140 | Leica X1. Сеанс с разоблачением
Объявление об открытом тестировании фотокамеры Lieca X1 я прочитал в ленте DeepApple-блога с опозданием. По моим расчетам все места должны были быть забронированы, но один билетик на «утренний сеанс» все же нашелся и я засобирался подержать в руках компактную камеру, которую вряд ли смогу себе позволить.
Если попытаться представить целевую аудиторию потребителей такой техники, очертить, что называется, фокус-группу, то вырисовываются граждане у которых Leica X1 даже не третий фотоаппарат в семье. Получается, что камера — эдакий экземпляр для коллекции, нежели для какого-то серьезного практического применения. В самом деле, прочитав спецификации к аппарату и сравнив их со множеством других схожего м-м-м… размера, приходишь к выводу, что ничего похожего и рядом не лежало. С одной стороны характеристики Лейки мягко говоря скромные, а с другой стороны совершенно беззастенчивая цена. В связи с этим возникает стойкое ощущение, что это какой-то фантастический обман, сеанс маркетингового гипноза. С миссией разоблачения секрета фокуса я и направился на третью улицу Ямского поля. Со своим Canon PowerShot G11 наперевес. Блокнот брать не стал.
Началось тестирование с небольшого конфуза. Я уже и камеру расчехлил, и Лейку на столе разложил красиво, и предоставленный моделирующий свет покрутил/подвигал, как вдруг!.. Обнаружилось, что мой Канон начисто лишен карты памяти. Перекачивал накануне накопившееся, да так и забыл вернуть на место. Себя не узнаю, обычно я в таких вещах ответственный до чрезвычайности, а тут такое…
Через этот конфуз, однако, интересная особенность обнаружилась. Канон не видит карточку (HCSD) переставленную из Лейки. Пришлось форматировать заново, а вот Лейка прекрасно работает с карточкой из Канона. Просто создает в томе СANON_DC свою папочку и спокойно пишет файлики: либо JPEG в двух вариантах степени сжатия на выбор, либо цифровой негатив DNG в сопровождении тех же двух вариантов JPEG. Конкретный формат настраивается в меню. Русским языком, кстати, аппарат владеет в совершенстве, с едва заметным акцентом.
Честно говоря, в наш век, когда «…весь контрабандный товар делается в Одессе, на Малой Арнаутской улице», держа в руках вещь на которой написано, что она изготовлена прямо в Германии испытываешь известное недоверие. Особенно, если помнить чему нас учил Козьма Прутков¹. Здесь можно доверят только тактильным ощущениям, а они, — хвала богам! — как раз довольно настойчиво подтверждают написанное. Зазоры подогнаны, не придерешься. Крышки открываются и снимаются, а потом закрываются и одеваются именно так и в тот самый момент, когда этого от них ожидаешь. Кнопку-вспышку вообще можно раскладывать/складывать до бесконечности. В целом корпус состоит из пластиковых деталей, но дешевым этот пластик я бы назвать не осмелился, все вполне добротно. Чтобы подробней ознакомиться с аппаратом, предлагаю совершить тур вращая корпус по часовой стрелке.
Спереди, кроме объектива, логотипа и лампы подсветки автофокуса больше ничего примечательного. Объектив в рабочем положении значительно увеличивается в размерах, но перемены фокусного расстояния от него ждать не приходится. Вот как есть в нем 24 мм (36 мм — в пересчете на привычный эквивалент) так всю дорогу они и будут. Зато сразу отпадает потребность в управлении трансфокатором. Какую увидим композицию на дисплее (забегая на обратную сторону корпуса) ровно такой кадр и получим. Не приблизить, не отдалить — вот не сойти мне с этого места! Светосилой 1:2,8 сейчас вряд ли кого-то удивишь, но закрывать диафрагму можно до 16 с шагом в 1/3, а вот это как раз мало кто из компактных конкурентов умеет. Если вообще умеют, лично я не припомню таких.
На обратной стороне расположен ЖК-монитор, десять кнопок управления и два управляющих колеса. Разобраться с кнопками человеку не первый раз держащему в руках цифровой фотоаппарат не представляет труда. Применение диска вокруг набора кнопок справа находится как-то сразу и без проблем: перемещение по меню, установка корректируемых параметров и прочее.
А вот сектор барабана похожего на ностальгический механизм перемотки кадра действительно выполняет свою традиционную функцию — перематывает кадры, только теперь уже в режиме просмотра. Принимавший меня в DeepApple Дмитрий Дружбин высказал интересную мысль, что барабан этот оставлен специально для услады давних приверженцев марки, чтобы их моторная привычка к перемотке кадра находила механический отклик на привычном месте. Если это и в самом деле так, то на мой взгляд не хватает еще и соответствующего «упора», чтобы иллюзия была полной и «длинна» перемотки не оставалась бесконечной, как сейчас.
Некоторое замешательство возникло в поисках включения режима «макро». Специальной кнопки или нарочито обозначенного привычным «цветочком» пункта меню обнаружить не удалось. Уже почти отчаявшись побороть «интуитивно понятный интерфейс» без помощи инструкции я обнаружил заветный выбор под одной из управляющих кнопок. Толку, впрочем, от этого не много. Минимальная дистанция фокусировки находится на расстоянии 60 (Шестьдесят!) сантиметров в обычном режиме и 30 (Тридцать!) сантиметров в режиме «макро» или ручной фокусировки. Лютики цветочки и всяких насекомых гадов крупным планом явно придется исключить из списка сюжетов подвластных этой камере. На иллюстрациях ниже приведены фотографии довольно крупного объекта снятого на минимально возможной дистанции с которой удалось навести резкость в автоматическом режиме.
В любой технической штуковине лично меня неизменно радует трогательная забота о потребителе, заключенная во всякого рода мелочах. Вот, например, черные наросты по бокам корпуса — не просто дизайнерское излишество, их задача в том, чтобы ремешок и его петли не изуродовали раньше времени детали корпуса похожие на металл. С другой стороны, стремление конструкторов придать корпусу узнаваемые, культовые, можно сказать, формы, привели к таким перекосам в эргономике, что среди аксессуаров для этой модели предлагается специальная ручка улучшающая удобство хвата камеры одной рукой. Для тех, кому не верится в только что прочитанное, повторяю: да, купив фотоаппарат за 2000€ вы должные еще немножко доплатить, чтобы его было удобно держать.
Но уж если вы ухватили Лейку за самое интересное место, повернули рычаг включения в один из трех доступных режимов съемки (одиночной, серийной или с задержкой) и положили пальчик на кнопку спуска затвора, то не грех взглянуть на нее сверху вниз и покрутить барабаны выдержки и диафрагмы. Для того, чтобы не загубить интересный сюжет можно поставить обе рукоятки в положение автоматической работы. В этом случае у вас сохраняется возможность задать поправку экспозиции в пределах ±3 ед. с шагом в 1/3 (через меню на экране).
Экспериментируете с настройкой экспозиции в ручном режиме? Пожалуйста, только помните, что и в этом случае камера будет самостоятельно вносить экспопоправку, честно демонстрируя ее на дисплее. Говорят, что управляющие барабаны излишне легко вращаются и в некоторых случаях их установки можно сбить. Мне так не показалось. Я нашел усилия вращения всего, что можно в камере повращать весьма комфортными и в период полуторачасового тестирования ничего такого сдвинуть на ней случайно мне не удалось.
Удивительно, но связь аппарата с внешним миром осуществляется не каким-нибудь экзотическим до самоистязания способом, а буквально через самый обычный USB-кабель. Для особых случаев предусмотрено также разъем HDMI.
На нижней стороне корпуса вполне предсказуемо расположились: металлическая резьба для штатива; люк, за которым прячутся аккумулятор и карта памяти; и еще одно напоминание, что страна происхождения товара — Германия. Аккумулятор, кстати, показал себя с довольно неожиданной стороны. В процессе работы его нагрев совершенно отчетливо ощущался в месте хвата правой рукой. Ни на одном другом фотоаппарате мне такой теплопроводности корпуса встречать не доводилось. Неужели он в самом деле металлический?!?
Условия тестирования фотокамеры не предусматривали каких-либо серьезных инструментальных исследований. Да я и не собирался измерять дисторсии, оценивать виньетирование и определять разрешающую способность. Важно было понять, где именно, в каком конкретно месте в Leica X1 находится «изюм»? И он нашелся, как раз там, где больше всего и ожидался. Самое ценное в этом аппарате — световой сенсор. И это как раз тот самый случай, когда не только размер, но и тип матрицы имеет значение. Не того бойца я предложил Лейке в спаринг-партнеры, не того. Для более-менее равного сравнения качества фото нужно было брать не «мыльницу», а вполне серьезную зеркалку, что-нибудь в стиле Nikon D300S или Canon 7D. Аппарат со сравнимым по типу, размеру и плотности пикселей сенсором. Надеюсь, что кто-то другой именно так и сделает. А в моем случае, качеством полученных фотографий Leica X1 бьет Canon PowerShot G11 не то чтобы с большим перевесом по очкам, а полным нокаутом в самом первом раунде. Уж как я радовался в свое время, как восторгался, что наконец-то мне в руки попался аппарат, который не сильно торчит из кармана и делает при этом приемлемые снимки на высокой чувствительности. Да, конечно, у Canon есть и трансфокатор, и режим видео, и даже поворотный экран, и существенная разница в цене целиком в его пользу. Но того, что существенная разница в качестве (подчеркиваю — существенная!) будет заметна уже при ISO-100 — этого я никак не ожидал. Абсолютно.
Обратите внимание, даже в самой первой паре, при одинаковой диафрагме разница в выдержке в пользу Leica в десять раз. В десять! Если кто-то не верит, я с удовольствием выложу исходные файлы, где любой желающий сможет ознакомиться с информацией EXIF. Вся серия снималась без штатива, с рук, в автоматическом режиме после настройки баланса белого по листу бумаги. Уже на ISO-800 Leica прикрыла диафрагму до 3.5, а Canon только на ISO-3200 едва дотянул до значения выдержки 1/25 секунды, но к этому моменту на его отпечатках будет доминировать уже не шевелёнка, но изрядные шумы непригодные для серьезного разговора о качестве.
В общем сеанс на самом деле получился с полным разоблачением. Секрет фокуса прост: берем корпус приличной зеркальной камеры с матрицей того же размера и типа; добавляем самый скромный фикс-объектив; сверху накидываем лицензионную версию Adobe® Photoshop® Lightroom® 2 ($299 — на секундочку!); и прикрываем все это шильдиками Leica и Made in Germany — вуаля! — вот вам и искомые 75 000 руб. РФ включая НДС 18%. Примерно. Только все перечисленное хозяйство спрятать в рукаве вряд ли удастся, а Leica X1 — легко туда поместится.
Жаль не смогу я позволить себе такую камеру. И не только потому, что дорого, а еще и потому, что режима видео в ней нет. Для аппарата позиционируемого как «прогулочный» это даже как-то обидно.
В заключение хочу поблагодарить компанию DeepApple за предоставленную возможность тестирования фотокамеры и лично Дмитрия Дружбина за всяческое содействие.
____________
¹ — а Козьма Прутков учил: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим.»