Взаимное расположение двигателя крыла и стабилизатора.
ЦД вычисляется очень просто и его позиция не изменяется в полёте. Смотря на крыло сверху, проведи две диоганальные линии на левой панели крыла: от переднего левого угла до правого заднего(включая элероны) и от переднего правого угла к заднему левому(тоже включая элерон если есть). Точка где эти две линии пересекаются и есть тот самый ЦД.
Если крыло квадратное то ЦД будет всегда находиться на расстоянии 50% всей длинны корда от передней кромки крыла.
Простите, никого не хочу обидеть, но то, что Вы написали мягко говоря не соответствует истине. Таким образом можно определить центр площадей крыла но никак не центр давления. ЦД - это точка, в которой полная аэродинамическая сила пересекается с плоскостью хорд. Полная аэродинамическая сила - это равнодействующая сил давления, которые, в свою очередь распределены неравномерно, как по профилю, так и по размаху. Можно взглянуть на эпюру распределения давления по профилю и все станат ясно. А она зависит от профиля и меняется от угла атаки. Так, что положение ЦД можно получить только продувками да и то это будет не точка, а диапазон.
Кроме того, для практических целей интересен ЦД не крыла, а ЛА (модели) в целом. А он зависит еще и от геометрических характеристик стабилизатора (площадь, плечо, профиль, затенение). Так, например, модели (самолеты) с развитым оперением и большим плечом устойчивы даже при очень задних (около 50%) центровках, а на схеме “тандем” ЦТ вообще может находиться между передним и задним крыльями.
Существуют приближенные методы расчета этих параметров и в них неплохо разбираются конструкторы СЛА, но для авиамоделизма и кордового пилотажа пожалуй больше подходит метод тщательного подбора геометрических и весовых параметров “под себя”.
И еще:
Центр тяжести двигается назад когда угол атаки крыла увеличивается. Другими словами, когда модель поварачивает, ЦТ двигается назад и тем самым ухудшает стабильность модели.
Простите, но в какой системе координат ЦТ двигается в зависимости от угла атаки и откуда у Вас эта информация? Дело в том, что насколько мне известно, на кордовой пилотажке он может смещаться только при выработке топлива.
Ну или при отделении частей модели😒😒
Запас продольной устойчивости самолета (модели) действительно может уменьшаться при увеличении угла атаки на эволюциях, только происходит это из-за смещения ЦД вперед, а не ЦТ назад.
Сергей в предыдущем сообщении прав на 100%. Прочел сообщ. и Славы тоже. Слава, Вы пишите что ЦТ на пилотажке выбирается в районе 30%, но это не так. Хорда считается вместе с закрылком, и анализ имеющихся данных по этому классу показывает что ЦТ находится в районе 17-20% САХ. Подтверждая слова Сергея можно сделать такие обобщения: а) ЦТ геометрическое место точек приложения всех сил гравитации, т. е. “неблуждающая” точка (кроме случаев указанных Сергеем; б) ЦД мнеяет положение в зависимости от положения и направления движения ЛА и всегда определяется в пространственной системе координат. Исключение - симметричные тела вращения при любых эволюциях и симметричные профили при изменении угла атаки (так принято считать при скоростях до М0,3). Эти догмы полезны для общего развития, поверхностно освещены в научно-популярной литературе, в том числе авиамодельной. Подробно в спец литературе, от которой иногда болит голова.😁
Не подскажите где можно почитать теорию по аэродинамике на скоростях менее 100 км\ч? И всего того о чем здесь было написано, хочется поподробнее.
Вот пожалуйста… million-knig.ru/33435-.html
Спасибо за название книги, но ссылка платная.
Пардон - сам не скачивал - она у меня в бумажном варианте… Поищите по сети - наверняка имеется “коммунистическая версия”…
Не подскажите где можно почитать теорию по аэродинамике на скоростях менее 100 км\ч?
Почитайте книжку замечательного моделиста Валентина Наталенко, она выставлена на одной из последних страниц темы “История кордовых в фотографиях”. В одной из тем Николая Туркина (другой легенды кордового моделизма). Книга посвящена скоростным, но дает обширную информацию вообще о кордовых моделях.
И вот поэтому я не чемпион 😦
Ни термины, ни теорию обьяснить не могу.
И вот поэтому я не чемпион Ни термины, ни теорию обьяснить не могу.
“Чемпионом можеш ты не быть, но гражданином быть объязан”😁
А гражданин Вы хороший, поэтому до чемпионства дотянуться можно, через труд. Желаю от души, исполнения ваших желаний.
…Ни термины, ни теорию обьяснить не могу.
Ничего постыдного в этом нет.
Ззнания еще не делают человека хорошим (тому увы много примеров) да и голая теория в нашем деле всегда уступает надежной практике.
Сегодня с товарищем отсняли прогиб корд в полете на более-менее профессиональный аппарат. Прогиб корд виден отлично, но вот метки (на модели черной изолентой отметил по крылу линию от ЦТ к точке вывода корд) на бесфюзеляжной бойцовке не видать абсолютно. А с зумом модель, которая летит круг за 2,3-2,4сек поймать в кадр практически невозможно. Тут нужна пилотага, чтобы 5-6сек круг и полноценный фюзеляж, на который можно нанести положение ЦТ, а вывод корд пометить на законцовке (опять-же профиль потолще). Но рабочей пилотажки в кружке сейчас нет, да и пилотажники подались в радио (хотя надеюсь еще одумаются).
Одним словом, господа пилотажники, помогите кто чем может!!))))
Если у кого получится отснять пристойные фото, моя благодарность не будет иметь границ.
Вопрос не в том, чтобы кому-то что-то доказывать, интересует действительно физика процесса.
Сергей! Я, конечно, хочу, чтобы Ваши труды увенчались успехом. Но в любом случае от элементарной физики никуда не деться. Какая бы регулировка у модели не была, какого диаметра коды вы бы не ставили - центробежная сила вытягивает ЦТ по отношению к точке подвеса, т.е. крепления корд, а таская корды дает им прогнуться в силу тех же законов физики. Только вместо веса цепи сопротивление корд, а вместо столбиков ручка и крвло модели. Модель “с этого пути” сбивается только при отсутствии ЦБ силы.
Вопрос не в том, чтобы кому-то что-то доказывать, интересует действительно физика процесса.
Физика процесса самая заурядная. Сбейте мотор хоть на 45 градусов наружу, все останется по старому, но при ослаблении корд мотор их вытянет.
Это все понятно, как говорится “умом”, но лучше один раз увидеть воочию и убедиться. К тому-же мне, что кажется, корды прогибаясь пор действием аэродинамического сопротивления, разворачивают модель несколько “в круг” (на самом деле ставят ее по касательной, т.к.точка вывода корд отнесена назад). То есть ЦТ, ручка и точка вывода корд все-таки не находятся на одной линии. Сравнение-же с серпом возможно не совсем корректно, т.к.серп все-таки штука жесткая, а корды - это нить, закрепленная в двух концах, на которую действует сила натяжения (центробежная сила модели) и сила аэродинамического сопритивления (вес корд для простоты опустим). На модели-же в установившемся ГП сила тяжести уравновешена подъемной силой, но вот сила тяги уравновешивает сопротивление не только модели, но и корд тоже. Сила тяги понятное дело приложена в районе продольной оси модели, а вот результирующая сил сопротивления мне думается смещена внутрь. Отсюда - разворачивающий момент.
Сергей, попробуйте вот такое крепление для фотоаппарата. Для кино выпускают фирменные, но можно сколхозить аналог из подручных материалов.
Блин, только что нашёл один любопытный документ на английском. Там как раз рассматривается физика кордового самолёта. www.iroquois.free-online.co.uk/netze/leadout.htm
Спасибо, Максим, именно о чем-то подобном я сегодня думал на поле. Правда тот Canon, которым снимали сегодня, будет великоват)))
но дает обширную информацию вообще о кордовых моделях.
Спасибо , Джозеф, и всем откликнувшимся, в кордовом моделизме не первый год, но узнать что-то новое всегда рад.
Правда тот Canon, которым снимали сегодня, будет великоват)))
Ну, если это зеркалка типа EOS 5D Mark, то будет тяжеловато конечно. Тут главное, чтобы он набок не съезжал в районе запястья сделать на деревяшке как бы рога торчащие вниз, которые плотно обхватывают запястье.
**
**
Отсюда - разворачивающий момент.
Сергей, вы забыли к сказанному присовакупить ЦБ силу, потом анализировать. Еще раз, Корды прогибаются, но не образуют прогрессирующую дугу, ведь от ручки к модели сила сопротивления корд увеличивается, “значит” и отгиб от прямолинейности должен увеличиваться, но корды всего лишь прогинаются под действием аэродинамического сопротивления между удерживающими их (гибкое тело) вашей-центростремительной силой и силой ЦБ зависящей от скорости и массы модели. Модель в свою очередь привязана центростремительной силой карабинов к кордам и стремится оторваться от Вас при помощи ЦБ силы, поэтому ВАША РУКА - КАРАБИНЫ И ЦТ МОДЕЛИ НАХОДЯТСЯ НА ОДНОЙ ПРЯМОЙ НЕ ЗАВИСИМО ОТ ПРОГИБА КОРД .
Сравнение-же с серпом возможно не совсем корректно, т.к.серп все-таки штука жесткая, а корды - это нить
В моем примере корректно, поскольку “жесткость” кордового “серпа” зависит только от величины прогиба в силу сложной зависимости от скорости модели, длины корд, массы модели и диаметра корд. А силы все те же, что и у висячей модели, только ЦБ и ЦС замените на Реакцию опоры (гвоздь) и гравитацию (вес). Реакция сопротивления корд направлена против движения модели и вычитается из реакции тяги мотора, следовательно результирующая бует представляться как НЕКОТОРОЕ СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ полета.
Джозеф, Ваши аргументы абсолютно логичны, придраться как говорится не к чему, но все-же у меня остается слабое сомнение (такой дурацкий характер - все хочу потрогать руками), а вдруг где-то вкралась неучтеночка. Так, например, взгляните на 1-ю из сегодняшних фото: черной изолентой на левом крыле отмечена линия, проходящая от выводов корд прямо к ЦТ модели.
Если ЦТ, выводы корд (карабины) и ручка находятся в полете строго на одной линии, нос модели должен быть отвернут из круга на тот-же угол, на какой линия изоленты отличается от перпендикуляра к оси модели. Между тем визуально (как из круга, так и “от зрителей”) создается впечатление, что ось модели (центральная нервюра) направлена строго по касательной к кругу. Жаль, что на фото этого не видно…
Прошу меня простить, это не недоверие, а как я уже писал выше, дурацкий характер. 😒
Модель в свою очередь привязана центростремительной силой карабинов к кордам и стремится оторваться от Вас при помощи ЦБ силы, поэтому ВАША РУКА - КАРАБИНЫ И ЦТ МОДЕЛИ НАХОДЯТСЯ НА ОДНОЙ ПРЯМОЙ НЕ ЗАВИСИМО ОТ ПРОГИБА КОРД .
Как проходит эта “прямая” на этих моделях (ниже) ?
Реакция сопротивления корд направлена против движения модели и вычитается из реакции тяги мотора, следовательно результирующая бует представляться как НЕКОТОРОЕ СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ полета.
Реакции сопротивления корд и тяга мотора не на одной линии, их нельзя вычитать друг из друга… не учитывая момента этих сил. Очевидно, тяга относительно Ц.Т. момента никакого не создает, а сопротивление корд создает.
Поэтому:
Между тем визуально (как из круга, так и “от зрителей”) создается впечатление, что ось модели (центральная нервюра) направлена строго по касательной к кругу.
Нужно рассматривать, в общем случае и более точно, не силы, а моменты сил относительно Ц,Т.