Гироскоп на крыле

MihaD

Подниму-ка я тему.
Вот в институте учили, что ЛК будет летать лучше классики, если будет неустойчивым по тангажу и с нормальным, а не S-образным профилем. И “гироскопы” нынче вполне доступны.
В чем засада?

Baron
PigTail:

Ради интереса достал проверил, в общем у имеющихся 2 экземпляров таких GWSовских гир при 2 горящих светодиодах никаких резких бросков на выходе нет, видать либо гиросков бракованный, либо Вы с эксперементами накрутили третий подстроечник 😦

Да, чего-то “накрутил” 😃 В результате разного рода экспериментов удалось добиться от него работы согласно ГВС-овскому описанию. И чувствительность стала регулироваться практически от нуля, и при регулировках уход среднего положения серв стал минимален. Спасибо за наводку!

MihaD:

Вот в институте учили, что ЛК будет летать лучше классики, если будет неустойчивым по тангажу и с нормальным, а не S-образным профилем. И “гироскопы” нынче вполне доступны.
В чем засада?

А у Вас есть крыло? Просто у меня оно и так “устойчиво”. Гироскоп практически ничего не добавил 😦 Моё объяснение смысла засады в последних трёх строках поста №17. Как раздобуду управляемый гироскоп (или переделаю 240-ую футабу в 420-ю), продолжу эксперименты.

Cherkashin
MihaD:

Подниму-ка я тему.
Вот в институте учили, что ЛК будет летать лучше классики, если будет неустойчивым по тангажу и с нормальным, а не S-образным профилем. И “гироскопы” нынче вполне доступны.
В чем засада?

Оба что-то новенькое…
Это что получается крыло неустойчивое… в полете испытывает всякие там возмущения которые гироскоп компенсирует ( ну тоесть рулём высоты тудым - сюдым шмыгает ) и вот эти движения ( балансировочные потери) не мешают 😦

MWW
Baron:

Покрутил единственный выведенный “наружу” подстроечник. Эффект непонятный: примерно посередине его хода светодиод меняет цвет с красного на зеленый (и наоборот). Но “рули высоты” занимают при этом одно из крайних положений. Если подстроечник постепенно крутить в одно из крайних положений, то “рули” постепенно возвращаются в нормальное положение. Также, если загнать регулировку в одно из крайних положений (“зелёное” или “красное”), то всё, вроде, работает как надо, но со слишком большой чувствительностью.

В вертолетных гироскопах с помощью регулятора чувствительности изменяются режимы работы - нормальный/удержание хвостовой балки.
Очень похоже, что у этого гироскопа есть режим удержания. И если его включить, то он будет себя вести именно так - загонять машинки в край,
там алгоритм работы довольно хитрый. Я не знаю про именно этот гироскоп, но у Футабы 401, если пямять мне не изменяет, до 50% чувствительности
режим “нормальный”, а свыше 50% переходит в “hold”, т.е. удержание. Похоже и здесь что-то аналогичное. Тем более - изменяющийся цвет светодиода, скорее всего, показывает, что происходит переключение режимов. У Футабы цвет диода один, но он то горит неперерывно, то моргает, то часто моргает.
Я думаю, здесь что-то аналогичное. А вообще, почитайте “вертолетные” разделы, там про гироскопы больше написано.
Удачи!

MihaD

Крыла у меня нет пока. Считаю, что под гиру его надо делать специально. Ставить гиру на устойчивое крыло безмысленно, оно и так летает, если правильно спроектировано и настроено.

Балансировочными потерями называется, как я считал, уменьшение подъемной силы ЛА вследствие отрицательной добавки от органов управления. Это статическая штука. И БП устойчивого ЛК выше, чем у классики. На нейтральных ЛА БП отсутствуют (на тех режимах, где они нейтральны, естественно).

Вопрос, собственно, серьезный.
Может, кто-то поспорит с тезисом: “Правильно спроектированное ЛК с САУ тангажом будет летать лучше ЛА классической схемы”?
Не верю, что не пробовали, и тогда почему не делается достаточно массово? Предполагаю две причины:

  1. Математика существующих навороченных(но, к сожалению, вертолетных) “гироскопов” не подходит для данной задачи.
  2. Быстродействие существующих приводов недостаточно.

Может, что-то еще? Или просто - некомпетентность экспериментаторов и нежелание связываться у компетентных?

Cherkashin
MihaD:

Может, кто-то поспорит с тезисом: “Правильно спроектированное ЛК с САУ тангажом будет летать лучше ЛА классической схемы”?

Ну тут и спорить не нужно 😦. Сколько можно назвать серийных ЛК? ( ну кроме разве сверхзвуковых )
правильно - нисколько… Может в установившемся режиме ЛК и лучше но вот при появлении малейших возмущении ( летаем ведь не в аэродинамической трубе ) появляются вот те самые балансировочные потери ( а куда деваться 😦 )
Но мне лично ЛК нравятся больше 😦 есть в них своё очарование 😃

MihaD

Ээээ…
В большой авиации есть требования безопасности.
В пассажирской даже ЭДСУ - редкость.

Cherkashin
MihaD:

Ээээ…
В большой авиации есть требования безопасности.
В пассажирской даже ЭДСУ - редкость.

Ну бог с ней большой авиацией 😦.
Возьмём беспилотники… ну только те что на вооружении стоят
Только один - пиндосовский Глаз дракона. 😦
остальные ЛК не в счёт - серийно не выпускаются 😦

MihaD

Хорошо. Ваша точка зрения понятна.
Вы утверждаете, что элевоны на нейтральном ЛК постоянно колеблются с частотой короткопериодического движения и заметной амплитудой, что “съедает” все преимущества.

Cherkashin
MihaD:

Хорошо. Ваша точка зрения понятна.
Вы утверждаете, что элевоны на нейтральном ЛК постоянно колеблются с частотой короткопериодического движения и заметной амплитудой, что “съедает” все преимущества.

Ежели летит в атмосфере то да…
Я просто пробовал установить элевоны так чтоб уменьшить S профиля, одновременно установив заднюю центровку…
Гироскоп прекрасно справлялся ( устанавливался по тангажу ) но вот увеличения ни скорости ни времени полёта не наблюдалось к сожалению.

MihaD

Ценная информация, спасибо.
А гироскоп в каком режиме работал? А махание элевонами было видно невооруженным глазом в установившемся полете?

Cherkashin
MihaD:

Ценная информация, спасибо.
А гироскоп в каком режиме работал? А махание элевонами было видно невооруженным глазом в установившемся полете?

Гироскоп простейший www.rc711.com/shop/product_info.php?cPath=27_29&pr…
у него режим один 😦. Махания в полёте не наблюдалось а вот в руке естесно 😦
Использование гироскопа на “нормальном” ЛК позволяет летать в такой ветер… красота

AIRDAN

Махания в полёте не наблюдалось а вот в руке естесно

Cherkashin:

Я просто пробовал установить элевоны так чтоб уменьшить S профиля, одновременно установив заднюю центровку…
Гироскоп прекрасно справлялся ( устанавливался по тангажу ) но вот увеличения ни скорости ни времени полёта не наблюдалось к сожалению.

А какая у вас центровка ???
У меня на лк центровка 22 % и с профилем PW51 элевоны в стабильном полете немного отогуты ВНИЗ без всяких гироскопов.
Поэтому предположу, что свое лк вы не вывели в разряд неустойчивых, поэтому и не наблюдается махания элевонов, а гироскоп стоит для того чтоб можно было покурить пока модель летает.

Cherkashin
AIRDAN:

А какая у вас центровка ???
У меня на лк центровка 22 % и с профилем PW51 элевоны в стабильном полете немного отогуты ВНИЗ без всяких гироскопов.
Поэтому предположу, что свое лк вы не вывели в разряд неустойчивых, поэтому и не наблюдается махания элевонов, а гироскоп стоит для того чтоб можно было покурить пока модель летает.

вот такое крыло. Стреловидность минимальна 😦 По задней кромке вообще +
профиль mhmi2 в корне  mhmi3 на концах 😦 ( при выведенных в 0 элевонах - практически “нормальный профиль” центровка считалась из 10% устойчивости с гирой доводил до 5%. Ну в полёте заметить махание элевонов оч сложно 😦
ориентировочно оценивалось по показаниям логгера ( показывал что машинки постоянно потребляли а след махали )

AIRDAN

ну 5% устойчивости это дохрена. Я без гиры летаю на 3-4%

5 months later
Vorona_z_Handicraft
Cherkashin:

вот такое крыло.

Валер, замечательный аппарат. Это композит?

Слушай, его для пробы былобы интересно до утки дооснасить. Чисто ради эксперимента…

asw

Гиры прекрасно работают на любых моделях, и с чего бы им не работать?
Косяков тоже есть… Основное отличие вертолетных от самолетных - в чувствительности , вертолетный нельзя полностью выключить, т.е. даже на минимальной чувствительности он все одно зараза вмешивается в управление, а иногда таки надо отключать… Самолетный также может сильнее вертолетного вмешиваться в управление, т.е. изначально имеет больший диапазон регулировки вмешательства в рулеж. В принципе в остальном вертолетные гироскопы справляются со своей задачей, запросто делают полет модели ровным как по рельсам, даже в условиях жесткой турбуленции. Самая главная проблема в том что модельный гироскоп не понимает с какой скоростью движется модель и какое вмешательство рулевой поверхности на этой скорости необходимо для парирования возникшего возмущения. Поэтому наивно надеяться что гироскоп не учитывающий скорость модели способен адекватно подруливать неустойчивой моделью во всем диапазоне скоростей. Если модель довольно устойчива, то все работает и без учета скорости замечательно. Я много игрался гироскопами, на практике все выглядело так : полет модели с гироскопами становился неузнаваемым, абсолютная адекватность управления, в турбуленции модель летает как в полный штиль, диапазон скоростей в котором наблюдается такой эффект довольно большой, пенопластовое крыло обычной для безгироскопной системы устойчивостью вообще идеально летало и не “переруливаясь” гироскопом на максимальной скорости и ровно летая на очень маленькой скорости. Пипец наблюдается внезапно. Обычно без гироскопа по поведению модели прекрасно видно что модель подвешена, скорость мала и еще чуть-чуть и модель рухнет в штопор, эту картину знает каждый пилот и завсегда успеет дать газу или разогнать безмоторный планер, гироскоп же рулит, зараза, до самого последнего момента, на ручках вообще кажется что ничего не предвещает беды и ты прекрасно контролируешь модель, как вруг… БАЦ ! и моделька уже в штопоре и выйти может только с потерей высоты и времени( момент когда гироскоп не в состоянии справится со сложившейся ситуацией из-за потери скорости и отсутствия управляемости на практике наступает очень резко) если высоты нет и ситуация возникла на посадке - получаете гарантированные дрова. А в остальном гироскопы прекрасно работают!

Vorona_z_Handicraft
trener:

Вот самолетная гира.

это очень простая, без удержания. неинтересно.

asw
Vorona_z_Handicraft:

Укажите марки гиро которые опробованы.

351, 352 от футабы, еще пробовали такую же как на фотке справа, пара ноунэйм китайских гир в термоусадке от древних вертолетиков Хорнет, режим удержания курса и полное отключение было только у футабских самолетных гир, с режимом удержания курса выходила лажа, по ровной курс держит конечно, но на фигурах могло такой непотребный финт заложить, короче стремно выходило, тут еще на режим гироскопа надо было отвлекаться шоб модель не раздолбать, короче ну его нафиг это удержание курса , а вот возмущения и колебания все гироскопы парировали без проблем