Activity

СБ-2 в масштабе 1:35

Сделал “испытательный стенд” (см. тут rcopen.com/forum/f20/topic309230). Ещё не калибровал, но предварительно можно сказать, что тяга мотора около 15грамм на токе 3.2А с тем винтом, что раньше фотал. У винта шаг явно “маловат” (55-58мм уже не помню). Это тот, который с якорем на 12пластин и обмоткой проводом около 0.2мм. Остальные “тянут” значительно хуже.

Особенно “собственный” с 18 пластинами и большой обмоткой проводом 0.14мм (но он правда и ест всего 0.9А). Так что, если и “переделывать”, то только на больший ток. Количество пластин якоря “принципиальной роли” - не играет (кроме веса).

Испытательный стенд для электромотора

Поняв свою ошибку в первой теме (Чертежи СБ-2), решил сделать отдельную тему.

Думаю по фотографиям всё видно.

Основу стенда составляет остаток редуктора от детского вертолета, который заводится с веревочки (есть ещё такие же танки с теми же редукторами) по цене рублей 45-70 (смотря где брать).

Из него удалено всё, кроме главной шестеренки с пружиной и веревкой. Пружина предварительно распрямляется (металл фиговый, это не трудно) и заново наматывается на небольшую трубку. Я делал на обычную деревянную кисточку, предварительно расщепив её конец. Это - уже сложнее. 😃

Корпус редуктора “обрамляется вровень” опорой для шкалы.

Шкала печатается на струйнике, я делал с шагом 1 градус. Стрелка - небольшой отрезок проволоки заточенный с одного конца.

На основание клеим “рельсы” по которым катается тележка с мотором. Тележку брал от вагона ж/д H0. Тележка стоит на конце, который ближе к измерительной головке, поэтому мотор “уравновешен” балансиром.

Собственно фсё. Ещё не калибровал. Предварительная оценка: цена деления шкалы = 0.25 … 0.3 грамма.

Да, шестеренку есть смысл смазывать (давно уже использую вазелин для этих целей)

Удачи в повторении, кому нужен испытательный стенд своими руками за один вечер. 😃

и окончательно в сборе с "испытуемым:

СБ-2 в масштабе 1:35

Спасибо всем за переживания, опасения и сочуствие… я понимаю, что хочется принять ещё одного челна в свои ряды… но:

  1. Я - не “авиатор”… уж если чем и болел, то морем под парусами… (живя в степи);
  2. Делаю не для себя, а для рыбенка… разобъет - починим. Приобщится, принимайте. “Отдам без сожаления” в авиаторы; … по крайней мере “морем” он не болеет, р/у машинки - уже пройдено, проверено. А вот “починить вертолет” - запрос ежедневный.
  3. Как “побочный эффект” получится КИТ по СБ-2… на крайняк, переработаете в потолочку или бальзу… и другие моторы… это “плохо”?

P.S. рыбенку 6.5 лет.

СБ-2 в масштабе 1:35
  1. Почему выбор пал на СБ: ну… делать очередной истребитель … их многа… делать большую модель - где ставить… моторы слабые (это сразу было понятно), стало быть двухмоторник или даже 4-х… круг сузился… моделек СБ в “продаваемых” не нашел (делать то что есть - не интересно, танки поэтому и “лежат”)… стало интересно, нашел картонку… распечатал и склеил, посмотрел… красив… поставил моторы, покрутил… катается шустро на штатных винтах. Рыбенку понравилось, у него есть (теперь уже был) вертолет, он им управляет филигранно (аж завидно)… почему не сделать “летающий”?!?
    Картонку печатал на фотобумаге (180гр/кв.м.), поэтому речь о “полетит” даже не ставилась…
    Вот, взялся.

  2. Почему из бумаги… это материал, который есть в каждом магазине канцтоваров… ножницы и клей не требуют “специальных навыков”… моторчики от обыкновенных игрушек… печать на обычном струйнике… - доступность материалов, технологий. Мне кажется, что результат будет крайне полезен для приобщения народа к процессу моделирования… всё лучше чем шишки курить.

  3. Почему не ТБ… у где я его ставить буду в 80 и более сантиметров? Дома и так, от игрушек “ходить негде” (наследие тяжелого детства у родителей)… 😃

С весом, понятно уже… буду “выжимать до упора”… р/у: приемник вытащил, он с контроллером машинок сразу… придется слегка переделать… вес самого приемника очень мал… там “корпус” был тяжелый… все равно, плату перепаивать (размеры надо другие)… заодно и перекомпоную.

Осталось решить по материалу обшивки… какой наиболее легкий и доступный материал можно “раскрасить” печатью на обыкновенном струйнике? Обычная офисная бумага - 80гр/кв.м., есть что “легче” с похожей доступностью?

СБ-2 в масштабе 1:35

Чума… представляю каково!
…на Ингерманланде были кофель-нагельные планки из самодельных дубовых спичек с резными головками (сосновые снасть не держали, ломались) и блоки трехшкивные, рабочие размером в 4*6мм…с колесиками внутри… брам-стеньговые юферсы диаметром 4мм с тремя дырками… буковые…

а-а-а… пепел на мой лысый череп, нафига утопил!!!

Пасибки. Давно такую красоту не видел. Ну, стало быть “не предел” есть что вспомнить. У меня бальзы нет… есть остатки букового, дубового и ясеневого шпона толщиной 0.5мм… да и то, так “чуть-чуть”.

СБ-2 в масштабе 1:35

Да, похоже вы все правы.
Получается, что чтобы обеспечить нормальную подъемную силу крыла, соответственно масштабному весу, надо обеспечить скорость полета около 35м/сек. На винтах диаметром 10см (там где-то раньше ошибся) получается необходимый угол лопасти на краю под 40 градусов при 10000 об/мин. Необходимая тяга каждого винта получается около 110гр. … Это на масштабном взлетном весе.

Похоже на нереал.

но. если облегчить модель до веса пустого (110гр), увеличить габарит крыла на 5-10%, и взять лучше профиль (типа Кларков), то потребные мощности падают до 60-70гр на винт… это - много?

эх. Корда, так корда… надо будет учесть в конструкции. 😦
Опыта нет никакого, для начала рыбенку наверное пойдет. Значит буду биться за вес, посмотрим чего получится.

Крода или р/у, чертежи планера от этого страдают не сильно. Выложу как закончу.

СБ-2 в масштабе 1:35

Площадь крыла оригинала 56,7кв.м., нагрузка 141кГ/кв.м… если следовать масштабу, то площадь крыла будет 4,6 кв.дм., а нагрузка 28-40гр/кв.дм., по-вашему получается “не взлетит ни с какими моторами”… там, правда была нагрузка на мощность в 180вт/кГ… 😃

СБ-2 в масштабе 1:35

По нагрузке на мощность.

Правильно ли я понимаю в общих чертах (не вижу особой разницы между крылом и парусом яхты, считать которые умею):

  1. Cy крыла у профиля NASA-23 - около 1.1 при наилучших углах атаки. При 3грд, там ваще что-то около 0.7, стало быть легко, считаем “ветер” который должен обдувать крыло с силой не меньше веса модели.
  2. Считаем сопротивление как сумму лобового и Cx крыла. Получаем общую “силу тяги” и “эффективный ветер”, которым крыло должно обдуваться.
  3. Если бы пропеллер шел как по резьбе, то это и есть тот “ветер”, который он должен создать. Но это не так, хотя бы потому что он сам - тоже вращающееся “крыло” со своим профилем, углом атаки и Cx,Cy… плюс надо учесть “скольжение” - как? Отсюда получаем скорость необходимого потока, создаваемого винтом из набегающего потока (=0 на взлете).
  4. Повторяем все то же самое для пропеллера и получаем итоговую силу тяги в нормальных граммах на сантиметр (тут получается, что плечо момента - средний эффективный диаметр винта) и скорость вращения …

В целом, подход верен?

СБ-2 в масштабе 1:35

Пасибки, стало понятней. Отказ от коллекторников - понятен, переход на инверсию статор/ротор - тоже (такие в самолетных гироскопах ещё стоят с незапамятных времен).
Поскольку мне надо поднять “тяговооруженность” раза в полтора-два, то похоже, что “альтернативы нет”, или надо смотреть на моторы как на расходный материал (при их цене - вполне реально) … но попробую всеж-таки (не получится, заменю моторы).

Ещё вопрос по выбору: указывается везде предельный ток мотора и килообороты в минуту на вольт, и это, насколько понимаю, для штатных винтов… как мне перевести эти показатели в тяговый момент в “граммы на сантиметр” (он мне гораздо понятней) и в “момент останова” - предельный момент мотора? Последнее скорее всего не указывают по причине неограниченного тока - КЗ пожгет его раньше, чем можно замерить.

СБ-2 в масштабе 1:35

😃 Пасибки, но этот есть. Собрал всё, что нашлось… 5 источников, к сожалению не сохранил какие. ИМХО лучший чертеж Деминой, который достался порезанным на 2 части, сшил, отмасштабировал. Закончу делать все выкройки, покажу что получилось, обязательно. Профиль по этому четрежу сверял, получилось “очень похоже”. Ещё есть какие-то в PCX… очень подробная деталировка.

СБ-2 в масштабе 1:35
serop72:

… купите пару моторов весом 6-10 грамм

Упс. Ещё раз:

  1. Задача сделать из доступных материалов, вопрос “купить” - не стоял, да и нет прост у нас тут, как показала практика.
    Хотя вот похоже вертолет “приказал долго жить” (похоже проблема с передатчиком: заводит и тут же выключает, акк. - заряжен полностью), можно снять с него.
  2. Не надо из темы устраивать пиар сайтов по продаже… тут есть много хороших ссылок в других темах. Я умею читать, многие уже просмотрел.
  3. “Как выбирать”, что купить - совет будет гораздо ценнее (мне)… потому что в ваших обозначениях ничего не понимаю. Мне совершенно непонятно КАК может быть на ценнике “мотор 23гр”, а в описании “вес 6.5гр.”… чему “верить”?

Сразу же:
Коллектор щеточный, латунный и очень слабый, штатный ток до 1А. Но узел меняется “на раз”. Это самые обыкновенные моторы, которые ставят в детские машинки, с ценой от 8 до 23руб/шт (смотря кто продает). Отличаются друг от друга только количествои намотки провода и количеством пластин якоря… у меня их штук 20… 😃

СБ-2 в масштабе 1:35

Да, с окраской похоже всё проще. Не надо лить струйником как на “фото отличного качетства”…300dpi достаточно и насыщенность цвета можно выставлять около 75%… на вид практически тоже самое, но 4 листа весят значительно меньше. Это я напугался, распечатав выкройки обшивки со сканов без обработки и покрасив их акриловым лаком сверху. 😃

Пасибки за ссылку, я её читал ещё до регистрации тут, но потом потерял. Правда, что в первый раз, что сейчас - ничего не понятно… и как мне рассчитать мотоустановку для двух винтового бомбовоза, диаметр винтов которого строго фиксирован расположением мотогондол. Впрочем и шаг, практически тоже. Опять же, непонятно что такое “типы пропеллеров”… ширина(площадь) лопасти? … вопросов больше чем сама статья.

СБ-2 в масштабе 1:35
Кузя:

Здесь искать не пробовали?

Смотрел, но нифига не понял. В списке указан один вес, жмешь на картинку, там совсем другой. И ни у одного мотора нет такого параметра как крутящий момент… как их смотреть? Свои, я знаю: на 0.5А момент около 10-15 гр*см., при оборотах около 6000. У меня такой стоит в подьемном кране, с самодельным редуктором 1:83 с трудом, но таскает полукилограммовую гантель. А эти как сравнивать? По максимальному току?!?

каркас консоли - бумага 250гр/кв.м., печать на струйнике. Проба пера, хотел посмотреть как оно собираться будет… это “утолщенный вариант”. На первом фото - нервюры (центроплан) оказались слишком слабыми…

Консоль спроектировал из 15% у корня и 8% на краю. Не знаю, пока нигде не нашел расклад толщины по консоли…

Пасибки.

С этим винтом получаем: 3.7*2.5 = 9,25 * 0,57 (кпд этого мотора, оно известно) = 5,3 * 2 (шт.) = 10,6 ватт. При взлетном весе в 140гр, получаем 10,6/0,14 = 75 ватт/кг.

Близко у казанному. Вариантов 2: меньший взлетный вес и поднять напругу. 😃

СБ-2 в масштабе 1:35

😃 Это не картон. Это трехслойный пирог из 2-х мм пластика, укрепленный циан-акрилатным клеем в несколько слоев. Слои там видны. Толщина лопасти в рабочем диапазоне диаметров 0.5мм, у корня - симметричный 2.5мм, профиль выпукло-вогнутый… делал на глаз, по-быстрому. 4-х лопастной винт сделать легче чем 3-х и балансировать проще. С расчетом, получилось за пару часов…

Вот этот винт, от аккума (купил сегодня 2*130ма в вертолет, а оттуда достал 1*150мА) в 3.7 вольт нагружает 13гр. двигатель на 2.5А и по ощущениям “тянет” заметно лучше (раза в 2) чем 2-х лопастной вертолет весом в 42гр. Может редуктор?

У нас, найти что-то можно или по конским ценам, или надо заказывать в инете… на весь город, хорошо если пара магазинов найдется… большая часть - неизвестно когда работает (вчера полдня прокатался)… а брать, что-то серъезное, для “первой модели” - как-то не хочется… “а вдруг рыбенок не приобщится”?!? 😃
Я лучше эти движки доработаю. Похоже, они вполне вытянут.

Так никто и не сказал “как оценить требуемую мощность моторов”, в нормальных единицах тягового момента “гр*см”…

СБ-2 в масштабе 1:35
Gera60:

Вот почти ваш СБ , размах чуть поменьше , обратите внимание на вес . Размах крыльев около: 520 мм Длина приблизительно: 387 мм Мощность взлетный вес около: 74 г Включает в себя аккумулятор: 1s 3.7V 250 мАч

Да, очень похож, судя по параметрам. По моторам: F130-… есть оказывается несколько разных (перебрал весь запас от детских игрушек). Есть с якорями из 9 пластин, 12 и 16. Те, которые из 9 пластин весят 13гр (17.5гр - это которые с якорями на 16 пластин оказались, думал они одинаковые). Если судить по частоте наводок, то на 4.5в “крутят” около 11000 оборотов… получается больше 2000 на вольт… жрут с винтом (сделал масштабный, но 4-х лопастной) около 1.5А

Винт Д=5см (больше до фюзеляжа не влезет), шаг из расчета масштабной крейсерской скорости, получился около 55мм. Сделал 4-х лопастным, потому что это проще, и думаю лишняя лопасть даст прирост тяги… нет?
это каркас консоли:

СБ-2 в масштабе 1:35

Огромное спасибо всем за оптимизм, поддержку и советы. 😃
У меня нормальное конструкторское образование, данное далеко не последними людьми в этом деле. Когда-то мне тоже так говорили все и в один голос “не поплывет”… нельзя сделать р/у модель двухпалубного трехмачтового фрегата в таком масштабе. Ингерманланд (1:100) собранный полностью, от шпангоут до рангоута (клееные масштабные, разборные мачты) из обыкновенных спичек, по тем технологиям и с соблюдением пропорций, не только “поплыл”, но это его пушки с нижней палубы, пробивали 5мм фанеру “на ходу” и с воды. Утопил эту красоту при переезде… боялся не довезу… жалею до сих пор. Да. И р/у там было полностью самодельное на дискретных (тогда других не было) детальках…

Делов-то. “Всего-то” 2.5 года работы… 😃

По делу:

  1. “Профиль не важен” … ?!? … то есть на таком масштабе будет визуально неразличим, а т.з. аэродинамики “всё равно плох” потому что число Рейнольдса “не то”… так? Если так, то этот вопрос отпал. Насколько понимаю, на низких числах Рейнольдса (для модели это ведь так?) лучше работают выпукло-вогнутые профиля … типа “птичье крыло”… если поставить такой то
    а) насколько хуже с точки зрения “копийности”
    б) насколько лучше с точки зрения аэродинамики?
    … в принципе, если “всё, все равно плохо” (с т.з. аэродинамики), то вопрос можно считать закрытым. Поставлю то что получилось. К нему уже сделал все выкройки.


2. С моторами озадачился. Поищу. 2000kV - это 2000 об/мин на 1 вольт? Разжуйте новичку плизз… я в ваших обозначениях нифига не понимаю.

Ещё раз пасибки за советы, посмотрел раздел комнатных моделек и родителям… Это не интересно, купить готовое или склеить из готового… это не моделизм по большому счету… хочется не только сделать самому, но и показать рыбенку, как это делается, и что получается в результате… как раз, вместо (как альтернативу) покупным игрушкам… (есть такие в достатке).

СБ-2 в масштабе 1:35
  1. С профилем крыла разобрался. Вроде. Нашел какой-то чертеж в PCX формате, где отдельно даны профили центроплана, корня и конца консолей.

  2. Я понимаю, что моторы тяжелые и слабые, но не знаю какие нужны…
    Никто не может по указанным данным сказать какова требуемая мощность моторов?!?
    Хорошо, а посоветовать хотя бы как оценить? На оригинале стояли сначала 860л.с. потом довели до 1200л.с. Если “соблюдать масшатаб” - сколько должно быть, или так нельзя говорить?

  3. Если отойти от копийности и сделать крылья “чуть больше”… насколько “позволяется” это чуть? Есть же какие-то правила у вас, моделистов или как?

Чертежи несущих деталей - у меня уже готовы почти все, обшивку (вместе с окраской 😃 хочу взять от того что есть (скан журнала), вроде по габаритам “натянуть можно”… и?

или точно “не взлетит”? Жалко будет, рыбенку делаю.

Попробовал моторы: сделал четырех лопастной винт, на 4.5В “на ощупь” (не знаю как измерить) тянет раза в 2-3 лучше чем имеющийся вертолет весом около 50гр. Один мотор.

р/у - уж какое есть… оно же с трактора… 😃

Насчет опыта: у меня есть хороший опыт изготовления парусных моделей… в том числе и из спичек, все “ходячие” и даже “стреляющие” были… в масштабе 1:100, 32-х фунтовый алюминиевый единорог пробивает 5мм фанеру с расстояния до 5м “навылет”… так что “кое-что” делать умеем. 😃

СБ-2 в масштабе 1:35
  1. Если бы я мог “посчитать”, то здесь бы не спрашивал. Я не знаю как оценить необходимую мощность моторов для такой модели. Можете помочь?
  2. Должно получится, если соблюдать масштабы:
  • Масса пустого 4768кГ (в масштабе 111гр), взлетная 7880 (масштабных 183гр.)… взял среднюю около 147гр.
  • размах 581мм, длина 360мм, площадь повехностей 4,6 кв.дм.
  • нагрузка на крыло 141 кг/кв.м. (в масштабе получается 39,7гр/кв.дм)
  • нагрузка на мощность 180вт / кг. … какая должна быть у масштабной модели - очень хочется понять… как пересчитать - не знаю.
  1. Ожидания по весу планера:
  • несущие детали. Бумага 250гр/кв.м. - 2 листа А4 плотность заполнения 0,5 (уже есть раскладка) = 2*250*0,21*0,297 *0,5 = 15,6гр.
  • обшивка: 4 листа А4 по 80гр/кв.м., плотность заполнения 0,67 (есть раскрой от Kartony Modelarz) = 4*80*0.21*0.297*0.67 = 20гр.
  • пластиковые усиления (мест сборки/разборки) и механизация (тяги) оценочно около 10гр.
  • окраска (печать струйником, покрытие акриловый лак), оценочно получилось много (около 30гр). Буду думать…
  • клей ПВА - ?!? не знаю как оценить. Если считать по опыту расхода, то это даже смешно получается…
  • радиоуправление. То которое есть, весит около 10гр.
  • моторы: 2*17,5 + 3* (5,4+1,1 - редукторы рулевых машинок, есть уже) … итого 54,5гр.
  • аккумы… ?!? понятия не имею, у меня есть только АА2500ма-ч Ni-mh но они весят ого-го…
    Итого: планер( 15,6+20+30+? ) = 65,6гр. + электроника ( 10 + 54,5) = 64,5, суммарно получается около 130грамм. Если ориентироваться на 183 (взлетный вес) то есть хороший запас… но есть и резервы в виде веса окраски…

Что значит “попроще”? Основа - картонная модель из набора Kartony Modelarz… там всего 6 листов А4… просто мне не нравится, что там профиль крыла “от фонаря”, и сделать хочу с моторами, чтобы летало…

Если можете, то помогите:
а) с профилем крыла. Если знаете где взять ординаты ЦАГИ-40, буду крайне признателен. Или подскажите, могу ли я поступить так как предположил (усреднить 2 известных мне профиля)
б) какова требуемая мощность моторов, если этих недостаточно? Как посчитать?
в) есть ли смысл ставить на моторы редукторы (есть шестеренки 8,9,10,12,18,20,22,24,26,28,30,32,36,42,48 зубьев от детских игрушек модуль 0,4…0,5 и 1,5)… если ставить, то с каким коэффициентом?
г) если поставить 4-х лопастные винты - будет лучше летать/тянуть?

СБ-2 в масштабе 1:35

Решился сделать такую из доступных материалов (бумага, ножницы клей, моторы, шестеренки от игрушек и р/у от поломанного трактора - 7 команд), но столкнулся с рядом вопросов:

  1. Моторы из серии F130-… параметры: вес 17.5гр, 1.5-6.0В, 5000-12000 об/мин, 20гр*см (при токе 0.8А), момент остановки 60гр*см. Могу перемотать проводом 0.3мм на больший ток (штатный 0.18мм)… хватит?

  2. Профиль крыла, типа ЦАГИ-40, где взять? Есть инфа, что он сильно похож на NASA-23… (он у меня есть), также знаю, что Туполевцы “до” использовали профиль “АНТ-6” (он тоже есть)… отличаются сильно только верхней передней кромкой… если вывести “среднее-арифметическиое” - будет “похоже”?

  3. Толщина крыла, указана 16%, но непонятно: это по всему крылу одинаково, или у корня? “Вычислять” с чертежей (пользую Деминой), не считаю правильным, там наверняка нарисовано “примерно”.

  4. Масштабный взлетный вес около 140грамм… планер, ожидаю весом 50-60гр., на двигатели уйдет 2*17.5 + 3*6.5 (рулевые машинки на 5гр. движках - есть такие) = 54,5гр. Итого, на батарейку останется грамм 20… вроде получается.
    … если делать из потолочки - будет легче или как?
    … может кто-нибудь оценить, у кого есть проги, “взлетит или куда”… ну или дать рекомендации что надо чтобы взлетело…

Заранее благорадю.