Saito FА-40а на бензине

kun-v

С возрастом и болячками строить и эксплуатировать большие модели становится трудновато. Хочется небольшую, чтобы летала, трещала, дымила и, чтобы двигатель 4т и на бензине.
Имея положительный опыт эксплуатации доработанного Saito FG-11, решил попробовать сделать конверсию калильного Saito FА-40а на бензин.
Карбюратор оставлен родной. Изготовлена небольшая пневматическая помпа и вакуумный регулятор на основе деталей от WALBRO. Регулятор необходимо устанавливать максимально близко к карбюратору по его оси. У меня на модели он установлен на моторном шпангоуте внутри фюзеляжа. Зажигание Rcexl. Выхлоп переделан, чтобы помещался под капотом.
В итоге, после 4 баков (120мл) обкатки на земле с винтом MAS 11х6: холостые (модель стоит) 2900, максимальные 9900. Тяга за хвост 1500-1600. Перегазовки отличные. Главная игла 0,75-0,8 оборота. Сделал несколько полетов. Обороты на эволюциях держит хорошо. Верхнеплан с симметричным профилем весом 1800 таскает бодро, выполняет классический пилотаж. Перегрева пока не заметил, ИК термометр больше 120 при обкатке на максимальных оборотах не показывал. Бензин «без запаха» самодельный: изооктан эталонный -80%, нефрас 80/120(калоша) – 20%. Масло Мотюль 710 - 6%. Заводить холодный лучше стартером. Горячий - легко заводится рукой.
После обкатки (думаю, что она еще не закончилась) картер полный масла, хотя в отличие от FG 11 из дренажной трубки практически ничего не выходит. В коробке выпускного клапана следы масла есть.
Учитывая, что летаю я редко, делать выводы о живучести двигателя сложно. Думаю, что если не бить его об землю, то меня он переживет.

Flimmer

Добрый день, интересная переделка, если не трудно, хотелось бы немного подробнее про устройство и помпы и регулятора, может чертёжик или схемку, какой карбюратор брали , какие материалы применяли итд, как добивались нужных расходов регулятора,

интересно так же почему самодельный бензин, с чем это связано, почему не с заправки?
ещё интересно как организована схема работы помпы одновременно с вентиляцией картера, делалось ли заужение дренажного отверстия для бОльших пульсаций в картере (если вообще оттуда отбор)
С уважением

kun-v

Здравствуйте. Начну с бензина. Запах – главная причина. Модели храню дома. Сейчас 3 бензиновых одновременно, было 4, один отдал. Изооктан эталонный (октановое число 100) практически не пахнет, добавка 20% калоши снижает октановое число до примерно 92 и запаха не добавляет. После полетов запаха практически нет. Летаю мало, больше строю, так что экономить на бензине смысла нет, и все равно не дороже качественного калильного топлива. Ну а расходы бензина при мелких кубатурах вообще никакие.
Если внимательно посмотрите на снимок мотора слева, то видно, что трубка из картера идет на тройник, от него одна трубка идет на помпу, а вторая под низ капота, ее тоже видно прямо за вилкой тяги газа. Длина этой трубки сантиметров 15, она своим сопротивлением и обеспечивает достаточные пульсации давления.
Карбюратор стоит родной саитовский без всяких переделок. Единственное, что для подсоса топлива при запуске, к задней крышке мотора приделана нажимная заслонка, позволяющая затыкать карбюратор с установленным капотом.
Самый простой вариант с регулятором и помпой мне удалось раньше реализовать на FG11. Тогда на Алиэкспресс продавались регуляторы со встроенной помпой от китайского NGH GT09. Качество его было не очень. Но замена крышки насоса на крышку от обычного мелкого WALBRO поблему герметичности решила. Ну и для 4т установка возвратной пружины под мембрану. Кстати, там пришлось хорошо поджать картерный выхлоп для получения достаточно давления пульсаций. По конструкции эта помпа с регулятором была копией WALBRO (вся ее начинка состояла из деталей входящих в ремкомплект к мелким бензопильным карбюраторам), только без диффузора. Правда, потом они исчезли из продажи, поскольку у NGH GT09 изменили конструкцию карбюратора.
Решил для FA 40 сделать регулятор по размерам WALBRO, но для облегчения веса - из капролона. Размеры можно определить разобрав практически любой карбюратор от мелкого бензинового мотора. Насосную часть с регулятором совмещать не стал, поскольку стандартная насосная мембрана с лепестковыми клапанами плохо прилегает к капролону. Для иглы клапана пришлость запрессовать в капролон седло из латуни, поскольку по капролону она не закрывала. Принцип действия регулятора WALBRO и карбюратора в целом можно найти в интернете.
Помпу сделал из дюраля. Поскольку точить и фрезеровать это для меня тоже хобби (есть настольный токарный и фрезерный), подробных чертежей нет. Мембрана из лавсана от мешка для запекания в духовке. Лепестковые клапана из кусочка мембраны насоса из ремкомплекта WALBRO. Разбирать для фотографирования к сожалению сейчас нет возможности. Поскольку двигатель 4т, под мембрану необходимо ставить возвратную пружину с колпачком, чтобы мембрану не повредить.
Если у Вас с изготовлением проблемы, то, не сильно добавляя вес, можно взять бензиновую помпу Perry VP-40. Кстати, обкатку на стенде я проводил с такой помпой и самодельным регулятором типа Вебра. Обкаточный стенд – доска с колесами позволял менять положение двигателя и оценивать изменение оборотов.
Вообще, вакуумная камера регулятора играет роль маленького бензобака, установленного максимально близко к карбюратору. По мере его опорожнения, за счет небольшого разрежения, открывается клапан, и насос заполняет камеру порцией топлива, ликвидируя разрежение, после чего клапан закрывается. Если регулятор поставить далеко от карбюратора (больше 3-5см), то при изменении положения модели эти сантиметры будут создавать гидростатическое давление, вызывая заметное изменение оборотов.
Можно отметить, что потребление бензина FA-40 не более 5мл/мин на максимальных оборотах. Так что использование маленького бака (60-80мл) прямо за двигателем, возможно, позволит избавиться от проблем с помпой и регулятором, если особых пилотажных требований нет , а их, при применении такого мотора, скорее всего, нет. Правда такой бак может оказаться не таким простым. Но есть желание попробовать сделать. Это позволило бы снизить вес, что для такого мотора очень важно.
Если еще будут вопросы по регуляторам и помпе, появится время, сделаю эскизы и подборку информации.
Благодарю за проявленный интерес.

Flimmer

Спасибо за развёрнутый ответ, в принципе всё понятно, меня давно интересовали самодельные помпы и регуляторы давления для бесперебойной и чёткой подачи топлива в мотор, но сам до сих пор для себя рабочего устройства не сделал, больше было мыслей чем действий, да и не позволял мне тогда станочный парк, сейчас проблем с изготовлением никаких нет, есть и токарник и фрезерный чпу, теперь это вопрос наличия свободного времени.

После баловства с микроконтроллерами, както появилась идея выполнить помпу на круглом плоском пьезо динамике, чтобы роль мембраны выполнял именно он, в импульсном режиме на частотах соизмеримых с оборотами мотора, и не в коем случае не на резонансных собственных частотах, а уже расходом управлял бы микроконтроллер, увеличивая или уменьшая количество импульсов или ещё как нибудь. Хоть тут и минусы, в плане веса батареи, создания блока управления, малых перемещений пьезоэлемента, но интересно заработает, или будет только гнать пену. Дальше идеи эта тема пока не пошла, хотя материалы все были собраны. так что всё впереди, желание собрать и самодостаточный и электронный топливные насосы в минимально возможных размерах не пропадает.

kun-v

Интересная задумка. Это уже ближе к управляемому впрыску. Струйные принтеры Epson прекрасно работают на пьезоголовках. Так что успехов Вам.