1/35: Рабочая торсионная подвеска (руководство).
Итак, по просьбам трудящихся делюсь опытом 😃
Мини-гайд по “оживлению” подвески моделей 1/35.
Все описывается на примере “Королевского тигра” (далее - КоТэ) и “Ягдпантеры” фирмы “Тамия”, но в целом применимо для любых моделей с балансирной подвеской, с соответствующими конструктивными уточнениями.
Фотографии сделаны на уже собранной модели, поэтому частично “забегают вперед”.
Материалы:
-
Кусок материала толщиной 1…2 мм, например - листовой пластик, текстолит от печатных плат, в общем - что окажется доступнее, размером достаточным, чтобы покрыть дно корпуса модели в два слоя.
-
Упругий элемент для торсиона, например - стальная проволока (магазины запчастей для моделей), или гитарная струна (магазины музыкальных инструментов). Толщина торсиона, увы, подбирается опытным путем, в зависимости от веса модели и количества торсионов.
Для справки - подвеска КоТэ с полный комплектом р/у и 4хАА батарейками собрана на стальной проволоке 0,5 мм. Кстати, эта же проволока идет на пальцы для гусениц от “фриула”, но об этом в следующий раз 😉 -
Опционально - мелкие (3-5 мм) винтики, если в дальнейшем планируется часто разбирать подвеску, например, для ремонта.
Инструменты:
- Нож канцелярский (резак). Дополнительно, если материал (1) плотный типа текстолита - то соответсвующий инструмент (лобзик?) для резки.
- Тонкое сверло или игла от шприца для проделывания отверстий.
- Кусачки.
- Небольшие пассатижи, лучше - пара.
- Надфили.
- Зажигалка.
Внимание! Автор данного руководства не несет ответственности за неосторожное обращение с огнем и испорченные при этом модели и квартиры 😁
Процесс:
-
На внешней поверхности боков корпуса срезаем стопоры балансиров, кроме первых и последних катков.
-
Проделываем отверстия для продевания торсионов внутрь корпуса.
-
Нарезаем заготовки под торсионы, длиной L = внутренняя ширина корпуса + 3-8 мм (зависит от размера балансиров и толщины стенок корпуса).
-
Изгибаем концы заготовок:
4а - с одной стороны загибаем 3-5 мм на прямой (зависит от формы балансира) угол.
4б - с противоположной стороны загибаем 5-8 мм под углом 45-60 градусов (в недостижимом идеале - под прямым углом, но тогда невозможно будет продеть торсионы через проделанные под них в корпусе модели отверстия), и под углом установки балансира относительно пункта 4а.
-
Самый сложный и ответственный момент. Рекомендую для начала потренироваться, например, на литниках от собираемой модели, чтобы представлять степень нагрева и плавкости пластика.
Примеряем загнутый под прямым углом конец торсиона к балансиру, подгибаем “по месту”.
Нагреваем конец торсиона (держим пассатижами, ибо проволока прогревается вся и достаточно быстро) и вплавляем его в балансир.
Дорабатываем полученную конструкцию надфилем для совпадения с посадочным отверстием балансира в корпусе модели.
-
Дорабатываем балансиры передних и задних катков, для обеспечения движения балансира только вверх от среднего положения. Это позволит в дальнейшем, во-первых, точно определить длину гусеницы в среднем положении подвески, а во-вторых - упростит регулировку угла установки остальных балансиров (см. окончание пункта 4б).
-
Примеряем полученные элементы к корпусу, и делаем крепеж для них:
7а - нарезаем материал (1) узкими полосками и приклеиваем их к корпусу модели так, чтобы загнутый конец торсиона (см. начало пункта 4б) фиксировался от выдвигания из корпуса.
На этом этапе можно подогнуть концы торсионов до “недостижимого идеала” в 90 град, это упростит фиксацию, но сильно затруднит возможную разборку подвески.
7б - накрываем получившееся вторым слоем материала (1), так, чтобы он накрывал сверху концы торсионов. Таким образом, при работе подвески на сжатие загнутый конец торсиона будет давить вниз концом в корпус модели , а местом изгиба вверх - в этот слой материала.
В зависимости от материала и неразборности конструкции можно приклеивать отдельные кусочки (как на фото), а можно притянуть винтиками через дно корпуса единый лист.
В итоге получается вот такое:
😎
PS Ув. Модератор! Если Вы считаете, что это сообщение недостойно того, чтобы быть отдельной темой - дайте знать, буду в дальнейшем отписывать подобное в теме “самодельные танки”, но мне кажется, что оно там потеряется среди разнообразной информации… 😇
Не проще ли вот это купить:www.rbmodel.com/index.php?action=products&cat=c_bm…(Нажмите описание и откроется ссылка с видео).
Стоит 9 евро - не ахти какие деньги. На водку и баб больше тратим…)))
И нечего огород городить… И время свободное останется для более полезных дел… ИМХО
Не проще ли вот это купить
И как это предлагается использовать в моделях кроме “абрамса”?
Кстати, с нашей-то почтой - лично мне проще потратить пару вечеров, чем ждать месяц-полтора.
Соответственно описанию, сейчас там продается набор только для абрамса.
У “Абрамса” - 7 опорных катков и торсионы расположены довольно высоко над днищем.
У “Пантеры” катков 8, у “КоТэ” - 9. Покупать два набора?.. И торсионы идут практически по днищу, т.е. полоски там, весьма вероятно, не встанут нормально на балансиры.
Плюс разные расстояния между балансирами на разных моделях - серьги для крепления торсиона к опоре противоположного балансира нужно подбирать под каждую модель.
Плюс разный вес модели, что требует разной жесткости торсионов.
Я не спорю, что подвеску такого типа можно сделать для любой модели, но только в промышленных условиях, ибо иначе работа по металлу займет намного больше времени, чем мой вариант. А этого пока нет (если проглядел - киньте ссылочку плиз).
Инфу о готовом фирменном продукте принял к сведению, спасибо, но по вышеуказанным причинам считаю “продукт” ни разу не универсальным 😉
PS Поиски “по теме” привели к фирме Atelier Infinite, цена набора “там” около 800 руб, но, опять же, выбор прототипов и фирм-изготовителей модели не то чтобы сильно большой 😃
Оказывается, не я один такой хитрый (внезапно!) 😆
Видео р/у танка.
Да и вообще интересные видюхи у этого дядьки 😉
Но сажать нагруженные торсионы на клей… и поверх них ещё все остальное устанавливать… мне кажется не самым надежным вариантом, хотя и намного проще и быстрее, чем сделал я.