Можно ли в авиамоделизме обойтись только аккумуляторами NiMH Sanyo Eneloop?
Пока я сочинял пост, многое уже успели сказать, так что могу в чем-то повториться.
В качестве простого ответа, я бы предложил следующий: на сегодняшний день в качестве силовых (авиа-)модельных аккумуляторов обычно используют LiPo (литий-полимерные и вариации, Li*) и LiFe (литий-феррум-фосфатные аккумуляторы, LiFePO4) из-за их высокой удельной емкости и способности отдавать в нагрузку очень высокий ток.
Ni* аккумуляторы просто сошли с дистанции, на сколько я могу судить. Но если пытаться найти какие-то аналитические доводы, то, может быть, это поможет: поведение Eneloop AA 2000 mAh при различных токах разряда (график).
Судя по графикам, при токах разряда больше 1C (2A на элемент) наблюдается заметная потеря емкости (энергии отдается на ~10% меньше расчетного значения), при токах разряда 5C (10A на элемент) потери достигают уже четверти заявленной емкости.
Так же NiMH проигрывает по весу. При весе “энелупа” в 27 г (spec.), удельная емкость получается 88.889 mWh/g, тогда как для обыкновенненького LiPo аккумулятора (Turnigy 3000mAh 3S 20C, как раз едет ко мне - вот для него и посчитал) удельная емкость выходит 131.621 mWh/g, что в полтора раза больше.
А на счет хранения - LiPo аккумуляторы должны храниться полностью заряженными, заряжать их нужно специальными зарядными устройствами, выдерживающими нужный режим заряда, ну и не допускать глубокого разряда - тогда будут они служить верой и правдой 😃
diver/Роман, спасибо за аналитический материал! Теперь понятно, что больше 2 ампер с энелупов не возьмешь.
Я бы назвал два недостатка
- энерговооруженность у NiMH аккумуляторов на единицу веса значительно хуже, чем у LiPo. Причем с увеличением токоотдачи разница увеличивается.
- собственно отсутствие в продаже, подозреваю, что и в производстве тоже, NiMH с более-менее приемлемой токоотдачей. 4 ампера в пике у Sanyo Eneloop это ничто совершенно. Модельные аккумуляторы небольшой модели ( до двух метров) обычно отдают в нагрузке 30-40 ампер и 50-70 в пике.
А на счет хранения - LiPo аккумуляторы должны храниться полностью заряженными,
Не вводите людей в заблуждение, Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
Лет 5+ назад силовые никели еще были распространены, на них еще немало моделей летало, особенно планеров. Силовые кадмии до сих пор в производстве есть (в шуруповерты их суют, в том числе), да и типа бытовые кадмии (именно кадмии!) - на поверку зачастую оказываются силовыми. Но полетное время с ними очень мало: 3 минуты активный пилотаж, либо 5-6 минут утюжить горизонт в треть газа.
Теже санье cadnica вроде до сих пор можно купить. Но от ценника - офигеете на месте: батарейка 10 банок 0,6 А*ч почти в полторы тысячи обойдется.
Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
По личному опыту: важнее, чтобы в прохладном месте, чем в режиме storage.
Если взять две батареи: одна лежит полностью заряженая в холодильнике, а вторая - в режиме сторадж на подоконнике - ставлю все деньги на ту, что заряженная в холодильнике.
ставлю все деньги на ту, что заряженная в холодильнике.
Ну тогда я все свои деньги поставлю на ту, которая будет лежать на дверце холодильника в режиме Storage😁
У меня много разных липолек в т.ч. которые летают уже по 2-3 сезона и имеют налёт 100+ циклов. Токоотдача у них конечно упала, но для спокойных полётов с лёгким 3D вполне хватает даже на вертолёт. Всегда храню липоли в холодильнике в режиме Storage даже, когда перерыв между полётами всего несколько дней.
Не вводите людей в заблуждение, Li-Pol должны храниться в режиме Storage и желательно в прохладном месте.
Извиняюсь, если дал неверную информацию. Но тут уже мне интересно, что это за режим такой?
В одном из источников нашел замечание о уровне заряда 40%, рекомендуемом для хранения.
Прохладное место + уровень заряда 40% - это и есть “режим storage”?
60% вроде. Смысл в том, чтоб не пустые, но напряжение ниже максимального. Чтобы не напрягало химию почем зря 😃
Не хочется заводиться с другими типами аккумов, можно обойтись только энелупами?
Как всегда хочеться понимать суть вопроса. В чем так сказать подвох? Вы их продаете? Предложить хотите? Или наоборот?
А что бы не было подобного – пишите для чего и куда хотите использовать. А то как всегда советы будут давать вплоть до того как детей делать.
А оно Вам нада?
Ответ. Да можно. Так только и использую одни Енелупы 2000мА/ч. В передатчиках. И на бортах. Планера F3J. Кроме Енелупов правда еще использую Интеллекты 1600. Для планеров на борт и на передатчик лучшего чем Энелуп сложно найти. Из Металгидридов.
А в общем кто на чем хочет на том и летает.
В используемых в RC аккумуляторах главное слово
Как обычно у нас, развели демагогию 😉
Человек спросил можно,ответ можно.
Внимательно читайте вопросы,топикстартер явно указал область применения.
Как всегда хочеться понимать суть вопроса.
Можно ли в авиамоделизме обойтись только аккумуляторами NiMH Sanyo Eneloop?
Чем не вопрос?
Прохладное место + уровень заряда 40% - это и есть “режим storage”?
В любой современной зарядке есть этот режим. Побаночно это 3,8V/банка и примерно 60% заряда батареи.
Последний ответ,как раз пример когда начало топика заканчивается рецептом хранения полимерных батарей 😉
как в детской игре про глухой телефон
Как обычно у нас, развели демагогию 😉
Человек спросил можно,ответ можно.
Внимательно читайте вопросы,топикстартер явно указал область применения.
Чем не вопрос?
Область применения в данное время очень широкая. Кстати раз здесь возникал вопрос о силовых акках. Конкретно по Енелупу скажу что разряжал и выкачивал из них кратковременно ток 6-7А. Порядка 2-3- х минут далее мне было жалко акки свои.
К чему это говорю к тому что Енелупы имеют одно из самых низких сопротивлений и очень хорошо зарекомендовали себя во вспышках. На фото форумах - это самые популярные акки.
И зярядник у топик стартера очень правильный как для бытовых целей. А вот для РЦ моделизма - увы паять баночки нужно.
Как всегда хочеться понимать суть вопроса. В чем так сказать подвох? Вы их продаете? Предложить хотите? Или наоборот?
Да нет подвоха, просто вопрос новичка. С литием до сих пор не сталкивался никогда. Про большие токи догадывался, но конкретных цифр найти нигде не нашел. Вот благодаря ответам в ветке картина начала проясняться, за что всем и спасибо. И статью на сайте нашел - читаю.
пишите для чего и куда хотите использовать
Использовать для первой модели - либо для тренера, либо для мотопланера. Ну и на дальнейший рост тоже заложиться хочется, чтобы не покупать постоянно - это больше зарядки касается.
Ну и на дальнейший рост тоже заложиться хочется, чтобы не покупать постоянно - это больше зарядки касается.
Подход не очень правильный (не касаемо зарядки). Все-таки первичным является самолет - тот, на котором хочется летать. Вся электроника подбирается под планер и его целевые свойства, а не наоборот.
И между первым тренером и вторым самолетом по мотоустановке может быть очень большая разница, так что постоянно покупать батарейки все равно придется.
Да нет подвоха, просто вопрос новичка… Вот благодаря ответам в ветке картина начала проясняться, за что всем и спасибо.
Использовать для первой модели - либо для тренера, либо для мотопланера. Ну и на дальнейший рост тоже заложиться хочется, чтобы не покупать постоянно - это больше зарядки касается.
Ну как для новичка простительно. Но лично меня Вы еще больше запутали 😃.
Сразу столько ассоциаций. Для передатчика - они отлично подойдут. Как и для планера. А от вопрос второй - какого планера и какой передатчик? Пишите сразу что хочу передатчик такой то. Планер такой то. И Вам сразу дадут все ТОЧНЫЕ и ПРАВИЛЬНЫЕ ответы. А пока увы, демагоия 😃
Очень радует что Вы из Харькова, так что мои коллеги там Вас не покинут одного. 😃
Приезжайте на Вилгу-2013 и все вопросы про планера развеются однозначно.
Там и увидите все и определитесь с планерами.
Если уже есть мысли или вопросы - пишите в тему про планера или в личку.
И поскорее подтягивайтесь к нам 😃
Конкретно по Енелупу скажу что разряжал и выкачивал из них кратковременно ток 6-7А. Порядка 2-3- х минут…
По меркам силовых батарей - приведеные вами токи есть сущая ерунда. В эпоху, когда модели летали на АА кадмиях и гидридах, силовые элементы такого формата давали токи 15 и даже 20А продолжительно. 6-7А они выдавали даже без признаков нагрева. Допустимая просадка напряжения пи этом составляла не более 0,3В на банку (т.е. батарея из 10 элементов под нагрузкой в 15А просядала до 10В).
PS: чисто принципиально, можно и на энелупах в воздух подняться. И на куда более слабых батареях. Простой горизонтальный полет требует вовсе не такой уж большой мощности. Планер с хорошей несущей способностью даже высоту сможет набирать на таких аккумуляторах.
Отдельный вопрос, что для них такой режим работы все равно будет предельным и сколько они после этого проживут - хз.
Для передатчика - они отлично подойдут.
С передатчика и хочу начать 😃 Определюсь, что больше нравится - напишу сюда.
Приезжайте на Вилгу-2013
Спасибо за наводку, не знал, что под носом такое мероприятие будет скоро, постараемся приехать с семьей посмотреть. Это ж оно f3j.in.ua/wilga-2013.html ?
И поскорее подтягивайтесь к нам
Спасибо за теплый прием! 😃 Но боюсь до полетов ещё пройдет немало времени. Ещё в симуляторе полетать надо, а у меня даже аппаратуры нет 😃
так что постоянно покупать батарейки все равно придется
Это понятно.
как мерзкий тролль пытается троллить окружающих.
Это наезд?
Человек спросил можно ли использовать на борт и в пульт,ответ можно.
Это даже вы могли ему ответить,а не уводить тему в силовую часть и большие токи.
Иногда для новичка короткий ответ намного полезней растекания по дереву всяких жидкостей и бесполезных советов 😉
Как я понял, на борту используются аккумуляторы LiPo, для питания передатчика - NiCad.
А почему нельзя использовать везде только NiMH аккумуляторы?
Sanyo Eneloop - проверенная технология. У меня есть зарядка LaCrosse под них, сами аккумуляторы стоят недорого, не надо морочиться с обеспечением их хранения из-за низкого саморазряда.
Не хочется заводиться с другими типами аккумов, можно обойтись только энелупами?
Летайте на калилках - тогда можно в борт поставить eneloop (очень хороши под это дело, хотя литий всё равно лучше) и в передатчик.