Посадка парашютированием Mini Talon (можно и maxi)
Обсуждение начиналось в ветке rcopen.com/forum/f90/topic381157/4201 с 106 по 108-ю страницу. Оно потихоньку ушло от основного предмета обсуждения, а посему я решил завести новую тему. Схожая проблема обсуждалась также в ветке rcopen.com/forum/f37/topic472118 и имеет к ней прямое отношение.
Вкратце опишу смысл затеи. Мне очень понравился Mini Talon, я его уже заказал и собираюсь на нём летать. Единственное что не нравится в этом аппарате - высокая посадочная скорость, а значит и такие же высокие требования к ВПП. Учитывая, что основное применение аппарата у меня планируется в весьма пересечённой местности, я ищу способы, как устранить этот недостаток. В общей ветке про Mini Talon я предложил снижать излишнюю скорость (до нормальной посадочной!) с использованием реверса винта. По итогам обсуждения сделал вывод, что использование реверса достаточно сложно. Это потребует либо филигранного лётного мастерства, либо сложной и кропотливой настройки того или иного автомата посадки. Не имея возможности тренироваться по 8 часов ежедневно, а также не располагая опытом копания в контроллерах, я считаю эту затею обречённой (для себя, во всяком случае). Тем более, что реверсирование лишь снижает скорость до безопасной посадочной, т.е. всё равно достаточно большой. Традиционный способ снижения посадочной скорости - механизация крыла, хорошо отработан. Я и сам на половине своих моделей его использую.
Хочу предложить альтернативный способ посадки, дающий возможность садиться практически вертикально. Он называется “посадка парашютированием” и предполагает обтекание крыла на посадке в срывном режиме. Этот метод давно известен и широко распространён у планеристов. Обсуждение было в этой теме: rcopen.com/forum/f37/topic472118
Я его уже опробовал на экспериментальной модели с ЦПГО: rcopen.com/forum/f37/topic472118/114
Результат очень понравился! Скорость снижения побольше чем с парашютом, но вполне приемлемая. Модель опускается плашмя, “на ровном киле”, не пытается кувыркаться, уходить в штопор и т.д. После десятка посадок на аппарате не обнаружил даже намёка на повреждения.
Теперь, про то, как я собираюсь модернизировать этот способ посадки, применительно к модели Mini Talon.
Доработка Талона заключается в следующем:
- Крылу придаётся значительная V-образность. Проще всего сделать ломаное крыло из прямого участка и двух консолей. Безусловно, аэродинамика горизонтального полёта от этого изменится. Аппарат станет “тупее” управляться элеронами и давать крены при перекладке руддера. К этому вполне можно приспособиться. Появится момент на кабрирование, его можно устранить выкосом мотора. На таком Талоне не получится крутить бочки, но мне это и не требуется.
- В носовой части самолёта установить установить небольшую ВМГ с вертикальным валом. Её назначение - поддерживать аппарат в горизонтальном положении при парашютировании. Управление этой ВМГ осуществляется гироскопом. Нужна только одна ось - тангаж.
При старте и нормальном горизонтальном полёте носовой винт не используется, его положение не контролируется. Винт маленький, его сопротивление вряд ли будет больше чем у антенны 1.2 ГГц и тем более - камеры с подвесом.
Посадка выглядит следующим образом: - Включается носовая ВМГ вместе с гироскопом. Всё это вместе начинает удерживать самолёт в горизонте.
- Самолёт снижает скорость до срывного режима. Пытается “клюнуть”, но носовой винт ему этого сделать не даёт. В итоге, самолёт начинает вертикально снижаться, удерживая фюзеляж в горизонтальном положении. Требуемая тяга винта во время парашютирования - компенсация передней центровки и момента от сопротивления v-образного хвостового оперения. Тяга это относительно несложно рассчитывается (тут главное, не ошибиться в разы). V-образный хвост Талона при срыве будет обтекаться даже лучше основного крыла, поскольку имеет ещё большую v-образность.
PS: Довести модель до срывного режима можно разными способами, в т.ч. и реверсом основного винта.
PPS: В самом примитивном варианте, спуск неуправляемый, как на парашюте. Но в принципе, ничего не мешает придать аппарату при посадке поступательную скорость. Это можно сделать изменением наклона корпуса при помощи носового винта, либо давать небольшой газ основным винтом.
Жду комментариев и шквала тухлых помидоров.
Подозреваю,что после таких переделок это будет не совсем талон,точнее совсем НЕ талон.И ваш вердикт будет таким-же как и по большому талону.
Миниталон очень легко перегрузить,с учётом ваших переделок и добавлений он перегрузится значительно и летать будет очень быстро,соответственно и с посадкой будут проблемы.
Самое простое,что можно сделать.Для начала собрать самолётик как он задуман,т.е. по дефолту,облетать посмотреть,а потом уже дорабатывать.
Может вообще для посадки на ограниченную площадку применить типа тормозного парашюта,подлетаем к площадке,снижаемся до высоты метр,вырубаем двиг и выпускаем парашют,самолётик плюхнется на эту площадку,разумеется придётся потренироваться.Тормозной парашют по площади и по массе гораздо легче обычного парашюта.
применить типа тормозного парашюта
Куда стропу крепить , чтобы не кувыркался и не пикировал ? И такие парашюты выпускают после касания ВПП .
Крылу придаётся значительная V-образность.
Поперечное V крыла - хуже АК , сильнее влияет ветер , добавиться “маятник” , при ускорение увеличивается нагрузка на крыло .
Стропу к трубе,а с чего ему кувыркаться на высоте полметра(пока парашют раскроется,высота уменьшится).Ну спикирует немного,на траву или мягкий грунт не так страшно.
Я в курсе что тормозные парашюты выпускаются после касания полосы,но это в большой авиации.В случае модели можно и до касания выпустить.В какой момент?Это только опытным путем определить.
Может вообще пойти от обратного? Миниталон ниже 40км\ч пытается упасть. Ты на него хоть плащаницу повесь 😃
Задача-посадить самолёт на 25км\ч. Для этого нужна такая посадочная скорость. Какой самолёт это может обеспечить? И тут вступают в силу ваши ограничения-упаковать в рюкзак.
я думаю если сделать правильные закрылки скорость посадки упадёт до очень приемлемой…
Летаю и нет у меня ни какой ВПП. Поле изрытое кротами. Если надо на грунтовку гравийку сядет без проблемм. Пологая глиссада это да. Винт на морде? А камеры куда? Не люблю когда самолету что то приделывают. Про закрылки тема есть коллега летает на полукопии ИЛ-96. Закрылки сделаны по всем правилам, выдвижные, щелевые. Уменьшение скорости не значительное. Километров 5.
Сергей, вообще не в этом дело. Илья вообще ничего не говорит о своих требованиях. То есть точка входа(высота, скорость) и точка посадки. Конь в вакууме… Пониже скорость, а вот характеристики…
Стропу к трубе,а с чего ему кувыркаться на высоте полметра(пока парашют раскроется,высота уменьшится).
Любой парашют выпускается на приемлемой высоте , тем более Илья испытывал посадку с парашютом.
Кстати вспомнил , применяют вояки , беспилотник ловят как муху в сеть 😃
Или такая “рыбалка” .
Я думаю, о маленьком талоне будут такие же отзывы, как и о большом. Ну не будет он выполнять его требования. Все хотят низкую посадочную скорость, и если бы это просто- наверно нашлись бы решения. Тем более, что о “железном занавесе” сейчас речи нет.
Кстати про посадку в сетку тоже думаю. Не хочу с огорода в поле ходить. И тоже интересна посадка на пятачек. В свое время два раза подьезжал к оз. Ильмень поснимать. Так и не взлетел. Взлететь на озеро не проблема, а садиться не куда. Там пляжей нет. Вернее есть но не про нашу честь. Сетка у меня есть. Большая. Я ей вишни, черешни летом накрываю. Весной попробую.
Подозреваю,что после таких переделок это будет не совсем талон,точнее совсем НЕ талон.И ваш вердикт будет таким-же как и по большому талону.
Миниталон очень легко перегрузить,с учётом ваших переделок и добавлений он перегрузится значительно и летать будет очень быстро,соответственно и с посадкой будут проблемы.
Самое простое,что можно сделать.Для начала собрать самолётик как он задуман,т.е. по дефолту,облетать посмотреть,а потом уже дорабатывать.
Собрать Талон в родной комплектации, и облетать его “как есть”, это обязательно и в первую очередь. Так что ситуация с большим Талоном в том же виде не повторится. Задачу буду решать поэтапно, а не сразу, желание и мотивация есть. На бангуде дополнительно покупаю ещё два крыла, переделываю их под V. Пробую, сравниваю. Если всё ок - едем дальше.
Вы говорите о перегрузке? Так любая мера по облегчению посадки увеличит вес, будь то тормозной парашют или механизация крыла. Учитывая совсем небольшую требуемую тягу носовой ВМГ (это пока предположение), моторчик с регулем там будут совсем игрушечные и повесу могут двже выиграть по сравнению с другими вариантами. Вес полноценной парашютной системы, это 10% от спускаемого аппарата. Цифра одинаковая для гагаринского шарика, “фары” Союза, БМД и другими. Тормозной полегче (сам купол), а спусковое устройство почти такое же. И главное - на парашюте крайне трудно обеспечит “ровный киль”, что при посадке парашютированием получается великолепно.
Любой парашют выпускается на приемлемой высоте , тем более Илья испытывал посадку с парашютом.
Приемлемую высоту можно вычислить экспериментальным путём,если это конечно надо.Илья испытывал посадку с обычным парашютом.Моё предложение использовать тормозной парашют для некоторого сокращения длины этапов выдерживания и пробега.
… Винт на морде? А камеры куда? Не люблю когда самолету что то приделывают. …
…коллега летает на полукопии ИЛ-96. Закрылки сделаны по всем правилам, выдвижные, щелевые. Уменьшение скорости не значительное. Километров 5.
Винт над камерами. Вы поняли что он с вертикальной осью вращения?
Да, у меня от закрылков те же впечатления. Возни много, а толку сильно поменьше. Лучше всего получалось на Бикслере-2, на Сириусе и Скае снижение скорости не впечатляет.
А площади крыла хватит для приемелемой скорости посадки? Примерно 30 квадратов на 2 кг.
А в чем проблема ровного киля? Если талончик привязать за трубу то он ровно висит. А если за две то даже крутиться не будет. С винтом я понял. Ужос.😁
Приемлемую высоту можно вычислить экспериментальным путём,если это конечно надо.Илья испытывал посадку с обычным парашютом.Моё предложение использовать тормозной парашют для некоторого сокращения длины этапов выдерживания и пробега.
Тормозной парашют, чем он лучше винта на реверсе? Точно так же, самолёт срывается и летит мордой вниз. Прям подвесом и камерой. Плюхаться плашмя на ровный киль мне очень понравилось с точки зрения травмобезопасности аппарата.
Вы говорите о перегрузке?
Про такую перегрузку при ускорение писал …
А в чем проблема ровного киля? Если талончик привязать за трубу то он ровно висит. А если за две то даже крутиться не будет.
Это когда он висит. А когда снижается, всё совсем не так. Крылья-то никуда не деваются! Болтается во все стороны и крутится.
А площади крыла хватит для приемелемой скорости посадки? Примерно 30 квадратов на 2 кг.
Вы забыли площадь оперения и фюзеляжа. Я испытывал новый гидролёт в весе 3 кг, крыло - скай 1900 обрезанное до 1720. Примерно та же нагрузка. Результат - супер!
Понял. Имеем косинус малого угла. На моём гидролёте консоли под 10 градусов. Уменьшение площади проекции 1.5% Ерунда сущая.
Это когда он висит. А когда снижается, всё совсем не так. Крылья-то никуда не деваются! Болтается во все стороны и крутится.
Три точки крепления спасут.
Тормозной парашют, чем он лучше винта на реверсе?
Проще реализация.
Точно так же, самолёт срывается и летит мордой вниз. Прям подвесом и камерой.
Если парашют раскрыть не высоко,то не успеет носом вниз провернуться.И с учетом ваших хотелок с короткой посадкой,во избежание повреждения камеры,камеру лучше не в носу располагать, а в корневой части крыла или над крылом.
А если вместо переднего винта сделать раскрываемое ПГО. Тоже V - Образное. Площадь про сравнению с парашутом мизерная вес тоже, А фокус в цт оно сдвинет.
Уменьшение площади проекции 1.5% Ерунда сущая.
Не поняли ! У крыла с поперечным V , крыло может сложиться при большой скорости полёта .
Ещё придётся делать выше установку ВМГ ( просто сделать выкос вниз- плохо получится ) , Из-за того . что выше будет фокус крыла .
А если вместо переднего винта сделать раскрываемое ПГО. Тоже V - Образное. Площадь про сравнению с парашутом мизерная вес тоже, А фокус в цт оно сдвинет.
Чем это лучше поперечного винта? Вес не меньше, особенно с механизмом раскрытия. Не забывайте ещё и про то, что носовой винт “облегчает” весь аппарат на величину тяги, потребной для стабилизации. Думаю, это где-то полкило.
Не поняли ! У крыла с поперечным V , крыло может сложиться при большой скорости полёта .
Ещё придётся делать выше установку ВМГ ( просто сделать выкос вниз- плохо получится ) , Из-за того . что выше будет фокус крыла .
А, Вы об этом! Тут уже вопрос прочности. Я переделывал крыло Скай 1900 под V. Не как Вы нарисовали, а две наклонные консоли и прямой участок посередине. Решаемая задача, можно сделать очень крепко. Кстати, с этим крылом я на гидре и парашютировал. Никаких намёков на поломку. В общем, эта проблема меня не пугает.
Проще реализация.
Иллюзия. Парашют я делал, это совсем не просто. Реверс, это лишний разъём воткнутый в приёмник И ВСЁ! Веса - ноль.
Если парашют раскрыть не высоко,то не успеет носом вниз провернуться…
Проверено, кувырнётся немедленно. На моём видео видно как это происходит. Всё начинается со срыва крыла и кувырка.
Три точки крепления спасут.
У меня и было их 3. Два на крыльях и одна стропа в нос. Уверен - не поможет ничего. Единственное устойчивое положение - мордом вниз.
А мне понравилась система “рыбак” , можно доработать .
В модели только организовать сброс верёвки с “кошкой” , без всяких переделок к конструкции модели .
На месте посадки вбить два кола , на них надеть удилища , связанные перекладиной - верёвкой , получается типа ворот .
Модель пролетая над воротами сбрасывает “кошку” , цепляется , а удочки с верёвкой погасят скорость как подушка безопасности .