Проект "Икар-1600". 11 лет спустя!

Fedor_Sm

Здравствуйте, дорогие коллеги по хобби. Сегодня хотел бы вам рассказать о постройке известного летательного аппарата “Икар - 1600”. Хотел бы сразу же поблагодарить автора данного самолета - Григория Синицина (известного на форуме, как Гриня), чьими чертежами в качестве основы я пользовался при постройке, а также Эдика Палатинского, чьи инженерные решения я также решил применить в своей модели. Если вы это читаете, ребята, привет вам!!!

Ну чтож, в сентябре 2019 года после долгих поисков и раздумий я окончательно решил остановиться на постройке Икара, но точно решил для себя, что буду добавлять свои собственные доработки и решения. Моей главной целью было создание FPV носителя, а икар тут подходил как нельзя лучше.

Самое удивительное, что последние сообщения по поводу постройки эксплуатации этого самолета были датированы 2016 - 2017 годом, а обсуждения уже давно закрыты, поэтому решил написать полноценную статью постройки этого аппарата.

Для начала начал, как и полагается, начал готовить собственные чертежи, при чем решили рисовать их как в старые добрые времена на миллиметровой бумаге.

После того, как все было высчитано и вымерено, детали были вырезаны, наклеены на трех миллиметровую фанеру и выпелены.

Единственное, с чем я тут прогадал, это неровная фанера. Особенно это ощущалось на крупных боковых деталях. Пришлось очень много пропаривать и прожаривать их утюгом, чтобы добиться относительно ровной детали. На будущее это надо учитывать. Но что меня, действительно, обрадовало, это то, что все детали по итогу совпали, и я нигде не ошибся с вычислениями и вот уже получилась готовая моторама.

Далее были просверлены отверстия под хвостовую балку (звено от телескопической удочки). Балка плотно вклеивалась в мотораму, и это был, пожалуй, самый прочный узел данной конструкции.

Еще до начала строительства точно решил, что крепление крыльев к фюзеляжу стоит точно дорабатывать, поскольку технология “скрепления резинками” мне не нравилась. В итоге решил, что крыло будет держаться на двух поперечных углепластиковых балках, 7 и 3 мм диаметром, а крепиться на болтах с закладныи гайками, закрепленными на корневой нервюре. Соответвстенно следующим шагом была постройка именно этого узла. Вот, что получилось.

Хочу сразу сказать, что заднюю трех миллиметровую балку я порядком обрезал, поскольку не было необходимости оставлять такую длину. А вот переднюю балку я полностью сохранил.

Следующим этапом была постройка носовой части. Продольная жесткость (если так можно сказать) обеспечивалась за счет углепластиковых профилированных балок 4*4 мм. А спереди усилялось носовым шпангоутом. Главной задачей было создать прочную конструкцию, способную выдержать относительно небольшие удары с сохранением целостности “пенопластового” фюзеляжа. Также сразу вклеил фанерную деталь под стойку шасси.

Далее заклеил боковые стенки потолочной плиткой и плавно приступил к сборке крыла.

Профиль использовал еще тот, что шел в чертежах “Грини” - MH-32. Но крыло решил собирать по своему. Из сосновых реек сделал лонжероны, а из бальсы вырезал нервюры , при этом корневые нервюры вырезал из трех миллиметровой фанеры. В них крепились закладные гайки для фиксации крыла. Их хорошо можно рассмотреть на фото.

В крыло были вклеяны футляры для передней и задней поперечных балок. Над футлярами решил сильно не заморачиваться. Сделал их из бумаги промазанной ПВА. Получилось то, что надо! Вот фото уже после сборки. Тут кстати видна уже обрезанная задняя поперечная балка.

Следующим этапом зашил крыло, вставил гнезда для сервоприводов. Кстати для сервоприводов сделал быстрый доступ под крылом, чтобы можно было без особых усилий их менять прям в полевых условиях.

Вырезал элероны, сделал шасси. Вот как стала выглядеть модель.

Следующим этапом начал сборку хвостового оперения. Делать решил Т образное из цельных листов бальсы. Киль и руль направления из двух слоев 4 миллиметровой фанеры, а стабилизатор и руль высоты из двух слоев 3 миллиметровой. Все бы хорошо, но только посреди строительства я понял, что прогадал с весом. Совсем не подумал об этом, почему-то решил, что бальса априоре будет легкой в любых количествах. 😆 Оперение получилось тяжеловатым, а еще учитывая два сервопривода, хвостовую балку и заднее шасси (оно кстати управляемое), то сзади оказывался полноценный кирпичик. Позже пришлось хорошенько грузить перед, чтобы компенсировать центровку. Ну ладно, это опыт на будущее)😁

Далее процесс двинулся быстрее. Обшил фюзеляж, доделал оставшуюся мелочь, приступил к обтягиванию скотчем. Сначала обтянул прозрачным, а затем цветным. Вырезал фонарь.

А вот почти и все. Начал плавно готовиться к первому полету. В последние дни доделывал все очень быстро, а потому совсем забыл сфотографировать самолет, но это не беда, фото будут ниже.

Поставил аккумулятор 4S 4000mAh, двигатель NTM28 - 36 1400 kv с винтом на 9*6. Тягу на 75% выдавал 1800 грамм. Специально из электроники ничего не заказывал, собрал все из того, что уже имеется. Решил, что куплю только после удачного облета, чтобы не тратить деньги. Также на перед поставил камеру GoPro. Тут она выполняла две функции, во-первых, компенсировала заднюю центровку, а во-вторых снимала клевые кадры😁

Но центровка даже при таком раскладе была задняя, пришлось еще догружать перед грузом.

А вот и пришло время первого облета. Смотреть в тот день собралась целая компания 😆

Сразу извиняюсь за качество и содержание видео, не совсем так, как я бы хотел, но пускай так, чем вообще никак))

vk.com/videos56407449?z=video56407449_456239161%2F…

А вот тут очень интересное видео с борта самолета в хорошем качестве!!!

vk.com/video56407449_456239162

(не забудьте поставить 1080!)

По итогу в тот день прошло два удачных взлета и посадки. Шасси я снял после первого полета, так как при посадке в снег их бы сразу вырвало.

Полетом был в целом доволен, летел устойчиво, хорошо набирал высоту. Ожидал, что самолет будет лучше планировать, но тут, наверное сказался большой вес. Представьте, что перед пришлось грузить перед аккумом, гоупро, еще одним аккумом (просто балласт) и еще плюс тяжелый шестигранник положил)))))))

Главной задачей после полета стало исправить заднюю центровку за счет удлинения передней части. Дело было сделано и вот теперь уже нету необходимости крепить гоупро и докладывать груз. Центровка вернулась в норму. Полетный вес стал 1300 граммов, чем я был доволен.

А вот и фото)

Теперь можно сказать, что промежуточная цель выполнена, FPV-носитель построен, а значит можно плавно заниматься уже подбором FPV оборудования.

Сейчас буду продолжать летать, набираться опыта, отрабатывать взлет и посадку, искать безопасные и удобные места для полетов. Сейчас в апреле 2020 в условиях карантина, конечно, придется подождать😁, но дальше жизнь покажет. Возможно попробую подготовить что-то вроде ВВП на поле у себя за городом на даче.

Всем спасибо большое за внимание, буду рад услышать ваше мнение, будьте здоровы!

karabasus
Fedor_Sm:

Представьте, что перед пришлось грузить перед аккумом, гоупро, еще одним аккумом (просто балласт) и еще плюс тяжелый шестигранник положил)))))))

Да, есть такое дело, нужно морду удлинять изначально - 12 лет назад (с турбуляризатором 😃) :

Raider

Я представляю как хвост гуляет на такой балке…

karabasus

А не знаю, может и гулял - раньше не обращал внимания, а теперь старичок Икар уже лет 7 на шкафу лежит.

Нет в нём никаких модных автопилотов, только ручками всё.

Raider

Летал на подобном в 2013 году - не спасает даже балка в два раза больше по диаметру.

kasatka60

Это за время короновируса самолет был сделан?

samabs

Эх, ностальжи! У меня Икар 1300 еще полуцелый лежит, который Гриня сам для меня строил. Даже не помню в каком году это было, лет десять назад точно. Тогда автопилотов и в помине не было, только телеметрия от Смаллтима!

karabasus
samabs:

Тогда автопилотов и в помине не было, только телеметрия от Смаллтима!

Почему не было? Был EagleTree и вовин RVosd.

samabs

Может быть. Но это было время самого начала хоббийного FPV, все было дорого и ново. Помню мой Икар со Смаллтимовским осд и первый комплект Фэтшарков очки-камера- передатчик были первые в Самаре. Подумываю возродить именно такую комплектацию, хочется полетать на адреналине без возврата и стабилизации!

siderat

А в чем проблема? Стабилизацию выключить, rth выключить и все.

kasatka60

Согласен. Воткнуть простенький полетник и в нем включить мануальный режим и летать, а в случае чего автопилот вернет его обратно.

samabs
siderat:

А в чем проблема? Стабилизацию выключить, rth выключить и все.

Просто осд смалтим у меня есть!!!

polarfox
kasatka60:

Согласен. Воткнуть простенький полетник и в нем включить мануальный режим и летать, а в случае чего автопилот вернет его обратно.

Вот это “в случае чего…” и есть читерство.В подсознании будет сидеть мысль о том,что страховка есть.
Если хардкор значит хардкор по честному,тогда и ощущения ярче.Это как в самостоятельный полёт на Як-52 вылететь с инструктором в задней кабине,в случае чего перехватит управление,но это уже не самостоятельный вылет.Или выйти в лес на тренировку на выживание и на всякий случай прихватить с собой пару банок с тушёнкой и ГПС с радиостанцией.
В конце концов летали же мы на заре ФПВ без ОСД стабилизаторов и автопилотов,всё на интуиции и опыте.

kasatka60

Может в этом и есть смысл. Но я не застал времена полетов без полетника.

11 days later