1/35: Рабочая торсионная подвеска (руководство).

Рэндом

Итак, по просьбам трудящихся делюсь опытом 😃

Мини-гайд по “оживлению” подвески моделей 1/35.
Все описывается на примере “Королевского тигра” (далее - КоТэ) и “Ягдпантеры” фирмы “Тамия”, но в целом применимо для любых моделей с балансирной подвеской, с соответствующими конструктивными уточнениями.
Фотографии сделаны на уже собранной модели, поэтому частично “забегают вперед”.

Материалы:

  1. Кусок материала толщиной 1…2 мм, например - листовой пластик, текстолит от печатных плат, в общем - что окажется доступнее, размером достаточным, чтобы покрыть дно корпуса модели в два слоя.

  2. Упругий элемент для торсиона, например - стальная проволока (магазины запчастей для моделей), или гитарная струна (магазины музыкальных инструментов). Толщина торсиона, увы, подбирается опытным путем, в зависимости от веса модели и количества торсионов.
    Для справки - подвеска КоТэ с полный комплектом р/у и 4хАА батарейками собрана на стальной проволоке 0,5 мм. Кстати, эта же проволока идет на пальцы для гусениц от “фриула”, но об этом в следующий раз 😉

  3. Опционально - мелкие (3-5 мм) винтики, если в дальнейшем планируется часто разбирать подвеску, например, для ремонта.

Инструменты:

  1. Нож канцелярский (резак). Дополнительно, если материал (1) плотный типа текстолита - то соответсвующий инструмент (лобзик?) для резки.
  2. Тонкое сверло или игла от шприца для проделывания отверстий.
  3. Кусачки.
  4. Небольшие пассатижи, лучше - пара.
  5. Надфили.
  6. Зажигалка.
    Внимание! Автор данного руководства не несет ответственности за неосторожное обращение с огнем и испорченные при этом модели и квартиры 😁

Процесс:

  1. На внешней поверхности боков корпуса срезаем стопоры балансиров, кроме первых и последних катков.

  2. Проделываем отверстия для продевания торсионов внутрь корпуса.

  3. Нарезаем заготовки под торсионы, длиной L = внутренняя ширина корпуса + 3-8 мм (зависит от размера балансиров и толщины стенок корпуса).

  4. Изгибаем концы заготовок:
    4а - с одной стороны загибаем 3-5 мм на прямой (зависит от формы балансира) угол.
    4б - с противоположной стороны загибаем 5-8 мм под углом 45-60 градусов (в недостижимом идеале - под прямым углом, но тогда невозможно будет продеть торсионы через проделанные под них в корпусе модели отверстия), и под углом установки балансира относительно пункта 4а.

  5. Самый сложный и ответственный момент. Рекомендую для начала потренироваться, например, на литниках от собираемой модели, чтобы представлять степень нагрева и плавкости пластика.
    Примеряем загнутый под прямым углом конец торсиона к балансиру, подгибаем “по месту”.
    Нагреваем конец торсиона (держим пассатижами, ибо проволока прогревается вся и достаточно быстро) и вплавляем его в балансир.
    Дорабатываем полученную конструкцию надфилем для совпадения с посадочным отверстием балансира в корпусе модели.

  6. Дорабатываем балансиры передних и задних катков, для обеспечения движения балансира только вверх от среднего положения. Это позволит в дальнейшем, во-первых, точно определить длину гусеницы в среднем положении подвески, а во-вторых - упростит регулировку угла установки остальных балансиров (см. окончание пункта 4б).

  7. Примеряем полученные элементы к корпусу, и делаем крепеж для них:
    7а - нарезаем материал (1) узкими полосками и приклеиваем их к корпусу модели так, чтобы загнутый конец торсиона (см. начало пункта 4б) фиксировался от выдвигания из корпуса.


    На этом этапе можно подогнуть концы торсионов до “недостижимого идеала” в 90 град, это упростит фиксацию, но сильно затруднит возможную разборку подвески.
    7б - накрываем получившееся вторым слоем материала (1), так, чтобы он накрывал сверху концы торсионов. Таким образом, при работе подвески на сжатие загнутый конец торсиона будет давить вниз концом в корпус модели , а местом изгиба вверх - в этот слой материала.
    В зависимости от материала и неразборности конструкции можно приклеивать отдельные кусочки (как на фото), а можно притянуть винтиками через дно корпуса единый лист.

В итоге получается вот такое:

😎

PS Ув. Модератор! Если Вы считаете, что это сообщение недостойно того, чтобы быть отдельной темой - дайте знать, буду в дальнейшем отписывать подобное в теме “самодельные танки”, но мне кажется, что оно там потеряется среди разнообразной информации… 😇

Bustshoe

Не проще ли вот это купить:www.rbmodel.com/index.php?action=products&cat=c_bm…(Нажмите описание и откроется ссылка с видео).
Стоит 9 евро - не ахти какие деньги. На водку и баб больше тратим…)))
И нечего огород городить… И время свободное останется для более полезных дел… ИМХО

Рэндом
Bustshoe:

Не проще ли вот это купить

И как это предлагается использовать в моделях кроме “абрамса”?
Кстати, с нашей-то почтой - лично мне проще потратить пару вечеров, чем ждать месяц-полтора.

Рэндом

Соответственно описанию, сейчас там продается набор только для абрамса.
У “Абрамса” - 7 опорных катков и торсионы расположены довольно высоко над днищем.
У “Пантеры” катков 8, у “КоТэ” - 9. Покупать два набора?.. И торсионы идут практически по днищу, т.е. полоски там, весьма вероятно, не встанут нормально на балансиры.
Плюс разные расстояния между балансирами на разных моделях - серьги для крепления торсиона к опоре противоположного балансира нужно подбирать под каждую модель.
Плюс разный вес модели, что требует разной жесткости торсионов.
Я не спорю, что подвеску такого типа можно сделать для любой модели, но только в промышленных условиях, ибо иначе работа по металлу займет намного больше времени, чем мой вариант. А этого пока нет (если проглядел - киньте ссылочку плиз).

Инфу о готовом фирменном продукте принял к сведению, спасибо, но по вышеуказанным причинам считаю “продукт” ни разу не универсальным 😉

PS Поиски “по теме” привели к фирме Atelier Infinite, цена набора “там” около 800 руб, но, опять же, выбор прототипов и фирм-изготовителей модели не то чтобы сильно большой 😃

22 days later
Рэндом

Оказывается, не я один такой хитрый (внезапно!) 😆
Видео р/у танка.
Да и вообще интересные видюхи у этого дядьки 😉

Но сажать нагруженные торсионы на клей… и поверх них ещё все остальное устанавливать… мне кажется не самым надежным вариантом, хотя и намного проще и быстрее, чем сделал я.