабая банка достаточно быстро выходила из строя и становилась источником проблем. Сама зарядка никелевых бортовых паков зачастую проводилась вообще без контроля “ночными” зарядниками. А аккумуляторы требуют определенной культуры обращения, перезаряд и переразряд (особенно - переполюсовка) их быстро убивает.
На литии эта проблема решается балансировкой банок при зарядке. Кстати, эта возможность и на литии появилась не сразу. Первые зарядники для лития контролировали только общее напряжение на паке, поэтому моделисты изобретали внешние балансиры. Так что решением вопроса стали современные зарядники, которые взяли на себя заботу о грамотной эксплуатации аккумуляторов.
В какой-то мере ситуацию упрощает тот факт, что банка лития по напряжению соответствует трем банкам никеля, т.е. процедура контроля стала значительно проще. Но взамен пришлось использовать ВЕСи, которые ограничивают токоотдачу пака, и изобретать HV-сервы, т.е. отказываться от многолетнего “стандарта”. Данная тема - очередное тому подтверждение 😃
Это все было двадцать лет назад!!! Сейчас 21 век и есть полимерки, смысл говорить о гидридах и кадмиях? Я очень много налетал на гидридах в радиобою и отлично представляю и плюсы и минусы. Как тольеко появились приличные феррумы и полимерки, про гидриды сразу забыли. Одна только возможность в критических случаях подбить борт за 3-4 минуты прямо на старте дорогого стоит!
Это все было двадцать лет назад!!!
Вот время-то летит. Всего три поста назад было 15-12 😃 Если говорить о “приличных”, то вообще меньше десяти. И никто никель не забыл, с производства их пока никто не снимает и они до сих пор присутствуют в ассортименте модельных магазинов: technosporta.net/c1_0053.php
Я не агитирую за никель, просто пытаюсь прояснить некоторые исторические моменты. Самое забавное в этой истории то, что сами производители не могут отказаться от стандарта 4,8-6В и продолжают штамповать по нему сервы и приемники. А народ все так-же бьется, но уже из-за ВЕСов.
Вы опять все не верно поняли. 12-15 лет назад у нас в стране резко активизировались большие бензинки. И гидриды на борту давали катастрофические просадки, приводящие к крашам. (кстати, постепенно мы поняли, что не меньшие просадки при мощных сервах и полимерках дают некоторые выключатели. И это надолго стало довольно серьезной проблемой). Да и производители уже давно в стервах и приемниках перешли на стандарт HV. И никто никакими БЭКами в общей массе сейчас старается не пользоваться. За исключением случаев, когда по разным причинам применяются сервоприводы или приемники из старых запасов.
Достаточно сходить сюда: hitecrcd.com/products/servos и убедиться, что половина серв выпускается по старому стандарту.
Мало того, под них производятся батарейки: hitecrcd.com/products/…/product
и “ночные” зарядники: hitecrcd.com/products/…/product
Ну отстали люди от реалий. Видимо, очень серьезно отстали. (а может просто есть остатки на складах, вот и держат в каталогах). Какой смысл на них равняться? Имхо надо идти вперед а не в зад😒
Для больших моделей связка из HV-серво, литий-феррума и дистрибутора питания наиболее целесообразна, тут я с Вами спорить не собираюсь.
Но реалии таковы, что обычно начинают не с бензина, а с чего-то попроще и подешевле. Никель в руках начинающего несет меньшую опасность, чем литий.
Поэтому Futaba также продолжает выпускать самые массовые стандарт-сервы S3003 и S148 на 4,8-6В: www.towerhobbies.com/cgi-bin/WTI0091P?P=3&C=MAA&V=… и комплектует ими аппаратуру. И никакой 21 век на дворе им совершенно в этом не мешает.
del…
Разговор “слепого с глухим”.Смотрим топик темы и многие вопросы отпадают,какие начинающие,когда подготовленный к полёту борт зашкаливает за 150 тыров. (50сс.) Какие S 3003 и S148.Александр,Вы о чём?С уважением.
Вообще, я заметил больше половины спорщиков не втыкают в принципы формирования ВМГ и бортового оборудования для 3D моделей. Каждый оперирует своими представлениями о полете на кальмато или простенькими пилотажками сделанными самими, которые спокойно на 50сс и сервах 10 кг делают бочки, петли нестерова и полеты блинчиком в разных вариациях.
Второе дыхание тема обрела после тезиса о слабосильности никелевых аккумуляторов. Я просто расписал, что 20-30А при 6В проще и гуманнее получить напрямую от 5 банок никеля, чем от двух липошек и ВЕСа. И показал, что 3 кг сервы с питанием стандарта 4,8-6В (и аккумуляторы для их питания) до сих пор выпускаются и успешно применяются на легких моделях, только и всего. Я и не думал покушаться на многокубовые бензиновые 3D ценности 😃
Просто 3D пилотажки за последние несколько лет так сильно прогрессировали, начиная от размера поверхностей рулей и заканчивая формированием новых классов в кубатуре, что многие вообще не в теме, даже те кто имел какое-то представление об этом раньше.
А так, вообще то мы добрые все 😃
10-15 лет назад самыми приличным из мелких кадмиевых были Санье Кадника. Из гидридов можно было только формата SC или 4/5SC выбрать. Сейчас же есть в наличии Панасоник Энелуп, разные. Очень живучие батарейки и по токоотдаче тоже не слабенькие, 3-5 А вытягивают запросто. Конечно до 10-15 им далеко, вернее может и осилят, но я таких тестов не видел. А по стабильности и сроку службы они за пояс липольки заворачиивают. Время идет и гидриды тоже сильно изменились. Поэтому не стоит их списывать со счетов.
Кстати очень приличные элементы продаются под торговой маркой Икея, рекомендую. Сам юзаю несколько комплектов формата ААА 500 мАч. Шульцевский зарядник их прокачивает током около 1А, что даже Санье Кадника никогда не могла позволить на ёмкости 1100.
Мы работаем с бортовыми полимерками ёмкостью 2х3700 с зарядными токами 10-12а и отдаваемые 20-30А в номиналах. Такой борт живёт по 5-6 лет с наработкой около 1000 полетов, соответственно более 1000 циклов заряда-разряда. И весит такой борт совсем не много. Никакие гидриды тут даже близко не стоят. Не говоря о том, что гидриды могут резко присаживаться под нагрузкой.
А для мелких бортов батарейка 700мА весом в 25 меньше, компактнее и на порядок дешевле, а главное, надёжнее.
Впрочем никто и не запрещает использовать гидриды, кадмии, свинцовые и прочие батарейки. Колхоз - дело добровольное. Но не более того.
Почему все так сложно 😁 хотел найти что-то попроще
Планер,на резиномоторе:)
Пришла сборка 2S LiFePo4,
вес 180 грамм с разъемом Ec-3.
Из за увеличения веса бортового АК, прежний (который для АПы) весил 100 грамм, придется решить вопрос,
оставлять питание зажигалки от отдельного АК,
или переносить АК питания зажигалки ближе к CG )
В/в кабель от зажигалки на свечу в двух местах надежно заземлен на корпус мотора.
В субботу надеюсь состоятся летные испытания.
вес 180 грамм с разъемом Ec-3
Приличный вес, для 2300мАч…но зато надёжно…тоже, что ли заказать.
Сразу заложил нормальный силовой разъем ),
JR/Futaba мне не внушают доверия, особенно если их часто размыкать.
А что так можно было ???😁😁😁 . Это моя версия всей проводки с самоля 2.2м
Вчера “облетал” новую батарейку.
Вес батарейки 185 грамм, в итоге она почти в два раза тяжелее той, что стояла изначально (которая для Tx).
С этой батарейкой центровка уползла очень сильно вперед.
В общем, по результатам консультации с Виктором Борченко принято решение избавится от отдельного питания зажигалки.
Уберу те самые 80 грамм. Плюс можно на сантиметр сдивнуть назад батарею борта.
Сейчас подключение батареи к приемнику, в целях повышения надежности,
сделано парой шлейфов от AMASS с проводом 22AWG, сама батарея подключается через разъем EC3,
хорошо на приемнике (6208) было свободное место, разъем SBUS.
От выключателя борта отказался, как выяснилось снять кабину не так сложно ).
Но от идеи электронного выключателя борта не отказался, самодельный тестируется на электричке.
К следующим полетам поставлю приемник 7008, на нем SBUS2 тоже будет пока свободен.
для контроля напряжения борта.