Оценка работоспособности бортового аккумулятора

Stalker

Всем привет.
У меня следующая задача. Нужно непосредственно перед полетом протестировать аккумулятор (не разряжая его полностью) на работоспособность. Предполагаемая химия аккумуляторов - NiCd, NiMh или герметичный Pb.
Какие измерения и зависимости позволят точно оценить степень заряда?
Буду благодарен, если кто-то сможет ответить на вопросы.

SAN
Stalker:

Какие измерения и зависимости позволят точно оценить степень заряда?

Измерение напряжения акк. под известной нагрузкой и знание разрядной характеристики для данного акк. под этой нагрузкой.

Стахановец

Я сейчас стал использовать для этого индикатор бортового питания на светодиодах. По тому как перемещается “огонёк” в линейке светодиодов без
нагрузки и под нагрузкой (начинаю шевелить энергично все рычажки на пульте)
достаточно точно можно определить степень готовности акк. к полёту. Накупил
их несколько штук, потихоньку оснащаю ими весь летающий и ездящий парк.
Тестер теперь “отдыхает”, во всяком случае в поле он теперь мне нафик не нужен, да и неудобно с ним в эти разьёмы “тыкатся”.

Это я про практический способ определения готовности акка к
полётам не вдаваясь в глубины физико-химических процессов и
не вдаваясь в точные расчёты по величине падения напряжения
на известной нагрузке за еденицу времени.

SAN
Стахановец:

Это я про практический способ определения готовности акка к полётам

Совершенно правильно. Сам этой методикой пользуюсь 😃
Раньше (когда не было ещё индикаторов) ставил на борт фюзеляжа пластинку с двумя контактными площадками и в них тыкался спаренным щупом.

Но автор-то спросил как

точно оценить степень заряда?

Stalker

Спасибо за ответы.
Подскажите, а как в условиях лаборатории по электронике/электротехнике построить разрядную характеристику аккумулятора?
Я так понимаю, если смысл построить эту характеристику для аккумулятора именно для того разрядного тока, который будет типичным в ходе эксплуатации аккумулятора в самолете.
Первое что пришла в голову: взять аккумулятор, зарядить на 100%, потом начинать разряжать предполагаемым током, скажем 2А. В ходе разряда через одинаковые известные промежутки времени измерять напряжение на аккумуляторе. Получим график U=f(t) при I=2A=const.

Можно ли строго связать емкость аккумулятора с его напряжением?

SAN
Stalker:

Можно ли строго связать емкость аккумулятора с его напряжением?

В общем случае - нет.
Даже для одного, конкретного акк. характеристика разряда будет со временем меняться.
Срок жизни акк. ограничен и по времени, и по числу циклов, и условия хранения влияют на характеристики…

В наших “полётных” условиях достаточно точности способа, описанного Стахановцем.
Проведя несколько доразрядов акк. после полётов, вы быстро привыкните оценивать степень заряда акк. по показаниям индикатора.
И меняйте бортовой акк., когда в нем остается, скажем, четверть емкости.
Хотя мне это приходится делать весьма редко - только летом, когда длинный световой день 😃.