graupner wp elektro-rookie qr

uc1

Долго думал, где создать тему, но решил все таки тут, поскольку считаю себя начинающим и имею опыт более или менее успешных полетов всего несколько месяцев.

Собственно вот про этот симпатичный(мне) кусок пенопласта хотелось бы поговорить ROOKIE

Я искал про этот мотопланер информацию на этом ресурсе и в зарубежном интернете, но информации крайне мало. Есть одно упоминание тут о том, что кто то собирался купить предыдущий вариант без элеронов, но купил ли не понятно.
Сразу скажу что я самолет оплатил и с нетерпением жду когда же он ко мне приедет 😃

Размеры и вес этого самолета такие же как у Hobbyking Bixler, на котором я сейчас летаю. Цена с доставкой примерно в 2 раза выше чем у бикслера.

А теперь первый вопрос. Производитель рекомендует ставить исключительно сервомашинки фирмы Graupner (они в комплекте отсутствуют - в комплекте есть только мотор с моторамой и пропеллером и регулятор). При этом 4 сервомашинки (нужно 4 если планируется прорезать элероны - они не прорезаны, но под них сделана подготовка) обойдутся с доставкой примерно в 2/3 цены самолета. Вот параметры сервомашинок:

Graupner C 231 - High Speed Pico Servo

Basic Information
Modulation: Analog
Torque: 6.0V: 8.5 oz-in (0.61 kg-cm)
Speed: 6.0V: 0.06 sec/60°
Weight: 0.21 oz (6.0 g)
Dimensions: Length:0.79 in (20.1 mm)
Width:0.43 in (10.9 mm)
Height:0.83 in (21.1 mm)
Motor Type: ? (add)
Gear Type: Plastic
Rotation/Support: Bushing

И собственно вопрос - подскажите кто разбирается в непростых вопросах выбора сервомашинок достойную замену по разумной цене 😃

Со своей стороны обещаю написать про модель, когда лично познакомлюсь с ней.

darkcats

любые аналоги ставь… дорогие там абсолютно не нужны! на хк посмотри аналоги!!!

1 month later
Командор

Имеется в наличии такой аппарат. Штука замечательная, но со штатным граупнеровским мотором не тянет. Пришлось ставить китаёзский. Полетел шустро. Идеальный универсальный аппарат для учёбы и отдыха. В связи с переходом на другие модели висит без дела. Могу отдать, состояние идеальное. Пишите!

2 months later
Kwazimoda
uc1:

Со своей стороны обещаю написать про модель, когда лично познакомлюсь с ней.

Дмитрий, ну что ознакомились с моделью? Тогда поделитесь своими впечатлениями, как обещали 😃
Сам к ней присматриваюсь, сейчас владею Бикслером, было бы интересно сравнение.
Спасибо.

uc1
Kwazimoda:

Дмитрий, ну что ознакомились с моделью?

Еще не до конца. Самолет лежит на шкафу. Летал 2 раза. 1 раз с камерой.

www.youtube.com/watch?v=ID6-Gn8HLLI

По результатам одного полета с камерой сняты сервы с элеронов. Пришли другие + будут переделаны тяги. Ждет своего часа гопро. Вот скоро приедет более другая аппаратура rc и заодно погода станет почище - буду продолжать эксперименты.

В сравнении с бикслером самолет сделан крайне аккуратно. Для доп оборудования места очень мало. Можно сказать что его вообще нет. Повадки немного отличаются. Показалось, что в ветер несколько более нервный. Собирается и разбирается из коробки, правда не знаю сколько раз. В разобранном виде лезет в свою коробку. Отцентровался нормально с батареей 3000 (чуть тяжелей турниги 2200) и при этом получился штатный полетный вес (810 грамм). Т.е. гопро без аквабокса + батарея 1300 укладываются в штатный вес. Штатная мотоустановка с винтом не дают столь взрывную тягу как бикслер с комплектным мотором и пропом 6х4 и петлю сделать из горизонтального полета вряд ли выйдет. В целом самолет понравился, о том что купил его не жалею.

Более развернуто напишу после доводки 😃

ADF

Насчет полетного веса не парьтесь особо. Практически любая модель способна тащить не менее 50% от своего сухого взлетного веса.

Единственное, крыло может быть на пределе сделано. Смотреть, что там за лонжерон, если вообще нет - сделать: врезать и посадить на клей.

uc1
ADF:

способна тащить не менее 50% от своего сухого взлетного веса

вопрос в том как оно будет рулиться, сколько летать и каковы будут скорости сваливания и посадочная…

Я вот размышляю куда бы приделать фотоаппарат весом грамм 400. С объективом. Сменным объективом. Может skywalker-a купить?

ADF
uc1:

фотоаппарат весом грамм 400. С объе…

Это уже серьезная техника, под которую, обычно, делается хороший САМОДЕЛЬНЫЙ носитель. Важна не только требуемая несущая способность, но и жесткость конструкции, чтобы аппарат не трепало как окурок в унитазе.

uc1

я один самодельный сделал. больше не буду.

ADF

Пять осознанных самоделок - и самолеты будут не только дешевле покупных, но и ощутимо лучше. Гарантия надежности, произвольные ЛТХ. Обилие доступных материалов и клеев существенно ускоряют процесс постройки, кроме случая, когда делается копия.

uc1

Я сделал одну не очень осознанную самоделку. Фактически я построил “хороший тренер” рекомендованый во многих местах рунета. Самолет вышел очень хорошо. Точно по чертежам. Он вышел даже немного легче чем у большинства тех кто его строит. Он получился прочный и жесткий. Я специально не пишу про материалы, технологию и модель. Скажу только что делал я его 2 месяца. Время первого полета… ну около 50 минут наверно. Именно столько я пытался его посадить. У меня ничего не вышло, садиться самолет не захотел и улетел от меня. Так что у меня его нет, проанализировать что было сделано не так я не могу и следующий самолет строить НЕ осознанно 2 месяца не готов. С тем же мотосетапом (мотор, проп, батарея, регуль, сервы, приемник) собранное из кита летающее крыло у меня прекрасно летает. Но увы покупное. Ну и сразу после потери самоделки и 4х часовых поисков я достал бикслера и полетал на нем, чтоб убедиться, что у меня есть базовые навыки пилотирования и что я могу управлять моделью при ветре 3-4 мс.

Так что увольте. Извините. Мне не дано.

ADF

2 месяца - это перебор. Толи сами затягивали, то ли клеили на какой-то очень медленный клей 😃
С околонулевым опытом дольше 2х недель по вечерам редко кто самолет строит.
С опытом - постройка пенопластового самолета, подобного покупному из этой темы, занимает 2-3 вечера.
С большим опытом - бойцы за ночь успевают 2-3 самолета подготовить, чтобы утром на соревнованиях ехать с ними.

Я, конечно, не призываю. Но обращаю внимание, что ситуация не такая печальная, как вы описываете.

uc1

Кто то умеет. Я - нет. Я могу собрать кит за вечер. Могу починить разбитый в дрова готовый самолет из пенопласта. И это полетит. Да, я конечно затягивал (про 2 месяца). Но мне надо еще и работать и делать другие дела. А сделать хотелось хорошо. Клеи были разные в наличии и в разных местах использовались тоже разные.

ADF

Умение приходит с опытом. Процесс постройки существенно оптимизируется и ускоряется даже не в разы - на порядки! С опытом туже самую конструкцию удается сделать гораздо быстрее.

С клеями - важно применять не разные, а применять нужные 😃 Это тоже приходит с опытом. Большие объемы и площадя пенопласта на полиуретановый клей под грузом сажать, мелочь - на титан, на ухопор. Есть хитрость, позволяющая надежно соединять небольшие детали на контактный клей практически мгновенно, будто на суперклей.

Я не верю, что бывают неумехи или криворуки. Просто нужна стартовая мотивация, чтобы научиться. Тем более, у вас уже был отличный самодельный самолет! 😉

Kwazimoda
uc1:

По результатам одного полета с камерой сняты сервы с элеронов. Пришли другие + будут переделаны тяги.

а для чего такие переделки? Что не устроило?

uc1:

Ждет своего часа гопро.

Сам хочу приобрести ГоПро и поставить на такой самолет.
Я вообще воодушевился этим самолетом и ГоПро после просмотра видео от Crazy Horst

uc1
Kwazimoda:

а для чего такие переделки? Что не устроило?

Комплектные тяги элеронов не имеют возможности регулировки. Граупнеровские сервы дороги, я поставил похожие по параметрам китайские. Какие не скажу - они барахло. Одну случайно сломал руками не прилагая особенных усилий снимая тягу. Кроме того комплектные тяги с не граупнеровскими качалками серв дали люфты которые хочется убрать.

На видео с граупнера постоянные рывки влево вправо. Это мои кривые руки которые управляют самолетом + неправильно настроенная аппаратура (большие расходы и нет экспонент) + люфты в ситеме тяги - качалки - сервы - кабанчики.

О, да, крэйзи Хорст. Я из за него купил свой первый самолет. Бикслер. Но я не хорст я только пытаюсь как он 😉

www.youtube.com/watch?v=gkxMhvlpZvo

На этом видео кстати тоже все дергается (а у Хорста такого нет) но тут то не самолет а летающее крылышко всего 250 грамм.

ADF:

важно применять не разные, а применять нужные

вот моя статья на моем ресурсе

wiki.bixler.ru/…/Кто_чем_клеит_самолет%3F

Я ее начал писать, потом пришли другие люди и дополнили. В результате получилось то что получилось…

ADF:

Просто нужна стартовая мотивация

Ее нет. Китайцы крайне недорого делают очень неплохие модели. Немецкие модели дороже и несколько лучше. Если на модель ставить много всякого хитрого оборудования то ее цена теряется на фоне цены остального. Я много склеил в жизни разных штук и это не есть самоцель, а в чертежи я теперь не верю. Я не понимаю ничего в аэродинамике но убедился что готовая вырезанная массовая модель полетит, причем неплохо. А сделанная по чертежам из рунета - вот не факт!

ADF
uc1:

вот моя статья на моем ресурсе
wiki.bixler.ru/…/Кто_чем_клеит_самолет%3F

Ни в коем случае не хочу обидеть, но статья очень поверхностная. Для примеру, у меня на верстаке единовременно стоит почти десяток разных по принципу клеев. В целом в хозяйстве разных клеев около 20.

Некоторые, особенно начинающие, думают, что разница между клеями - прежде всего в прочности, но это совсем не так. Почти все клеи дают клеевой шов прочнее пенопласта и дерева (т.е. ломаться будет НЕ по клею). Принципиальная разница - скорость применения, способность клея заполнять зазоры и полости, способность полимеризовываться в замкнутых пространствах, усадка, впитываемость в волокнистые материалы. В конце концов эстетичность внешнего вида: например, полиуретановые клеи всем хороши - но имеют цвет жидкого поноса.

Термоклей вообще не стоит использовать без крайней нужды: у него и мех. прочность явно уступает традиционным клеям, и вес ломовой. Скажем если на титан прилепить - после полимеризации масса клея усохнет раза в 3. А термоклей - сколько налито - столько налито. Еще и хрупкость на холоде. А если рядом есть источник тепла (работающий мотор) - может и отклеится.

Ну это так, навскидку некоторые моменты.

uc1:

Ее нет. Китайцы крайне недорого делают очень неплохие модели…

Самоделка, при наличии минимального опыта, получается дешевле и с гарантией качества. Огромный плюс - делается какой угодно самолет, в том числе такой, которого точно ни у кого нет!

uc1:

…в чертежи я теперь не верю. Я не понимаю ничего в аэро…

За 8 лет Р\У моделизма (полетел в 2004) - НИ ОДНОЙ модели не построил по чужим чертежам. Все рисовал сам, определял размеры и конструкцию, потом делал. Поначалу не всегда эффективно. С аэродинамикой помогли старые советские книжки по летающим моделям: в которых есть основные нормы для расчета хвостового оперения, рулей. Очень быстро эти знания пополнились, в том числе личным практическим опытом!
Так или иначе, никаких особых секретов или нанотехнологий в постройке моделей - нет. 😎

uc1
ADF:

статья очень поверхностная

Совершенно не спорю, это скорей заготовка. Если не возражаете, утащу часть вашего поста в вики. Про полиуретановые клеи к сожалению знаю мало, как и про титан. Про термоклей совершенно согласен почти по всем пунктам кроме 2 моментов. 1. Термопистолет с XT60 на поле это штука, которая позволяет прямо здесь и сейчас и удобней баночки с цианокрилом. 2. Я не представляю чем еще можно прилепить кусок вспененного полиэтилена (такой мягкий упаковочный материал) к EPP. А недавно мне потребовалось чуть доработать готовую конструкцию, а под рукой был только такой “пенопласт”. Кстати в том месте куда я его приделал он себя совершенно оправдал.

Что же касается строительства самолетов, то тут есть еще вопрос материалов. Я пробовал потолочку и подложку для ламината. А хотелось бы иметь наверно EPP из которого китайцы делают плосколеты и небольшие летающие крылья - он крепкий, неубиваемый почти и его не нужно варить как после крэшей EPO. Он либо пружинит либо ломается, но ломается только при серьезных авариях и тогда уже клеить. Вот где и в каком виде взять именно такой материал я не знаю.

ADF
uc1:

Я не представляю чем еще можно прилепить кусок вспененного полиэтилена (такой мягкий упаковочный материал) к EPP.

Обычный uhu-por.
А чтобы существенно ускорить процесс склеивания, вот та самая хитрость:

uc1:

А хотелось бы иметь наверно EPP из которого китайцы делают плосколеты и небольшие летающие крылья - он крепкий, неубиваемый почти и его не нужно…

Это ложная цель.

Во-первых, без хотя-бы минимального внутреннего каркаса любые пенные самолеты чуточку, но уступают по жесткости, в результате чего ровное пилотирование затруднено. При вживлении каркаса - ремонтопригодность при серьезных падениях существенно падает. Полукопии и копии вообще ломает в труху независимо от материала.

Пенопласт хорош тем, что легко обрабатывается и позволяет делать модели сложных форм за дешево.

А насчет устойчивости к ударам о планету - быстрей научитесь летать без падений и ЕПП станет не нужен. :rolleyes:

uc1
ADF:

вот та самая хитрость

Аааа, так полиуретан он и есть ухопор… Ну да, я его люблю. Но кстати EPP который ложная цель он клеит не очень хорошо по моим ощущениям. Зато EPO и потолочку отлично. А в чем хитрость, я не понял (смотрел без звука). Намазать обе поверхности тонким слоем и чуть подсушить (подув) ? Ну я в общем так и делаю часто - мажу одну склеиваемую поверхность другой. Ну да, жду не 5 секунд а 40 но это не принципиально.

ADF:

быстрей научитесь летать без падений

У меня сейчас примерно 3% падений зарулился, 20% довыпендривался (в этом случае крэш даже ожидаем). Еще 10% моя невнимательность при настройке-сборке-предстартовой проверке. Остальное - отказы китайских электронных комплектующих (часто сервомашинок, виснущие приемники из за кривизны встроенного в регуль бека, непонятные и необъяснимые потери связи).

Жду когда придет более другое радио, собираюсь организовывать в самолетах которые жаль уронить питание борта по уму, убираю из критических мест бюджетные сервы, да и вообще сервы с пластиковым редуктором.

Кстати, чтоб совсем уж не оффтопить в ветке про граупнер роки. У него в комплекте мотоустановка compact 300, которая включает регулятор, мотор и пропеллер. Мотор и пропеллер идеально ровные и отбалансированы. Работает мотор очень тихо, вибраций 0. Регулятор частоту шим 32 кгц (а не 8). Сам регулятор 18-амперный. Встроенный BEC импульсный 2х амперный (заявлено до 4 ампер кратковременно). И это единственный регулятор с беком, которому я доверяю (остальные у меня в основном марок hobbyking turnigy и noname). Комплект из регулятора мотора и пропеллера отдельно стоит у немцев порядка 80 евро без доставки, а вместе с самолетом с доставкой обошелся мне примерно в 140.

ADF
uc1:

Аааа, так полиуретан он и есть ухопор…

Нет!

Это совершенно разные типы клеев. Про полиуретановый (клейберит-501, но есть куча аналогов) - тоже видео есть. Принцип склеивания совершенно другой.

uc1:

жду не 5 секунд а 40 но это не…

Моя методика несколько отличается от “намазал-жди”. Высыхание клея происходит существенно быстрее за счет увеличения площади поверхности.

uc1:

У меня сейчас примерно 3% падений зарулился, 20% довыпендривался

Вообще-то это все относится к “зарулился”. Не знаешь границ своих возможностей, наглеешь, самолет падает.

Чувствовать пределы своих умений - одна из способностей, отличающая опытного моделиста от начинающего.

uc1:

Еще 10% моя невнимательность при настройке-сбо…

Только начали летать, а уже целая статистика по падениям!? Уровень ответственности и внимательности надо кардинально повышать…

uc1:

Регулятор частоту шим 32 кгц (а не 8).

Слышал мнение, что это снижает КПД установки, так как начинаются потери за счет скин-эффекта.

uc1:

И это единственный регулятор с беком, которому я доверяю

А чем, например, маркусы не нравятся?
Впрочем, в личном практике и с китайскими регулями проблем не имел. Беру всегда с запасом по току и до заявленного на этикетке не нагружаю. Всегда забочусь о герметизации от воды-влаги и обеспечении нормального обдува.
Отдельные БЕКи иногда ставлю, маркусовские. Турниговский БЕК один раз купил - потестировал на столе, матерился и плевался. Но к регулятором турниговским и их встроенным бекам пока претензий нет.

uc1
ADF:

за счет увеличения площади поверхности

это как ?

ADF:

Вообще-то это все относится к “зарулился”

Не совсем так. Зарулился это значит потерял ориентацию когда не ждал этого и казалось бы не делал ничего опасного. Довыпендривался - это сознательно рисковал понимая что можешь разложиться и скорее всего делаешь вещи, которые не соответствуют твоим навыкам. Если это безопасно для окружающих, то это тоже способ чему то научиться.

ADF:

Только начали летать, а уже целая статистика по падениям!? Уровень ответственности и внимательности надо кардинально повышать…

Вообще я где то читал, что не падает тот, кто не летает. Я не знаю как у кого, а у меня отношение количества аварий к количеству полетов тем хуже, чем меньше я летаю и чем больше времени трачу на постройку самолетов. Для меня пожалуй это основной фактор. Например если ответственно готовиться к очередному вылету по месяцу, (отсутствие летной погоды, времени и т.д. и т.п.) то полет это стресс. Имея огромный уровень ответственности и внимательности вполне можно взлететь например с реверсом рв, хотя казалось бы все было проверено 10 раз и как оно так вышло - не ясно. Возможно у вас 20-летний опыт авиамоделизма и поэтому все это тяжело себе представить, но для человека который этим занимается чуть меньше года оно так.
Вообще, эта тема недавно обсуждалась в нашей ветке “нагатинская пойма” и мы пришли к выводу, что уровень ответственности (а значит и качества подготовки) в значительной степени определяется серьезностью модели и только ей. Бальзолетчики падают редко. В той дискуссии все расставил по местам пилот вертолета, который очень хорошо и аккуратно летает практически без аварий. Он сказал что перестал падать когда пересел с самолетов на серьезные вертолеты.

ADF:

А чем, например, маркусы не нравятся?

Я пока не знаю что это и сколько стоит. Возможно ценой.

ADF:

начинаются потери за счет скин-эффекта

Мне кажется что это из области дискуссий про золотые провода питания 220 вольт для качественного звука. Для заметного проявления скин-эффекта нужны всетки частоты несколько выше.

ADF:

Впрочем, в личном практике и с китайскими регулями проблем не имел. Беру всегда с запасом по току и до заявленного на этикетке не нагружаю

Рад, что вам повезло. Проблема не в запасе по току регулятора. Проблема в запасе по току линейного бека, встроенного в недорогие китайские регуляторы и в ухудшении этого параметра в процессе работы ввиду конструктивных особенностей. Вообще я считаю, что ставить китайский регулятор со встроенным беком и просто от него запитывать приемник и соответственно сервы - это подписаться под тем, что модель обязательно будет разбита. И только лень и нежелание (а часто и отсутствие места и лишнего веса) приводят к тому, что я продолжаю так делать. Если у меня будет самолет который очень жалко уронить, я никогда не организую в нем питание борта подобным образом.

ADF:

Но к регулятором турниговским и их встроенным бекам пока претензий нет.

Если вы на них летаете и не допускаете возможности падения, то вам тоже надо повышать уровень ответственности. Посмотрите схему (можно просто вскрыть термоусадку регуля и посмотреть глазами - там все видно) турниговского регуля ценой 10-15 долларов в том месте где на нем сделан бек и все поймете.

ADF

Увеличивается площадь поверхности клея. При быстром слепливании-разлепливании клей тянется множеством нитей - площадь поверхности, с которой происходит испарение растворителя, огромна.

Вообще я где то читал, что не падает тот, кто не летает.

Речь не о падениях в принципе, а о частоте падений. Если внутреннея дисциплина есть - можно даже после долгих перерывов не стукать самолет. Как раз то самое ощущение границы своих умений, пределов дозволенного. Новые для пилота и опасные маневры надо разучивать в симуляторе или на большой высоте - прежде, чем начинать выделывать это у земли.

…и не допускаете возможности падения, то вам тоже надо повышать уровень ответственности. Посмотрите схему (можно просто вскрыть термоусадку регуля и посмотреть глазами - там все видно) турниговского регуля ценой 10-15 долларов в том месте где на нем сделан бек и…

Ну вы еще предположите, что я девственник! 😃

Вскрывал и видел. Более того - тестировал до упора на земле. Если на регуле не весит 100500 серв и сами сервы (хотя-бы изначально) исправны - т.е. не жрут запредельные токи - проблем нет. К тому-же регуляторы в моих моделях обязательно обдуваются со всех сторон.

И насчет развязок питания тоже мне не надо чесать! Обратите внимание на дату публикации: rcopen.com/blogs/2659/6371

Кстати: с перегревами линейных беков тоже дела имел. Но только на стендовых испытаниях, в полете эти условия, к счастью, воссоздать было нвозможно 😒

uc1
ADF:

Если внутреннея дисциплина есть

А вот подскажите что делать одному моему весьма дисциплинированному знакомому. Он моделизмом занимается уже года 3. У него 1 самолет (пилотажевский джокер). Симулятора много. Каждый вылет (примерно раз в полгода-год) заканчивается аварией. Поскольку он учился самостоятельно читая в интернете и стеснялся советоваться на поле с опытными пилотами, то случилась неприятность. Он научился летать в симе во 2 моде, да только с реверсом руля высоты. А я вот еще и уговорил его переучиться.

ADF:

Ну вы еще предположите, что я девственник!

Вот об этом как то не задумывался 😃

ADF:

Но только на стендовых испытаниях

Повезло! Могу показать регуль который новый из коробки с выключенным мотором греется все сильней сильней и сильней. Рядом стоит обдувающий его компьютерный вентилятор и вот уже его невозможно держать руками через 2 минуты и приемник перезагрузился… А много ли начинающих будут проводить исследования да и вообще разбираются в электронике хоть чуть чуть ? Все купил. Подключил. Попробовал - работает. В небо!

ADF
uc1:

А вот подскажите что делать одному моему весьма дисциплинированному знако…

Он научился летать в симе во 2 моде, да только с реверсом руля высоты. А я вот еще и уговорил его переучиться.

Зря! В принципе летал бы себе как угодно. Единственный минус - чужую модель не облетать и на своей никому не дать.

Или причины падений именно в переучивании?

В общем, гадать не рискну. Случаев много разных бывает.

uc1:

Повезло! Могу показать регуль который новый из коробки с выключенным мотором гре…

Если бы мне попался такой регуль, я бы обязательно это заметил до полетов.😃

uc1:

А много ли начинающих будут проводить исследования да и вообще разбираются в…

Это уже их личные проблемы.

Если начинающий меня спрашивает - то я сразу же рассказываю о всех тонкостях и подводных камнях, что знаю сам.

А если “сам все знаю” (бывают и такие кадры на полетах!) - ну и удачных посадок ему (лишь бы не в машину). 😈