Пилотажка мечты моего детства.

rc-ukr

С человеком происходят странные вещи. В самом начале 90-х у меня появилась первая Футаба, и с тех пор я не держал в руках кордовой ручки, и подумать не мог, что снова потянет. И вдруг этим летом в голове неожиданно включился какой то тумблер, и я с удивлением осознал, что меня неотвратимо тянет к постройке кордового самолета. Причем непременно пилотажки с плоским фюзеляжем.Такой, о какой мечталось в детстве, чтобы всех удивить на областных соревнованиях 80-х)) И даже немного лучше.
Так как странное желание не отпускало, пришлось начать изучение вопроса. Я почему то думал, что форум кишит примерами подобных самолетов. Оказалось нет. Пара тем с пилотажкой Урланова, не слишком наполненных мелочами и деталями. Больше понравился блог Славы Ямпольского с похожей моделью. В общем, я несколько недель собирал в папочку на компьютере заинтересовавшие проекты.
Модель Евгения Яковлева из Алексина, Primary Force, конечно же, все об урлановской, Киевская пилотажка под КМД, раритетный чертеж которой на миллиметровке попался в недрах этого форума… Очень понравилась американская пилотажка Кардинал 40 в плоскофюзеляжном варианте. Короче, работа закипела, и спустя 3 месяца я хотел бы поделиться ее результатами с вами, многоуважаемое кордовое сообщество.
Работа по постройке практически закончена, но я думаю никто не будет против, если все этапы моего пути я изложу последовательно, в нескольких сообщениях. Этим моя тема будет отличаться от обзоров постройки, когда моделисты выкладывают промежуточные итоги по мере готовности, и вся история не растянется на долго.
Плоскофюзеляжная тренировочная пилотажка не бог весть что, но я надеюсь, многим будет интересно.

Jordan23

Модель получилась симпотичной! Удачи в первых полетах.

rc-ukr

Выбор двигателя и размеры

Мысль строить самик под КМД я отверг почти сразу. Все таки хотелось модель бОльших размеров,чем может позволить своей невеликой мощностью этот тем не менее великий и заслуженный во всех смыслах мотор. Хотя ощутить запах дизельного выхлопа из детства, конечно, хотелось. Но это было единственное “за”.))

Оптимальным казался вариант ОSов 25LA/FP/FX. Но к своему ужасу, да-да, именно так, я обнаружил, что их нет. От слова совсем. Оказывается их прекратили выпускать, в магазинах остались только кубатуры от 46 и выше… И оптимизм товарищей, которые говорят, что их наделали тыщи, на наш век хватит, на “барахолке” бу-шек полно и тд я не разделяю. Я мониторил барахолку. Не каждый день, но посматривал. Объявления “куплю” видел, “продам”,-нет.
Оставался еще китайский клон ОСов АСП. С большим трудом и долгим поиском удалось найти на всем известной китайской торговой площадке на букву "А"одно предложение на АСП 25. Цена 11700р. В долларах это примерно как ОСмакс раньше стоил. Удивительное рядом…((

Спасибо этому форуму, я узнал, что есть Фора 21 в Ф-2-Б варианте. Почитал соответствующую тему,- и решил для себя этот вопрос. Тем более приятно поддержать почти отечественного производителя)

После того, как прояснилась ситуация с мотором, настало время подумать о размерах. Здесь я хочу поблагодарить за советы и консультирование нашего пилотажника Пашу Бушнева, моего друга со школьных времен. Так что все делалось под присмотром очень опытных Ф-2-В_шников)
Паша утверждал, что с Форой смело можно замахиваться на размах в районе 1250. Я сомневался, как выяснилось позднее, скорее всего зря. Выбрал компромисный вариант 1150мм, по концевым нервюрам 1070мм.

grudev

Интересная тема, нужная! По моторам - ASP похоже уже не выпускаются судя по отсутствию предложений на хоббикинге, по крайней мере АСП21 мне новый найти не удалось. По ОСам 25 - запасы не бесконечны. Если на барахолке нет то можно посмотреть на ебее - там в штатах есть чувак, специализирующийся на БУ ОСах и Эньях. Фора - отличный выбор! А что это за модель с выносной иглой?

Фора потянет и 1250 размах - она по ощущениям не слабее ОС ФП 25. Главное вложится в полетный вес грамм 850 плюс минус и будет хорошо летать.

rc-ukr
grudev:

А что это за модель с выносной иглой?

Изначально была с радио карбюратором.

Paladin

25-ые OS и их клоны хоть и редко, но проскакивают в барахолке.
У меня, как раз с расчётом под кордовую пилотажку лежит OS25FX - удалось ухватить очень дёшего.
Но старший сын не захотел летать, а маладшему ещё не скоро.
Вот думаю самому чтоли научиться…

grudev
rc-ukr:

Изначально была с радио карбюратором.

Понятно, спасибо. Это для радиобоя, у меня такая же. Пересверлили и поставили футорку прямо на Форе. Хороший моторчик.

Paladin:

25-ые OS и их клоны хоть и редко, но проскакивают в барахолке.
У меня, как раз с расчётом под кордовую пилотажку лежит OS25FX - удалось ухватить очень дёшего.
Но старший сын не захотел летать, а маладшему ещё не скоро.
Вот думаю самому чтоли научиться…

Конечно, почему нет. Я вот в этом году начал летать. Очень непростое и увлекательное занятие. Главное сильно часто не бить - а то с семьей и работой не сильно много времени восстанавливать 😃

rc-ukr

Вес модели
С учетом размера модели вес без топлива изначально планировал 750г.
По факту 790г. Это вес полностью готовой к полету модели без топлива.

Вот весовая ведомость основных элементов. Там, где две цифры,- до обтяжки (в скобках) и уже с пленкой.
Фюзеляж с килем (132г)
Крыло без закрылков, с грузом 12г,качалкой и тросами (210г)-250г
Стабилизатор +Рули (32г)-38г
Закрылки (30г)
Шасси с колесами и крепежом 41г
Двигатель Фора 21 с глушителем и крепежом 215г
Бак топливный с крепежом 33г

На чем можно было еще сбросить вес? Фанеры и липы в модели нет. Бальза 0,11 использовалась только на зашивку крыла, остальная бальза была плотнее- 0,12-0,16г. Нет ее, легкой бальзы под рукой, да и не сильно она нужна на самолете такого класса.
Стойки шасси ажурные из титана 2мм, если сделать из обычной проволоки ОВСки 3мм было бы грамм на 6-8 легче, проверял.Но это не наш метод)

Слава_Ямпольский

А как фузеляж построен? У плоских фузеляжей два слабых места:

  1. Вибрация от мотора. Она должна уводится в крыло. Крыло считается самым эффективным гасителем вибраций. Классическая сборка использует фанеру которая доходит до крыла и плюс 30-50мм за пределы передней кромки.
  2. Стабилизатор крутит заднюю часть фузеляжа в полете. Если фузеляж делать тонким в заде то крутить будет так что модель не будет летать чётко. Плюс фузеляж нечнет трескатся в точке стресса: пересечение задней кромки и фузеляжа. Если летать как положенно(квадраты выглядят как квадраты а не петрли с плоскими сегментами) то трещины начнутся через полетов 10 а через 30 полетом модель развалится. Это в случае если модель среднего размера типа как Паша вам предлогал. У маленьких моделей под КМД ил Ослики, таких проблем меньше.

Напишите как вы решали эти проблемы. Интересно будет узнать как вы к своим решениям подходили.

rc-ukr

Слава немножко меня опередил. Как раз вечером планировал добраться до компа и рассказать про фюзеляж. Итак,
Фюзеляж
Устроен по довольно классической схеме. Закладные брусочки под мотораму из бука завязаны на два мощных стрингера из плотной (~0,18) бальзы сечением 11*8 в начале и середине фюзеляжа и сужающейся к хвосту до 8*8.

Передняя часть фюза закрыта с обеих сторон накладками из плотной бальзы толщиной 2,5мм, которые, как и писал Слава, чуть заходят за то место, где профиль крыла имеет максимальную строительную высоту. В месте, где вклеена закладная под крепление шасси, вместо бальзы маленькая площадка из 5-ти слойной 3мм фанеры.

Остальная часть фюзеляжа закрыта пластинами из более легкой бальзы толщиной 1,2 мм. С одной стороны эта пластина предварительно была ламинирована углеполотном 0,1мм на внутренню сторону. Когда я приклеил первую , не армированную пластину, у меня возникли те же сомнения, о которых выше высказался Слава. Поэтому вторая сторона была усилена. В идеале надо было так делать обе стороны, но и с одной фюзеляж получился довольно жесткий.
Для придания “красоты” была подклеена цельно- бальзовая деталь гаргрот-фонарь, в сечении сведенная к форме половины эллипса, что позволило сделать плоский фюзеляж “не таким уж плоским” и более интересным эстетически.

Слава_Ямпольский:

Вибрация от мотора. Она должна уводится в крыло.

Как я уже писал, на этой модели заводили и настраивали двигатель. Самолет очень тихий и не вибрирующий. Комфортно держать даже одной рукой, не “зудит”.

17 days later
rc-ukr

Продолжу про КРЫЛО
Хорда корневая 230мм, на законцовках 200мм. Толщина в корне 50мм.

Классическая конструкция:
Сосновый лонжерон переменной ширины 9*3,5 в корне и 5,5*3,5 на концах.

Нервюры из 3мм бальзы.

По 9 нервюр на каждой консоли, шаг нервюр 67,5мм на внутренней панели и
65мм на внешней. Разница полуразмахов-20мм. Между двумя центральными нервюрами 10мм. Итого1070мм без законцовок.

Передняя кромка плотная бальза 8*8, задняя 9*5, это с небольшим запасом под вышкуривание.

Зашивка бальза 1,8мм.

Ось качалки из 3мм стальной трубочки вклеена в пластины 10*65мм из 3мм 5-тислойной фанеры которые в свою очередь приклеены к лонжерону между 1 и 2 нервюрами внутреннего крыла.
Тяга от качалки на закрылки вкручивается в шаровый наконечник после полной зашивки и вышкуривания. Для того, чтобы попасть тягой в резьбу наконечника после зашивки центроплана, он вместе с качалкой временно фиксируется бальзовым “холдером”, который фиксируется парой точек циакрина и удаляетя после вкручивания тяги перед обтяжкой.
Вес крыла с качалкой, тросами и 12г грузиком 210г