Полет в Стратосферу!

yopsemyon

С тех пор как увидел статью www.fontanka.ru/2009/03/19/046/ , где французские студенты в 2008 году запустили фотоаппарат на воздушном шаре на высоту 30 км,и вдохновился фотографиями сделанными из космоса французскими студентами,

меня не покидает мысль осуществить п****илотируемый полет в стратосферу!
Идея проста: FPVшный самолет привязываем к метеозонду, он поднимается на высоту 20-30 км, баллон разрывается, самолет от него отцепляется и планирует домой, делая при этом отличные фотографии и видео самого настоящего космоса! Внутри самолета +20С, за бортом минус80, красота:)
И кажется особых проблем-то нет, автопилоты работают, видеопередатчики 30 км берут (с большими антеннами) Record FPV, LRS con 30mW: 26.5Km
Был на метеостанции, пообщался с метеорологами, кто запускает метеозонды .
Шары уносит на 50-150 км. Время полета 2, 5 часа. Высота до 30 км.
Скорость подъема, при ПОЛЕЗНОЙ тяге 1 кг- 5 м/с.
Предыдущие места падения зондов они знают с точностью до 1 км, по ним можно определить район, где нужно встречать и откуда лучше запускать самолет.

Вот схемка атмосферы, что на каких высотах происходит

upload.wikimedia.org/wikipedia/…/Atmosfeer.png
Вот еще запускали fishki.net/comment.php?id=67386
Вот еще, подробный отчет с видео, русские запускали в Канаде www.natrium42.com/halo/flight2/

Diego

Это здорово! Но как обеспечить внутри самика плюс 20 при окружающем минус 80?

Старый_прагматик

Вы думаете, что обеспечение нужной температуры внутри приборного отсека - самая большая проблема в этом проекте? Вспомните плотность воздуха на такой высоте. Посчитайте вертикальную скорость. Прикиньте режимы торможения…

Сергей_Вертолетов

Серёга, ну ты азартный Парамошка 😃 Уже и метео-зонд надыбал! Буду с интересом следить за твоим проектом!

Beer100
Diego:

Это здорово! Но как обеспечить внутри самика плюс 20 при окружающем минус 80?

Оборачиваем в слоенку: стекловата, герметичная пленка, стекловата, пленка, фольга.
И внутрь маленький нагреватель.

nullguid
Старый_прагматик:

Вы думаете, что обеспечение нужной температуры внутри приборного отсека - самая большая проблема в этом проекте? Вспомните плотность воздуха на такой высоте. Посчитайте вертикальную скорость. Прикиньте режимы торможения…

Главное обеспечить связь, тогда и сломать на торможении не жалко 😉

pashteton
Старый_прагматик:

Вы думаете, что обеспечение нужной температуры внутри приборного отсека - самая большая проблема в этом проекте? Вспомните плотность воздуха на такой высоте. Посчитайте вертикальную скорость. Прикиньте режимы торможения…

Люди с парашютом от туда прыгают(я про стратосферу). И ничо, тормозят ведь как то 😃
Рекорд около 17000м.

KZ-850

ИМХО - главной проблемой будет не низкие давление и температура, и не низкая плотность воздуха, а скорость ветра - лично в прошлое воскресенье на высоте 2.5км “поймал” ветерок порядка 90 км/ч (определил по разности воздушной и ЖПС скоростей), выше - больше (слова пилотов “большой” авиации) на высотах 8-10км ветер может достигать 40 м/с (144км/ч) и больше представьте, насколько быстро и как далеко улетит шарик…

nullguid
KZ-850:

представьте, насколько быстро и как далеко улетит шарик…

Метеорологи не только представили, но и посчитали и успешно ловят контейнеры зондов, так что нужно просто знать, где встречать.

Morfan

Изначально как я понял в коробочке этой была гоупрошка и яблофон? Это проверенные хреновины которые переживают жесткие условия. Самолетная же начинка врядли сильные минуса сдюжит… особенно паки. Так что утеплять придется всяко.

KZ-850
nullguid:

Метеорологи не только представили, но и посчитали и успешно ловят контейнеры зондов, так что нужно просто знать, где встречать.

Одно дело - найти упавший за несколько сотен км от точки старта зонд, и совсем другое - осуществить управляемый полет, о чем собственно эта тема.

pusyakaryagin
Beer100:

Оборачиваем в слоенку: стекловата, герметичная пленка, стекловата, пленка, фольга.
И внутрь маленький нагреватель.

эээ это сколько весить будет?

Morfan:

Самолетная же начинка врядли сильные минуса сдюжит… особенно паки.

имхо утеплять только акки надо
-30 электроника выдерживает, впринципе утеплять особо не надо
можно всю электронику свернуть в комок вместе с акками, они греть будут, имхо, положить в картонную коробочку

yopsemyon:

Давайте там это обсудим… я даже шары уже купил))))
Полет в Стратосферу!

так, а чем их надувать будем?

zb3k
Morfan:

Изначально как я понял в коробочке этой была гоупрошка и яблофон?

Нет, это потом народ стал телефоны отправлять. Французы подошли основательно teslabs.com/meteotek08/

yopsemyon

Я думаю что дополнительно утеплять отсек вообще не придется. Он и так плотно набит аппаратурой, которая и так сама по себе не слабо греется. От атмосферы отсек отделен 10мм слоем пенопласта (кстати, это надо обсудить, не лопнет ЕПП на морозе при нагрузках?) И в отсеке стоит датчик температуры от “Игла”. Опустилась температура ниже предела- отцепляйся и домой!, а можно и греющий резистор прицепить и его включать по мере надобности.
И вот как можно просто провести низкотемпературные испытания на земле, используя сухой лед, как делали эти французы:

teslabs.com/meteotek08/

pusyakaryagin:

так, а чем их надувать будем?

Можно гелием, на 1,5 кг оборудования надо 4 куб.м, в баллоне 6 м. куб, баллон стоит 2000 руб.
А можно и на метеостанции и зарядить водородом (там свои генераторы водорода) и запустить одновременно с их зондом, и для безопасности полета лучше. Там строгое время запуска и авиация в курсе!

baychi
yopsemyon:

Идея проста: FPVшный самолет привязываем к метеозонду

Спасибо за поднятую тему, Сергей!
ИМХО сложностей в таком проекте будет много, но тем интереснее. 😃

Главное, как правильно заметил KZ-850, - это само управляемое планирование, а точнее какой носитель для этого сгодиться? Сразу вспоминается самый дорогой в мире планер - челнок Шаттл. 😃
Учитывая что участок в плотных слоях будет относительно небольшим, а скорость сноса ветром велика, ИМХО нужен снаряд типа FunJet-а. Рассчитыватьь на энергию акков на дальностях порядка 150 км не приходится, посему придеться выводить в заданную точку только за счет потенциальной энергии. Если допустить 100 км разброс ожидаемого сноса, то планирование с 20-30 км потребует скоростей до 200 км/ч, с аэродинамическим качеством 5-6. Я к сожелению не силен в самолетостроении, но знающиелюди, возможно подскажут подходящую модель.

Вторая по сложности задача - управление моделью на таких расстоянихя и высотах. На существующие АП рассчитывать не приходится. Не думаю, что какой-то из них способен работать на высотах более 6-10 км (У FY-21AP, например ограничение 6000 м). То есть надо дорабатывать или рулить вручную. 😃

По поводу нагрева особых проблемм не вижу, а вот над защитой от пониженного давления возможно придется проработать.

Luka

Сергей, если не секрет, по чем шарик?

pusyakaryagin
baychi:

а вот над защитой от пониженного давления возможно придется проработать.

чехол от ГоПро отдельно купить можно, судя по вышележащему видео она осталась жива в своем чехле

yopsemyon

Да, на автопилот надежды, конечно мало, хотелось бы чтобы самолет был постоянно под контролем.
Мне кажется сейчас самый главный вопрос - это какой использовать линк для радиоуправления?
Шерер или BEVRC с направленными антеннами, теоретически какую смогут дат дальность?
Конечно вот есть вариант 70-170км, но стоит комплект 1200 евро 😃
tienda.dmd.es/epages/ea0697.sf/en_GB/?ObjectPath=/…

В общем я вижу полет так:
Выбираем день со слабым ветром и без смены погоды , звоним на метеостанцию, спрашиваем с каким азимутом и на каком расстоянии падали последние шары (договоренность есть). Определяем место старта так, чтобы траектория полета проходила вдоль какого-нибудь длинного шоссе, и примерное место посадки было там,где много полей, а не лесов.
Едем туда, стартуем, садимся в машину и передвигаемся к месту посадки, соблюдая минимальное расстояние до шара с самолетом , все время поддерживая с ним связь.
Если сработает файлсейв- самолет сам отцепляется от шара.
Чтобы отцепка не срабатывала от кратковременного файлсейва, серву отцепления можно подключить через серво-замедлитель, например на 1 минуту.
Но тут начинаются вопросы:

  1. Самолет отцепится и автопилот полетит куда? К месту старта - против ветра! а это может закончится неудачно. Как заставит его лететь к машине?
  2. На высоте более 10 км спутники GPS перестают ловиться, это сказано здесь www.natrium42.com/halo/flight2/
    То есть выше 10 км мы не будем знать где конкретно находится самик с шаром, только визуально с камеры и по предыдущей скорости и направлению, и по уровню сигнала с направленных антенн.
    Если на высоте выше 10 км потеряется линк управления самолет отцепится и куда полетит? Копилот (если копилот) его выровнит в горизонт если будет воздух, а Игл не будет знать куда рулить. будет как-то хаотично кружить и улетит хрен знает куда, пока не снизится до приема спутников?
Luka:

Сергей, если не секрет, по чем шарик?

На Ebay были 30-50$? я купил в Питере за 1000 руб.

Luka
yopsemyon:
  1. Самолет отцепится и автопилот полетит куда? К месту старта - против ветра! а это может закончится неудачно. Как заставит его лететь к машине?

ИМХО. Для АП опрделить место старта на месте предполагаемой посадки, а после везти самик в место старта шарика.

Oliver
yopsemyon:

На высоте более 10 км спутники GPS перестают ловиться, это сказано здесь www.natrium42.com/halo/flight2/

Я там нашел только про баг софта GPS-модуля, который сглючивало при достижении высоты в 24км… Не понимаю, почему они должны переставать ловиться?

yopsemyon:

Мне кажется сейчас самый главный вопрос - это какой использовать линк для радиоуправления? Шерер или BEVRC с направленными антеннами, теоретически какую смогут дат дальность?

Может будет лучше не отпускать “объект” дальше определенной дистанции ни по высоте ни по направлению?

yopsemyon:

Самолет отцепится и автопилот полетит куда?

А у Тимофея в автопилоте разве не реализовано вставание в круг при потере спутников? Может это самый лучший способ? Снижаемся до целевой высоты с тангажом не больше заданного и встаем в круг ожидая, пока тебя нагонит хозяин и возьмет управление на себя?
Здесь пригодится гсм-гпс трекер, чтобы после пропадания прямой связи иметь координаты места, к которому стремиться.

Luka
yopsemyon:
  1. На высоте более 10 км спутники GPS перестают ловиться, это сказано здесь www.natrium42.com/halo/flight2/ То есть выше 10 км мы не будем знать где конкретно находится самик с шаром, только визуально с камеры и по предыдущей скорости и направлению, и по уровню сигнала с направленных антенн. Если на высоте выше 10 км потеряется линк управления самолет отцепится и куда полетит? Копилот (если копилот) его выровнит в горизонт если будет воздух, а Игл не будет знать куда рулить. будет как-то хаотично кружить и улетит хрен знает куда, пока не снизится до приема спутников?

Логичней было бы сделать так - чтобы не тратить энергию акков на моторчик, запретить АП включать моторчик до достижения определенной высотки, пусть сам планирует в нужном направлении, высотка позволяет, ну тут уж от возможностей АП зависит.

foxtrot

Гы гы, а мож под такой проект упросить smalltim сделать спец прошиффку с забиванием места старта и районов посадок (штатной, аварийных и т.д.)? Если полет будет успешным - для его телеметрии будет самая крутая раскрутка по всему миру! 😃

Oliver
Luka:

ну тут уж от возможностей АП зависит

У Тимофея, насколько я слежу за проектом, это реализовано.

foxtrot:

спец прошиффку с забиванием места старта и районов посадок

Дело в том, что при ветре в 60кмч (и тем более 160 км/ч) - ИМХО выгоднее самому ехать за самолетом, чем заставлять его лететь к нам. А от самолета лучше добиваться максимального времени удержания в воздухе.

Solo2k

На разных высотах направление и скорость ветра разные.

Luka
Oliver:

Здесь пригодится гсм-гпс трекер, чтобы после пропадания прямой связи иметь координаты места, к которому стремиться.

Олег, логично но вроде gsm при высоте более одного км из-за диаграммы направленности базовых антенн не работает уже. Надо уточнить у товарисча он занимается разработкой данного оборудования. А так да, было бы хорошо в онлайне через веб смотреть где самолетка.