Можно ли в авиамоделизме обойтись только аккумуляторами NiMH Sanyo Eneloop?
Как я понял, на борту используются аккумуляторы LiPo, для питания передатчика - NiCad.
А почему нельзя использовать везде только NiMH аккумуляторы?
Sanyo Eneloop - проверенная технология. У меня есть зарядка LaCrosse под них, сами аккумуляторы стоят недорого, не надо морочиться с обеспечением их хранения из-за низкого саморазряда.
Не хочется заводиться с другими типами аккумов, можно обойтись только энелупами?
В используемых в RC аккумуляторах главное слово - силовой. Т.е. способность отдавать большие токи. Есть подозрение, что энелупы такими не являются. Батарейки для питания фонариков не годятся 😃
А почему нельзя использовать везде только NiMH аккумуляторы?
Преимущества LiPo:
Основной выигрыш - низкий саморазряд при хранении, быстрый заряд током 1С, отсутствие “эффекта памяти” (можно заряжать в любое время), большая ёмкость при тех же габаритах. Да и цена, наверное, уже ниже, чем у никеля…
Литии за единицу запасаемой энергии - однозначно дешевле никелей. По цене уступают только свинцу, но свинец тяжелый и не взлетит.
…для питания передатчика - NiCad.
Уже давно все на литии. Литий в модели, литий в передатчике.
Наверное лишь DX6I на никелях гоняет в силу очень низкого потребления.
Основной выигрыш - низкий саморазряд при хранении, быстрый заряд током 1С, отсутствие “эффекта памяти” (можно заряжать в любое время), большая ёмкость при тех же габаритах. Да и цена, наверное, уже ниже, чем у никеля…
Как я понял литий нельзя оставить просто на хранение - через месяц аккумулятор помирает? Только надо оставлять в зарядке в режиме хранения.
Как я понял литий нельзя оставить просто на хранение - через месяц аккумулятор помирает? Только надо оставлять в зарядке в режиме хранения.
😃 А как же оне в магазинах годами лежат? 😃
просто на хранение - через месяц аккумулятор помира…
Литии помирают - но совсем по другим причинам.
Наиболее частые причины - перегруз по току и последующий перегрев, либо просто перегрев (попали под прямой солнечный свет, скажем). И то смерть при этом не окончательная, просто максимальная токоотдача падает и летать на них становится уныло.
😃 надо…надо разобраться
У вас тут оказывается статейка есть про литиевые аккумуляторы www.rcdesign.ru/articles/engines/lipol
Нашел только через гугл.
Почитаю.
Пока я сочинял пост, многое уже успели сказать, так что могу в чем-то повториться.
В качестве простого ответа, я бы предложил следующий: на сегодняшний день в качестве силовых (авиа-)модельных аккумуляторов обычно используют LiPo (литий-полимерные и вариации, Li*) и LiFe (литий-феррум-фосфатные аккумуляторы, LiFePO4) из-за их высокой удельной емкости и способности отдавать в нагрузку очень высокий ток.
Ni* аккумуляторы просто сошли с дистанции, на сколько я могу судить. Но если пытаться найти какие-то аналитические доводы, то, может быть, это поможет: поведение Eneloop AA 2000 mAh при различных токах разряда (график).
Судя по графикам, при токах разряда больше 1C (2A на элемент) наблюдается заметная потеря емкости (энергии отдается на ~10% меньше расчетного значения), при токах разряда 5C (10A на элемент) потери достигают уже четверти заявленной емкости.
Так же NiMH проигрывает по весу. При весе “энелупа” в 27 г (spec.), удельная емкость получается 88.889 mWh/g, тогда как для обыкновенненького LiPo аккумулятора (Turnigy 3000mAh 3S 20C, как раз едет ко мне - вот для него и посчитал) удельная емкость выходит 131.621 mWh/g, что в полтора раза больше.
А на счет хранения - LiPo аккумуляторы должны храниться полностью заряженными, заряжать их нужно специальными зарядными устройствами, выдерживающими нужный режим заряда, ну и не допускать глубокого разряда - тогда будут они служить верой и правдой 😃
diver/Роман, спасибо за аналитический материал! Теперь понятно, что больше 2 ампер с энелупов не возьмешь.
Я бы назвал два недостатка
- энерговооруженность у NiMH аккумуляторов на единицу веса значительно хуже, чем у LiPo. Причем с увеличением токоотдачи разница увеличивается.
- собственно отсутствие в продаже, подозреваю, что и в производстве тоже, NiMH с более-менее приемлемой токоотдачей. 4 ампера в пике у Sanyo Eneloop это ничто совершенно. Модельные аккумуляторы небольшой модели ( до двух метров) обычно отдают в нагрузке 30-40 ампер и 50-70 в пике.
А на счет хранения - LiPo аккумуляторы должны храниться полностью заряженными,
Не вводите людей в заблуждение, Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
Лет 5+ назад силовые никели еще были распространены, на них еще немало моделей летало, особенно планеров. Силовые кадмии до сих пор в производстве есть (в шуруповерты их суют, в том числе), да и типа бытовые кадмии (именно кадмии!) - на поверку зачастую оказываются силовыми. Но полетное время с ними очень мало: 3 минуты активный пилотаж, либо 5-6 минут утюжить горизонт в треть газа.
Теже санье cadnica вроде до сих пор можно купить. Но от ценника - офигеете на месте: батарейка 10 банок 0,6 А*ч почти в полторы тысячи обойдется.
Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
По личному опыту: важнее, чтобы в прохладном месте, чем в режиме storage.
Если взять две батареи: одна лежит полностью заряженая в холодильнике, а вторая - в режиме сторадж на подоконнике - ставлю все деньги на ту, что заряженная в холодильнике.
ставлю все деньги на ту, что заряженная в холодильнике.
Ну тогда я все свои деньги поставлю на ту, которая будет лежать на дверце холодильника в режиме Storage😁
У меня много разных липолек в т.ч. которые летают уже по 2-3 сезона и имеют налёт 100+ циклов. Токоотдача у них конечно упала, но для спокойных полётов с лёгким 3D вполне хватает даже на вертолёт. Всегда храню липоли в холодильнике в режиме Storage даже, когда перерыв между полётами всего несколько дней.
Не вводите людей в заблуждение, Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
Извиняюсь, если дал неверную информацию. Но тут уже мне интересно, что это за режим такой?
В одном из источников нашел замечание о уровне заряда 40%, рекомендуемом для хранения.
Прохладное место + уровень заряда 40% - это и есть “режим storage”?
60% вроде. Смысл в том, чтоб не пустые, но напряжение ниже максимального. Чтобы не напрягало химию почем зря 😃
Не хочется заводиться с другими типами аккумов, можно обойтись только энелупами?
Как всегда хочеться понимать суть вопроса. В чем так сказать подвох? Вы их продаете? Предложить хотите? Или наоборот?
А что бы не было подобного – пишите для чего и куда хотите использовать. А то как всегда советы будут давать вплоть до того как детей делать.
А оно Вам нада?
Ответ. Да можно. Так только и использую одни Енелупы 2000мА/ч. В передатчиках. И на бортах. Планера F3J. Кроме Енелупов правда еще использую Интеллекты 1600. Для планеров на борт и на передатчик лучшего чем Энелуп сложно найти. Из Металгидридов.
А в общем кто на чем хочет на том и летает.
В используемых в RC аккумуляторах главное слово
Как обычно у нас, развели демагогию 😉
Человек спросил можно,ответ можно.
Внимательно читайте вопросы,топикстартер явно указал область применения.
Как всегда хочеться понимать суть вопроса.
Можно ли в авиамоделизме обойтись только аккумуляторами NiMH Sanyo Eneloop?
Чем не вопрос?
Прохладное место + уровень заряда 40% - это и есть “режим storage”?
В любой современной зарядке есть этот режим. Побаночно это 3,8V/банка и примерно 60% заряда батареи.