Big Lama – перехлест лопастей
Владимир, доброго времени Вам!
Очень Вам сочувствую…
Владимир, чтобы погнуть валы, надо спецом постараться, либо грохнуть верт на асфальт с высоты более 15-20 метров.
Как показала практика, Биг Лама весьма крепкий вертолет, и большинство крашей - это всего лишь замена лопастей и снова полет!
Чтобы проверить валы, надо разбирать силовую установку и покатать их по столу. (Например, мои новые валы были не идеальны. Но летает то все отлично!)
Я вообще с этим не заморачиваюсь и проверяю валы очень просто: Беру вертолет в руку, даю МАКСИМУМ и смотрю на сколько сильно его колбасит. На мелкую вибрацию внимания вообще не обращаю, т.к. это наверное не лечится.
Так что меняйте внутренний вал, если флайбар гнутый, тоже надо менять, ставьте лопасти, настраивайте флайбар и вперед! Если надо могу подсказать как это делается.
На мой взгляд не стоило сразу в первый боевой вылет уходить на высоту. Я пошел таким же путем и оказался совершенно не готов ко всяческим нештатным ситуациям, которые возникают через раз. После всех событий, описанных мною в этом посте (Перехлесты) я начал до посинения подлетывать на лестничной площадке, дома и на баскетбольной площадкой, чтобы добиться определенного автоматизма в пилотировании. Летаю каждый день. За симулятор не сажусь, т.к. свое уже налетываю в реале. Ошибок стало куда меньше. Появился алгоритм действий на разные ситуации, где от пилота требуется ряд четких действий для спасения вертолета. Мой реальный налет с начала апреля составляет более десятка часов.
За это время произошло:
- несчетное кол-во нештатных ситуаций
- более десятка предпосылок
- 4 краша
- заменено 3 комплекта лопастей
- один раз заменено шасси.
- первая потеря вертолета… 😕
Причина последнего ЛП: Высокие полеты в сумерках и частичная потеря контроля над вертолетом. Автор больше не выпустит вертолет в сумерки без камеры и проблесковых маяков.
Владимир, господа пилоты, у меня печалька…
Вертолет так и не был найден, возможно его уже подобрали.
Примерное место падения:
N55.639819
E37.641264
Нашедшему мою Биг Ламу, помогу настроить и вернуть к жизни то, что от него осталось после падения с 40 метров и подарю пульт!
Владимир, не отчаивайтесь, первый краш, он как первая близость с женщиной врезается в память на долго и проверяет психику на прочность. Вопрос в том, сколько будет крашей перед тем, как появится уверенность в своих действиях.
Добрый совет, продолжайте и продолжайте подлеты, пока не освоитесь и начнете держать вертушку в воздухе столько, сколько надо и там, где оно надо. Всегда продумывайте план полета заранее, а не когда уже вертолет в воздухе. Только поставьте себе ограничение по высоте и по мере того как будете осваиваться в реале, вы сами начнете эту планку поднимать!
После того как Вы отремонтируйтесь, попробуйте повисеть на улице на высоте 1,5-2 метра и по времени одну минуту. Посмотрите сами, как у Вас получится компенсировать ветер. Только сразу себя приучите совершать взлеты и посадки с размеченного круга (квадрата).
Удачи!
Я понаблюдаю и тоже порадуюсь Вашим успехам, а если, что - скидывайте фотки unit01(гаф-тяф)mail.ru, подскажу
Ушел грустить…
первая потеря вертолета
Искренне сочувствую 😦
PS Пульт то как раз Вам вполне еще пригодится, т.к. он спокойно сопрягается с СИМом.
Может при развороте крен право-лево перепутали?
да я без крена разворачивался, право лево тоже путаю, но, обычно, резким обратным движением восстанавливаю равоновесие, а запас высоты позволяет в спокойной манере вертеть руддером и тангажом - а-ля трехканалка.
запчасти закуплены и установлены (ооо это песня, как я его разбирал, потом искал инструкцию в инете и собирал), при пробном запуске - без канопы, была обнаружена дикая вибрация (флайбар?), тем не менее удалось подпрыгнуть пару раз - верт стал каким то диким и резким, больше решил пока не рисковать.
Без канопы центровка вперед очень сильно смещается.
Владимир!
Посмотри чтобы противовесы были разнесены по краям. Проверь лопасьти, чтобы были одинаковыми.
Вообще то, после установки новых зап. частей. Вибраций, быть не должно? Ещё раз, всё проверь.
Не рекомендую подключать аккум, без включенной аппы!!!
С уважением Андрей.
еще вопрос, господа, а флайбар должен свободно ходить?
а что на стоке он вообще болтался, а тут жесковато ходит - крепеж сделан по дурацки, чесс слово, на этом мет. комплекте.
вот какой он:
rc-ocean.ru/image_db/1136831.jpg
У меня совершенно свободно болтается, вроде так и должно быть.
Должен абсолютно свободно болтаться.
Приветствую Вас, господа пилоты!😃
краткий отчет - верт собран, вибрация побеждена - при съеме перекосил шестерню внутреннего вала - выправил не без гиммора, настроен -высадил два акка, штатный и турнига 950мА, на поиграйки с флайбаром - подточен напильником для свободного хода и с крутилками пропоршинал/гейн, готов к полету!
Не удалось победить только небольшой унитаз - нужное положение тяги находится аккурат в момент когда тяга стоит боком к шарниру, а при установке одной стороной или другой унитазит, соответственно, по часовой или против.
Приветствую Вас, господа пилоты!😃
краткий отчет - верт собран, вибрация побеждена - при съеме перекосил шестерню внутреннего вала - выправил не без гиммора, настроен -высадил два акка, штатный и турнига 950мА, на поиграйки с флайбаром - подточен напильником для свободного хода и с крутилками пропоршинал/гейн, готов к полету!
Не удалось победить только небольшой унитаз - нужное положение тяги находится аккурат в момент когда тяга стоит боком к шарниру, а при установке одной стороной или другой унитазит, соответственно, по часовой или против.
Владимир, доброго времени Вам!
Почитал отчет, здорово!
Внесу свои пять копеек ко всему изложенному.
Флайбар - штука непростая на первый взгляд. И от его настройки напрямую зависит поведение вертолета на всех режимах полета. Затянешь сильно - опасность штопора. Совсем ослабить - риск словить перехлест. Свой флайбар я настраивал таким образом, чтобы исключить выход режима работы за пределы угловых скоростей.
Говоря проще - золотая середина
Итак,
- Тягу флайбара настраиваем так, чтобы флайбар вращался в одной плоскости с ротором. Момент очень важный.
- Необходимо исключить люфт в креплении флайбара начисто.
- Сам флайбар притянуть плотно, должен ходит при небольшом усилии. Центробежной силы хватает с избытком, что в полете держать флайбар(верхний ротор) четко в горизонте
И мы получаем четкое пилотирование! ))
Минусы:
- Из-за веса флайбара, который находится в составе верхнего ротора, неплохо увеличивает его инерцию
- Как следствие при резкой даче тяги роторы разгоняются с разным ускорением (нижний быстрее, верхний медленней), этот момент вызывает вращение влево
- При сбросе тяги происходит обратная реакция (нижний сбрасывает быстрее, а верхний еще крутиться), вертолет пытается развернуться вправо.
- Любое изменение режима работы двигателей требует постоянной коррекции Руддером, но к этому ко всему быстро привыкаешь!
И только после этих манипуляций начинаем крутить чутье гироскопа и пропорции, но это уже отдельный пост. Если надо, я его напишу.
И вот еще что: У меня от утраченного вертолета осталось много запчастей и докупив недостающее могу собрать еще одну Биг Ламу! С сегодняшнего дня начинаю над этим работать! Вот список деталей:
Биг Лама
Список Деталей
Имеются Прим.
- Рама (повреждено) Требуется новый
- Вал ротора основной Рабочий
- Вал ротора внутренний – 2 шт. Рабочий
- Флайбар (повреждено) Требуется новый
- Крепления фюзеляжа (новый) ОК
- Фюзеляж (новый) ОК
- Шестерня нижнего ротора (брак) Требуется новый
- Шестерня верхнего ротора Рабочий
- Крепления лопастей верхнего ротора Рабочий
- Крепления лопастей нижнего ротора Рабочий
- Лапасти – 4 комплекта (новый) ОК
- Автомат перекоса Рабочий
- Видеокамера ОК
- Приемник Spektrum AR6200 на 2,4 ГГц ОК
Необходимо закупить
- Мотор верхнего ротора
- Мотор нижнего ротора
- Шасси
- Микросерва левая
- Микросерва правая
- Модуль 3.1.
- Приемник 40 Мгц
- Шестерня
- Вал верхнего ротора (удлиненный)
- Крестовина флайбара
- Тяги крепления лопастей нижнего ротора к АП
- Ремкоплект
- Рама
- Тяги тарелки АП
Список составлен по памяти, чуть позже гляну, посмотрю чего не записал
Пишите, пожалуйста!
Всем добрых полетов и мягких посадок.
С уважением, Max Gabberg
Максим, а о безколлекторном варианте не думали?
все равно моторы покупать ведь…
Максим, с самого начала слежу за вашим “приключением”, но не из за того, что ремонтирую биг ламу, а вижу в вас увлеченного человека (каким являюсь и я), но увлеченного не тем. И вот жду, когда же вы начнете действительно увлекаться вертолетами…
У меня были и соосные вертолеты, и вертолеты фирмы E-SKY…
Поверьте мне, что это не вертолеты, а игрушки для детей…
Я прошел тем же путем, что и вы, пока в реале не увидел как летает Aling T-REX 500
Это вертолет классической схемы. Вот тут действительно сложное управление… Его постоянно нужно ловить и корректировать… Если нажал крен влево и вернул стик… вертолет не вернется в исходное положение, а будет летел на лево. А биг лама сразу стабилизируется и продолжит висеть… Управление биг ламой сводится ТОЛЬКО К БОРЬБЕ С ВЕТРОМ, которую вы все равно проиграете. Вы уже “вбухали” достаточно много денег, пора бы уже купить нормальный вертолет…
Посмотрите видео, как летают настоящие вертолеты
Ваш соосник не сможет так никогда…
В барахолке можно за 6-10т.р. купить вертолет классической схемы и действительно наслаждаться полетом, а не следить за погодой и ждать поллного штиля… т.к. этим вертолетам ветер не помеха.
Приезжайте в Химки… я вам продемонстрирую полет…
Я прошел через это, пока меня не вразумил друг… Не хочется чтобы и вы задержались долго на начальной стадии… Меня через неделю уже наскучил соосник, а классика до сих пор не надоедает…
не, не, не:) Александр, это совсем жестоко - судя по тому с какой скоростью Максим “разбирал” соосник, на 500-ю модель никакого бюджета не хватит
за 6-10т.р. можно 450-ку купить, пускай и клона…
Да и по запчастям будет не дороже ламы…
Александр! Приветствую Вас!
Спасибо, что не прошли мимо и откликнулись!
Большое спасибо за приглашение на Вашу ВПП. Назовите день, время когда Вы летаете и я с удовольствием скатаюсь к Вам на полетушки.
Если успею привести Трояна в порядок, то можно еще будет покрутить бочки! Правда для него требуется большая полоса.
На счет Биг Ламы (почему мне это еще интересно), отвечу честно, что этот вертолет мне понравился и еще я не закончил эксперименты с улучшением летных характеристик, т.к. вижу конструктивное решение.
А еще, я могу дать полетать друзьям, сами понимаете, что классику никому в руки не дашь!! ))))
Теперь о классической схеме: Я давно кошусь на большой классический вертолет, какой еще не решил, но меня пока останавливает не самый высокий результат моих полетов на симе… Больше сотни часов на вертолете и я все равно не чувствую себя свободно в его пилотировании!
Биг Лама мне позволила привыкнуть к тяжести пульта в руках и немного отвлечься от постоянно двигающихся пальцев на стиках. Мое восприятие уже больше сосредотачивалось на выполнении полетного плана и контроля за обстановкой. Потеря вертолета вызвало во мне чувства, что я еще не закончил с начальным этапом. Требуется закрепить умение аккуратно работать как стиками, так и отверткой! Моим желанием движет простое любопытство. И по мне очень интересно восстановить и доработать вертолет уже с учетом опыта его пилотирования. После облета, попробовать его в ветреную погоду. В порывах уже летал и понял, что ветер можно перебороть.
Это моя задачка на майские!
А на T-Rex я с удовольствием посмотрю! Зовите! )))
С уважением, Max Gabberg
Не хочется чтобы и вы задержались долго на начальной стадии… Меня через неделю уже наскучил соосник, а классика до сих пор не надоедает…
Думается мне, что вы не совсем правы. Эти видео я тоже смотрел, но… олимпийские игры я тоже смотрю, но это не значит что мне уже пора в них участвовать 😃 У меня тоже Биг Лама пока, да еще НК-190 для комнаты в придачу. Да, чисто технически классика мне интересна, купить тоже денег найду, но… хочется летать, а не падать без конца. Я пока отработал только движения хвостом к себе, а встречное движение еще совершенно не получается. Какая тут классика… биг лама тут самое оно: с одной стороны все же летает на улице, т.к. дома ну совсем мало места, а с другой стороны она не такая норовистая как классика, хорошо и мягко реагирует на стики и поэтому поможет (надеюсь) научиться простейшим элементам полета без каждодневного ремонта. Вот если научусь летать на Ламе, тогда на следующий сезон соберу за зиму классику 😃
Пока научился висеть в достаточно тесной комнате на высоте 1м практически на месте, отрабатываю посадку на табуретку и параллельно в симе тренирую полет мордой к себе. Все не так быстро и просто 😃 А вы говорите, классику купи…
Кстати, как мне кажется, у меня задний мотор греется больше чем передний. После минут пяти висения передний горячий, но палец на нем удержать можно, а вот на заднем палец уже не очень удерживается - горячо однако. Может это из-за того, что задний стоит полностью под канопой и к нему нет доступа воздуха, а напротив переднего вырезаны окна кабины? Зазор в шестернях выставлял, крутятся вроде одинаково свободно… Или забить и не париться, пока не сгорят или не кончатся? А может радиаторы на них поставить, но где их взять…
Кстати, как мне кажется, у меня задний мотор греется больше чем передний. После минут пяти висения передний горячий, но палец на нем удержать можно, а вот на заднем палец уже не очень удерживается - горячо однако. Может это из-за того, что задний стоит полностью под канопой и к нему нет доступа воздуха, а напротив переднего вырезаны окна кабины? Зазор в шестернях выставлял, крутятся вроде одинаково свободно… Или забить и не париться, пока не сгорят или не кончатся? А может радиаторы на них поставить, но где их взять…
Не парьтесь!
У меня тоже задний грелся хорошо, летая вообще без фюзеляжа!
Летал два-три акка без передыха, пит-стопами, как в формуле-1, - отклонений в работе двигателей нет, внештатных ситуаций по причине двигателей - НОЛЬ!
Думаю, двигатели Биг Ламы неубиваемые! Здесь китайцы постарались! )))
Но сам вертолет получился сырой.
Вы лучше вертолет не бейте! Это все равно хороший вертолет!
У меня тоже задний грелся хорошо, летая вообще без фюзеляжа!
Спасибо, парится не буду, но все же радиаторы для 370-й серии движков попробую поискать. Теоретически они есть, но в наличии пока не нашел. Может сам чего сотворю из радиаторов от старых компов.
Вы лучше вертолет не бейте! Это все равно хороший вертолет!
Очень хороший 😃 И бить не хочу, поэтому и тыркаюсь пока в СИМе, отрабатываю моторику. Но руки уже чешутся все сильнее, комната стала тесна и думается мне, что на майские на даче все-же первые осторожные вылеты на открытом воздухе неизбежны 😃
Думаю, двигатели Биг Ламы неубиваемые!
Максим, тут вы сильно льстите китайцам! Я уже оба поменял, хотя не скажу, что целыми днями летал на нём. Говорят жизнь коллекторного мотора- часов 10 непрерывнрго налёта. У меня даже меньше получилось. А задний двигатель греется больше наверно потому, что на нем висят УПРАВЛЯЕМЫЕ лопасти (автомат перекоса), а на переднем- только стабилизирующая конструкция.
Максим, тут вы сильно льстите китайцам! Я уже оба поменял, хотя не скажу, что целыми днями летал на нём. Говорят жизнь коллекторного мотора- часов 10 непрерывнрго налёта. У меня даже меньше получилось. А задний двигатель греется больше наверно потому, что на нем висят УПРАВЛЯЕМЫЕ лопасти (автомат перекоса), а на переднем- только стабилизирующая конструкция.
Здравствуйте Елисей!
Спасибо Вам, что подключились к беседе.
Господа пилоты, приветствую Вас!
Согласен на счет двигателей. Я тоже предположил, что причина в неравномерной нагрузке на них, но решил на этот счет не запариваццо. А на счет качества самих двигателей, видимо мне повезло!
А на счет восстановления решил немного повременить, т.к. по прикидкам стоимость деталей мне обходится +/- 7000 рублзов, т.е. - новый вертолет
Как Вы уже, дорогие друзья, догадались, мне дешевле обойдется покупка нового вертолета классической схемы.
Проект апгрейда Биг Ламы до версии 3.0. пока отложен, до появления в моих руках данного вертолета за приемлемые деньги в живом или неживом состоянии.
Буду шарить барахолки, спрашивать людей.
Господа пилоты, пока поставлю точку в конце чистого листа, т.к. надеюсь, что я продолжу свою работу над Биг Ламой!
Спасибо, что поучаствовали в теме. Надеюсь она приживется! )))