Посадка парашютированием Mini Talon (можно и maxi)

native18
Илья_МГУ:

Только глиссада на посадке будет не 5, а 20 и больше градусов.

А хвост при этом проваливаться не будет?

Илья_МГУ
native18:

А хвост при этом проваливаться не будет?

Не будет. Парашютирование, это посадка на срывном режиме крыла. Центр давления при этом сильно смещается назад, а ц.т. остаётся на месте. Появляется пикирующий момент. Сваливание самолёта при недостаточной скорости, это оно и есть. Обычный самолёт при срыве “клюёт”, начинает пикировать и разгоняться. А у меня “клюнуть” не дадут компенсирующие винты.

10 days later
Илья_МГУ

Состоялось первое испытание миника с парашютной посадкой. Удачное.
Вопреки мрачным прогнозам, я ни разу не “приложил” аппарат. Отлетал два акка, сделал 5 посадок, одна из них - парашютированием. Недостатки и поломки есть, но они вполне рабочие и устранимые.
Талон-мини в оригинальном исполнении я так и не опробовал. Сразу собрал свою версию и начал её облётывать.

По пунктам, о разных доработках:

  1. V-крыло. Судя по общим отзывам о миниках ( капризен, своенравен на ручке, заваливается при взлёте и т.д.), эта моя доработка радикально добавила аппарату стабильности. Миник с V-крылом стабилен как трамвай на всех скоростях полёта. Практически нет разницы, включена или нет стабилизация автопилота. Единственное, что ощутимо меняет стабилизация - самолёт летит горизонтально при любой скорости. На ручке - при малой скорости снижается, а при большой - слегка кабрирует. Это связано с небольшим уходом вверх центра лобового сопротивления.
    На данный момент я не управлял ни одной моделью, столь стабильной как мой миник с ломанным крылом. Он стабильнее Ская 1680, Бикслера, не говоря уже о большом Талоне. Вообще - танк!

  2. Трёхмоторная компоновка. У меня три винта: кормовой и два боковых на поворотной траверсе. При старте боковые винты используются для увеличения тяги. Это надо только при старте и разгоне, дальше они выключаются. Такая компоновка позволила получить тяговооружённость 1,5 при довольно маломощном ( и лёгком) маршевом двигателе. Старт миника с тягой 3 кило, просто - песня 😃
    Есть проблема с поворотными ВМГ. На втором взлёте я остался без винтов 😃 Хотя эти ВМГ и расчитаны на использование от акков 4s, реально слабое место - сами винты. Они не выдерживают таких оборотов по прочности. Ещё в мастерской, на стадии испытания электроники у меня разорвался один винт. Теперь - ещё два. К счастью, обломки меня миновали. Один обломок лопасти малость подпортил фюзеляж. В общем, единственные винты, которые мне можно использовать, это карбоновые. Собираюсь немедленно их прикупить.

  3. Посадка парашютированием. Удалось испытать только один раз. Излишне большое усиление газа в ответ на изменение тангажа вызвало раскачивание модели по тангажу с частотой примерно в 1 герц. Усиление меняется прошивкой ардуинки, поэтому в полёте было устранить невозможно. Тем не менее, самолёт успешно и довольно мягко приземлился по глиссаде примерно 45 градусов. Нет никаких намёков на потерю устойчивости. Парашютирование абсолютно стабильно. При снижении получилось управлять всеми параметрами спуска.

  4. Реверс тяги. Забавная штука 😃 Начал им баловаться, когда винты коррекции уже развалились, т.е при посадке не использовал. Тормозит мощно, потери стабилизации нет. Такое впечатление, будто самолёт придерживают длинной резинкой. Он замедляется и плавно заваливается в пике. Никакого штопора нет в помине.

Olegfpv
Илья_МГУ:

Миник с V-крылом стабилен как трамвай на всех скоростях полёта.

Вот бы видео посмотреть с посадкой коптерной да и еще что бы понять Ваши слова что такое “Стабильность” Пока полет Мини Талонов не отличаются от полета небольших Летающих крыльев. А так интересно когда модификация идет популярных моделей, не каждый решается на это. здорово.

плотник_А
Илья_МГУ:

Тем не менее, самолёт успешно и довольно мягко приземлился по глиссаде примерно 45 градусов. Нет никаких намёков на потерю устойчивости. Парашютирование абсолютно стабильно. При снижении получилось управлять всеми параметрами спуска.

Встречный ветер был?

Илья_МГУ
плотник_А:

Встречный ветер был?

Нет, не было. Полный штиль.

double_b

По поводу v крыла,какой угол между горизонтом и одной из консолей крыла (ну т.е. на сторону) сделали?

anatoliy18

Поправлю пару моментов.

Илья_МГУ:

На ручке - при малой скорости снижается, а при большой - слегка кабрирует. Это связано с небольшим уходом вверх центра лобового сопротивления.

Это нормальное поведение любого адекватного самолёта. Правится триммером, и в дальнейшем при стабильной тяге самолёт имеет стабильный тангаж, про РУС на режиме можно забыть.

Илья_МГУ:

Излишне большое усиление газа в ответ на изменение тангажа вызвало раскачивание модели по тангажу с частотой примерно в 1 герц.

А вот это кажется поправите, только вот я вчера и сегодня с аэросанями бодался, самый малый газ удержать довольно трудно…
Как вариант винты меньшего диаметра, чтоб запас тяги был меньше и оптимум вышел на рабочий режим мотора и регуля.

Вот и практика наконец-то, ждём продолжение)

ehduarg

Поздравляю с облетом. Чесно сказать не верилось что это полетит, вернее сядет. Возникает вопрос о необходимости заднего мотора? Проще эти два использовать на постоянку. И что за моторы винты рвут?

плотник_А
ehduarg:

Проще эти два использовать на постоянку. И что за моторы винты рвут?

Жрут “сена” много такие моторы, br2205 2300kv.

Я так и не понял, что улучшило устойчивость по крену(против штопора)- это заслуга поперечного V или роторы держали автономным “разнотягом”?
Если V, зачем делать роторы, ведь хотелка парашютирования в 90 градусов не получилась?
И чтобы меньше снизилось АК крыла лучше было сделать V за элеронами , типа как у крыла Бикслера.

anatoliy18
ehduarg:

И что за моторы винты рвут?

Шибко оборотистые, а винты медленные, с широкими лопастями. На трёх банках нужно лопасти потолще.

Илья_МГУ
double_b:

По поводу v крыла,какой угол между горизонтом и одной из консолей крыла (ну т.е. на сторону) сделали?

10 градусов. Линия перелома отодвинута от разреза элерона на 20мм.

плотник_А:

Жрут “сена” много такие моторы, br2205 2300kv.

Я так и не понял, что улучшило устойчивость по крену(против штопора)- это заслуга поперечного V или роторы держали автономным “разнотягом”?

И то и другое. Но не сомневаюсь, что достаточно одного V-крыла. Разнотяг нужен для управления креном при спуске. Правый стик при посадке выполняет те же функции, что при полёте.

плотник_А:

Если V, зачем делать роторы, ведь хотелка парашютирования в 90 градусов не получилась?

Почему же не получилось? Можно сесть даже пятясь задом 😃 Одна из крутилок аппы задаёт среднее положение по тангажу. Нос можно задрать или опустить.
Моя задача, это не плюхнуться вертикально. Мне нужна минимальная скорость встречи с планетой. Судя по полярам сходных профилей, близка к оптимуму глиссада с углом 20 градусов.

anatoliy18:

Шибко оборотистые, а винты медленные, с широкими лопастями. На трёх банках нужно лопасти потолще.

Винты рекомендованы продавцом моторов. Вот и верь теперь людЯм 😃 На будущее - карбон адназначна.

ehduarg:

Возникает вопрос о необходимости заднего мотора? Проще эти два использовать на постоянку

В принципе, сие возможно. Но есть проблемы именно с этой моделью. Моторки эти хороши только на старте и посадке. Летать на них слишком жирно - 20 ампер на каждый при тяге 2х800г. Суммарная площадь винтов мала, т.е. обеспечена ужасная прожорливость. Если отказываться от кормового винта, ВМГ будут другими - более тяжёлыми. Их ещё и вперёд придётся двигать, чтобы с крыльями разойтись. А это фатально изменит центровку. Спасёт только размещение аккума посередине. Запихивать его под “коробочку” - та ещё проктология. В общем, применительно к минику я - пас. Возможно, попробую такую схему на тандеме, но это уже сильно попозже.

anatoliy18:

А вот это кажется поправите, только вот я вчера и сегодня с аэросанями бодался, самый малый газ удержать довольно трудно…
Как вариант винты меньшего диаметра, чтоб запас тяги был меньше и оптимум вышел на рабочий режим мотора и регуля.

Поправлю, конечно. Там просто надо коэффициент в скетче изменить. Да и тяга такая при посадке не нужна, можно вдвое ограничить газ.

плотник_А
Илья_МГУ:

Винты рекомендованы продавцом моторов. Вот и верь теперь людЯм На будущее - карбон адназначна.

Моторки ставят на гоночные квадрики, на 4 ВМГ мало нагрузки. По поводу винтов , покупал аналогичные, продавец предупреждал- рассчитаны до 25000 оборотов. В вашем случае 3 банки и винты с моторами выдержат.

kostya-tin

лучше у коптерщиков-гонщиков спросите нормальные винты под эти моторы. карбон там не обязателен, просто, возможно, вы купили откровенное гуано под эти моторы

Илья_МГУ
kostya-tin:

лучше у коптерщиков-гонщиков спросите нормальные винты под эти моторы. карбон там не обязателен, просто, возможно, вы купили откровенное гуано под эти моторы

У меня разорвались две пары винтов из разных источников. Первые (дешёвые) - от продавца моторов с Бангуды. Вторые(самые дорогие) - купленные в Москве. Экспериментировать со своим здоровьем мне не хочется. Лопасть пробивает 1см ЕПО навылет, значит вышибает глаз гарантированно. Винтов из штампованной пластмассы (под эту ВМГ) у меня больше не будет.

Убавить оборотов - не вопрос. У меня моторы управляются ардуинкой. Можно ограничить полный газ программно. Но терять тягу на взлёте мне уже жалко.

Илья_МГУ

Сегодня продолжил испытания. было сделано три модернизации:

  1. Вместо разлетающихся от оборотов пластмассовых винтов поставил карбоновые;
  2. Изменил гейны в прошивке ардуинки. По крену двое увеличил, а по тангажу вчетверо уменьшил;
  3. Добавил ноздрю с козырьком для охлаждения мотора.

Погода не способствовала экспериментам с парашютированием. Ветер был рваным, 4-5 м/с и до 12 в порывах. В общем-то, при таких ветрах не проблема сесть и по самолётному. Но я всё же решил проверить работу автоматики после изменения гейнов.

Раскачка по рысканию осталась, но стала сильно меньше. У меня появилось подозрение, что дело там не только в гейне (величине коэффициента усиления), но и в форме кривой газа, которая получается при коррекции. Выходной сигнал Аркбирда расчитан на управление аэродинамическими рулями, которые работают довольно линейно. Управление моторами должно отличаться, поскольку тяга от оборотов возрастает квадратично. Для адекватной двигателей на изменение крена, формулу расчёта сигнала тангажа Y=a*X+l надо изменить на Y=a*sqrt(X)+l. Для определения коэффициентов надо измерить зависимость тяги от управляющего сигнала. В итоге, получится добиться линейного возрастания тяги от величины управляющего сигнала. Думаю, что после этого изменения раскачка на посадке пропадёт.
Всего я успел сделать 3 парашютные посадки. Кончилось это тем, что расшаталось крепление мотора и шурупы вывалились из транцевой фанерки. В общем, и так было понятно, что конструкция безнадёжна. Теперь есть стимул сделать этот узел надёжно.
Сами посадки прошли успешно, и были совершенно вертикальными. Несмотря на порывистый ветер, самолёт ни разу не вышел из-под контроля. Скорость снижения великовата, но модель при этом совершенно не травмируется. Это связано с тем, что контакт с планетой происходит не абы как, а на “ровном киле” и на штатные посадочные поверхности - башмак под колесо и нижний киль. Резервы по дальнейшему уменьшению скорости снижения ещё далеко не исчерпаны. Но для испытаний по требуется спокойная погода.

Илья_МГУ

Для видео нужны выходные с вменяемой погодой. Найти попутчиков на утреннюю зорьку в субботу проблематично 😃

Olegfpv
Илья_МГУ:

Для видео нужны выходные с вменяемой погодой

Не правильно поняли, со стороны не обязательно видео, нужно техническое , писалка в наземке, она дает понимание полета.