Activity

Вертолет своими руками...

Тема напрочь выносит мозг - я не представляю, как в 16 лет можно быть настолько необразованным и, вдобавок, криворуким. Вот серьёзно, мой ребёнок в свои 6-7 лет делал всякую ерунду из дерева аккуратнее. Болезни - это всегда плохо, тут соболезную, но, как мне кажется, отит не мешает учиться самостоятельно. Тем более что компьютер с интернетом у топикстартера есть.

AT-99 Gunship "Scorpion" из пены по мотивам фильма "Аватар"
Yanchak:

И ARDU MU вообщето квадрокоптерный стабилизатор, но не исключенно что автор его переписал, я пока не разобрался.

Там в тексте Firmware AutoStab v3.31 by Jean-Louis Naudin - так что софт у него самодельный.
UPDATE

Ролик из комментария автора к собственному посту, другая (но конструктивно аналогичная платформа), плюс, как я и предполагал, Only the PIDs gains have been finely tuned to be in line with the sizes and the weight of the Matthieu’s OAT Bicopter., т.е. подогнал параметры PID как следует.

Классически соосная Big Lama

Проект заинтересовал, frwind - молодец! www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=957360 - посмотрите, там гражданин успешно переделал Lama V4 в однороторный, с гироскопами на сервы. Возможно, найдёте что-либо полезное.
PS. У самого лежат два bluearrow nano gyro для такой переделки, но времени катастрофически не хватает на хобби 😦

Электронника на E-SKY LAMA V4 нужен совет!

Настраивает опорное напряжение для гироскопа. Крутить категорически не рекомендуется, потом придётся искать схему электроники на rcgroups (она там есть) и с мультиметром выставлять обратно нужное значение (1.65V, если мне память не изменяет).

Несанкционированное использование верхнего ротора от Ламы

Напрямую без редуктора - мотор, скорее всего, сгорит. Не помню, приводили ли в теме про Scorpion ссылку на ArtTech K-22 (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=945145), но у него ВМГ организована именно как два поворотных ротора (таких же, как у Lama).

С уважением!

Индикатор LiPo на LM3914N-1

www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=221018
Похожая на вторую схема (принцип действия тот же), вместо bf748 - 2n7000. Собрал штуки три, полёт нормальный.

UPD: чёрт, забыл написать. Вместо пьезопищалки впаивается светодиод (+ там же, где и у пищалки), для 3s li-po R4 поставить 300-500 ом.

Проект "Безколлекторная Лама4"

Еще раз спасибо за консультацию, HikeR! “Некрасивые самолёты не летают!” - Туполев сказал, но красота моторов, действительно, дело 10е. C1818 привлекают тем, что (теоретически) провода от него оторвать сложнее. Появился еще один кандидат - C10 (www.hobbycity.com/hobbycity/…/uh_viewItem.asp?idPr…), 2900Kv 7 грамм. Судя по rcgroups, буржуи его часто применяют в подобных целях, даже готовые комплекты на его базе продают.
Что-то хотел быстро определиться, но теперь еще больше запутался 😃 С уважением!

Проект "Безколлекторная Лама4"

HikeR, спасибо за подробный ответ! Сверление рамы не пугает, микродрель в хозяйстве имеется. Регуляторы возьму 10A. По моторам…T1811 выглядят очень стрёмно (уродец, бип), а у SWANGHOBBY 3600Kv 5A Mini явные проблемы с охлаждением…хоть бы пару дырок сделали сверху. Но всё-таки больше склоняюсь к SwangHobby.
А что скажете про Turnigy C1818 3500Kv (hobbycity.com/hobbycity/store/uh_viewItem.asp?idPr… У них вал 4 мм, но, насколько я могу судить, он зажимается винтами и его можно легко сменить (на выломанный из коллекторника, например). Если я ошибаюсь, поправьте, пожалуйста. В теме про бесколлекторный команч упоминаются именно эти моторчики.
С уважением!

Проект "Безколлекторная Лама4"

Уважаемые коллеги! Есть вопрос, на который я и сам могу ответить, но у меня, к сожалению, нет времени. Поэтому рискну заработать помидор(ов) и спросить у более “продвинутых” коллег, так как ответ нужен, буквально, вчера.

Преамбула: занимаюсь переделкой Lama V4 на бесколлекторную систему (пока - на базе “родного” блока 4in1). В данный момент экспериментирую с прошивкой контроллера pwm-2-ppm (в отличие от упоминавшегося на этом форуме немецкого хочу немного изменить алгоритм и добавить несколько сервисных ф-ций). Если это взлетит - с удовольствием поделюсь прошивкой и схемой (ха-ха три раза, attiny2313 (или mega8) + кварц + пяток пассивных компонентов) с общественностью.

Амбула: появилась возможность заказать двигатели и регуляторы в hobbycity либо miracle-mart. Заказать надо в течение ближайших 2х дней, иначе по определенным причинам придется ждать еще месяц-два-три. Если по регуляторам вопросов нет (turnigy 6 или 10A), то с двигателями я пас.

Вопрос: порекомендуйте, пожалуйста, наиболее подходящие Б/К двигатели для Lama V4. Желательно, с валом 2 мм. Или, если в природе (и, желательно, в прайсе вышеупомянтых магазинов - в природе-то я их видел) существуют пиньёны 8T 0.5M под вал 2.3, то с 2.3 мм валом. Т.к. я с моим “станочным парком” (сьёмная хата, ничего почти нет), боюсь, операцию замены вала или его обточки (либо сверления пиньёнов) я не осилю. Можно конкретные модели, можно по характеристикам (kV, напряжение питания, ток) - буду сам подбирать.

Эту тему прочитал постранично, тему про бесколлекторный “Команч” тоже, но быстро разобраться и выбрать не смогу.

Заранее спасибо за ответ. С уважением!

UPD: Также рассматриваю варианты с пиньёном 9T - под вал 2.3 мм их в продаже хватает. Вопрос в том, какой мотор взять под 9T.

Снятие внутреннего вала БигЛама

Писал в теме “FAQ по соосникам” - лучшее из встреченных мной руководств по настройке АП - Blade CX/2 Swashplate Leveling (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=642401), рекомендую скачать PDF. Из других тяг там только тяга флайбара, с ее помощью убирается “бабочка” (что это такое и с чем едят - есть на форуме и в инструкции к вертолёту). По моему опыту, с ней можно для начала не заморачиваться - лично вчера висел как прибитый с бабочкой в +/-5 мм, при этом убрав руки с пульта 😃

проблема сламой-4
  1. Моторы xtreme надо обкатать. Описание есть на форуме.
  2. Скорее всего, действительно ключ выгорел. Описание проблемы и методы ремонта есть на форуме и на сайте рц-форсаж, ремонт несложный - замена одного транзистора IRF7413 и, иногда, диода Шоттки (SS24 или аналог). Одно “но” - если с паяльником “на вы”, поищите кого-нибудь из знакомых, умеющих паять SMD-детали (или попробуйте договориться в какой-нибудь мастерской по ремонту сотовых). Без определенного навыка есть возможность наворотить гораздо больше, чем там случилось (детали мелкие).
  3. В теме “FAQ по соосным вертолётам” писал про предохранители для моторов (два варианта - или купить за ~$6, или спаять самому). Для xtreme-моторов рекомендую однозначно.
FAQ по соосным вертолетам

С фото сложно - нечем :) Попробую обьяснить так.

Клемма такая, как на рисунке. Размер подобрал на глаз. Два облуженных прямых отрезка скрепки (жесткой, диаметр проволоки ~ 1 мм, медное покрытие) вставляются в нее на манер двузубой вилки, зажимаются и припаиваются, после чего загибаются буквой “Г” на некотором расстоянии от клеммы. Натягиваем на проволоки термоусадку, чтобы не царапать шарики/наконечники тяг. Получаются “грабли” с двумя зубами. Туда, куда нормальные люди зажимают провод (справа на картинке), припаиваем ручку из той же скрепки. Пользоваться просто - хватаемся этой штукой за тягу и нажимаем на шарик чем-нибудь (мне с металлическим АП просто - нажимаю отвёрткой, с пластиковым АП надо что-нибудь помягче - думаю, палочка бамбуковая подойдёт или что-то вроде того). Щёлк - тяга в одну сторону, “рог” АП в другую.
С уважением!

----

  1. Забыл. Лопасти. Если нет xtreme/airy, стандартные рекомендую оклеить скотчем по передней кромке. Сломать будет намного сложнее, проверено. Результат столкновения с люстрой - минус стеклянный плафон (вдребезги), лопасти без существенных повреждений. На полётных качествах, насколько я могу судить, не сказывается.
FAQ по соосным вертолетам

Дополнено
Рекомендуемое чтиво:

  1. Мануал от E-Flite Blade CX2 (есть на сайте e-flite). По сути, модель ничем не отличается от соосников ESky, но руководство написано нормальным английским языком, а не безграмотными китайцами.
  2. Blade CX/2 Swashplate Leveling. PDF есть на сайте rcgroups. Кстати, несмотря на надпись Ready to Fly на коробке, мой экземпляр потребовал регулировки автомата перекоса, без неё он практически набок валился.

----

  1. При регулировке АП требуется снимать тяги от сервоприводов. Для этого существуют специальные сьёмники, можно пользоваться “утконосами”, но они портят и царапают шарики АП (особенно, металлического). Я сделал себе сьёмник из клеммы для электропровода и толстой (1 мм) скрепки с медным покрытием (легко лудится и припаивается). На скрепку натянул термоусадку. Работы на 5 минут, но очень удобно.
Проект "Безколлекторная Лама4"
Volante24:

Если не найдете более уверенного ответа, то считайте, что 500Гц. Но лучше проверьте.

Всего 500Hz?! Странно, рассчитывал, что больше как минимум на порядок…если никто больше не подскажет, буду искать осцилограф и тыкаться…Спасибо за ответ!

FAQ по соосным вертолетам

Позволю себе немного дополнить тему на основе собственного опыта, если автор(ы) не возражают. Немного бессистемно всилу абстинентного синдрома.

  1. В состоянии алкогольного опьянения не летать! При наличии определенных отработанных навыков полёт превратится в борьбу с вертолётом (даже настроенным так, что можно покурить, убрав руки с пульта), без таких навыков - 100% крэш.
  2. Установленные в Lama V4 (и т.п.) вертолётах моторы FK-180SH-3240 рассчитаны на напряжение питания 2.4 - 3.0V, здесь же на них подаётся до 7V включительно => моторы работают в запредельном режиме. Поэтому переход на моторы Xtreme, а лучше на бесколлекторную систему - осознанная необходимость, а не прихоть.
  3. Вопреки распространенному мнению, индикатора разряда батареи в блоке 4-in-1 нет. Красный светодиод загорается при переходе газа выше определенного уровня, даже если блок не подключен к моторам. Чтобы не убить батарею, рекомендую использовать индикатор напряжения. Есть вариант от Xtreme ($19 у буржуев) совмещённый с БАНО, можно сделать самому (детали обойдутся в $1-2, максимум). Я использую вариант MicroScream (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=221018), вместо пищалки поставил мигающий светодиод и резистор на 300 Ом. Весь колхоз весит около 2х граммов, выполнен на куске макетки и подключается в разьём балансира батареи. Отсечку поставил на 6.6 вольт, по моему опыту, после alarm-а есть еще около минуты на мягкую посадку. Изготовление, настройка и проверка заняли один вечер и литр пива.
  4. Даже при полётах дома антенну приёмника рекомендуется разматывать. Невыполнение этого совета обошлось мне в ремонт блока 4-in-1 в первый же день после покупки - поймал какую-то дикую помеху. Подробности крэша есть где-то здесь на форуме. Лично я антенну обматываю вокруг лыж и привязываю к хвосту - выглядит достаточно прилично и пару раз уже послужило “ручкой”, чтобы схватить вертолёт, направляющийся в морду лица. Дополнительно антенна зафиксирована в точке крепления блока управления скотчем - чтобы не вырвать невзначай.
  5. Полевые транзисторы (ключи) IRF7413 в блоке 4-in-1 рассчитаны на ток до 12 ампер, но, как показала практика, моторы с зажатым валом их успешно “убивают”. Рекомендую использовать предохранители. Опять-таки, есть вариант от Xtreme, я применяю самовосстанавливающиеся предохранители Bourns MF-RG500 (допустимый ток 5A, отсечка 8.5A, время перехода 2.0 сек). Можно припаять в разрыв плюсового (красного) провода моторов, но я сделал 2 переходника (провода от убитого блока питания, термоусадка, разьёмы купил на радиорынке). Стоимость “колхоза” - ок. $3, шансы выживания блока за ~$45-55 (цены Россия/Беларусь) существенно повышаются. Видел в сети вариант с использованием обычных предохранителей (например, маленьких автомобильных на 7A), не проверял.
  6. В плане п. 4 - первый навык, который требуется отработать при управлении - при любых намёках на крэш резко убирать газ в ноль. Шансы “выживания” вертолёта при падении, пусть даже с большой высоты, гораздо больше с выключенными двигателеми. Аксиома. Попытки исправить положение с тяговооруженностью и управляемостью (“ватностью”) стоковой Lama в 99% случаев обречены на провал.
  7. Запчасти. У меня подобралась кучка, из которой можно сделать второй вертолёт - только рамы не хватает. Но это я запасливый, как хомяк. На самом деле, IMHO для начала достаточно лопастей (с учётом того, что нижние страдают гораздо чаще, чем верхние) и лыж (можно ремонтировать сломанные циакрином). В одном “хорошем” крэше сломал еще держатель батареи, ремонт - циакрин. Погнутый внутренний вал (мне, тьфу *3 раза, пока не удалось) успешно правится молотком/плоскогубцами, также как и флайбар. От среза шестерней (опять-таки, тьфу *3 раза) помогает рецепт из п. 5 - убирать газ. Покоцанный корпус заклеивается скотчем.
  8. Upgrade. Лопасти от Xtreme / AIRY - must have. Однозначно рекомендую внутренний вал с металлическим держателем флайбара (esky или xtreme, можно удлинённый - предотвращает схлёстывание лопастей). Со стоковым валом поиски вылетевшего флайбара занимают больше времени, чем полёты - особенно, на улице. Можно самостоятельно изготовить удлинённый вал из велосипедной спицы. Также однозначно рекомендую металлический автомат перекоса (esky или xtreme), т.к. стоковый пластмассовый может разделиться на две половины в полёте. Плавали, знаем.

Надеюсь, будет полезно.

Проект "Безколлекторная Лама4"

Уважаемые коллеги! Не нашел, в какой теме лучше задать свой вопрос, поэтому рискну задать его здесь. Может быть, кто-нибудь знает, какая частота ШИМ-сигнала на выходе стандартного блока 4-in-1? Заранее спасибо за ответ!

Принимайте новечка - Ламовода ! И сразу вопрос !?
Igelsoft:

Странно вообще, конечно… Как раз состояниеключей контроллер Ламы отследить не в состоянии. И “красный свет” был наверно по другой причине.

Еще раз спасибо за полезный ответ, поговорю с продавцом и постараюсь проверить всё по-максимуму. Мне тоже и диагноз, и поведение контроллера показались необычными.

С уважением!

Принимайте новечка - Ламовода ! И сразу вопрос !?

Огромное спасибо за ответы и советы, уважаемые коллеги!

Вертолёт - Lama V4, к сожалению не уточнил этого в своем посте. Да и саму ситуацию описал не совсем подробно (контроллер инициализировался с ошибкой - светодиод после мигания включался на красный) - каюсь, поспешил. На данный момент проблема решена, завтра заберу зверька. Диагноз - сдохли оба силовых ключа.

Igelsoft:

Тем боле на изначально скрученной антенне приемника.

Да, меня уже просветили про изначальное состояние антенны - но было поздно. Видимо, действительно помеху поймал.

Igelsoft:

Про ключи - не думаю, вероятность вылета обоих каналов мала при подобном краше.

Я тоже так думал - так как если двигатели и заклинило, то на какие-то доли секунды. Тем не менее, диагноз мне сегодня озвучили.

Всем участникам обсуждения еще раз большое спасибо, в следующий раз (тьфу-тьфу-тьфу) буду знать, что из контактов проверять и куда лезть мультиметром. И куда можно обратиться за помощью :)

С уважением!

Принимайте новечка - Ламовода ! И сразу вопрос !?

Hiker, спасибо за ответ!

который? мотор при этом вращается?

Оба - и верхний, и нижний. Моторы даже не включаются, но валы проворачиваются свободно. При этом, нижние лопасти целы - т.е. скорее всего “их” двигатель при падении не “клинило”, - отсюда вопрос, почему не работают оба двигателя. Силовые ключи в блоке на них, естественно, раздельные, и, насколько я могу судить, при клине одного мотора сдох бы только его ключ. Хотя, м.б., и не прав.

скорее всего так и есть.

Возможно, я и хочу посоветоваться с профи. Насторожило то, что все эти выкрутасы вертолёт устроил с выключенным (мин. положение ручки) газом. Вариант помех маловероятен, по-моему, из-за удаленности места “тренировки”.

С уважением!

Принимайте новечка - Ламовода ! И сразу вопрос !?

Добрый день, уважаемое сообщество! Чтобы не плодить новых тем, задам свой вопрос здесь.

Ситуация:
Осваивал крайне увлекательное упражнение для новичка - мелкие прыжки по ковру с выкрученным “в ноль” триммером газа. После очередной успешной “посадки” вертолёт с 0-вым газом неожиданно “прыгнул” вверх, завалился на бок и сломал пару лопастей. Лопасти - не беда, запасных хватает, но проблема в том, что после краша вертолёт перестал раскручивать винт. Сервы при этом работают нормально.

Вопрос:
Как общаться с продавцом? Есть мнение, что это немножко непредусмотренное для электроники поведение - читал, в т.ч. здесь, про крэши лам (и даже более серьёзные) - электроника, как правило, выживает. Тем более что у меня есть сомнение в очередности событий (отказ - падение, падение - отказ). Продавец же настаивает, что виновник этого прискорбного события - я.

С уважением!