Правовые аспекты FPV № 2

DarkAn
NK-2106:

Похвалюсь: с 3 по 21 августа поеду получать свидетельство инженера по эксплуатации ЕЭВС.

Так все таки… Объясните пожалуйста смысл получения вашего ЕЭВС применительно к ФПВ полетам? Насколько я понимаю “инженер по эксплуатации” это вовсе не то же самое что “оператор БПЛА/ДПЛА” и тем более совсем не “пилот ФПВ”, так нафига тогда оно нужно? Да еще и за такие бабки?

Яндекс на этот вопрос ничего вразумительного ответить не смог, и кроме того, согласно ФАП “ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ” получается что кроме свидетельства инженера по эксплуатации вам придется еще как мининимум сертифицировать ваш ФПВ носитель и далее поддерживать его ЛГ.

Или вы все таки не про ФПВ говорили…?

NK-2106
Sturman180:
  1. БПЛА в воздушном пространстве РФ могут летать только в разрешительном порядке, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от класса ВП. Уведомительный порядок в классе G предусмотрен только для непосредственно плотируемых ЛА (ДПЛА, как разновидность БПЛА, к непосредственно пилотируемым ЛА не относится).

Прочитал еще раз ФП ИВП. Теперь не делают разницы между автоматическим и управляемым полетом.

“… «беспилотный летательный аппарат» - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;”ФП ИВП - 2010.zip

Там же: про разрешительный порядок для БПЛА и ограничения - см п.52.
Про заявку в местный центр ОрВД - см. п. 99 (в)
План полета для БПЛА - п. 109. НЕЗАВИСИМО ОТ КЛАССА ПРОСТРАНСТВА
Разрешительный порядок для БПЛА - п.116

ну и т.д.
Печально…

SAN
NK-2106:

Про разрешительный порядок для БПЛА - откуда? Название документа?

Здесь уже было

Roman_T:

Мне отметили 2 момента в постановлении прав-ва РФ №138: - на высотах до 200 м. не производится диспетчеризация, информационное обслуживание и т.п. - логично что и разрешение не нужно НО это явно не указано. ст.№11-13, косвенно подтверждается отсутствием эшелонирования на таких высотах ст.№68

  • и еще казус: “ст 116. Разрешительный порядокиспользования воздушного пространства устанавливается: а) для пользователейвоздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетоввоздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушногопространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации; б) для пользователейвоздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов Aи C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - дляполетов беспилотных летательных аппаратов.”
NK-2106
DarkAn:

ЕЭВС применительно к ФПВ полетам?

Никакой связи. Это для основной работы. Сам самолет мы уже сертифицировали (RA-1772G), у летчика пилотская коммерческая лицензия есть, теперь мне вот надо - для обслуживания. Где то в сети был приведен пример, что было бы, если водителей готовили по правилам авиации.

Я привел порядок цифр, для примера, сколько стоит получить бумажку частному лицу: “Если заставят получать свидетельство пилота-оператора БПЛА, то это может стоить примерно вот столько.” Обучение пилота 55 000, техника - 28 000 руб. Я так думаю, что операторов БПЛА пока нигде не готовят, и не надо наше государство наталкивать на эту мысль. Цены уж больно не смешные.

SAN:

Здесь уже было

Да, нашел уже.

Когда я заявку дал, получается диспетчер отработал по п. 138 - установил “местный режим в нижнем воздушном пространстве” для “выполнение полетов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов С и G.” Кстати, я просил 1000 м, а он сказал - не выше 600 м. Теперь понял - нижний эшелон в нашей местности это 900 м, минус шаг эшелонирования 300 м получается 600 м.

dima043

Если нижнее пространство почти пустое как у нас в Кирове - диспетчер вполне может установить местный режим например на время соревнований. Но в Московской воздушной зоне это не реально. А вообще я балдею - а как при союзе моделисты летали ? Свободно летающие модели тогда на соревнованиях легко забирались в потоках на 300 метров и улетали на несколько км куда ветер дует. Часто их находили и на аэродромах и в воинских частях и возвращали в местные досааф без всяких штрафов.

DarkAn
NK-2106:

Никакой связи. Это для основной работы.

Все понятно, спасибо… просто в контексте данной темы подумал что это вы ради ФПВ все затеяли.

LaPart
NK-2106:

Вот кто нибудь на радио получал регистрацию в комитете по связи?

Получал на несколько станций за несколько раз. Собирался ставить на машину (совсем незадолго до массового появления сотовых).
Станцию не приносил, не показывал (мало ли чего?)
Приносил листочек с маркой и номерными данными радиостанции.
Один из разов было интересно - задают мне вопрос:

  • А где это вы взяли станцию?
  • Купил.
  • А где купили?
  • Да они сейчас везде продаются…
  • А вот мы вам ее возьмем и не зарегистрируем…
  • Я, значит, как порядочный, пришел к вам букву закона выполнить, а вы не зарегистрируете? Ну тогда я пошел? Придется работать без позывного?
  • А мы вас запеленгуем и оштрафуем…
  • Чем вы меня запеленгуете?
    … Пауза…
  • Ну идите в отделение банка, на этот счет стока денег (на 6 лет давалось разрешение), давайте ваш листочек. Пока оплАтите, будет вам разрешение…
    Вот и все.
    Остальные разы вопросов не задавали, давали заполненный бланк квитанции, куда надо было фамилию записать и всё… Проверяли квитанцию, выдавали разрешение, причем почему-то номер разрешения (он же позывной) был не по радиолюбительской системе, а по гаишному разделению регионов.
    Это уже не советская система была. А потом на этот класс регистрацию отменили (видать дохода никакого).
    Все равно диапазон дается на вторичной основе, права там не покачаешь, качество связи тоже нестабильное, хоть на 4 Ватта можно на пару тыщ километров вполне поговорить…
    Не знаю, как таксисты ща с этими станциями ездят, а раньше любой гаец имел право встряхнуть разрешение на станцию, если она в машине стоит.

Извиняюсь, что немного не в тему ФПВ, но ответ на поставленный вопрос и пример контакта с правовыми аспектами “погранично-законных” тогда технических средств…

Sturman180

Регистрации с присвоением позывного в РФ подлежит любой трансивер, способный модулировать голос (включая, но не ограничиваясь). Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…

СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…

SAN
Sturman180:

Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…

Не только.
Перечитайте пост № 32 из этой темы.

Sturman180:

СиБи-шки подлежат регистрации

Отменёно

F_R
Sturman180:

СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…

Всякие там воки-токи давно уже отменены (LPD, PMR диапазоны). Про сиби вам Александр сказал. По-моему, этой зимой отменили регистрацию сибишек.

SAN
NK-2106:

ну и т.д.
Печально…

То-то и оно.
В Москве и ближнем Подмосковье несколько десятков “лётных мест”, а “пилотов выходного дня” - сотни.
Ежели все будут запрашивать диспетчеров хоть по разу в неделю…
Подозреваю - им это не понравится.

NK-2106
Sturman180:

Регистрации с присвоением позывного в РФ подлежит любой трансивер, способный модулировать голос (включая, но не ограничиваясь). Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…

СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…

Друг мотается между Мск и НН, в машине CB станция. Говорит, что главное вовремя выдернуть питание. Установка антенн и нахождение станции в салоне не запрещено. Запрещено использование без регистрации 😁.
Дурацкая аналогия - хранение и употребление наркотиков, оружия. Наказание отличается в разы.
Аналогично, автомобиль - пока он стоит без номеров в гараже или около дома, никому до него дела нет.

blade
Саныч67:

что было на самом деле ?

Вариантов может быть несколько:
1- брехня чистой воды: где то в этой же теме профессионал- локаторщик объяснял, что ПВО шные локаторы подобную мелочь, как р/у модель не видят (если она конечно, не излучает радиосигнал) а сама по себе модель- содержит слишком мало железа и слишком медленно летит…
а змей вообще без металла: тряпка и планки.
2- Если змей был достаточно большой и оклеен фольгой (доводилось мне по заказу локаторщиков делать р/у мишень тарирововчную- оклеивал специально всю, от носа до оперения)- могли заметить и примчаться, чтобы выслужиться перед батькой за прощелканный “плюшевый десант”.
Но судя по фото, где никакой фольги нет- брехня 😃

NK-2106
Саныч67:

Может кто то прокомментировать, что было на самом деле ?

news.rambler.ru/15195788/

Я же говорю - в Жуковском 12 августа обратил внимание, что на многих ЗРК было указанно, что видит БПЛА на фоне земли и метеообразований. Как пояснили специалисты, антенны остались теми же, а изменились скорость и алгоритмы обработки информации. Похоже, что теперь военные не только видят все, но и могут отличить птицу от модели.

Особенно хорошо должны быть видны многороторные платформы. Сумма ометаемой площади винтами уже достаточно большая, обороты - в разы больше вертолетов. Доплеровское смещение сигнала может быть больше, чем у настоящего вертолета. Специалисты могут прокоментировать?!

А если не видят, то спросите у yaten, почему его во время запуска ФПВ периодически навещают МиГ-31, с аэродрома за 30 км от него. А наш завод периодически эти Миги принимает, переоборудовает и отправляет назад в полк (6 шт в этом году). Похоже, что в армии тенденция налицо - БПЛА теперь умеют идентифицировать и рассматривают как цель. Или я опять слишком домысливаю?

blade
NK-2106:

обороты - в разы больше вертолетов

NK-2106:

Специалисты могут прокоментировать?!

Только у вертолетов- лопасти металлом крыты?
И движок- 200 кГ весит.
Кстати, спецы по Стеллс технологиям больше всего бьются с отражением от лопаток турбины, даже воздуховоды кривые на Т50 сделали, чтобы снаружи лопаток не было видно.

NK-2106:

Доплеровское смещение сигнала

Откуда возьмется, если отражения нет? Что куда “смещается”?

NK-2106
blade:

2- Если змей был достаточно большой и оклеен фольгой - могли заметить и примчаться, чтобы выслужиться перед батькой за прощелканный “плюшевый десант”

В данном случае наверное просто кто то решил медальку заработать, и просто по телефону стуканули…

blade
NK-2106:

что видит БПЛА на фоне земл

Там не указано только одно было: размеров БПЛА 😃
Они и 30 и 200 и 450 кГ бывают.

NK-2106:

В данном случае наверное просто кто то решил медальку заработать, и просто по телефону стуканули…

Вот это- очень жизненный вариант: во всех тоталитариях настучать на ближнего- высшая доблесть 😃

NK-2106
blade:

Откуда возьмется, если отражения нет? Что куда “смещается”?

Давным-давно в НИИ ВВС, во Владимировке был такой случай. Проводили стрельбы ракетой, которая наводится по доплеровскому смещению сигнала от вращающихся винтов. На полигоне на земле стоял Ми-8 с крутящимися винтами. Произвели пуск ракеты, и оказалось что за границей полигона мимо летел Ан-26. Ракета перезахватила цель и попала в Ан.
Случай теперь широко известен, описан во множестве книжек. Сравните - Ан-26 с металл. винтами, у Ми-8 лопасти наполовину композит. У Ан-26 скорость вращения в 10 раз выше, но площадь меньше. В итоге ракета выбрала его. Все это происходило в 197х годах. Прошло 50 лет уже с того случая, вообще то…
Я могу только гадать, у меня нет знакомых вооруженцев-РЛСников. Даже если бы они и были, то они все равно не расскажут. В МАИ 9 факультет был, молчаливые ребята там учатся.
Даже углепластиковые самолеты может быть видно при некоторых условиях. В ФПВ нет металла, зато есть передатчик. Уверенны, что его работа не приводит к срабатыванию какой нибудь системы об облучении что то типа Береза (196х годов выпуска)? На Игле тоже я думаю не киловатный передатчик стоит, однако ж видят ее.

blade:

Там не указано только одно было: размеров БПЛА Они и 30 и 200 и 450 кГ бывают.

Безхитростная форма поверхности, наличие металла, активное и пассивное радиоизлучение - в наших моделях все это есть. Работают ведь не столько кг, сколько эти факторы.

И не все пользуются китайскими пленками. Я иногда модели обтягиваю металлизированным лавсаном. Чем не не отражатель?

e-serg
blade:

Но судя по фото, где никакой фольги нет- брехня 😃

Фото, скорее всего, никакого отношения к сообщению не имеет, там на картинках вообще разные змеи.
В заметке речь о пограничниках, как далеко от границы дело происходило?
Или от ближайшей части? Охраняемой территории? Размеры, высота змея?
Не надо про татолитариев, заметка, из-за несказанного, почти брехня.

Probelzaelo
Covax:

А flightradar24.com насколько точная штука?

а чего ей не быть точной то? нам небось прямой счетчик частоты стоит, и показывает с точностью знака 3-4 после запятой… а так то можно и точнее но не нужно

NK-2106:

запрещено. Запрещено использование без регистрации

Запрещено только мощность более 10 ватт… а так то все! СВ с нового года примерно даже не подлежит регистрации. Разрешение же чисто Р-любительское получить можно запросто, если есть желание использовать передатчик в другом не СВшном диаппазоне(раньше можно было 27 мгц пользовать без регистрации если моща не более 10Мвт). Рации LPR, мощностью передачи до 10 мвт тоже не надо регистрировать ни в россии ни в европе и достаточно давно.