Бюджетный автопилот

AsMan
huntsman60:

Например у меня тренер и Изик даже при визуальном полете ветром иногда конкретно опрокидывает.

Угу ветер виноват. А поставишь стабилизацию, она будет виновата:-)

huntsman60

С стабилизацией есть относительно небольшой шанс словить глюк, который с некоторой вероятностью может привести к падению. Без стабилизации при относительно стабильных погодных условиях есть какой-то шанс долететь обратно, т.е. примерно 50%/50%. При довольно больших расстояниях вероятность значительно ниже. И что из этого выбрать? 😎

KIR2142
AsMan:

А кто все это им настроит? Народ же свято верит что электроника все спасет. Какие в жопу центры тяжести с фокусами, нах всякие пиды. Надо чтоб RTF, и чтоб за копеечку…

Скажем так. Чтобы настроить АП на ЛА без стабилизации нужно приложить пипец сколько усилий о опыта, и еще не факт что получится. Кроме настройки геометрии нужно столько инфы по ПИДам перелопатить, а откуда новичку эти знания взять? И да, поэтому вопрос справедлив: “А кто все это им настроит?”. Действительно, кто новичку настроит АП без стабилизации чтобы он потом самик не убил? И почему вы продолжаете в этой ветке советовать именно новичку поступать так?

С другой стороны, наличие стабилизации хоть и не избавляет от необходимости настраивать и механику и электронику самолета, однако в процессе настройки и облета она прощает определенную дельту допущенных в процессе огрехов (как в механике так и в ПИД-ах) и плюсом дает дополнительную надежность, связанную со спецификой ее работы.

Мне например очень показателен в этом плане полет DIMUS’a (если не ошибаюсь) на дальняк (>10км) с чайналинком и фишкой. Кто забыл напомню, как из-за программной ошибки чайналинка сервы при FS стали враскоряку и пытались убить самолет. Однако фишка (которую тут неоднократно закидывают г…ом) спасала самолет, боролось с плоскостями и приводила к горизонту. Можно было бы в этой ситуации надеяться на идеальную геометрию самолета? Хренас два. У меня была ситуация при таране Ская летающим крылом, когда он сел с расстыкованными крыльями на резинках и оторванным элероном - спасла стабилизация. Вторая ситуация была когда в полете сдохла серва в крыле - я это заметил только после приземления. Щас конечно начнется метание говн в сторону FY20A, сразу скажу - стабилизаций много и выбирать есть из чего. Поскольку FPV полеты это часто полеты “высоко и далеко”, где может произойти много разных непредвиденных ситуаций, нельзя полагаться на один “авось”. Ограничивать АП только идеально настроенной геометрией и малыми расходами ПИДов - и есть тот самый “авось”.

AsMan

Изик это вот это?

Если да, то для начала добиться, чтоб его при брошеных ручках никаким ветром не опрокидывало.

baychi
huntsman60:

С стабилизацией есть относительно небольшой шанс словить глюк, который с некоторой вероятностью может привести к падению. Без стабилизации при относительно стабильных погодных условиях есть какой-то шанс долететь обратно, т.е. примерно 50%/50%.

И предпосылки и логика ущербны. Если не настраивать модель, шанс краша весьма велик, точно так-же и при использовании АП без настройки/проверки. Но если все делать, как следует и проверять, вероятность потери модели с АП резко падает.

И еще, почемуто-то очень часто люди путают пространство событий с вероятностью.

huntsman60

В общем послушав Вас можно сделать выводы, что плохо и одно, и второе. Придется выбирать меньшее из 2-х зол. Пока больше склоняюсь все же в сторону стабилизации 😎
Все же летаю не так давно… И не являюсь специалистом в аэродинамике. Тратить несколько месяцев на настройки, превратив в дрова при этом несколько самолетов как-то не очень хочется…

AsMan
KIR2142:

Действительно, кто новичку настроит АП без стабилизации чтобы он потом самик не убил? И почему вы продолжаете в этой ветке советовать именно новичку поступать так?

А кто новичку настроит стабилизацию? У той же фишки вродь как аж три крутилки есть.

huntsman60
AsMan:

Изик это вот это?

Если да, то для начала добиться, чтоб его при брошеных ручках никаким ветром не опрокидывало.

Все верно. Именно он. Пока и так находится в процессе настройки.

scooter-practic
huntsman60:

Тратить несколько месяцев на настройки, превратив в дрова при этом несколько самолетов как-то не очень хочется…

Вот тут Вы ошибаетесь. Скорее в дрова самолёт превратится из за ненастроенности планера. И стабилизация этому поможет в данном случае.
Сперва настройка планера а потом стабилизации и автопилота.

baychi
huntsman60:

Тратить несколько месяцев на настройки, превратив в дрова при этом несколько самолетов как-то не очень хочется…

Если делать настройки и проверки грамотно, предварительно все проверив на земле и доводя в воздухе лишь детали, никаких крашей не будет.
А если рассчитывать “на авось”, и пускать в дальние полеты ненастроенные модели, то извините ленивый тоже платит дважды. 😃

Володимир
Lazy:

И самое главное - КАК оно рулит, не зная углов по осям самолёта?

Точно так же как рулит все остальное - вот как ты рулишь машиной - ты что, углы колес знаешь?! Всех 4-х?!

Та приблуда, которая возвращает домой самолет и которую принято называть Автопилотом (АП) пользуется имеющимися данными - координаты свои и базы (точки куда надо прилететь), высота барометрическая (или та же ГПС), скорость барометрическая (это правильнее) или опять же ГПС и заданными при настройке пилотом условиями полета - воздушным коридором (высота, отклонение), скоростью (не ниже, не выше), прочими коэффициентами - однако в заводскую комплектацию того же Игла входят данные - которые заведомо подходят для простой самостабилизирующейся модели! Чем я нахально и пользовался все лето 😃. Пилот указывает на сколько он разрешает отклонять руль высоты (и меня удивляет народ, задающий максимальные величины, а потом удивляются почему у них самолет снижается на эшелон пикируя и ломает себе крылья пытаясь выдержать заданную высоту - мой спокойно планирует выключив моторы и достигнув заданной просто дает средний газ), на сколько давать газа чтобы набирать высоту и на сколько отклонять руль направления чтобы повернуть.
В общем то с точки зрения систем управления - задача простая, усложненная внешней средой и только.

huntsman60
AsMan:

А кто новичку настроит стабилизацию? У той же фишки вродь как аж три крутилки есть.

Во-первых брать FY-20A/ FY30A я и не собираюсь. Во всяком случае пока… Весьма сомнительный девайс. И кстати что-то я не понимаю, почему у ВСЕХ слово стабилизация ассоциируется с продукцией Feiyu. Вроде бы систем хватает… Пока больше смотрю в сторону FMA Co-Pilot, о чем неоднократно писал в теме. Во-вторых вроде бы с компьютером дружу (по образованию ИТшник), со всякими девайсами тоже. Читать умею, да и на помощь товарищей с форума надеюсь. И в-третьих все вроде как-то разбираются… Не думаю, что все на столько сложно 😄

AsMan
huntsman60:

Все верно. Именно он.

Обязан выходить в горизонт сам, из любого положения. Ток два ограничения. Правильно настроен, достаточно высоты.

Володимир
AsMan:

У той же фишки вродь как аж три крутилки есть.

И не просто три крутилки, а это и переключатель реверса канала и чувствительность канала - а откуда даже опытному пилоту знать какая нужна чувствительность если он всю жизнь оперировал максимальными расходами и экспонентой?!
Плюс (скорее минус) фишка особо чувствительна к своему положению в пространстве и плевать хотела на всякие самолеты… Видел видео где фишку применили в роли хедтреккера и ничего так - весело рулила пантилтом.

AsMan:

Обязан выходить в горизонт сам, из любого положения. Ток два ограничения. Правильно настроен, достаточно высоты.

При достаточном удалении от базы (когда вираж не приводит к сильному изменению необходимого курса) ИГловский АП без какой либо системы стабилизации превосходно держит и высоту и крен, при условии что крен вызывает адекватный уход с курса.

AsMan
huntsman60:

Во-первых брать FY-20A/ FY30A я и не собираюсь.

Просто в качестве примера привел.

huntsman60:

Пока больше смотрю в сторону FMA Co-Pilot, о чем неоднократно писал в теме.

Там крутилок чтоле нет?

huntsman60

Товарищи, а что вы можете сказать касательно использования гироскопа для горизонтальной стабилизации, либо 2-х гироскопов для горизонтальной/вертикальной стабилизации? Вроде бы довольно недорогая стабилизация выходит. Если это возможно…

huntsman60
AsMan:

Просто в качестве примера привел.

Там крутилок чтоле нет?

Дык можно же провести первичную настройку по инструкции/методом тыка “на столе” с последующим полевым тестированием на малых высотах/скоростях и отладкой.

P.S. Что-то вы сосем меня запутали…

KIR2142

Пипец вы с этими крутилками на FY, сижу ржу )))))
Во-первых их крутить то надо всего две, потому что РН не подключаем к стабу, он ему не нужен. Во-вторых там и настраивать нечего кроме самой чувствительности. Наклоняешь модель и смотришь куда и как сильно отклоняются плоскости. Я летал и на максимальной и на средней и на малой чувствительности, за пол года полета со стабом разницы не заметил особой. Работает и так и так, ну мож нюансы типа на максимальной быстрее. Наверно настройка стабилизации самая тупая и простая процедура из настройки всей имеющейся электроники на самолете, но народ раздувает из мухи слона из принципа чтобы поспорить и попугать новичков.

О да, настроить стабилизацию в разы сложнее чем настроить ПИДы для модели, у которой ее (стабилизации) нет. Ха )

RedSun

По поводу терминологии.
Есть задача пилотажная, то есть поддержание заданного углового положения ероплана в пространстве либо его изменение заданным образом. Решает эту задачу система угловой стабилизации (СУС) .
Есть задача навигационная - управление поступательным движением ероплана в пространстве, например набор высоты с заданным углом, полет по точкам, глиссада и т.п. Решает навигационные задачи автопилот (АП), при этом он активно пользуется СУС - задает ей углы, потребные для навигации.
Так что чисто формально, можно сделать сферический автопилот в вакууме, который будет пользоваться собственной, аэродинамически или как нть еще обеспеченной устойчивостью носителя по тангажу и крену, а рулить газом и рулем направления. Фигня в том, что атмосфера - штука непредсказуемая. Вон у свободников - то несколько туров к ногам садится, то бегать, а то и ездить за несколько километров приходится.
Про младшую фишку. У нее довольно примитивный закон управления, который хорошо работает только на самолетах с достаточным собственным демпфированием. Там не самые лучшие гироскопы, которые реально загнать в насыщение. Также складывается впечатление, что при глюке прошивки по тем или иным причинам отключить стабилизацию и рулить руками не получается. Ну и настаивают ее не всегда правильно, задирая PIDы до упора, что может сыграть не сразу после взлета, а при определенном стечении обстоятельств. То есть этой штукой можно пользоваться, если соблюдать простой набор правил - спокойный самолет, разумные коэффициенты, отсутствие резких эволюций. Ну и при везении 😃)
Про отстройку самолета. Я так вообще не понимаю, как эти FPVшные платформы в воздухе держатся. 😃) Перегружены, столько всякой хрени примотано снаружи и торчит в потоке… ТАКОЕ настроить на ровный полет практически невозможно.
Про цены на ардупилот. Первая версия (не Мега, та дороже !) пилота Ardupilot 25 баксов, первая версия гироплатформы (оно у них называется ArduIMU) 100 баксов, GPS от 25 баксов. Для самолета типа изистара есть почти готовые конфигурации, но придется самому скомпилить и прошить. И полсотни паек пайнуть. У меня получилось - домой возвращается. И к горизонту приводится.
Ардупилот Мега подороже. но у него лучше конструктив и больше бантиков.
Еще есть довольно удачное решение Gluonpilot. По ценам чуть дороже, но удобнее конфигурится. Есть вкусные бантики. И тоже работает.

blade
Lazy:

ИМУ - это система с использованием гироскопов

Вы будете таки смеяться- это я понимаю 😦 Inertial Measure Unit -прибор, измеряющий инерцию 😃
И даже про то, что гироскопы есть аналоговые и цифровые.
А также- одно, двух и трёх- осевые.
Просто, чтобы не плодить излишних сущностей- обозначил так систему ориентации самолёта в пространстве.
И, если обратите внимание- про оптику сделал специальную оговорку. 😃
Поскольку речь идёт не о технических нюансах, а о принципиальной возможности создания ЛА с автопилотом- по вменяемой цене.
Чем сейчас, собственно- и занят.
Поэтому считаю оптимальным АрдуПилотМега- в самостоятельном исполнении.
Самолёт- уже готов.
Автопилот- на стадии монтажа серии.