Правовые аспекты FPV № 2
Есть разрешение
А кому оно действительно, если пилоты без удостоверений, а аппараты без регистрации?
Регистрация моделей не требуется в виду класса (массы), а удостоверение пилота у моделиста, летающего в дозволеной зоне, даже окончательно загнутый бюрократ спрашивать не станет.
Похвалюсь: с 3 по 21 августа поеду получать свидетельство инженера по эксплуатации ЕЭВС.
Так все таки… Объясните пожалуйста смысл получения вашего ЕЭВС применительно к ФПВ полетам? Насколько я понимаю “инженер по эксплуатации” это вовсе не то же самое что “оператор БПЛА/ДПЛА” и тем более совсем не “пилот ФПВ”, так нафига тогда оно нужно? Да еще и за такие бабки?
Яндекс на этот вопрос ничего вразумительного ответить не смог, и кроме того, согласно ФАП “ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕДИНИЧНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ” получается что кроме свидетельства инженера по эксплуатации вам придется еще как мининимум сертифицировать ваш ФПВ носитель и далее поддерживать его ЛГ.
Или вы все таки не про ФПВ говорили…?
- БПЛА в воздушном пространстве РФ могут летать только в разрешительном порядке, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от класса ВП. Уведомительный порядок в классе G предусмотрен только для непосредственно плотируемых ЛА (ДПЛА, как разновидность БПЛА, к непосредственно пилотируемым ЛА не относится).
Прочитал еще раз ФП ИВП. Теперь не делают разницы между автоматическим и управляемым полетом.
“… «беспилотный летательный аппарат» - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;”ФП ИВП - 2010.zip
Там же: про разрешительный порядок для БПЛА и ограничения - см п.52.
Про заявку в местный центр ОрВД - см. п. 99 (в)
План полета для БПЛА - п. 109. НЕЗАВИСИМО ОТ КЛАССА ПРОСТРАНСТВА
Разрешительный порядок для БПЛА - п.116
ну и т.д.
Печально…
Про разрешительный порядок для БПЛА - откуда? Название документа?
Здесь уже было
Мне отметили 2 момента в постановлении прав-ва РФ №138: - на высотах до 200 м. не производится диспетчеризация, информационное обслуживание и т.п. - логично что и разрешение не нужно НО это явно не указано. ст.№11-13, косвенно подтверждается отсутствием эшелонирования на таких высотах ст.№68
- и еще казус: “ст 116. Разрешительный порядокиспользования воздушного пространства устанавливается: а) для пользователейвоздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетоввоздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушногопространства (графиков) - во всем воздушном пространстве Российской Федерации; б) для пользователейвоздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов Aи C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114настоящих Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G - дляполетов беспилотных летательных аппаратов.”
ЕЭВС применительно к ФПВ полетам?
Никакой связи. Это для основной работы. Сам самолет мы уже сертифицировали (RA-1772G), у летчика пилотская коммерческая лицензия есть, теперь мне вот надо - для обслуживания. Где то в сети был приведен пример, что было бы, если водителей готовили по правилам авиации.
Я привел порядок цифр, для примера, сколько стоит получить бумажку частному лицу: “Если заставят получать свидетельство пилота-оператора БПЛА, то это может стоить примерно вот столько.” Обучение пилота 55 000, техника - 28 000 руб. Я так думаю, что операторов БПЛА пока нигде не готовят, и не надо наше государство наталкивать на эту мысль. Цены уж больно не смешные.
Здесь уже было
Да, нашел уже.
Когда я заявку дал, получается диспетчер отработал по п. 138 - установил “местный режим в нижнем воздушном пространстве” для “выполнение полетов беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов С и G.” Кстати, я просил 1000 м, а он сказал - не выше 600 м. Теперь понял - нижний эшелон в нашей местности это 900 м, минус шаг эшелонирования 300 м получается 600 м.
Если нижнее пространство почти пустое как у нас в Кирове - диспетчер вполне может установить местный режим например на время соревнований. Но в Московской воздушной зоне это не реально. А вообще я балдею - а как при союзе моделисты летали ? Свободно летающие модели тогда на соревнованиях легко забирались в потоках на 300 метров и улетали на несколько км куда ветер дует. Часто их находили и на аэродромах и в воинских частях и возвращали в местные досааф без всяких штрафов.
Никакой связи. Это для основной работы.
Все понятно, спасибо… просто в контексте данной темы подумал что это вы ради ФПВ все затеяли.
Вот кто нибудь на радио получал регистрацию в комитете по связи?
Получал на несколько станций за несколько раз. Собирался ставить на машину (совсем незадолго до массового появления сотовых).
Станцию не приносил, не показывал (мало ли чего?)
Приносил листочек с маркой и номерными данными радиостанции.
Один из разов было интересно - задают мне вопрос:
- А где это вы взяли станцию?
- Купил.
- А где купили?
- Да они сейчас везде продаются…
- А вот мы вам ее возьмем и не зарегистрируем…
- Я, значит, как порядочный, пришел к вам букву закона выполнить, а вы не зарегистрируете? Ну тогда я пошел? Придется работать без позывного?
- А мы вас запеленгуем и оштрафуем…
- Чем вы меня запеленгуете?
… Пауза… - Ну идите в отделение банка, на этот счет стока денег (на 6 лет давалось разрешение), давайте ваш листочек. Пока оплАтите, будет вам разрешение…
Вот и все.
Остальные разы вопросов не задавали, давали заполненный бланк квитанции, куда надо было фамилию записать и всё… Проверяли квитанцию, выдавали разрешение, причем почему-то номер разрешения (он же позывной) был не по радиолюбительской системе, а по гаишному разделению регионов.
Это уже не советская система была. А потом на этот класс регистрацию отменили (видать дохода никакого).
Все равно диапазон дается на вторичной основе, права там не покачаешь, качество связи тоже нестабильное, хоть на 4 Ватта можно на пару тыщ километров вполне поговорить…
Не знаю, как таксисты ща с этими станциями ездят, а раньше любой гаец имел право встряхнуть разрешение на станцию, если она в машине стоит.
Извиняюсь, что немного не в тему ФПВ, но ответ на поставленный вопрос и пример контакта с правовыми аспектами “погранично-законных” тогда технических средств…
Регистрации с присвоением позывного в РФ подлежит любой трансивер, способный модулировать голос (включая, но не ограничиваясь). Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…
СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…
Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…
Не только.
Перечитайте пост № 32 из этой темы.
СиБи-шки подлежат регистрации
Отменёно
СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…
Всякие там воки-токи давно уже отменены (LPD, PMR диапазоны). Про сиби вам Александр сказал. По-моему, этой зимой отменили регистрацию сибишек.
ну и т.д.
Печально…
То-то и оно.
В Москве и ближнем Подмосковье несколько десятков “лётных мест”, а “пилотов выходного дня” - сотни.
Ежели все будут запрашивать диспетчеров хоть по разу в неделю…
Подозреваю - им это не понравится.
Может кто то прокомментировать, что было на самом деле ?
Регистрации с присвоением позывного в РФ подлежит любой трансивер, способный модулировать голос (включая, но не ограничиваясь). Исключение составляют игрушечные трансиверы (детские игрушки) и “радионяни”…
СиБи-шки подлежат регистрации точно также, как и всевозможные Р/С формата walkie-talkie…
Друг мотается между Мск и НН, в машине CB станция. Говорит, что главное вовремя выдернуть питание. Установка антенн и нахождение станции в салоне не запрещено. Запрещено использование без регистрации 😁.
Дурацкая аналогия - хранение и употребление наркотиков, оружия. Наказание отличается в разы.
Аналогично, автомобиль - пока он стоит без номеров в гараже или около дома, никому до него дела нет.
что было на самом деле ?
Вариантов может быть несколько:
1- брехня чистой воды: где то в этой же теме профессионал- локаторщик объяснял, что ПВО шные локаторы подобную мелочь, как р/у модель не видят (если она конечно, не излучает радиосигнал) а сама по себе модель- содержит слишком мало железа и слишком медленно летит…
а змей вообще без металла: тряпка и планки.
2- Если змей был достаточно большой и оклеен фольгой (доводилось мне по заказу локаторщиков делать р/у мишень тарирововчную- оклеивал специально всю, от носа до оперения)- могли заметить и примчаться, чтобы выслужиться перед батькой за прощелканный “плюшевый десант”.
Но судя по фото, где никакой фольги нет- брехня 😃
Может кто то прокомментировать, что было на самом деле ?
Я же говорю - в Жуковском 12 августа обратил внимание, что на многих ЗРК было указанно, что видит БПЛА на фоне земли и метеообразований. Как пояснили специалисты, антенны остались теми же, а изменились скорость и алгоритмы обработки информации. Похоже, что теперь военные не только видят все, но и могут отличить птицу от модели.
Особенно хорошо должны быть видны многороторные платформы. Сумма ометаемой площади винтами уже достаточно большая, обороты - в разы больше вертолетов. Доплеровское смещение сигнала может быть больше, чем у настоящего вертолета. Специалисты могут прокоментировать?!
А если не видят, то спросите у yaten, почему его во время запуска ФПВ периодически навещают МиГ-31, с аэродрома за 30 км от него. А наш завод периодически эти Миги принимает, переоборудовает и отправляет назад в полк (6 шт в этом году). Похоже, что в армии тенденция налицо - БПЛА теперь умеют идентифицировать и рассматривают как цель. Или я опять слишком домысливаю?
обороты - в разы больше вертолетов
Специалисты могут прокоментировать?!
Только у вертолетов- лопасти металлом крыты?
И движок- 200 кГ весит.
Кстати, спецы по Стеллс технологиям больше всего бьются с отражением от лопаток турбины, даже воздуховоды кривые на Т50 сделали, чтобы снаружи лопаток не было видно.
Доплеровское смещение сигнала
Откуда возьмется, если отражения нет? Что куда “смещается”?
2- Если змей был достаточно большой и оклеен фольгой - могли заметить и примчаться, чтобы выслужиться перед батькой за прощелканный “плюшевый десант”
В данном случае наверное просто кто то решил медальку заработать, и просто по телефону стуканули…
что видит БПЛА на фоне земл
Там не указано только одно было: размеров БПЛА 😃
Они и 30 и 200 и 450 кГ бывают.
В данном случае наверное просто кто то решил медальку заработать, и просто по телефону стуканули…
Вот это- очень жизненный вариант: во всех тоталитариях настучать на ближнего- высшая доблесть 😃
Откуда возьмется, если отражения нет? Что куда “смещается”?
Давным-давно в НИИ ВВС, во Владимировке был такой случай. Проводили стрельбы ракетой, которая наводится по доплеровскому смещению сигнала от вращающихся винтов. На полигоне на земле стоял Ми-8 с крутящимися винтами. Произвели пуск ракеты, и оказалось что за границей полигона мимо летел Ан-26. Ракета перезахватила цель и попала в Ан.
Случай теперь широко известен, описан во множестве книжек. Сравните - Ан-26 с металл. винтами, у Ми-8 лопасти наполовину композит. У Ан-26 скорость вращения в 10 раз выше, но площадь меньше. В итоге ракета выбрала его. Все это происходило в 197х годах. Прошло 50 лет уже с того случая, вообще то…
Я могу только гадать, у меня нет знакомых вооруженцев-РЛСников. Даже если бы они и были, то они все равно не расскажут. В МАИ 9 факультет был, молчаливые ребята там учатся.
Даже углепластиковые самолеты может быть видно при некоторых условиях. В ФПВ нет металла, зато есть передатчик. Уверенны, что его работа не приводит к срабатыванию какой нибудь системы об облучении что то типа Береза (196х годов выпуска)? На Игле тоже я думаю не киловатный передатчик стоит, однако ж видят ее.
Там не указано только одно было: размеров БПЛА Они и 30 и 200 и 450 кГ бывают.
Безхитростная форма поверхности, наличие металла, активное и пассивное радиоизлучение - в наших моделях все это есть. Работают ведь не столько кг, сколько эти факторы.
И не все пользуются китайскими пленками. Я иногда модели обтягиваю металлизированным лавсаном. Чем не не отражатель?