Признаки неверной центровки авиамодели
Здесь на вкладке CG найдете расчет центровки для различных крыльев
спасибо Александр. пытаюсь открыть
А вот здесь прямо пример как рассчитать САХ для сложного в плане крыла (как у Катаны)
…
Есть тест такой, Дрелла-тест называется. Вот он позволяет оочень точно понять, что ч центровкой.
www.charlesriverrc.org/…/CGMarkDrela.htm
А можно тоже самое, только по русски? В общих чертах понятно, что собственно было давно понятно )) но чую, есть там еще какие то нюансы.
Может даже кто то может грамотный перевод данного текста осуществить. По моему весьма толковый тест.
Понять его, надёжа-государь, дюже не сложно.
Триммируем модель планера на ровный полет в горизонте. Направляем под 45 градусов в пике.
Смотрим. Плавно выходит на себя (вверх) - центровка ок. Сильно на себя - сильно передняя.
Летит ровно - центровка слегка задняя, на пределе. Уходит вниз - ценровка задняя, за пределом управляемости.
Это - по картинке.
Сам текст переводить в лом. Там о плюсах и минусах передней/задней центровках планера.
…Сильно на себя - сильно передняя.
…Уходит вниз - ценровка задняя, за пределом управляемости.
…
Действительно, на картинке именно такая ересь написана…
Это не ересь, у планеров именно так обстоит дело с точной настройкой ЦТ.
😉
Все дрова Налетался. … при посадке оторвало шассию … правым крылом задел планету и в щепки. Буду заказывать новый
Грустно читать что первый самолёт деревяшка, а не пенка - такой скорый финал неизбежен. Не повторяйте ошибок.
Закажите из EPP что-то популярное (тренерок или зумыча). На многочисленных падениях не раз вспомните добрым словом.
Судя по шасси, наступили на многократно описанные грабли. Летайте над высокой травой и не ставьте шасси в первый месяц полётов.
PS: Я даже на третий самолёт деревяшку не хочу. Например, FunJet в качестве третьего доставит массу удовольствия.
Действительно, на картинке именно такая ересь написана…
Почему ересь? Дрела имеет в виду, что таким образом пилот определит, что он добился комфортного горизонтального полета с помощью триммера руля высоты в ситуации, когда надо было корректировать центровку.
Действительно, на картинке именно такая ересь написана…
Всегда верил на слово инструкции, но создалось впечатление, что на моем СкайСерфере 72мм - сильно задняя центровка … посмотрев на чертеж выше, очень сильно удивился! Мой ведет себя в точности наоборот. Подумал, что я ничего не понимаю в этом и забил. Так как должно быть? Как проверить?
Скай серфер - тоже електропланер.
Дело в том, что на “центровку” планера влияет не только ЦТ, но и профиль крыла, его изгиб флапами, угол дихедрала (не знаю как по русски), конфигурация крыла и т.д.
Тест Дреллы позволяет настроить центровку, учитывая(!) все эти факторы.
Чудес не бывает. Если планер без мотора после триммирования по РВ летит ровно, а под 45 градусов с брошенной ручкой уходит сильно вниз, то центровка - сильно задняя. Суровая правда жизни.
Но тогда это никак не применимо к мотопланерам … ОК … к мотопланеру, копии Изистара, т.к. он ведет себя совершенно наоборот. Спасибо вам за разъяснения. Как я понимаю, Паприка будет тоже вести себя как Изик?!
topmodel.fr/…/product-detail-13419-gem-200m-arf
А то, CG 80-90 по инструкции, уже начинает настораживать.
Как я понимаю, Паприка будет тоже вести себя как Изик?!
Паприка не плохо летает будучи собранной по инструкции…
Как вы выяснили, что он ведет себя наоборот, можно полюбопытствовать?
Как вы выяснили, что он ведет себя наоборот, можно полюбопытствовать?
у меня цесна при пикировании свама выходит из пике, причем тем быстрее чем легче гайку на капот положить.
Делаю вывод - чем более задняя центровка тем быстрее самолёт из пике выходит. если я правильно понял суть теста в нем всё совсем наоборот
у меня цесна при пикировании свама выходит из пике, причем тем быстрее чем легче гайку на капот положить.
Делаю вывод - чем более задняя центровка тем быстрее самолёт из пике выходит. если я правильно понял суть теста в нем всё совсем наоборот
Да, в тесте совсем наоборот. Потому что тест проводят для сбалансированной модели. В вашем случае надо сначала с помощью триммера добиться планирования модели с той же скоростью при любом весе гайки а потом проводить тест. Вот тогда вы будете определять степень устойчивости модели а не правильность положения триммера.
В вашем случае надо сначала с помощью триммера добиться планирования модели с той же скоростью при любом весе гайки
Извините, но както сомнительно - ложите кирпичь на капот и при любом положении тримеров самолёт летит строго вниз по вертикали.
опятьже на одинаковой скорости, при разной центровке положения тримера на котором модель планирует будет разной, и от положения тримера будет зависить угол с которым модель будет сниждаться - тримируем вниз - угл менее острый к земле , тримируем вверх - угол более острый влодь до начала раскачки когда самолёт циклично задирает нос, теряет скорость, ныряет носом вниз набирает опять вверх и далее по циклу
моя техника - выбрать для себя комфорную скорость, выставить руль высоты в ровень со стабилизитором тримером, и подобрать грузик на котором модель на комфортной скорости будет лететь горизонтально.
ну и ещё добавлю - сам летаю понастроению - бывает ставлю цт куда надо, если хочется насладиться полётом “прям как настоящий” или сильно задний если хочу покувыркаться в воздухе
сильно == газ в пол и самолёт делает петлю очень малого радиуса
а тримирование с кривой центровкой сомнительная вещь - тримерами гасить эффекты создаваемые задней и передней центровкой до первого разворота против ветра - вроде было всё пучком а тут раз и после поворота самолёт ушел вверх \низ
а тримирование с кривой центровкой сомнительная вещь - тримерами гасить эффекты создаваемые задней и передней центровкой до первого разворота против ветра
Вот сначала настрой в том числе и центровку чтобы не было такого, а потом уже переходи к тесту Дреллы.
на профилированном крыле с непрофилированном стабе от скорости меняется подъемная сила, на стабе подъемной силы нет
соотвественно чем выше скорость(а так как речь о пикировании то скорость должна расти) тем выше подемная сила крыла
точка приложения подъемной силы условно постояннадля данного угла атаки, точка приложения силы тяжести меняется в зависимости от положения цт. если подъемная сила спереди от центра тяжести(задняя центровка) то с ростом скорости момент вращающий самолёт(грубо говоря за нос относительно предполагаемого центра вращения -ЦТ) будет направлен вверх задирая нос, если наоборот то наоборот. вращающего момента небудет только в том случае если центр тяжести совпадёт с центом приложения давления дъемной силы , те то что назыввается с правильной центровкой.
в каком месте моих умозаключений я не прав
том числе и центровку
что вы подразумеваете под центровкой? если ЦТ так его вроде как тестом и определяем)))
что вы подразумеваете под центровкой? если ЦТ так его вроде как тестом и определяем)))
Есть теоретически правильное положение ЦТ от размеров модели. Т.е. сначала надо выставить ЦТ как написано в мануале или как предлагают разные программы (для тех же планеров) - т.е. чтобы можно было взлететь и не разбить.
А поднявшись в воздух и определив что центровка “где-то рядом” - можно переходить к тестам. Причем надо понимать что тот же тест Дреллы хорош но не для всех диапазонов скоростей и расстояний.
Например для меня первым тестом является посадка - если надо тянуть ручку на себя и к моменту касания хода РВ не хватает - ЦТ слишком передняя. Если удается сделав полгорку вести самолет к земле без опускания носа, сажая на три точки - ЦТ где надо.
Второй тест - полет вверх ногами - если хода ручки хватает и даже не надо давать ее больше половины хода - при установившемся горизонтальном полете с обычной скоростью - ЦТ где-то в нужном месте.
Третий - Дрелла - летим с нормальной скоростью бросив ручки - горизонтально?! Дали ручку от себя, отпустили - куда пошел самолет после отпускания ручки? Причем с ростом скорости будет картина искажаться! Т.е. нет смысла разгонять в пикировании и потом бросать ручку…
И это все - только этапы облета модели.
второй: при полете вверх ногами при одинаковой скорости чем более назад центровка тем менее надо отклонять ручку от себя чтоб держать самолёт горизонтально (по крайней мере как мне это кажется, но это для меня очень субъективно так какк кверхногами пока очень неуверенно лдетаю)
третий: в горизонтальном полёте чем более задняя центровка тем резче самолёт выходит из такого пикирования, при смещении центра вперёд в правильное место выходит обратно в горизонтальный полёт без клевка, при смещении цт назад выходит задрав нос, подвиснув и нырнув второй раз в пикирование если не придержать рулём высоты не дав излишне задрать нос и потерять скорость
а ещё - чем более назад цт тем более большой угол атаки крыла в горизонтальном полёте, в начале я центровочку по нему угадывал - те сначала видел что чтото както летит носом вверх, а потом на земле уже постфактум выяснял что цт ближе к хвосту чем советовали в мануале))
Вдуплил картинку))) на картинке всё правильно, но чтобы понимать о чем речь ябы нарисовал на ней направление движения воздушных масс относительно крыла:
грубо говоря на картинке в тесте речь идет о возмущенном полете а не установившемся, с задней центровкой в усстановившемся полёте(в идеальном случае воздушный поток параллелен плоскости крыла или около того) нос будет задираться. на картинках выше речь о возмущенном случае(недаром там есть слово стабильность), те речь идет о том как поведёт себя самолет в момент когда появится возмущение( в том случае вращающий момент вниз от руля направления). и в этот момент сработает эффект пугача(полиэтиленовый мешок с привязанной на краю гайкой) балласт(то что дальше от центра тяжести) будет стремиться остановить момент вращения.
На практике это будет выглядеть так - в горизонтально мполёте вы даете ручку резко от себя и отпускаете, результатов три
- самолёт поменял направление и перешол в пикирование(нейтральное положение цт)
- самолёт резко клюнул носом со значительным снижением (сильно задняя центровка)
- самолёт качнуло ступенькой вниз и он продолжил лететь прямо или набирать высоту(передняя или сильно передняя центровка)
Фокус в том(о чем в общемто и спор) что время после начала возмущения, в течении которого эффект будет наблюдатсья зависит от много чего. для тяжелых самолётов(более инертных) реакция на возмущение будет медленной. для легких самолётов соотвественно наоборот.
и да, проводить данный тест новичкам рядом с землёй чревато, летая с сильно задней центровкой могу с уверенностью сказать - самолёт может нырнуть к кротам)))
и главное, для теста не надо переводить самолёт в пикирование(в этом и ошибка интерпритации), ему надо дать короткий пикирующий момент и пронаблюдать как он на него среагирует
- отработает изменив режим полёта (начнет снижение)
- быстро проглотит восстановившись в начальный режим
- будет долго поглощать выходя в начальный режим по мере набора скорости со значительным снижением
Очень интересно, Антон.
Я проводил тест так: направлял самолет мимо себя метрах в 20 -30 на высоте 8-10 метров выключал мотор, ждал, когда скорость упадет до вменяемой, устанавливал горизонтальное движение, моментально тыкал ручку вперед и сразу отпускал. При ЦТ 75 мм самолет резко клевал и довольно быстро выскакивал вверх. Метрах в 5 от земли. При ЦТ 60 мм клевал и, не меняя угла, шел в землю. Думаю, где-то в метре двух от земли он бы начал выпрямляться, но, как вы понимаете, я ждать этого не стал. Я и сейчас новичок, но тогда это был 3-й, 4-й полет на СкайСерфере – 600-700 грамм. Допускаю, что тогда чистоте теста могло мешать положение руля высоты, т.к. с задней центровкой удерживать его в горизонтали без триммирования вверх по молодости неудобно. Сегодня в обед попробую поэкспериментировать с Kinetic, который у меня в офисе живет. Он мелкий, ему много высоты не нужно.
судя по всему для вас 60мм это нейтральное положение цт при котором самолёт не пытается усничать и делает всё что вы ему скажете.
смещаете цт назад (75мм) самолёт начинает перевыполнять план
смещаете цт вперд самолёт начинает лениться и не давать себя рулить
Тест Дреллы позволяет настроить центровку, учитывая(!) все эти факторы.
А тест Дрелы для каких планеров: с несущим стабилизатором или для “обычных”?
Сдаётся мне, что первый вариант…
☕