краш при посадке,как садиться при ветре?
Конечно в идеале начать с большой полосы и в полный штиль.
Ну не знаю, не знаю…чем больше открытое пространство-тем меньше там вероятность штиля.По крайней мере у нас так.
Ну имхо, лучше ветерок чем хреновая ВПП. 😃
Флапероны выкл: в нолях, вкл: 3 градуса вверх.
хоть я и противник всякой механизации взлета и посадки с помощью тумблеров , потому что можно наломать дров , но поднятие вверх на пару градусов чтоб придавить самолет к земле в сильный ветер мне давно не давало покоя
вчера пол ночи настраивал микс газ - флапы для посадки
мысль была следующая : принимаем решение садиться и заранее включаем тумблер активирующий микс , заходим на посадку, начиная с 1/4 хода газа и до холостых флапероны начинают подниматься постепенно , чем меньше газ , тем больше они поднимаются , конечную точку пока установил на 5 градусах
в случае ухода на второй круг или не долета до места опять даем газку и уже с 1/4 газа флапы убираются полностью и плоскости переходят в нормальный режим не мешая маневрировать
остался октрытым вопрос с компенсацией РВ , надо смотреть будет уже на месте
все сделал , смотрися канечно интересно и теоритически должно помочь в сильный встречный ветер придавив на последней стадии посадки к земле
как будет на практике пока не известно . уже в поле по полету буду подобирать с какого момента газа должны флапы подниматься
посмотрим чем закончится и будет ли толк , о результатах отпишусь
Давай Игорь! Успешных тебе лётных испытаний!
Ты на какую модель решил это “ставить”?
Микс который ты описал, я попробовал вот на такой 1.4м. Пилотажке.
У Хайтека этот тройной микс (газ-флаппы+РВ) зашит в конструкцию.
Советовал бы, на первый полет без компенсации РВ. Обкатай сначала пару “газ - флаппы” или уж “газ-РВ”. Потом вводи третий элемент. Мне казалось, так быстрее устаканить взаимодействие. С таким миксом вполне себе летало, но в последствии отказался (почему не помню), сейчас пользуюсь обычным, с тумблера, - “флаппы - РВ”.
пока на катане настроил , с ней больше проблем на посадке из-за очень жесткого шаси, спускаться надо как можно ниже , потому что подброс порывом и жесткое приземление и ремонт будет обеспечен , кроме того она сильно критична к посадочной скорости
У Хайтека этот тройной микс (газ-флаппы+РВ) зашит в конструкцию.
у меня все сложнее , потому что я летаю в МОД-4 , елероны и газ слева , апа не подерживает этот режим , поэтому в приемниках у меня включение элероны и рудер поменяны местами
мне даже чтоб сделать просто элероны по разным каналам (без Y-кабеля) надо делать микс рудер - флап , чтоб заставить работать этот микс именно как флапероны мне надо сделать еще и обратный флап - рудер , чтоб сделать то что я задумал мне надо еще два : газ-рудер и газ-флап . для компенсации РВ мне нужен 5-й микс газ - РВ ,благо свободных миксов хватает
потом мне надо было разобраться с реверсом и числовыми значениями настроек для правильных углов
вот такая вот головоломка
вешать мне на тумблера такие комбинации = рисковать в какой-то момент запутаться в них
поэтому задача была - один тумблер и отклонения с привязкой к газу
Обкатай сначала пару “газ - флаппы” или уж “газ-РВ”.
да , решил что буду начинать с газ - флапы
…чтоб заставить работать этот микс именно как флапероны мне надо сделать еще и обратный…
Да-да, знакомо, когда нехватка аппаратных возможностей вынуждает “химичить”.
На Тренере ДВС-ном, при выпуске флаппов, чтобы модель не давала крен, нужны были разные углы опускания элеронов. Так то же, микшировал компенсацию через свободный канал.
Баловство конечно всё это, но интересно!
Джетты и то без всякой механизации садятся, а уж наши “кузнечики”…
Баловство конечно всё это, но интересно!
третий день сидим дома из-за непогоды , сильный шквальный ветер и временами дождь, на поле будет с ног сдувать а самолеты будет переворачивать еще на земле
ждем хотя бы 8-9 метров
вот и лезут в голову разные идеи
третий день сидим дома из-за непогоды , сильный шквальный ветер и временами дождь, на поле будет с ног сдувать а самолеты будет переворачивать еще на земле
Исходя из этих слов, можно ли взять за правило, что если конкретную модель сваливает на бок или ещё хуже-переворачивает прямо на земле, то для неё это не лётная погода?
в принципе так
борьба за самолет на взлете еще “веселее” чем на посадке
мне хватило двух таких случаев , когда уже на поле в конце дня поднялся ураган в прошлом году , пожадничал , решил еще раз слетать
одной рукой даю полный газ держа пульт , второй рукой держу самолет на земле потом отпускаю его
в пяти метрах его отрываем порывом от земли и начинает переворачивать прямо на меня , руля высоты от себя до упора еле хватило чтоб вывести в вертикаль как ракету
сел потом без проблем , но на взлете я такого поворота событий ни как не ожидал
ощущения ну очень неприятные , 2,5 весом летающую циркулярку прямо перед глазами несет на тебя
если бы попробовал взлететь классически а сам отошел бы в сторону : стоячий самолет , даем газ , разгон , порыв - дрова
у андрея цесна весом 1,5 кило , он и так в ветер 7-8 метров чем-то прикладыват чтоб не перевернуло на земле , но летает если очень хоца и уже приехали на поле
а щас сидим дома только из-за урагана , заведо ехать ради сомнительного экстрима не хочется
Тут как скажешь? Кому то и 5 метров за ураган кажется. Все по опыту. Для себя определяю по направлению ветра, под каким углом он дует к ВПП. Потому как если в глиссаде идешь под углом, то на пробежке по полосе модель всё равно переворачивает, ломаются пропеллеры и такая игра не стоит свеч.
По силе ветра, еще в городе, - смотрю как он воздействует на открытую дверь машины, если не норовит выгнуть - то еду.
2 DUO
Закрылок вверх (НЕМНОГО!! 3 - 5 градусов) улучшит устойчивость по крену, незначительно снизит скорость. Модель “плотнее” вцепится в воздух.
Микс с РВ я не делал.
В штиль флапы (закрылок) вверх - устойчивый харриер, меньше раскачка.
…борьба за самолет на взлете еще “веселее” чем на посадке
одной рукой даю полный газ держа пульт , второй рукой держу самолет на земле потом отпускаю его
Во-во. В одной руке пульт, второй удерживаешь за фюз в районе киля. Но взлетать, мне кажется легче. При хорошем ветерке хватит места и поперек полосы (дороги).
точно !
намного легче в сильный ветер , я сам ходил на поле когда начинал летать , поэтому только так и было на этапе обучения полетам
но все хорошо в меру , наглеть нельзя , иначе закончится печально
Закрылок вверх (НЕМНОГО!! 3 - 5 градусов) улучшит устойчивость по крену
я так и сделал пока но смикшировав с газом , остальное буду пробовать на месте
Закрылок вверх (НЕМНОГО!! 3 - 5 градусов) улучшит устойчивость по крену, незначительно снизит скорость. Модель “плотнее” вцепится в воздух.
Попробовал пока только в симе. Да, интересный эффект получается. Как то действительно начинает лететь более твердо и не так сильно вспухает при встречном порыве.
Закрылок вверх (НЕМНОГО!! 3 - 5 градусов) улучшит устойчивость по крену, незначительно снизит скорость. Модель “плотнее” вцепится в воздух.
В штиль флапы (закрылок) вверх - устойчивый харриер, меньше раскачка.
и не так сильно вспухает при встречном порыве.
полевые испытания сегодня показали что нельзя давать общие рекомендации что и куда должно отклонятся
на катане не срослось седня , оборвал резьбы на двух винтах крепления моторамы от усердия
пробовал на фане
итак : полный штиль . включен микс газ - флапы (вверх):
сброс газа , отклонении флапов вверх буквально на 2-3 градуса , самолет резко теряет скорость приподнимая морду
даем газу - флапы опускаются , самолет начинает ускорятся в горизонте
плавной компенсации РВ не получилось , он или не эффективен или наступает момент когда самолет резко клюет носом вниз
крутили с андреем и больше и меньше вверх флапы и компенсацию РВ , на посадке толку ноль , только хуже
посадить модель оказалось задачей сверх сложной , ради интереса сделал две попытки сесть
на первой чуть не разложил , на второй раз сел но посадкой это можно было назвать с трудом
----------------------------
полный штиль . микс газ - флапы (вверх) отключен , флапы вверх на 3 градуса висит на тумблере
имитирую в небе заход на посадку ,сбрасываю газ , жду пока самолет скинет чуть скорость , включаю флапы вверх на 3 градуса , самолет начинает останавливаться приподнимая морду и потом выравнивается
даю чуть газку чтобы дотянуть до себя , модель пытается сделать петлю , РВ опять или не эфективен и модель набирает высоту или в какой-то момент резко клюет носом вниз . заставить лететь в горизонте на оборотах выше холостых не возможно
в итоге :на данном самолете отклонение обоих элеронов вверх от нейтрали приводит к неуправляемому полету в горизонте
--------------------------
а теперь самое интересное : штиль , элероны вниз на 2-3 градуса от нейтрали
выхожу на прямую , высота метров 30-40 , двигатель на холостых , елероны опускаются вниз
самолет в небе практически останавливается не меняя горизонта и начинает в таком положении медленно спускаться , зрелище просто убойное , это надо было видеть . вот где действительно “вцепился в воздух”
при такой горизонтальной скорости на обычной посадке уже давно бы перевернулся , а тут а намека на попытку крена не было , так и сел к ногам с высоты почти в 30 метров
____-------------------
ветер , элероны вниз на 3 градуса
заход на посадку , обороты чуть выше холостых , элероны начинают опускаться вниз , самолет уверенно идет к земле , РВ эффективен и хорошо компенсирует наглое снижение , никаких намеков на вспухание или попыток задрать морду , нормальная посадочная скорость , уже перед моментом касания газ в ноль и больше РВ на себя
вобщем седня взлет - посадка 90% проведенного на поле времени
------------------------
все выше написаное не может быть общей рекомендацией , этот эксперимент относится только к отдельно взятой модели !
на днях буду смотреть как катана себя поведет в таких режимах
Подробный отчет. Благодарствую.
Очень интересная информация для размышления.
Для сравнения.
У меня на слопере и на фане флапы вниз - вспухание + срыв.
Флапы вверх = устойчивость по крену
На Аллегро (планер) закрылок вниз (на 80 градусов почти) - парашютирование.
На 3-5 градусов вниз (до 30-ти градусов) с микшером на РВ - парение в термике.
На 3-5 градусо вверх = скорость+устойчисвоть.
Самодельный планер размах 1.8 - флапы вниз - срыв, крен и уход в штопор.
Во сех случаях центровка задняя.
И, хочу уточнить.
Каким было поведение по крену? Не по тангажу.
Микшер с газом не нать. На тумблере держите и походите на харриере.
PS
Для того, чтобы разобраться со столь неоднозначным поведением различных моделей при использовании закрылков, нужно привлекать теоретиков 😃)
В частности - смотреть профиля, гнуть их на углы отклонения закрылков (делать S-профиль), продувать и смотреть рабочие диапазоны скоростей (Re).
и на фане флапы вниз - вспухание + срыв.
ну а у меня все с точность наоборот ,флапы вверх - модель не управляемая , вниз - как привязаный идет с четким снижением
попытка управлять креном если флапы вверх приводит самолет в полностью неадекватное состояние , но самопроизвольных срывов нет
флапы вниз - управление стало более жесткое по крену , пропал момент инерции и посадка стала похожа на посадку скорее пилотаги чем фана
на парашутировании и намека на срыв не было , только чуть РВ придерживал и все
---------------------------------------------
цетровка задняя тоже , не так чтоб совсем критически задняя но задняя
и все таки помоему дело именно в центровке
на катане еще проверю , отпишусь
Для того, чтобы разобраться со столь неоднозначным поведением различных моделей при использовании закрылков …,
гы , у Catsw на цесне взлет с места без разгона если закрылки вниз на 45 градусов
щас я понимаю если бы поставил на фане хотя бы 10-20 градусов вниз ( как у него) не взлетел наверное вообще , потому что эффект обратный
---------------------------------------------
либо ни работу закрылков оказывает влияние расположение оси двигателя по отношению к оси несущего профиля (выше , ниже , совпадают )
Подробный отчет. Благодарствую.
Очень интересная информация для размышления.
Для сравнения.
У меня на слопере и на фане флапы вниз - вспухание + срыв.
Флапы вверх = устойчивость по крену
ну а у меня все с точность наоборот ,флапы вверх - модель не управляемая , вниз - как привязаный идет с четким снижением
Тёрли уже, пройдитесь поиском если есть интерес, суть в том, что общих рецептов нет и для каждой конкретной модели нужно опытным путём подбирать будет ли на ней хорош режим закрылок(вниз) или интерцепторов(вверх), а так же угол отклонения и компенсации.
Давайте определимся с терминологией.
ну канечно , только профиль симметричный , концевая нервюра имеет толщину 50 мм , корневая 75 мм
для каждой конкретной модели нужно опытным путём подбирать будет ли на ней хорош режим закрылок(вниз) или интерцепторов(вверх)
читал я уже , поэтому стал пробовать сам в каком режиме будет самолет давить к земле чтоб более спокойно сажать в ветер , ранее я пробовал на другом самолете и они вообще были просто не эффективны кроме тупой реакции на крены
тут оказалось только вниз , остается не понятным почему оба вниз не увеличивают подьемную силу а уменьшают и тут-же на малой скорости без обдува винтом позволяют парашутировать на минимальной горизонтальной скорости без малейшего намека на срыв , а при разворотах крыло с опущенным элероном поднимается вверх
вобщем одни вопросы как это все связать в кучу
но это и вправду к теоретикам с аэродинамиской трубой
для данной модели найдено решение посадки в ветер
В сильный порывистый ветер сажаю так:
- выбираю момент когда ветер немного подстихает.
Захожу, снижаю до 1 метра, газ полностью не убираем, снижаемся. Против ветра относительно земли скорость небольшая, можно давать газку чуть больше чем обычно. Движения плавные. Если время захода и полоса позволяет, а завихрение у земли очень большое - модель сильно кидает по высоте. То медленно ползем против ветра на высоте около метра, как только порыв прошел - сбавляем газ и сажаем. Если такого окна не было - лучше плавно дать газ и уйти на второй круг.
Когда летал в сильный ветер и дождь так и делал - при заходе на посадку ждал когда будет “окно” - модель на некоторое время перестает швырять, и в это время приземлял аппарат.
Если посадка производится при сильном боковом ветре, и развернуться против уже не получается - то подводить и сажать надо на бОльшей скорости, и по возможности развернуть носом к ветру в конце пробега. Делать так нужно вот почему: когда модель садится, скорость у нее уменьшается, а резкий порыв ветра может просто перевернуть модель, а т.к. скорость мала - эффективность рулей уменьшается и вследствие шанс противодействовать опрокидыванию отклонением элеронов. В конце пробега та же самая ситуация - только там носом к ветру разворачиваем.
Бывает и по ветру садится приходится. Отказал движок например. Конечно нужно действовать по ситуации. одно из необходимых условий - это скорость. Скорость надо держать действительно большую, непривычную. Иначе при посадке и замедлении модели относительно ветра, модель превращается в кирпич - рули не действуют, и не вытянуть модель при касании земли. Особенно это относится к тренерам - у них как правило маленькая площадь рулей. Держим скорость и “притираем” к земле, перед моментом касания выводим в горизонт. Было так, например - выполнял штопор, заглох мотор - против ветра уходить некуда, решил к себе, по ветру. Переход в пикирование - набрав скорость, выравнивание до 5 м, снижение до 1м, и посадка на полосу на большой скорости.
Выравнивание лучше делать на высоте 0.5-1м.
Потренироваться лучше на симе - делаешь ветер ~10м/с и сажаешь. Там же можно отработать ситуации с отказом мотора.
P.S. Думаю использование флапперонов, закрылок для моделей размером до 2м неэффективно. Они могут заметно снизить скорость, и если обдув рулей и элеронов плохой - модель станет плохо управляемой - в лучшем случае на предельных углах отклонения рулей. К тому же надо четко знать как отреагирует модель на действия закрылок/флапперонов.
а боковой ветере надо РН компенсировать? наверно-да, но опыта маловато, а без него не так красиво, как должно быть, и при взлете разворачивает против ветра, получился взлет поперек полосы