кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

B757-767

Ну раз уж разговор зашёл о полях то вот ещё немного раритетов. Я помнится рассказывал, что взяв с собой сколоченный за лето По-2 вместе с другом пришел в аивиамодельный клуб, который тогда располагался на ул. Котовского, в отдельной пристройке. Руководитель авиамодельного кружка посмотрел на мое творчество и сказал, что я молодец, но маловат еще для авиамоделизма( это был 3-й класс), взял нас за руки и отвел в следующий кабинет, где располагался ракетомодельный кружек. Руководил им Александров Николай Григорьевич, который очень обрадовался вновь прибывшим, и быстро усадил нас катать ракеты, т.к. приближались какие то соревнования и нужно срочно было обеспечить массовость от нашего клуба. Прозанимались мы там с друзьями до 6 класса. Это одни из самых теплых воспоминаний из детства, соревноваться ездили на Медвежьи озёра окол Щелково, и даже как то на областыные попали. Ну а щедрое Авито дало возможность немного понастальгировать, когда нашёл посылку с ракетой.

Прошу прощения, за неимением времени не стал разворачивать систему спасения, парашют сделан из микалентки, из апгрейда только стабилизаторы из миллиметровой фанерки, сточенные до приемлемой толщины. Потихоньку нашёл там же на Авито и МРД разнообразные и запалы, осталось за лето допилить стартовый стол и также по осени хотим запустить с ребятами.

Lepag00

В августе, в Тверской обл. г. Старица, фестиваль, Большие Гуси. Вроде 10-11.Радиоуправляемые модели. Я поеду и думаю взять кордовую учебку из набора

B757-767

Следующим логическим шагом был поиск вожделенной копии ГИРД 09. Эти посылки Григорич зажимал, никому не давал, и видели мы их только на соревнованиях у других участников. Слюньки текли, да не судьба…. Но Авито….😂😂😂

B757-767

В общем как Вы уже поняли, мечта осуществилась. Собрал я его, и радостный успокоился, как вдруг при очередной покупке то ли «посылки» то ли микродвигателя, продавец спросил, типа тут еще вот что есть, но некомплект, заберете до кучи 😀 Радость перешла в эйфорию. В общем поразмыслив и придя к единому мнению, что два гирда это хорошо, но зачем?, решили сделать носитель мягкого ракетоплан («рогало»), который и покоится внутри белой ракеты, совместно с системой спасения самой ракеты. Здесь уже не стали строго следовать какнонам, и сам ракетоплан и систему спасения изготовили из лафсана 00.3 мм, т.к. для ракет каждый грамм на счет.

B757-767

Нет, точно не попаду, много работы а с 10 я в отпуске, будем путешествовать с семьёй и друзьями

Lepag00

Был такой один набор у нас в кружке, в начале девяностых. Куда делся, не знаю. Так как 93 ушёл в армию и когда отслужил, СЮТ разогнали. Станки нулячие токарные, фрезерные куда-то ушли. Дельтоплан учебный тоже, про наборы даже не вспомнили. Успел только с десяток движков спасти. Остальное ушло в неизвестность.

Lepag00

А я вам Сергей набор этот пришлю🙂

SAN

Строил такую ракету, с сыном в Тушино ещё запускали.
Стабилизаторы у меня из тонкого картона.
Стартовый “стол” - лыжная алюминиевая палка с выдвигаюшимся стержнем-направлющей и контактной прищепкой для запала
Где-то ещё лежит на шкафах…

Lepag00

Уточняю, я не про ракету, а про набор что в личку написал🙂

B757-767

У нас тот клуб что на Котовского, про который я писал, тоже в результате закрыли, году примерно в 93. Хорошо, что параллельно существовал клуб на Комсомольской 5А, в котором мы сейчас и занимаемся, этому клубу в этом году 60 лет исполнилось, именно с него и начинался авиамоделизм в нашем городе.

Lepag00

А где это, я сам из Смоленской обл. Может день будет и приеду к вам. До Москвы тут четыре часа езды.

B757-767

Кстати коллеги, подскажите пожалуйста, если кто-то тоже занимался ракетомоделизмом, не было ли случаем такого же набора, только ГИРД 10? Я совершенно точно помню их на некоторых соревнованиях, в классе копий, у разных команд. Но вот делали они их сами или все-таки это тоже была «посылка» я так и не понял. Уж очень они были похожи у разных команд….

SAN

У меня был набор ГИРД -9, но я его по частям использовал.
А в коробке возил на поле ракету, движки, пыжи и прочие стартовые причандалы
десятки не встречал

VitalikV

Нашел фото ГИРД-10(он же Х), он почти не отличается от 09, возможно просто брали набор ГИРД-09, и на его базе строили ГИРД-Х. По фото , диаметры ракет одинаковы, отличаются стабилизаторами и обтекателем.

B757-767

А выложите это фото если не сложно. Я почему то помню, что 10 был маленьким, примерно вполовину от 9, и еще у него были другие стабилизаторы, а обтекатель был из дерева. Как то помню сидим мы с другом в кабине Газ 52, нас на нем возили на соревнования, там будка была с местами для сидения, ну сидим бутерброды точим с чаем, и тут слышим орут: Воздух!. Мы значит по сторонам смотрим, и тут кааак грохнет по крыше, мы как рванули из кабины. Смотрим бежит водитель этого газона, запрыгивает на подножку, потом на крыло и на капот, смотрит на крышу и каааак полшёл мат на всё поле. Не сработал вышивной заряд, и этот ГИРД 10 прям в крышу газону и прилетел как баллистическая ракета, вмятина была солидная 😄

B757-767

Ну а я пока буду двигаться дальше. Со временем я стал обращать внимание, что некоторые наборы существуют как-бы в двух ипостасях, старые и новые. И в общем это было бы логично, т.к. мир не стоит на месте, меняются технологии, появляются новые материалы. И логично, что со временем устаревающий набор должен заменяться чем то более новым. Но к сожалению тут меня постигло разочарование. Обновленные наборы стали хуже. И вот пример: Такой набор вы наверное все видели и знаете. Данный экземпляр пока я еще не собрал, ничего особо примечательного в нём нет, в принципе это тот же По-2…. Данный набор согласно схемы разработан в 1956 году, непосредственно этот выпущен в Гомеле скорее всего в 1984. Но перед ним я купил другой, который вы тоже скорее всего все видели и знаете.

B757-767

И он скорее всего и есть реинкарнация предыдущего. Но какая… Вместо простой фанерки для крыла, в набор вложили две пенопластовые спрофилированные половинки, без всякого лонжерона, Мало того что хлипко, так еще и пенопласт этот жутко боится компрессионного топлива. Стабилизатор, руль высоты и Киль сделаны из пластмассы, которая ломается на ура, особенно штырьки крепления руля высоты. Этот набор собрал Серега, два раза он ломал крыло при сборке, мы с ним вставили туда зубочистки и палочки от суши, стало покрепче. После сборки весь пенопласт промазали ПВА, потом обтянули микаленткой на ПВА, после сушки покрыли аквалаком, и сверху всю модель проэмалитили. Думали спасем от горючки… Не помогло, когда фотографировал её что бы сюда выложить, обнаружил что часть задней кромки до центроплан примерно с обоих сторон отсутствует, это мы запускали и опробовали двигатель на ней, потом протирали от горючки и все равно где то она просочилась внутрь.😒 Модель пока не летала и теперь даже не знаю получиться ли её запустить, не сломав при запуске двигателя крыло… Вот порочная практика упрощения илиулучшения без элементарных раздумий о том, как это отразится на модели…

VitalikV

Это не наследник ПО-2, а предшественник, такого же набора с пенопластовым крылом, назывался по моему К-12. Не вводите людей в заблуждение.

А то что были версии, старые и новые, то да, но они отличались материалами не в лучшую сторону, например из них исчезала 1мм фанера, заменялась шпоном плохого качества, или липа заменялась сосной и фанерой, в зависимости от толщины. В общем удешевление шло полным ходом.

B757-767

Да да, я с Вами согласен, я имел в виду что схема похожа на По 2 только просто одно крыло, а так это точно предшественник К-12

VitalikV

Что касается этого крыла, уже писал не раз.

Обтягивать надо на мокрую, как бойцовый лоб, тогда крыло будет достаточно жестким, чтобы не ломаться, даже без добавления реек.

У вас на фото бумага в морщинах, значит не натянута, поэтому и не держит.

Жрет пенопласт от любых нитрокрасок, лака, даже через бумагу. И на будущее, ацетон или нитролаки и краски, растворяют ПВА! Тем более ПВА, не спасает от дизтоплива.

Мне это крыло , в детское время, стоило многих нервов, но я его победил 😁