краш при посадке,как садиться при ветре?

Sereganike

В сильный порывистый ветер сажаю так:

  1. выбираю момент когда ветер немного подстихает.
    Захожу, снижаю до 1 метра, газ полностью не убираем, снижаемся. Против ветра относительно земли скорость небольшая, можно давать газку чуть больше чем обычно. Движения плавные. Если время захода и полоса позволяет, а завихрение у земли очень большое - модель сильно кидает по высоте. То медленно ползем против ветра на высоте около метра, как только порыв прошел - сбавляем газ и сажаем. Если такого окна не было - лучше плавно дать газ и уйти на второй круг.
    Когда летал в сильный ветер и дождь так и делал - при заходе на посадку ждал когда будет “окно” - модель на некоторое время перестает швырять, и в это время приземлял аппарат.

Если посадка производится при сильном боковом ветре, и развернуться против уже не получается - то подводить и сажать надо на бОльшей скорости, и по возможности развернуть носом к ветру в конце пробега. Делать так нужно вот почему: когда модель садится, скорость у нее уменьшается, а резкий порыв ветра может просто перевернуть модель, а т.к. скорость мала - эффективность рулей уменьшается и вследствие шанс противодействовать опрокидыванию отклонением элеронов. В конце пробега та же самая ситуация - только там носом к ветру разворачиваем.

Бывает и по ветру садится приходится. Отказал движок например. Конечно нужно действовать по ситуации. одно из необходимых условий - это скорость. Скорость надо держать действительно большую, непривычную. Иначе при посадке и замедлении модели относительно ветра, модель превращается в кирпич - рули не действуют, и не вытянуть модель при касании земли. Особенно это относится к тренерам - у них как правило маленькая площадь рулей. Держим скорость и “притираем” к земле, перед моментом касания выводим в горизонт. Было так, например - выполнял штопор, заглох мотор - против ветра уходить некуда, решил к себе, по ветру. Переход в пикирование - набрав скорость, выравнивание до 5 м, снижение до 1м, и посадка на полосу на большой скорости.
Выравнивание лучше делать на высоте 0.5-1м.
Потренироваться лучше на симе - делаешь ветер ~10м/с и сажаешь. Там же можно отработать ситуации с отказом мотора.
P.S. Думаю использование флапперонов, закрылок для моделей размером до 2м неэффективно. Они могут заметно снизить скорость, и если обдув рулей и элеронов плохой - модель станет плохо управляемой - в лучшем случае на предельных углах отклонения рулей. К тому же надо четко знать как отреагирует модель на действия закрылок/флапперонов.

10 days later
nedz

а боковой ветере надо РН компенсировать? наверно-да, но опыта маловато, а без него не так красиво, как должно быть, и при взлете разворачивает против ветра, получился взлет поперек полосы

rutube.ru/tracks/3290076.html?v=5c2d35fd5d318eb4ad…

FRUKT
nedz:

а боковой ветере надо РН компенсировать?

Да.

Sereganike
nedz:

а боковой ветере надо РН компенсировать? наверно-да, но опыта маловато, а без него не так красиво, как должно быть, и при взлете разворачивает против ветра, получился взлет поперек полосы

Красавец! Любо-дорого смотреть 😃
По сабжу - компенсировать надо, но немного и осторожно. И при отрыве нужно по необходимости компенсировать крен, возникающий из-за действия руля поворота.
Если его нескомпенсировать, то может поддуть под поднятое крыло и перевернуть.

Так было в моей практике. Взлетал при сильном боковом ветре, модель стало разворачивать носом к ветру, противодействовал этому рулем поворота. т.к. ветер был сильный, скорость еще не взлетная - то отклонение руля поворота было большое. Из-за этого при отрыве получился крен, консоль крыла поднялась с наветренной стороны. И полутораметровую тяжелую модель как пушинку перевернуло, а дальше кубарем… Сломалась только моторама 😮

ИМХО- если модель разворачивает носом к ветру и есть место достаточное для взлета - лучше не трогать, а взлетать так. К тому же при взлете против ветра пробег значительно сокращается, а у вас на видео полоса широкая.

spyder3

Тема всё жива, значит актуальна. Посмотрл начало темы - 1ый ролик (до этого не обратил внимание), самолёт то был на грани срыва, вернее в срыве и автор, я уверен, рванул ручку элеронов в право для компенсации крена влево. Вот это то и повело к полуфатальным последствиям. На курсах РС пилотов тут всегда учат (это и на экзамене спрашивают) - на гране срыва только руль направления. Элероны в противополжную сторону крена чаще всего работать не будут а создадут драг (сопротивление) полёту что ещё больше усугубит ситуацию. Вот вам один из примеров когда руль направления необходим.

Wladimir_Th

Вчера вечером пошел полетать на высокоплане сделанном “для души”. И черт дернул меня попробовать сесть с выпущенными флаперонами(у меня по машинке на элерон, смикшировал. настроил 45%). Покружился, попробовал включить флапероны, вроде как “вспухает” но не очень. Пошел на посадку, выпустил флапероны, скорость действительно ниже и достаточно заметно. И когда до земли осталось 1,5 метра высоты, подул порыв ветра. “Ураганного”. Не больше 2-х м/сек. Раньше самолет на такие “порывы” чихал с посвистом. А тут резко вскинул нос и свалился на левое крыло. Я не то что, что то предпринять, даже ахнуть не успел. В результате морда всмятку и повреждено левое крыло. Размах 1400, вес самолета 1650, нагрузка на крыло 52 г/дм. кв. Я думаю что самолетам с небольшой нагрузкой на крыло флапероны не нужны. Одни неприятности от них. Ну летал самолет и летал, и нефиг было лезть с со своими флаперонами. Теперь чинись.

spyder3
Wladimir_Th:

Размах 1400, вес самолета 1650, нагрузка на крыло 52 г/дм. кв. Я думаю что самолетам с небольшой нагрузкой на крыло флапероны не нужны. Одни неприятности от них. Ну летал самолет и летал, и нефиг было лезть с со своими флаперонами. Теперь чинись.

Точно так. Однако многие не знают как оными флаперонами и закрылками пользоваться. Эти вещи нужны для снижения посадочной скорости. Использовать рекомндуется на моделях с большой нагрузкой при отсутствии или слабом ветре и при посадке. Вспухание или опускание носа обучно есть на всех модельах и никакого обшепринятого микширования не требует.
Настройка.

  1. В безветрие взлетеь повыше и дать модели полетать в полгаза или меньше когда со средним (или оттримированным РВ) при полёте в течении 30 - 40 секунд модель летит без снищения/подёма. Те найти и летать мин скорость ровного полёта.
  2. Выпустить флапы, модель начнёт вспухать или изменит свё поведение полёта (вупуск/подём флапов лучше делать с замедление и на последних типах передатчиков это есть в настройке)
  3. Опять найти мин скорость полёта когда модель будет лететь ровно но с меньшими оборотами мотора чем при выбранных флапах.
  4. Микширование/триммирование не требуется, хотя если расход лев. и прав. флапов разный, крен может и быть, парировать элеронами поначалу а потом настроить механически тягами
  5. Модель должна лететь ровно но обычно многие модели летят с опущенным слегка носом (ощушение снижения), но ровно без снижения. Так и должно быть. Вот с этими оборотами и заходите на посадку.

Одно но, с выпушеннуми флапами реакция модели на элероны несколко притупляется и это надо помнить

Wladimir_Th

Я все опробовал на высоте примерно как Вы Влад описали. Появлялся незначительный крен вправо, но это фигня. Дело в том, что самолет садился “пешком”. Т.е. как паркфлаер. Ей Богу. Естественно ни о каких элеронах тут и речи не велось. Ну разве только РП, но он же эту бандуру не вывел бы. Важно другое - это совсем иная реакция на порыв ветра. При такой нагрузке на крыло поведение самолета непредсказуемо. Это конечно только мое мнение, но я испытал все это на себе, точнее на своем самолете. Зря я все это затеял и другим не советую.

spyder3

Трудно что либо Вам посоветовать, но я с вами совершенно согласен что играться с флаперонами или флапами не рекомендуется. Они должны выпускаться по необходимости.
Вот на этой модели
www.rcuniverse.com/magazine/article_display.cfm?ar…
я их и исползую. Мой весит 3кг 650г. Накгрузка гдето под 100 г/дм. Почти вдвое вашей.
Скорость при посадке без ветра очень большая - поэтому то я и сажаю её с флапами в безветрие. При ветре никогда флапаы не опускал.

nedz
Sereganike:

Красавец! Любо-дорого смотреть 😃
По сабжу - компенсировать надо, но немного и осторожно. И при отрыве нужно по необходимости компенсировать крен, возникающий из-за действия руля поворота.
Если его нескомпенсировать, то может поддуть под поднятое крыло и перевернуть.

Так было в моей практике. Взлетал при сильном боковом ветре, модель стало разворачивать носом к ветру, противодействовал этому рулем поворота. т.к. ветер был сильный, скорость еще не взлетная - то отклонение руля поворота было большое. Из-за этого при отрыве получился крен, консоль крыла поднялась с наветренной стороны. И полутораметровую тяжелую модель как пушинку перевернуло, а дальше кубарем… Сломалась только моторама 😮

ИМХО- если модель разворачивает носом к ветру и есть место достаточное для взлета - лучше не трогать, а взлетать так. К тому же при взлете против ветра пробег значительно сокращается, а у вас на видео полоса широкая.

вот и я вчера на это же грабли наступил, отрабатывал взлет-посадку в боковой ветер, случилось вышеописанное:(, теперь мустанг ремонта ждет

Vederkin
spyder3:

Точно так. Однако многие не знают как оными флаперонами и закрылками пользоваться. Эти вещи нужны для снижения посадочной скорости. Использовать рекомндуется на моделях с большой нагрузкой при отсутствии или слабом ветре и при посадке. Вспухание или опускание носа обучно есть на всех модельах и никакого обшепринятого микширования не требует.
Настройка.

  1. В безветрие взлетеь повыше и дать модели полетать в полгаза или меньше когда со средним (или оттримированным РВ) при полёте в течении 30 - 40 секунд модель летит без снищения/подёма. Те найти и летать мин скорость ровного полёта.
  2. Выпустить флапы, модель начнёт вспухать или изменит свё поведение полёта (вупуск/подём флапов лучше делать с замедление и на последних типах передатчиков это есть в настройке)
  3. Опять найти мин скорость полёта когда модель будет лететь ровно но с меньшими оборотами мотора чем при выбранных флапах.
  4. Микширование/триммирование не требуется, хотя если расход лев. и прав. флапов разный, крен может и быть, парировать элеронами поначалу а потом настроить механически тягами
  5. Модель должна лететь ровно но обычно многие модели летят с опущенным слегка носом (ощушение снижения), но ровно без снижения. Так и должно быть. Вот с этими оборотами и заходите на посадку.

Одно но, с выпушеннуми флапами реакция модели на элероны несколко притупляется и это надо помнить

Ой спасибо Вам большое за совет, нафих эти закрылки, я тоже хотел попробовать на 2-х (Gemini and Minmag) самиках но не успел😁 пронесло… а то были бы сейчас дрова…

spyder3

Может быть и не было бы если грамотно к делу подойти. Хотя главное правило всегда работает - Чень меньше тумблеров задейставано под доп каналы тем модель дольше живёт

Gintas

Влад, абсолютно согласен!
Вот на этой фиготине сделал флапероны, вместо костыля колесо, двойные расходы … хоть абщёлкайся!
А потом купил маленького бальзового друга и даже двойными расходами не пользуюсь, на спине не летаю, бочки, петли почти не делаю и ничего …
Чем меньше выпендрёжа, тем меньше крэша … (на Riot 3D совсем не выпендриваюсь - я не знаю как его чинить если что)
Спасибо!

Vederkin
Gintas:

Чем меньше выпендрёжа, тем меньше крэша

Согласен )))

nedz

А погдка у нас в Н.Новгороде просто прелесть, летная погодка. И ветра нет, а допустил просчет на посадке, обидно. Показалась скорость снижения великовата, не успел подумать, а пальчик сам дернул РВ. в результате сломаный винт

rutube.ru/tracks/3344642.html?v=db09f616db785f5c3a…

SVAL

Взлет и посадку при боковичке осуществяю с небольшим кренышком в сторону ветра…а что касаемо вернепланов, то сей маневр просто необходим…
А Флапы использую для моделей с высокой посадочной скоростью в штиль и в сухую жаркую погоду с миксом на РВ.

28 days later
9 months later
nedz

тема интересная очень, еще раз перечитал… чтоб поднять ее (думаю начинающим будет полезно) вот мои прошлогодние тренировки посадок

Gintas

Вы, Сэр, самокритичный. Очередной раз посмотрел с большим удовольствием и главное результат в конце ролика - идеальная посадка!

nedz
Gintas:

Очередной раз посмотрел с большим удовольствием

а вот сегодняшние тренировки. Небольшой боковой, но на дорогу с двух сторон провода. Вобщем рискованно…

ну и супруга не в обиде после прошлого раза, помогала мне самолет из кювета доставать…

wihrlwind

Как говориться, лучше один раз увидеть. Вот классическая посадка при сильном боковом ветре (размах крыла 2,2 метра, можно представить каков был “ветерок”)

9 days later
BigAlex

Судя по не большой скорости на посадке , ветерок встречный-боковой был )))

19 days later
SuP

Меня терзают смутные сомненья (с)
…по этому обращаюсь к коллегам за разъяснениями

Мой случай не совсем в тему, но близок к ней. Ветер был, сильный и с турбулентностью. Краш тоже был, но не на посадке…
Короче, последние два полетных дня привели к 3-м крашам, два без последствий, третий оторвал хвост (пациент с стационаре, к выходным встанет на крыло).
Падал с высока. Симптомы не совсем понятные - первый раз решил, что отказ, тем более, что рухнули почти синхронно двумя самолетами на расстоянии 5м. друг от друга. В какой-то момент самолет перестал отвечать на стики, но газ вроде отключился… Во второй раз то же самое, но на другом конце поля… стал опаздывать по элеронам, в результате стики до упора, а он их поймал и в раскачку… на РВ тоже реакция или запоздалая, или ее не было - не успел понять. Последний раз попытался вытянуть на полном газу, а полетел он не в небо, а к земле…
Встает вопрос - что это? Глюки аппаратуры, когда сигнал откровенно запаздывает (и возможно ли такое) или частично пропадает? Или это ветер и завихрения, из-за которых руление становится невозможным?

Апа В-флай, с короновским модулем 2,4
самолет - потолочный плосколет размахом чуть больше метра. вольное сочинение под пилотажку
тяга приблизительно 1,1 - 1,2
без ветра не падал…

вот такой самик:

video.mail.ru/mail/superpapa/_myvideo/8.html

два раза он с этим крылом упал, а последний раз с другим, трапецией и с небольшим V
…извиняюсь, видео не фонтан…

Сергей_Колард

Был подобный случай на ДВС тренере (энерговооруженность правда поменьше единицы) , летел по ветру, сбавил обороты, начал вираж и тут самолет начал падать, сваливаясь на крыло. При этом не управлялся. Я думал про помехи сначала. Но на самом деле причиной думаю был попутный поток сильного ветра. Ведь для нормальной работы рулей и крыла нужен поток воздуха. А в данном случае скорость самолета относительно потока меньше, чем когда он летит против ветра. В общем с тех пор не сбавляю газ если лечу по ветру.