Big Lama – перехлест лопастей
Мда… перехлест Вас прямо преследует… Странно, собирали ведь наверняка тщательно, почему винт то прослаб? Наверное точно в фаску не попали, а со сдвигом, т.е. закрутили не в торец фаски а в бок. Ось чуть провернулась и винт ослаб. Остальное довершила вибрация. Ну это у меня такое предположение.
Здравствуйте Дмитрий!
Да, вы абсолютно правы, вибрация разболтала почти всю силовую установку, хотя я тщательно все притягивал и перепроверял перед облетами. Более того, в процессе полетов противоположный винт фиксации верхнего ротора улетел в тартарары, а дальше пошла цепная реакция…
Я очень не доволен комплектом для апгрейда, такое ощущение, что стоковый набор запчастей притягивался куда лучше, чем все это…
Причем еще перед началом подлетов дома, я включил камеру и на огромный телек вывел изображение. При постепенном увеличении режима пик вибрации приходится еще до момента отрыва, в полете вибрация незначительная. Если на старте сразу выйти на режим предшествующий отрыву, то пик вибрации проскакивает очень быстро. Так, что в этом плане не так все плохо.
Итак, продолжаю отчет:
Чудесная супруга автора, видя его расстроенный лик, решила вмешаться в процесс и организовала поход в магаз за припасами, дабы проветрить последнего на свежем воздухе и за одно подкормить. За все время сборки, настройки и облетов про еду как-то не вспоминал…
Немного собравшись силами, я заново перепроверил все крепления и заменил лопасти на родные. Притягивать особо не пришлось, т.к. лопасти стоят очень уже плотно. Чтобы выставить их ровно относительно друг друга нужно приложить усилие. Это не есть хорошо. Я начал сомневаться, что в полете центробежная сила сможет преодолеть и разнести лопасти строго напротив друг друга… 😃
Еще момент… Флайбар меня начал настораживать пуще прежнего… Само крепление под флайбар устроено было так, что давало ему полную свободу действий и широкий диапазон хода. Автор заменил винты на более длинные, чем сильно ограничил его ход. Не знал к чему это приведет, но решил попробовать.
Полеты:
Первоапрельские шутки продолжаюццо! 😃
Погодные условия прежние, разве что стало холоднее на пару-другую градусов и на дворе ночь. Но это мелочи, ибо баскетбольная площадка очень хорошо освещена, за что спасибо Газпрому и его программе обустройства спортивных площадок.
Порывы ветра стали более продолжительные и перед очередным взлетом я мог прождать не одну минуту в ожидании интервала.
Вертолет на старте, стоит против ветра, к взлету готов.
Начались подскоки, причем вертолет норовил завалиться при плавном взлете и приходилось сразу выдергивать его повыше. Но стабильного полета добиться не могу… Колбасит.
Пытаюсь активно пилотировать и тут началось!
Верт начинает заваливаться и падает, не взирая на все попытки исправить крен! 😃
Высота не больше метра, не страшно…
Снова подлеты, вроде висит, но потом норовит завалиться. Автор начал подозревать в таком поведении, сильно затянутый, флайбар и, жестко закрепленные, лопасти.
Немного ослабил крепления и снова подлеты.
На этот раз пошло гораздо лучше;
Хороший неспешный взлет, набор, удержание высоты, решил немного повисеть. Минуту повисел у себя над головой (метра три). Удержался на месте при несильном боковом порыве ветра. Немного дал вперед с одновременным снижением и хорошо зашел на посадку, но порыв ветра внес свои коррективы, смазав тем самым момент касания. Тьфу ты, как не вовремя!!! Но на лице автора уже заиграла улыбка! 😁
Еще один взлет, пробую немного покрутиться на месте и полетать. Все ОК. Занял высоту, чуток покрутился, подвигал рулями, вертолет отзывчивый, ветра пока нет, думаю поднять его повыше и полетать.
Пилотирую очень аккуратно, т.к. по-прежнему ограничен баскетбольной площадкой. И тут опять первоапрельский прикол - вертолет опять заваливается вперед и на бок и с 3-х метров падает прям в центр площадки! БАХ!!..
Автор чуть не разгрыз пульт пополам… 😠
Краш на сто процентов произошел из-за флайбара!! Вернее из его, теперь уже ограниченного хода. Т.е. пока я старался висеть, все было ОК, как только началось активное пилотирование, значение крена и тангажа превысило диапазон хода флайбара, на который он должен был отклонить верхний ротор. И как следствие он перестал работать стабилизатором и стал активным, продолжая развивать крен и препятствовать управлению…
Теперь надо что-то с этим думать и искать варианты его крепления, которые помогут выставить ему нормальный диапазон хода. Как показал этот опыт, флайбар должен иметь гораздо больший ход, чем максимально возможный крен…
Итак, сборка закончена, вертолет облетан.
Проблемные моменты выявлены:
- работа флайбара (найти оптимальный диапазон хода)
- крепления лопастей (необходимо вернуться к стоковому варианту, должен быть более свободный ход)
- найти способ затяжки креплений, чтобы не допустить возникновения люфта (использование какой-либо полимерной смазки, препятствующей ослаблению затяжки)
Ищу методы их устранения.
Полеты прекращены, до их устранения.
При краше вертолет не пострадал, шасси на замену.
Вобщем-то отчет написан. Многабукаф, но что поделать… )))
Всем добрых полетов и мягких посадок!
С Уважением, Max Gabberg
P.S. Чуток позже отвечу на вопросы уважаемых пилотов
Спасибо, очень познавательно для меня, который пока ничего не знает. Хорошо что только шасси пострадало, это вроде 200р, не более. Или эти починить, если получится. Может вообще из толстой медной проволоки согнуть - спаять? Если что они погнутся, но не сломаются.
Что касается апгрейта, то разговаривал с продавцами о его покупке (ну очень красиво все это выглядит), но в двух местах мне ответили одно и то же (как ни странно, продавать то нужно), а именно: они НЕ советуют метал апгрейд на Ламу, говорят что внимания заслуживают разве что тарелка перекоса (да и то на Биг Ламе она не критична, а более актуальна для Ламы4) и удлиненный внутренний вал для устранения перехлеста, да и тот с оговорками, что нужно внимательно смотреть на его ровность, бывает что верхний набалдашник не центрован как следует. Про крепления лопастей высказываются однозначно отрицательно, не пойму правда почему.
Но Вы правы, лопасти туго крепиться явно не должны, насколько я понял они должны перемещаться под своим весом, но не падать а плавно опускаться, примерно такая затяжка. Так что вариантов с вибрацией мне видится несколько: нецентрованный внутренний вал, тугая затяжка лопастей ну и разный вес самих лопастей, особенно если на одной оси они из разных комплектов.
Кстати, если лопасти туго ходят, может немного в месте крепления снять напильником толщину?
Уважаемые пилоты, приветствую вас!
Здравствуйте Дмитрий, вижу, что тема для Вас актуальна, так что дописываю свой опыт по части облета Биг Ламы.
Крайние дни были слишком насыщенны, т.к. автор очень популярен на своей работе и на остальные дела времени не было.
Однако, сегодня ночью не спалось и я решил заново отрегулировать все крепления Биг Ламы, особенно крепления лопастей и флайбара.
- Родные лопасти снял и убрал, немного поджал крепления плоскогубцами и установил тонкие лопасти, которых у меня теперь много, ход им оставил более-менее свободный.
- Также, поджал крепление флайбара. Встал плотно, не люфтит и диапазон хода у него теперь как и у стокового.
- Убитое новое шасси в утиль, подклеил космофеном старое, т.к. после краша с 10-ти метров на асфальт оно почему-то осталось намного целее…
Запихнул в карман запасной комплект лопастей, запасной акк, отвертку и пошел на баскетбольную площадку облетывать.
На дворе глухая ночь. Погодные условия супер! Без осадков, -1С, полный штиль, вокруг ни души и абсолютно тихо! Насыпало очень много свежего снежка, который мягким ковром накрыл собою лед и наст. Хе-хе, апрель месяц!!! 😁
Ботинком расчистил и утрамбовал ровную площадку метр на метр.
Установил вертолет на старт, подключил борт, проверил рули, покрутил роторами. Флайбар ходит плотненько, но центробежной силы вполне достаточно, чтобы установить его в горизонт, лопасти не люфтят.
Все отлично, к взлету готов! И он у меня таки сразу полетел!! Отлично полетел!!
Летал по всей баскетбольной площадке! Управляется четко, ни разу не падал, ни одной нештатной ситуации! Песня! ))))))))))
Отлетал два полных акка, при заходах на посадку вихревым потоком эффектно поднимает снежную пыль, совершил три идеальные посадки на пятачок!
Доволен как слон, т.к. вижу разницу до апгрейда и после!! Висел на месте, крутился, качал рулями, пытался его свалить, благо на мягкий снег падать не страшно. А он и не падает! Дрейфует себе и хлопает лопастями, почти, как настоящий, раньше такого звука не было! )))
Автор получил огромное удовольствие от полетов!! Самый продолжительный полет составил более 5-ти минут, хотя можно было бы и больше.
После, проверил все крепления. Все болтики на месте, люфты отсутствуют. Общий налет составил почти 20 минут.
Два минуса:
- Надо решать вопрос с установкой приемника на 2,4 Мгц, т.к. на удалении от меня более 20 м. начинают проскакивать помехи.
- Также, надо крутить тяги серв, т.к. после полетов триммера стоят в каких-то немыслимых положениях!! Камеру перед облетами я снял, но центровка все равно сохранилась передней. Надо установить фюз на место, думаю все это поможет.
Считаю, что апгрейд прошел удачно и мне все удалось. Очень жалею, что не было оператора, но я обязательно исправлюсь и как-нибудь выложу видео с борта вертолета и видео самих полетов!
Спасибо Вам за терпение и проявленный интерес. Автор верит, что его опыт пригодится всем пилотам Биг Ламы!! 😃
С уважением, Max Gabberg
И Вам спасибо большое за интересные описания ваших приключений, все очень поучительно. Опыт очень даже пригодится, как только начнутся мои полеты, а не висения в комнате на расстоянии 50см от мебели под возмущенный визг детей и торчащий из-под дивана хвост испуганной собаки 😃 Рад, что аппарат нормально полетел, к сожалению у меня рядом с домом напряженка с такими вот площадками. Ну ничего, дача уже скоро начнется, там места поболее будет.
Получается дело было в малом ходе флайбара и в слишком плотной затяжке лопастей, а сам апгрейд вполне жизнеспособен. Ну больше всего интересует удлиненный вал, как профилактика перехлеста. А Ламу я сразу искал 2,4ггц, т.к. уже был “начитан” о возможных помехах.
PS На всяк. случай напомню, что между акками рекомендуют делать перерыв около 10мин для предотвращения перегрева двигателей.
Удачи в полетах!
С уважением, Дмитрий
Дмитрий, Андрей, Владимир, доброй ночи!
Воспользовшись моментом, что сегодня шабат, я вернулся домой пораньше и сразу сел за настройки вертолета.
Начал регулировать тяги серв, чтобы вернуть триммера в нейтраль. Из-за передней центровки пришлось почти на максимум закрутить тягу тангажа, но это по-любому не конечный вариант, т.к. еще предстоит установка фюза и видеокамеры, еще не знаю, как себя поведет вертолет, но теперь знаю, как с этим бодаться.
Взял два акка и пошел на баскетбольную площадку.
Погодные условия не самые благоприятные: Ясно, -3С, ветер СЗ 1-3 м/с, порывами. Думал, что толком полетать не получится, но вышло все наоборот!
Летал хорошо, но висеть было сложно, мешал ветер. Заметил, что ветер очень сложно преодолевается если лететь вбок и назад, но как я и предполагал, Биг Лама при передней центровкие, почти, свободно летит против ветра, нужно всего лишь четко держать курс.
Пару раз задувало так, что верт оказывался за пределами площадки и задирать его приходилось на высоту более 10 метров (заборы, провода, деревья). Свет фонарей мне уже не помогал, видел только шасси белого цвета, но все ОК. Лоб сухой, дышу ровно. Вертолет вернул без проблем.
После вчерашних удачных подлетов немного расхулиганился и в один момент порывом ветра вертушку бросило мне в лицо. Пришлось уворачиваться!! )))
Думаю, что осталось еще чуток подкрутить тяги, установить допоборудование, фюз и к сезону Биг Лама будет готова.
To u313: Дмитрий, я знаю, что после полетов надо дать моторам остыть, но при минусовой температуре они не греются, акки тоже. Теперь призадумался, а что будет с ними при +20С?
Далее, когда уворачивался от вертолета, увидел, что вертолет мелко дергается по курсу, думаю надо еще подрегулировать гироскоп. Видимо не заметил это, т.к. крайние разы летал в темное время суток.
В соседней ветке нашел решение, как к Биг Ламе подключить Спектрумовскую аппу. Так, что надеюсь в выхи заняться настройкой аппы и заодно подключить инициативную группу для съемок полетов!!! ))
Уверен, что все получится!
Всем добрых полетов и мягких посадок!
С уважением, Max Gabberg
Из письма к другу: (переписка в Скайпе)
[1:55:41] Max Gabberg: Сегодня вечером (уже в темноте) был штиль. Мы отлично полетали вместе с Максом (Олькиным)!! Два акка, почти 20 минут!! Вертолет с места пролетает всю площадку за 4 секунды, я еле отвернул от забора (Мать его!), за все полеты была одна предпосылка в момент посадки, но обошлось!! Давай завтра с тобой полетаем?
[1:55:43] Max Gabberg: Печалька… Ушел в помойку целый комплект лопастей!! Было два краша! Оба в забор!
После второго перекопал весь вертолет за 30 минут, заменил лопасти и кинул его в багажник, с заряженными акками. Весь вечер на машине катался, местечко выискивал, где бы полетать, чтобы раздолье было. Погода ведь СУПЕР!!
Адин хрен опьять в потьёмках на баскетбольной площадке!!! Там кругом провода! Серый, я реально начал летать на вертолете! Я понял, что Биг Лама охрененно сложный вертолет и требует ебануццо какого контроля пилота над всей хуйней, влоть до учета ветра при посадке и ежесекундных коррекций рулями!
Все! Я ушел думать… Завтра…😃
P.S. А еще я перепутал левый с правым…
Я понял, что Биг Лама охрененно сложный вертолет и требует ебануццо какого контроля пилота над всей хуйней, влоть до учета ветра при посадке и ежесекундных коррекций рулями!
Улыбнуло! 😃 Да, не танчик совсем.
Max, господа пилоты лам, подскажите плиз, технологию проверки механизмов после краша, а?
сегодня был первый уличный вылет - 15 сек и бу-бух, сейчас, я уже понимаю как повезло, сломано крепление балансира егосамого погнуло и все лопасти в разной степени покоцанности, а так, даже канопа цела… ну треснула по шву чуть в носу. Как было дело - взлет прямо от себя, курс влево и разворот назад с набором высоты, уходим правее на 15-20 метров и в момент разворота, высота 7-10, рядом проезжает автомобиль, я так понял, что помеха прошла от него, ибо разворот прошел с креном, дал газу, еще крен с правым сносом и падение через авто хвостом вниз с боковой скоротью - при этом верт уже был в вертикальной плоскости винтом ко мне. В последний миг -газ полный, стики отпущены, летал с тренировочным шасси, при падении акк выскочил из крепления и из разъема и уцелел, дома проверил механизмы - на движения стиков отзываются штатно, движки крутятся, только расколбас без флайбара - погнуло валы? Как их проверить? И какие еще нужны тесты проверки после ремонта?
рядом проезжает автомобиль, я так понял, что помеха прошла от него
А аппа у Вас тоже 35-40мГц? Как-то слишком резко первый вылет - и на 10м в высоту с кренами и разворотами…
Валы, как я понял, надо снять и прокатать по стеклу для проверки ровности или гнутости.
М-да! Да ещё и с тренировочным шасси!
Валы можно проверить так. Положите на ровную поверхность и прокатайте. А лучше не убивать время, а поменять валы. Установить новые лопасти. Установить новый флайбр. Цены на эти зап.части - доступны.
И снова в полёт! С учётом полученного опыта.
Может пригодиться; rcopen.com/forum/f28/topic274810
С уважением Андрей.
А аппа у Вас тоже 35-40мГц?
нет, на 2,4 стоковоя аппа из комплекта.
крены не предусматривались планом, проход туда-сюда и все.
нет, на 2,4 стоковоя аппа из комплекта
Как пишут люди, помехи это в основном беда аппы 40мГц, а 2,4 от этого избавлена, особенно на небольших расстояниях.
Может при развороте крен право-лево перепутали? Я тоже пока сильно путаю, если верт не хвостом к себе висит.
Владимир, доброго времени Вам!
Очень Вам сочувствую…
Владимир, чтобы погнуть валы, надо спецом постараться, либо грохнуть верт на асфальт с высоты более 15-20 метров.
Как показала практика, Биг Лама весьма крепкий вертолет, и большинство крашей - это всего лишь замена лопастей и снова полет!
Чтобы проверить валы, надо разбирать силовую установку и покатать их по столу. (Например, мои новые валы были не идеальны. Но летает то все отлично!)
Я вообще с этим не заморачиваюсь и проверяю валы очень просто: Беру вертолет в руку, даю МАКСИМУМ и смотрю на сколько сильно его колбасит. На мелкую вибрацию внимания вообще не обращаю, т.к. это наверное не лечится.
Так что меняйте внутренний вал, если флайбар гнутый, тоже надо менять, ставьте лопасти, настраивайте флайбар и вперед! Если надо могу подсказать как это делается.
На мой взгляд не стоило сразу в первый боевой вылет уходить на высоту. Я пошел таким же путем и оказался совершенно не готов ко всяческим нештатным ситуациям, которые возникают через раз. После всех событий, описанных мною в этом посте (Перехлесты) я начал до посинения подлетывать на лестничной площадке, дома и на баскетбольной площадкой, чтобы добиться определенного автоматизма в пилотировании. Летаю каждый день. За симулятор не сажусь, т.к. свое уже налетываю в реале. Ошибок стало куда меньше. Появился алгоритм действий на разные ситуации, где от пилота требуется ряд четких действий для спасения вертолета. Мой реальный налет с начала апреля составляет более десятка часов.
За это время произошло:
- несчетное кол-во нештатных ситуаций
- более десятка предпосылок
- 4 краша
- заменено 3 комплекта лопастей
- один раз заменено шасси.
- первая потеря вертолета… 😕
Причина последнего ЛП: Высокие полеты в сумерках и частичная потеря контроля над вертолетом. Автор больше не выпустит вертолет в сумерки без камеры и проблесковых маяков.
Владимир, господа пилоты, у меня печалька…
Вертолет так и не был найден, возможно его уже подобрали.
Примерное место падения:
N55.639819
E37.641264
Нашедшему мою Биг Ламу, помогу настроить и вернуть к жизни то, что от него осталось после падения с 40 метров и подарю пульт!
Владимир, не отчаивайтесь, первый краш, он как первая близость с женщиной врезается в память на долго и проверяет психику на прочность. Вопрос в том, сколько будет крашей перед тем, как появится уверенность в своих действиях.
Добрый совет, продолжайте и продолжайте подлеты, пока не освоитесь и начнете держать вертушку в воздухе столько, сколько надо и там, где оно надо. Всегда продумывайте план полета заранее, а не когда уже вертолет в воздухе. Только поставьте себе ограничение по высоте и по мере того как будете осваиваться в реале, вы сами начнете эту планку поднимать!
После того как Вы отремонтируйтесь, попробуйте повисеть на улице на высоте 1,5-2 метра и по времени одну минуту. Посмотрите сами, как у Вас получится компенсировать ветер. Только сразу себя приучите совершать взлеты и посадки с размеченного круга (квадрата).
Удачи!
Я понаблюдаю и тоже порадуюсь Вашим успехам, а если, что - скидывайте фотки unit01(гаф-тяф)mail.ru, подскажу
Ушел грустить…
первая потеря вертолета
Искренне сочувствую 😦
PS Пульт то как раз Вам вполне еще пригодится, т.к. он спокойно сопрягается с СИМом.
Может при развороте крен право-лево перепутали?
да я без крена разворачивался, право лево тоже путаю, но, обычно, резким обратным движением восстанавливаю равоновесие, а запас высоты позволяет в спокойной манере вертеть руддером и тангажом - а-ля трехканалка.
запчасти закуплены и установлены (ооо это песня, как я его разбирал, потом искал инструкцию в инете и собирал), при пробном запуске - без канопы, была обнаружена дикая вибрация (флайбар?), тем не менее удалось подпрыгнуть пару раз - верт стал каким то диким и резким, больше решил пока не рисковать.
Без канопы центровка вперед очень сильно смещается.
Владимир!
Посмотри чтобы противовесы были разнесены по краям. Проверь лопасьти, чтобы были одинаковыми.
Вообще то, после установки новых зап. частей. Вибраций, быть не должно? Ещё раз, всё проверь.
Не рекомендую подключать аккум, без включенной аппы!!!
С уважением Андрей.
еще вопрос, господа, а флайбар должен свободно ходить?
а что на стоке он вообще болтался, а тут жесковато ходит - крепеж сделан по дурацки, чесс слово, на этом мет. комплекте.
вот какой он:
rc-ocean.ru/image_db/1136831.jpg
У меня совершенно свободно болтается, вроде так и должно быть.
Должен абсолютно свободно болтаться.