ремонт авиамодели

bad1966

Рано или поздно, но любую модель приходиться ремонтировать. Увы наше хобби не из дешевых. В этой теме хочу поделиться и послушать советов о том, как надо ремонтировать модели. Конечно многие скажут, что проще купить новую после морковки, чем чинить её. Однако для людей с ограниченным бюджетом данный подход может быть и не по карману. Краш конечно штука страшная и после него нередко опускаются руки и кажется, что все пропало. Сам в свое время проходил через это, но авиамоделизм это как наркотик. Итак. Падение. Модель сломана. Что делать? Первое собрать как можно больше деталей или того, что от них осталось. Далее дома аккуратно снять всю мат часть: мотор, машинки, бак, и т. д. Оценить размер ущерба. Стоит ли сохранить то что есть, например при подломе шасси, или кардинально ремонтировать модель. Обычно при хорошем ударе ломается передняя часть фюзеляжа, соответственно капот. Фонарь как повезет. Крылья зачастую остаются целыми. С этого и начнем. Итак фюзеляж. Самая дорогая и трудноремонтируемая часть самолета. Не все так сложно. Я делаю так. По остаткам определяю общие габариты модели. Примерный эскиз с расстояниями между шпангоутами и т. д. Далее выбор материала для ремонта. Учитываю толщину деталей. Хорошо, что унас есть модельный магазин. Материал, тот из которого изготовлены модели, честно говоря оставляет желать лучшего. Мой любимый для ремонта материал это четырехслойная березовая фанера. Дороговато конечно, но она этого стоит. Прочность в разы. Все шпангоуты и силовые детали делю только из неё. Также применяю и трехмиллиметровую трехслойку. Обычно на боковины. Клей космофен СА12, где то 5-30 минутную эпоксидку. Всё с материалом определились. Далее все зависит от наших рук. Расчленяем по возможности аккуратно, останки модели на детали. Не забываем помечать, что откуда. Это не сложно если учесть, что модели проклеены из рук вон. Первым делом боковины. Лучше вычерчивать на фанере, а не переводить с того, что осталось. Ошибок в размерах меньше. А они потом могут аукнуться. За базу берем линию между верхней половиной самолета ( передний гаргрот, фонарь ) и собственно фюзеляжем. Лобзиком все вырезаем. Кстати о пилках. Я использую закрученные вдоль продольной оси. Очень удобно, пилить можно в любую сторону без разворота лобзика. Далее шпангоуты. Собираем то, что осталось, так же переводим на фанеру. Если обрисовываем по сохранившейся детали, следует при вырезании учесть, что линии обрисовки надо будет сточить, так как деталь получается плюсом на пол миллиметра в каждую сторону. Так же вапиливаем все остальные детали. Итак все готово. Приступаем к сборке. Перед тем, как что то клеить собираем все в кучу. На деталях есть пазы и выступы. Поэтому весь узел без клея можно собрать и посмотреть как, что сходится. Для того чтобы это все не рассыпалось используем резинки от денег, которые вы потратили на модель и её ремонт. Если все нормально. Освобождаем оставшуюся часть фюза от лишних деталей, и примеряем к остаткам готовый узел. Здесь очень внимательно. Все должно сходиться с точностью до полумиллиметра. Никаких перекосов. Иначе грош цена всей работе. Если сильно ошиблись лучше выпилить новые детали. Но скажем все сошлось. Клеим узел с учетом, что после чего вставляется. При склейке деталей по плоскости (мотошпангоут, площадка шасси и т. д.) я использую смолу. Если встык (шпангоуты к боковинам) то суперклей. Склейку необходимо проводить на стапеле. Это может быть любая ровная поверхность. Иначе перекосов не избежать. Далее готовый узел примеряем на остатки модели. Если это кусок фюза до гаргрота то я вставляю его и по ниточке от заднего колеса и до мотошпангоута выравниваю и слегка прихватываю суперклеем. Далее все промеряем и примеряем. Если все нормально, можно клеить. На места стыков старого с новым ставим усиления. Вуаля фюз готов. Осталось обшить бальзой и обтянуть пленкой. Но об этом в следующий раз. От всех жду советов и секретов по ремонту моделей. Р.S. Маленький секрет. Пазы в деталях делаю сверлом, как фрезером, а не выпиливаю лобзиком. Немного навыка и отлично получается.

zayamitya

Краши (по моей спецификации) делятся на три степени: итак краш третей степени-модель при взлете или посадке капотировалась (самое распространеное) сломался винт и/или царапины, лопнувший капот- требуется косметичиский ремонт , подкраска. Краш втопой степени: поломки более серьезные типа выломаный первый шпангоут, сломаное крепление крыла, сломоная моторама вывернутые с корнем стойки шасси и тд. Краш первой степени модель в дребезги все что до крыла перемолото в пыль крыло как минимцм сложено… вобщем краш первой степени без коментариев…ремонт к крашу третей степени затруднений не представляет. Второй уже будет чуть-чуть посложнее но востоновлению еще подлежит. У краша первой степени смысла к востановлению нет. Ну как-то так. Всем удачных взлетов и посадок!!!

Vertolet4ik

У меня ДВС если бьется, то остается оперение и может частично уцелеть одна консоль, остальное в щепки, а мелкие огрехи при посадке и взлете устраняются без особого труда. Так что после моих конкретных крашей модель подлежит утилизации, с предварительным снятием уцелевшего оборудования.
А так, действительно, во многом согласен, только менять бальзу на фанеру я бы не стал, ремонт и без того вес нагонит, а тут еще дополнительное утяжеление.
Если сделать сломаную часть прочнее, то в следующий раз сломается в другом месте, более слабом, так, что думаю, материал надо менять на идентичный, все-таки поломка в носовой части после ремонта меньше повлияет на характеристики модели, чем ремонт центроплана и дальше к хвосту.
Если носовую часть сделать максимально прочной, то при аварии есть вариант, что фанерный капот проделает себе путь в центральную часть фюзеляжа, а бальзовый сломается, сыграв роль демпфера.
Вот такое мое мнение…

bad1966

Да собственно речь о замене материалов подобных на подобные и идет. Только выбирать стараюсь более прочные. И прочность приобретает не одна деталь а узел к которому прицепляется все остальное.

zayamitya:

Краши (по моей спецификации) делятся на три степени: итак краш третей степени-модель при взлете или посадке капотировалась (самое распространеное) сломался винт и/или царапины, лопнувший капот- требуется косметичиский ремонт , подкраска. Краш втопой степени: поломки более серьезные типа выломаный первый шпангоут, сломаное крепление крыла, сломоная моторама вывернутые с корнем стойки шасси и тд. Краш первой степени модель в дребезги все что до крыла перемолото в пыль крыло как минимцм сложено… вобщем краш первой степени без коментариев…ремонт к крашу третей степени затруднений не представляет. Второй уже будет чуть-чуть посложнее но востоновлению еще подлежит. У краша первой степени смысла к востановлению нет. Ну как-то так. Всем удачных взлетов и посадок!!!

Классификация может быть разная. А ремонтировать или нет вопрос выбора. Для себя решил. Модель после ремонта становится прочнее. Нередко и легче. Новую модель, рано или поздно придется ремонтировать все равно. Так есть ли смысл покупать новую? Да ремонт занимает время. Но для меня это отдых. Если он дешевле покупки новой модели, то ремонтирую. Держу в парке несколько моделей, именно с учетом на ремонт. Кстати заканчиваю ремонт ЯК54. Фотки скину.

delfin0510
Vertolet4ik:

У меня ДВС если бьется, то остается оперение и может частично уцелеть одна консоль,

не так давно мне подарили полукопию сиаи маркетти,так вот там все что после крыла идет целенькое,как ни странно крыло практически целое осталось,без царапинки как говорится,а вот о морде тушки,капоте и всем остальном можно забыть.тушка была двс ,полетный вес 3 с гаком,точно не знаю,размах 1600.Благо человек после краша все щепки в кулек собрал,и не сжег тушку.она у него год в гараже валялась,пока я не спросил про самолет.он и сказал,нужен,забирай,нет,сожгу,я и забрал.по щепкам восстановил все фрагменты фюзеляжа,склеил циакрином,и по склееным деталям собрал самолетке полностью новую морду.так как шпагоуты все были фанерные,то я велосипед изобретать не стал.фруктовая фанерка в помощ:).а вот с обшивкой долго голову ломал,модель то бальзовая.в общем не найдя бальзы,расстроился,но не надолго,благо в деревне живу,нашел кусок совдеповской фанеры,расслоил ее в кипятке,затем высушил,разровняв утюжком и феном,и у самолета появилась деревянная обшивка.так что тут особо горевать не стоит,и если есть желание поскладывать пазл,то модель из любого состояния реально восстановить,было бы желание.кстати,вот видео модели,правда не именно моей,но один в один

DGP

Как же неприятно читать название фюзеляжа “тушкой”! Прям как на форуме мясников. Извиняюсь, что не в тему.

delfin0510
DGP:

неприятно читать название фюзеляжа “тушкой”! Прям как на форуме мясников.

ну извините,но то мясо,что я забрал кроме как тушка никак назвать нельзя было,поэтому так и написал.а фюзеляж я так думаю,это нечто целое,которое имеет грани,формы и обводы.

bad1966:

Пазы в деталях делаю сверлом, как фрезером, а не выпиливаю лобзиком.

признаюсь честно ,для вырезки всех деталей использовал модельный нож,тот которым бальзу режут по причине того,что лобзиком обзавестись как то не успел,все пенолеты да пенолеты.просто это моя первая деревянная модель,бальзовой назвать не решусь,так как бальза там только обшивка,все шпангоуты и боковины из 3 мм фанерки.ножем вырезал шпангоуты,усиления,пазы и шипы.решил уходить от пенолетов в строну деревянных моделей.вот и подумываю приобрести станочек-лобзик настольный типа корвет

zayamitya

Да конечноже это вапрос выбора. Смртря какой у тебя бюджет на починку модели, какие у тебя есть инструменты ,материалы свободное время, и тп. Если модель была цельнобальсовая а вы женаты:) и жена против вашего занятия авиамодельным спортом то о вастонавление модели можеье забыть. Смиритесь:)

delfin0510
zayamitya:

Если модель была цельнобальсовая а вы женаты и жена против вашего занятия авиамодельным спортом то о васстонавление модели можете забыть.

а вот ту я с вами поспорю,мне легче построить самолет с нуля,в случае аварии восстановить,будь то бальза или пенопласт.причиной тому именно жена и ее непонимание моего занятия.поэтому самолеты не покупаю, а сам строю.ну не укладывается у нее в голове,как можно потратить часть семейного бюджета на такие игрушки.ну а мне наоборот в радость повозится.запчасти и материал то она не видит;)

zayamitya

Мне тоже в большинстве случаев приходится делать новые модели чем вастоновить битые, но причиной тому не жена😁(мне 13 лет) и не мама. Причина в моем хорошем понимании аэро динамики . Тоесть практически в любом случае будет лишний вес лишние сопли и лишняя трата времени . Будет проще сделать новую модель. Конечно при мелких повреждениях я востанавливаю модель. Но проще не бить модели!!!

ADF
bad1966:

Увы наше хобби не из дешевых.

Ложь. Входной билет в современный авиамоделизм - всего-лишь около 5 т.р.
Верхняя планка не оганичивается ничем - как в любом хобби, но денег моделизм потребляет ровно столько, сколько конкретный человек готов в него вложить.

Теперь насчет ремонта:
У тех, кто хоть раз построил модель сам с нуля, а не купил готовую - таких наивных и странных вопросов не возникает. Если человек делал модель целиком, то и в вопросе ремонта у него сомнений нет!
А все, что касается конкретных способов и тонкостей процесса ремонта (чтобы ремонтировать побыстрее, да подешевле) - это уже опыт, который за деньги не купить.

С уважением, спасибо за понимание.

delfin0510
ADF:

Ложь. Входной билет в современный авиамоделизм - всего-лишь около 5 т.р.

чуть меньше,примерно 3500,если построить контурную су 37 из потолочки,и это с учетом того,что покупается все и сразу,а именно все для самолета,тобиш регуль,сервы,мотор,аппа и материал,плюс 2а ака и дешевенький зарядник.почему так утверждаю,потому что товарищ заказ на самолет делал для сына.

ADF:

У тех, кто хоть раз построил модель сам с нуля, а не купил готовую - таких наивных и странных вопросов не возникает.

именно

ADF:

опыт, который за деньги не купить.

абсолютно с вами согласен

zayamitya:

Тоесть практически в любом случае будет лишний вес лишние сопли

не всегда,если просто клеем навазюкать и сверху еще и латку наложить,то да,а если будет полностью замена поврежденной части,то вес не нагониш.опять таки,если с головой

zayamitya

Вячеслав я частично с вами соглашусь. Вы не нагоните вес только когда заменили целеком крыло или стабилизатор , но когда вы делаете новый мотошпонгоут или наращиваете лонжерон вы нагоните вес. Не нагнать его невозможно!!!

ADF

Для раздолбайско-пилтажно-развлекательных самолетов определенный набор веса - не критичен, думаю вплоть до 10% от изначального взлетного веса. Но чтобы столько нагнать, надо делать совсем уж по-свински: с применением термоклея (которого сколько выдавил - столько на самолете и “повиснет”) и деревянных шампуров. Если ремонтировать более вдумчиво и с применением нормальных клеев (тот-же “титан” после полимеризации в 3-5 раз легчает по сравнению с весом жидкого) - то каждый ремонт добавляет относительно немного.

Делать каждый раз новую модель имеет смысл, когда аппарат - спортивный. Там при ремонте не только вес критичен, но и невозможность точно восстановить геометрию.

Wladimir_Th

Позвольте пару слов. На мой взгляд, многое зависит от модели. Полноценную копию или полукопию, как и хорошую пилотажку крайне желательно не ронять. Эти самолеты не рассчитаны на падения. Они созданы для только полета. А вот что касается тренеров, чертежей коих масса в свободном доступе. Там другой расклад. Они изначально разработаны с учетом грубых посадок и падений. И потому, правильно сделанный и собранный тренер достаточно сложно разбить в труху. Крыло у них отстегивается при ударе им об землю, шасси тоже. То же самое касается и мотоузла. Из своего опыта скажу, что тренировочную пилотажку (всем известный АМР) я как то выпустил с выключенным бортом и конечно же приложил от души. И через неделю она полетела вновь. Ремонт был небольшим, несмотря на очень эффектный краш. Части самолета разлетелись в разные стороны. А вот отвесное падение с 80-ти метров в этом году она не пережила. Как говорится, ремонтировать было нечего. Но тут я просто не представляю какой самолет был бы ремонтнопригоден.

delfin0510
zayamitya:

Не нагнать его невозможно!!!

zayamitya:

вы нагоните вес.

это почему
если вы удаляете все остатки старого клея,все куски дерева,старую пленку,и лепите все новое,то при соблюдении всех канонов вы его вряд ли нагоните.я бальзовую модель только что закончил восстанавливать,так вот.пустой вес указанный производителем равен 2050 гр,и самое что интересное,мне как ни странно удалось выйти на вес 2047гр,а причиной тому практически полностю залитый фюзеляж клеем.все остатки поснимал до голового дерева,и все новое поставил.плюс еще то ,что вместо пленки для обтяжки моделей я использовал рекламный оракал,который весит чуть поболее чем нужная нам пленка.так что выводы делайте сами

Wladimir_Th:

Полноценную копию или полукопию, как и хорошую пилотажку крайне желательно не ронять.

дык роняют же,и роняют то не специально,поэтому и тема появилась

Wladimir_Th
delfin0510:

дык роняют же,и роняют то не специально,поэтому и тема появилась

Тех кто делает и летает на таких моделях эта тема вряд ли заинтересует. Они знают все.
И, повторюсь, если модель разбита в хлам, то проще сделать новую. А мелкие поломки, не стоят того, чтобы о них говорить.

sergass
zayamitya:

Но проще не бить модели!!!

Бесспорно ! НО…каждый летающий знает : Совсем избежать крашей - не получится! Конечно,чем выше квалификация пилота,тем они реже происходят… А ремонтировать или нет - в каждом конкретном случае принимается конкретное решение !
Для обучения (когда редкий выход в поле без “дров”) очень удобны электро-пенолёты ,их при желании восстановить можно из любой степени разрушения.

9 days later
FFedor

Здравствуйте, какая актуальная и свободная от полётов тема. Но автор сам начал, да, так красиво, а где примеры, образцы работ, наглядность.Вся эта писанина похожа на аборт по телефону, извините за прямоту. И, опять всё сходится на полёты, про полёты ни слова, больше дела;способы ремонта, инструменты, клеи, растворители т. д., ребята тема хороша, но не надо её засорять отвлекающими разговорами. Желаю, чтобы эта тема жила долго и помогла многим.

Vertolet4ik

а Здесь процесс восстановления (и даже небольшая модификация).

у меня был такой самолет, но после аварии от него осталось только оперение с сорванными рулями и правая консоль, остальное в щепки, которые даже собрать не все удалось. Двигатель ТТ-F54S