кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
Кстати коллеги, подскажите пожалуйста, если кто-то тоже занимался ракетомоделизмом, не было ли случаем такого же набора, только ГИРД 10? Я совершенно точно помню их на некоторых соревнованиях, в классе копий, у разных команд. Но вот делали они их сами или все-таки это тоже была «посылка» я так и не понял. Уж очень они были похожи у разных команд….
У меня был набор ГИРД -9, но я его по частям использовал.
А в коробке возил на поле ракету, движки, пыжи и прочие стартовые причандалы
десятки не встречал
Нашел фото ГИРД-10(он же Х), он почти не отличается от 09, возможно просто брали набор ГИРД-09, и на его базе строили ГИРД-Х. По фото , диаметры ракет одинаковы, отличаются стабилизаторами и обтекателем.
А выложите это фото если не сложно. Я почему то помню, что 10 был маленьким, примерно вполовину от 9, и еще у него были другие стабилизаторы, а обтекатель был из дерева. Как то помню сидим мы с другом в кабине Газ 52, нас на нем возили на соревнования, там будка была с местами для сидения, ну сидим бутерброды точим с чаем, и тут слышим орут: Воздух!. Мы значит по сторонам смотрим, и тут кааак грохнет по крыше, мы как рванули из кабины. Смотрим бежит водитель этого газона, запрыгивает на подножку, потом на крыло и на капот, смотрит на крышу и каааак полшёл мат на всё поле. Не сработал вышивной заряд, и этот ГИРД 10 прям в крышу газону и прилетел как баллистическая ракета, вмятина была солидная 😄
Есть на ВиКи Тут
Ну а я пока буду двигаться дальше. Со временем я стал обращать внимание, что некоторые наборы существуют как-бы в двух ипостасях, старые и новые. И в общем это было бы логично, т.к. мир не стоит на месте, меняются технологии, появляются новые материалы. И логично, что со временем устаревающий набор должен заменяться чем то более новым. Но к сожалению тут меня постигло разочарование. Обновленные наборы стали хуже. И вот пример: Такой набор вы наверное все видели и знаете. Данный экземпляр пока я еще не собрал, ничего особо примечательного в нём нет, в принципе это тот же По-2…. Данный набор согласно схемы разработан в 1956 году, непосредственно этот выпущен в Гомеле скорее всего в 1984. Но перед ним я купил другой, который вы тоже скорее всего все видели и знаете.
И он скорее всего и есть реинкарнация предыдущего. Но какая… Вместо простой фанерки для крыла, в набор вложили две пенопластовые спрофилированные половинки, без всякого лонжерона, Мало того что хлипко, так еще и пенопласт этот жутко боится компрессионного топлива. Стабилизатор, руль высоты и Киль сделаны из пластмассы, которая ломается на ура, особенно штырьки крепления руля высоты. Этот набор собрал Серега, два раза он ломал крыло при сборке, мы с ним вставили туда зубочистки и палочки от суши, стало покрепче. После сборки весь пенопласт промазали ПВА, потом обтянули микаленткой на ПВА, после сушки покрыли аквалаком, и сверху всю модель проэмалитили. Думали спасем от горючки… Не помогло, когда фотографировал её что бы сюда выложить, обнаружил что часть задней кромки до центроплан примерно с обоих сторон отсутствует, это мы запускали и опробовали двигатель на ней, потом протирали от горючки и все равно где то она просочилась внутрь.😒 Модель пока не летала и теперь даже не знаю получиться ли её запустить, не сломав при запуске двигателя крыло… Вот порочная практика упрощения илиулучшения без элементарных раздумий о том, как это отразится на модели…
Это не наследник ПО-2, а предшественник, такого же набора с пенопластовым крылом, назывался по моему К-12. Не вводите людей в заблуждение.
А то что были версии, старые и новые, то да, но они отличались материалами не в лучшую сторону, например из них исчезала 1мм фанера, заменялась шпоном плохого качества, или липа заменялась сосной и фанерой, в зависимости от толщины. В общем удешевление шло полным ходом.
Да да, я с Вами согласен, я имел в виду что схема похожа на По 2 только просто одно крыло, а так это точно предшественник К-12
Что касается этого крыла, уже писал не раз.
Обтягивать надо на мокрую, как бойцовый лоб, тогда крыло будет достаточно жестким, чтобы не ломаться, даже без добавления реек.
У вас на фото бумага в морщинах, значит не натянута, поэтому и не держит.
Жрет пенопласт от любых нитрокрасок, лака, даже через бумагу. И на будущее, ацетон или нитролаки и краски, растворяют ПВА! Тем более ПВА, не спасает от дизтоплива.
Мне это крыло , в детское время, стоило многих нервов, но я его победил 😁
Думаю вы правы, немного не просчитали этот момент, но теперь уж как есть, ежели поломается, найду новую, благо на Авито их достаточно часто бывает и соберу с учётом ошибок. В любом случае спасибо за замечания, это важно
Да зачем вам авито, крыло простое, вырежьте его новое, из любого пенопласта, там обычный упаковочный пенопласт применялся.
Причем были версии как с резаным струной крылом, так и формованным из пенопласта. Формованное крыло, прочнее нарезанного, но какой выпускался раньше не скажу, скорее всего формованное, потом удешевили наверное.
Да, пожалуй так вернее и проще будет 😄 Ну а у меня пока с кордовыми все. Остались планера. Сначала попался вот такой набор №21 Фюзеляжная модель планера Собирая его все время раздумывал о его названии и не мог понять почему же это все-таки фюзеляжная модель… Спустя два года время само расставило все по своим местам…
Теперь помог аукцион Мешок. Разыскивая чего то очень нужное, чуть не упал со стула, когда увидел эту коробку: Это набор №7 Тренировочная фюзеляжная модель планера. Виталий Саныч чуть ли не зубами вцепился в неё, когда она приехала, и со словами Это соберу я! гордо утащил её к себе на дачу, где и проковырялся с ней все прошлое лето, а поработать было над чем. Весь шпон был винтом, рейки высохли и ломались от легкого нажима… По осени он пришёл с готовым фюзеляжем и необтянутым крылом, и со словами, Ну крыло ты уж как-нибудь сам давай, ретировался работать с детьми 😂 В общем как видите до крыла руки дошли только сейчас, но к осени оно будет полностью готово и модель взовьется в воздух. Вот еще один пример упрощенчество, модель разработана в 1956, данный экземпляр датирован 1961, а предыдущий набор разработали в 1963, и от фюзеляжа не осталось ничего… Правда крыло сделали из двух половин, что однозначно упрощает перевозку модели.
Я когда мелкий пришел в первый свой кружек, ребята постарше, собирали данную модель, красота.
Но это были 90-е года, и обтянули они ее пленкой чертежной (толстый белый лавсан, он же синтетическая калька). Вся ажурная конструкция была видна, и при этом имела бешеную жесткость, но тяжелее бумажного варианта. Я к тому, что применяя современные материалы, аутентичность планера, не была утрачена.))
Были у меня такие наборы, неск штук собрал.
Крыло резалось повдоль в зоне наибольшей толщины и вклеивал лонжерон из берёзовых школьных линеек. Обтяжка диаграммной бумагой на ПВА и нитра из баллончиков с 30-40 сантиметров
Под МК-17 летали, топливо переносили хорошо.
(Во всяком случае разбивал я их раньше чем что-то успевало протечь)
Коллеги, а кто помнит как фитиль сделать? Я что то припоминаю с фиксажем по моему работали, в его растворе вымачивали веревку. Или в хозяйственном селитру покупали? Забыл, не могу вспомнить хоть убей
реинкарнация предыдущего…Но какая… Вместо простой фанерки для крыла…
“Фанерка для крыла” тоже вариант реинкарнации. Изначально в этом наборе крыло делалось из деревянной пластины( у меня была мелкослойная сосна или ель) и профилировалось. Поэтому на заготовке фюзеляжа соответствующая разметка выреза под крыло. Под “фанерку” так делать нет смысла, как пример прямоугольные вырезы у По-2.
Веревки хбшной узбекской навалом сейчас в магазинах, даже разного диаметра и плотности плетения)) Затарился в клуб на годы вперед…
Ооо, спасибо огромное 😄 Ну теперь полетаем